Велотуризм и Армения

Армения - это страна шести климатических поясов, от полупустыни до сурового горного климата, от субтропиков до альпийских лугов, находящихся выше 2 тыс. м над уровнем моря.
Армения - это страна с удивительно красивой и разнообразной природой. На ее относительно небольшой территории расположены живописные горные хребты, скалы, реки и водопады, высокогорные озера, ущелья и каньоны, леса и заповедные зоны.
Армения – это страна, где одновременно можно встретить все четыре сезона года. Когда в Араратской долине зреют сочные абрикосы, персики, виноград, дающий лучшие сорта коньяка и десертных вин, высоко на склонах гор, окружающих долину, не хватает тепла для созревания даже зерновых, а в некоторых местах снег не сходит круглый год.
Армения – это страна, где древняя культура отражена в великолепно сохранившихся памятниках архитектуры разных эпох. Здесь можно увидеть таинственные наскальные рисунки, языческие святилища, загадочные каменные обсерватории, поселения каменного и бронзового веков, крепости-города и каналы времен государства Урарту, эллинистические храмы, христианские церкви, предвосхитившие западную готику, скальные монастыри, знаменитые хачкары, средневековые мосты и караван–сараи, развалины замков и крепостей и руины древних столиц.
Армения – это страна, пронесшая сквозь века национальные традиции и обычаи.
Армения – это страна с богатой и изысканной кухней.
Армения – это страна виноделия и мастеров коньячного дела.

Хочу с Вами поделиться одним из отзывов о велотуре:)
Думаю Вам будет интересно!

Этой осенью нам посчастливилось побывать в Армении. То, что именно «посчастливилось», я думаю, не будет оспаривать ни один член нашей группы. Мы путешествовали по Армении на велосипедах вокруг озера Севан, через Аштарак, Ошакан и Эчмиадзин выезжали в Ереван, а оттуда уже посещали другие достопримечательности. По возвращении эмоции так переполняли души всех нас, что мы решили написать о своих впечатлениях и ощущениях. Вот наши воспоминания…

Маша: Самое яркое впечатление у меня лично остались от мужичка, который нам принес
мешок яблок и груш!
Этот шок начался, когда Араик предложил нам ЗАВАРНОЙ кофе прямо вот так вот -
в дороге - посреди гор и долин Армении. Вот так вот - вдруг: "А кто хочет
молотый, а не растворимый кофе попить?" Это же просто писк, визг и полный
восторг!!! В велопоходе во время обеда тебе варят кофе!!! АХ!!! АХ, АРАИК!!!

Аня: Небольшое отступление. Араик и Альберт – это представители сопровождающей нас компании Wishup Adventures, а по совместительству механики, доктора и держатели аптечки, массовики-затейники и много еще кто. Араик – водитель сопровождающей машины и к тому же шеф-повар. А Альберт ехал всю дорогу вместе с нами на велосипеде. В общем, это наши ангелы-хранители.

Маша: И тут с другой стороны довольно быстрой и холодной речки с каменистым дном,
по которому НИ ОДИН ИЗ НАС не смог перейти на другой берег, из яблонево - и
как оказалось - грушевого сада к речке подошел какой-то местный житель. Я
предполагаю вслух: "Вот не удивлюсь тому, если этот большой мешок он тащит
нам". Хотя, на самом-то деле, я пошутила - я так не думала. Ну не могло мне
даже в голову прийти, что человек может ТАК напрягаться (переход той речки -
дело нелегкое - проверено) ради того, чтобы просто принести каким-то
совершенно незнакомым людям, которых он видит в первый и последний раз в
жизни, мешок яблок. И что же оказалось? С большим трудом перейдя ту речку,
он подходит к нам и говорит: "Угощайтесь, пожалуйста!" "Спасибо, огромное
спасибо" - рассыпаемся в благодарностях мы - "оставайтесь с нами - у нас
кофе почти готов". Он благодарит в ответ, говорит, что-то типа того, что ему
некогда и уходит.
И остается у нас большой мешок вкусных яблок и груш. Может кто-то и скажет,
что да ему, мол, не жалко было - иначе бы пропали те фрукты. Пусть. НО я
видела ту речку. Я видела то, насколько ему нелегко было переходить ее! И
никто меня не убедит, что легче было сделать то, что сделал он, а не просто
выкинуть эти фрукты, даже если они не были ему нужны.

