МЕТРОВАГОНМАШ.

На территории АО МЕТРОВАГОНМАШ бывшем Мытищинском Машиностроительном заводе в прошлом году была затеяна колоссальная реконструкция. В угоду корыстного замысла АО было принято решение снести большую часть старых корпусов, построенных на рубеже XIX-XX веков Саввой Ивановичем Мамонтовым, которые не успели вывести в категорию имеющую статус культурного наследия. Архитектор, предположительно, Виктор Александрович Коссов, реконструировалось в 1911-1912 г.г. Я давно мечтал прогуляться на районе вокруг да около завода. В первую очередь меня интересовал памятник метровагону типа "И" в стилизованном тоннеле.

1

2

Вагоны метро типа «И» — экспериментальные вагоны метро для Московского метрополитена. В 1973—85 годах инженеры Мытищинского машиностроительного завода пытались создать «идеальный» вагон, однако из-за несоответствия нормам пожарной безопасности пришлось отказаться от алюминиевых кузовов. Конструкция вагонов типа «И» многим отличалась от вагонов предыдущих серий. В ней реализованы новые технические решения, которые повысили надёжность основных узлов. Кузов выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава, вследствие чего вагоны были на 3 т легче вагонов типа «Е». Однако это поставило перед заводчанами немало проблем, так как сварка алюминиевых конструкций — более сложный процесс, чем сварка стальных конструкций. Новая форма кузова позволила увеличить вместимость вагона на 25—30 пассажиров. Максимальная скорость была также увеличена до 100 км/ч против 90 у вагонов типа «Е». Была предусмотрена принудительная вентиляция салона, что повысило надёжность воздухоснабжения, особенно при остановке поездов в тоннеле.На вагоне был применён двигатель типа ДК-117 с последовательным возбуждением.Главное преимущество такой системы заключалось в возможности рекуперативного торможения. Кабина машиниста имела по сравнению со старыми вагонами улучшенную планировку и оборудована кондиционером.В период с 1987 по 1988 год на Московском метрополитене в депо «Красная Пресня» испытывались 7 опытных вагонов типа «И». По официальной версии, в связи с тем, что по результатам испытаний не удалось доработать систему электропривода с тиристорно-импульсной системой управления, а также в связи с повышением требований заказчика к пожаробезопасности алюминиевых вагонов, опытные работы по вагонам серии «И» в конце 1980-х годов были прекращены. Все вагоны 81-715.1/716.1 после испытаний были утилизированы. Их можно увидеть только на постаменте перед заводом. Несмотря на неудачу в реализации проекта, полученный опыт был учтён, и разработка продолжилась с использованием стального кузова, по результатам которой: в 1991 году появился поезд типа 81-718/719 на базе вагонов 81-717/714, а в Москве началась эксплуатация первых поездов новейшего поколения «Яуза», которая в свою очередь породила другие более новые типы — «Русич», «Ока» и «Москва».

3

С первого взгляда сразу и не поймёшь, что основанием памятника является вентиляционная шахта, предположительно заводского убежища гражданской обороны.

4

5

Нам повезло оказаться на территории перед заводом в столь ранний час. Все парковочные места были свободны.Город словно вымер. Никто не попадал в кадр и не задавал глупых вопросов по поводу того, чего мы тут разгуливаем с камерой наперевес.

6

Пару слов необходимо сказать об истории предприятия. Мытищинский машиностроительный завод был основан в 1897 в городе Мытищи Московской губернии. Его основателями стали потомственный почётный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-Американских Соединённых штатов, временный Московской 1-й гильдии купец, инженер Александр Бари, которые в декабре 1895 представили в Министерство финансов России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». 2 января 1896 Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а её Устав был утверждён Николаем II.

По своему техническому оснащению завод предназначался для постройки подвижного железнодорожного состава и изготовления запасных частей. Первой продукцией завода стали вагоны для Северной железной дороги России.

В 1903 году началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для Москвы. Ещё до начала Первой мировой войны завод принял заказы от военного ведомства и приступил к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники.

В 1926 году впервые в стране на заводе начался выпуск электровагонов (электричек) для первых электрифицированных дорог: Баку—