А хозяйка дома в Арегуни? Ну, накормила группу до отвала - и все были бы
счастливы уже только этим. Но ведь какой был КРАСИВЫЙ стол - просто картинка
- наверняка многие сфотографировали его. А ведь она же еще и напекла тортов
- пирогов! Это же было шикарно! И хорошо, что мы там благодаря хозяйке
настолько объелись. Благодаря этому все сходили на озеро. Знает ли та часть
группы, которая ушла немного вперед и разожгла на берегу озера из каких-то
непонятных веток и неизвестно-чего-еще костер, насколько приятно было видеть,
как постепенно вдали в темноте разгорается огонь? Может и не знает! Так вот
знайте, что это было здорово - увидеть в темноте огонь и прийти к нему,
погреться рядом с ним, посидеть в компании интересных людей.
Это - АРМЕНИЯ! Это - ЛЮДИ!!! Вот из таких мелких встреч, необъяснимых - с
моей точки зрения - поступков окружающих там меня людей и сложилось общее
впечатление о поездке.

Аня: Действительно, Армения – это люди. Шел второй день путешествия. По дороге мы решили отклониться от основного маршрута и посмотреть, откуда берет начало речушка. Поднимаемся в крутую горку , вдоль дороги расположилось село, течет ручеек. Наконец доезжаем до верха, а там настоящее чудо – храм! Вообще, кажется, что в Армении нет недействующих церквей. Даже в тех храмах, где не проводятся обряды и службы, обязательно есть изображения святых – они нарисованы местными жителями, детьми, или принесены из дома простенькие иконки на картонках, а перед ними – обязательно свечи, цветы, дары. Ведь вера в Бога определяется не богатством внутреннего убранства церкви, а богатством души ее прихожан.
Пока мы осматривали храм, к нам подошла старенькая бабушка, спросила, кто мы откуда, угостила безумно вкусным яблоком, а когда мы собирались уезжать, попросила подождать немного и вынесла целую сумку яблок! И так было везде, где бы мы не останавливались. Армения – страна теплоты и дружелюбия.
Очень меня впечатлил монастырь Нор-Гетика или Гошаванк.
Расположенный на лесистом горном склоне в селе Гош Дилижанского района комплекс состоит из церкви Богородицы (1191-1196 гг.) с пристроенным притвором (1197 г.), построенных при настоятеле - прославленном авторе «Судебника» архимандрите Мхитаре Гоше - зодчим Мхитаром-плотником. К югу от церкви Богородицы и его притвора стоят церкви св. Григория и св. Просветителя (1241 г.). К северу же от притвора, над построенной в 1231 г. библиотекой, была надстроена колокольня (1291 г.).
На ночь мы остановились в доме у директора всего музейного комплекса Гошаванк. Когда мы зашли во двор, у хозяина сидели гости за столом. Они сразу же пригласили нас присоединиться. А минут через пять слышу – один из них читает стихи нашей Юле на французском! Оказалось – архитектор из Дилижана, учился с Санкт-Петербурге, имеет свою мастерскую в Ереване.
А в Ошакане, месте где жил и творил Месроп Маштоц, основатель армянского и грузинского алфавитов, мы подошли к мужчине, который вырезал гранат из дерева. Разговорились, он рассказал, что дружил с Параджановым и добавил, что неправильно Параджанов смысл граната передал в своем фильме «Цвет граната». Вот так…
Деревянные гранаты продаются в Армении везде, где есть продажа сувениров. Гранат – фрукт, символизирующий жизнь. Гранат поделен внутри на 4 части, по количеству времен года, каждая часть делится в свою очередь еще на 3 части по количеству месяцев времени года, а зернышек в каждой части по 30-31 штуки! Но мы не проверяли.
Дальше из Гоша путь наш лежал в Агарцин. Группа разделилась на 2 части – одни поехали на велосипедах через перевал, а другие пошли через горы пешком до озера Парзлич, а это часа три пути сначала резко в гору, а потом так же резко вниз. При этом утром мы уже «успели сбегать» на 6 км до другого озера…

Mаша: На удивление интересная и приятная получилась прогулка. Несмотря на то, что из первой ее части мы вернулись измазанными, как те поросята, которых встретили на подходе к деревне, все-таки нашлось еще много желающих продолжать бродить пешком через горы.

Аня: Когда пришли к озеру, Араик уже грел воду в двух чайника на горелках для чая-кофе, но, поразмыслив, мы решили присоединиться к велосипедной части нашей команды. Воду было выливать жалко, и ее везли в машине прямо в чайниках. .Во время объезда одного из оползней, на крутом подъеме с поворотом груженая машина, просто отказалась ехать. И всем пассажирам пришлось сойти... Представьте картину – микроавтобус Фольксваген, набитый под завязку продуктами, спальными мешками, всяких разным барахлом, за ним прицеп, на котором стоят 7 велосипедов. И вдруг, к изумлению окружающих оттуда вылезают 7 человек и держат в руках два чайника!

Mаша: Видели бы вы глаза тех людей, которые ехали нам навстречу в машине .Интересно было бы послушать их высказывания, их предположения по поводу того кто мы, откуда взялись и куда направляемся, почему ездим в машине с горячими чайниками и как мы вообще поместились в то пространство машины, которое оставалось на тот момент свободным для пассажиров (не планировалось, что мы поедем на машине, решение было принято спонтанно и очень быстро, потому был некоторый развал, и свободного места было немного).
В тот день мы увидели еще одни примерно такие же удивленные, только еще и несколько возмущенные глаза. Едем мы на машине догонять нашу едущую на велосипедах часть группы, чтобы накормить их горячим обедом и пытаемся предположить, что же они нам скажут, когда увидят нашу толпу, подъезжающую к ним на машине. Так получилось, что связи с ними на тот момент не было, и мы не могли узнать, где они находятся, сказать, чтобы они нас подождали, что мы едем к ним. Наше предположение оказалось весьма недалеко от истины. Взгляд-то Ильи Гуревича (это руководитель нашей команды), увидевшего нас, проезжающих мимо них - группы велосипедистов, отдыхающих на крутейшем подъеме к Агарцину, был весьма и весьма выразительным... Слова, говорят, были примерно такими: «Ну, народ – ни на минуту нельзя одних оставить – сразу на машине начинают кататься вместо велосипедов». То есть, собственно, мы не ошиблись в своих предположениях. Причем, обвинения были не совсем заслуженными – мы ехали вниз с ТАКОЙ горки на машине, нам было так обидно не ехать с нее на велосипедах.

Аня: В горах к северу от Дилижана, на изумрудной поляне, затерянной среди лесов, тесно прижавшись друг к другу, стоят монастырские здания Агарцина. Почти все они возведены в XII—XIII веках, хотя есть основания полагать, что этот уединённый монастырь, первоначально скромный по своим размерам и характеру строений, был основан задолго до XII века.
На территории Агарцина сохранились основные памятники монастыря: церковь Сурб Григор, построенная в XI веке; церковь Сурб Аствацацин, возведённая в 1281 году; церковь Сурб Степанос, 1244 год; часовня XIII века; усыпальница царского рода Багратидов, XII век; притвор церкви Сурб Григор, XII век; трапезная, 1248 года; различные помещения монастырских служб, возведённые в XII—XIII веках.

Mаша: А какой мы вкусный хлеб купили в том монастыре! Да, конечно, мы проголодались уже к тому моменту. Но одним только голодом не объясняется та скорость поглощения лаваша и хлеба, которую мы развили. Мы съели тот горячий – с пылу, с жару – хлеб – лаваш – булку, по-моему, минут за 15. Это было объедение!

Аня: Еще хочу добавить немного об Араике. Он нам показывал лодку (20м) "Кликия", которую он с друзьями строил 11 лет по образцу древнего киликийского торгового парусника, а потом они ходили на ней 3 сезона по тому же маршруту, что и первая Киликия вокруг Европы. И закончили поход за месяц до нашего тура.
Мы объехали на велосипедах весь Севан, были в Дилижане, Бжни, Красносельске, Личке, Шорже и много еще где, купались в озере и минеральных источниках, сами пекли лаваш, ели по дороге сиг во всех видах и раков, лакомились дикой облепихой и шиповником, лазали по скалам. Красивая природа, теплые люди, фрукты, созревшие под солнцем – лично мне это все дает силы пережить московскую осень и зиму.

Маша: А, кстати, купание в минеральном источнике было классное! Уже вечереет, уже начинает немного портиться погода, уже становится непонятно пойдет дождь или все-таки не пойдет. Нас заранее предупредили, чтобы мы не ждали каких-нибудь супер цивилизованных условий от того бассейна с минеральной водой, но зато вода там хорошая. Поэтому мы не особо и удивились, увидев облупившиеся стены. Мы просто стали весьма радостно плескаться в той теплой – почти горячей – воде из минерального источника. Нанырявшись и наплававшись вдоволь, поехали дальше, то ли несколько разморенные, а, то ли, наоборот набравшиеся сил и энергии, чтобы покорить еще кучу Армянских гор!

Маша: То, что наш поход по Армении в результате получился вело – пеше – горно - скалолазным, придало ему особый, неповторимый шарм. И, кстати, кто помнит как мы правильно назвали этот тур? Не совсем гастрономическим – какое-то более развернутое было название. Ведь с чего все началось? Мы приехали в «Альбатрос», где нас накормили ужином. Ну да… ужин… То, что мы после него, перекатываясь как колобки, выходили из-за стола – это, оказывается еще были цветочки. Но на следующее утро в том же «Альбатросе» завтрак нас научил просить огласить весь список блюд, которыми нас попытаются накормить за очередным… обжорством – иначе это не называлось. Только мы начинали подъедать что-то, что находилось на столе, нам выносили что-то другое, доедали это – приносили следующее. Было ощущение, что этот процесс бесконечен. И уже со следующей еды лично я (не знаю как остальные) вела себя неприлично и пыталась сначала узнать, что же еще нас ждет за очередным столом еще, кроме того, что мы уже на нем видим . Просто съесть всю ту вкуснятину, что нам предлагали было невозможно, а хотелось попробовать побольше новых блюд. А столько сига, сколько я съела за время этого путешествия по Армении, я, наверное, не съела за всю предыдущую жизнь.

Маша: И вот еще. Наверное все-таки место, которое мне понравилось больше всего – это крепость Амберд. Не знаю почему. Не могу объяснить. Там был какой-то особый дух. Эта высота, эта свобода, эта – даже не знаю, как объяснить – какая-то гордая независимость этой крепости что ли. Непонятно. Необъяснимо. И вместе с тем, почему мы не уезжали оттуда столько времени? Почему мы сидели на одной из самых высоких стен этой разрушенной крепости, когда где-то далеко внизу бегали, осматривали церковь, устраивали суету группы других туристов – как русских, так и иностранцев? Хоть кто-нибудь засек время? Наверняка нет. Просто оттуда совершенно не хотелось уходить. Просто там было ОЧЕНЬ хорошо. Не просто красиво – да, конечно, этой красоты у Амберда не отнять, а именно как-то по-особому хорошо!

Юля из Питера: Это-Армения! Это-люди!!!
Машин рассказ напомнил мне один эпизод, который я уже почти забыла. Это было в монастыре Гегард. Монастырь расположен в очень красивом месте, на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал. Но из тех мест, где нам удалось побывать, я бы поставила его на 3 место, после крепости Амберд и монастыря Нораванк. Гегард означает "копье".По преданию, здесь хранилась одна из реликвий Армянской церкви-копье, которым распятый на кресте Христос был ранен одним из римских стражников(ныне это копье хранится в Эчмиадзине).
В этот день Юля из Москвы купила дудук. Перед входом в монастырь местные музыканты дали ей мастер класс, и в одной из церквей Юля устроила нам концерт. Такой потрясающей акустики я никогда и нигде не слышала!
Это было волшебно! Спасибо, Юля!
Звуки дудука услышали туристы из Италии и поспешили к нам. Внутри церкви было темно,о собенно около входа. Итальянцев было много, человек 20.
И все время, пока они заходили, кто-то подсвечивал им порог мобильным телефоном. Я думала, что это их руководитель, а когда подошла, то увидела, что это был наш Араик!
Вот такие люди! Вот такая Армения!

Mаша: Целиком и полностью разделяю мнение, что это было волшебно! Много приходилось бывать на разных концертах. Причем удавалось послушать не только всякие выступления в концертных залах, но и органные и хоровые концерты в различных церквях. Думается мне, это этот – Юлин концерт – будет единственным, который я не забуду никогда. Очень жалею, что я от восторга даже забыла про то, что мой фотоаппарат умеет записывать и звук тоже. Хотя, как знать, может быть лучше пусть это останется просто очередным воспоминанием о волшебной Армении.

Наверное, наш рассказ получился сумбурным. К сожалению, не у всех из нас получилось поделиться своими впечатлениями, но все мы очень рекомендуем отправиться путешествовать по Армении. Бывшая союзная республика гораздо ближе и понятнее, чем далекая заграница. А достопримечательностей, памятников старины в ней ничуть не меньше, чем в Египте.

Слеза скатилась по щеке,
Едва покинули мы берег…
Вернемся! Точно знаем мы,
А, может, в сказку веря
Нам возвратит волна мечты…

Ах, если б знать могли…
Равнины ждут нас на пути,
А, может, горный перевал
Расскажет о превратностях судьбы?
А тут… Армянский резкий поворот
Тебя уносит вдаль от всех забот!

А мы не верим никому!
Разлука не истратит наши чувства!
Мы возвратимся и тогда
Елей прольется в наши души…
Нас встретит славная земля
И сладострастные друзья
Явят нам чудо! О, Армения!

Таня:)

Вот так вот....:))))))))))))

Велотур - Май 28,04 - 10,05 2009
Продолжительность - 12 дней, 11 ночей
Маршрут - Севан (Альбатрос) - Севан (Мартуни) - Севан (Арегуни) - Севан (Шоржа) - Гош (Регион Тавуш) - Дилижан (Регион Тавуш) - Севан (Альбатрос) - Нор Ачин (Регион Котайк) - Лусакерт – Арзни - Аштарак - Эчмиадзин - Ереван - храм Гарни - монастырь Гегард - Ереван – Амберд
Контакт - extreme@wishup.net

Comments

Submitted byLeSold on пт, 02/06/2009 - 13:14

Замечательные фотки! Прямо чувствуется радостная атмосфера.
Ну в такой красоте не мудрено :smile: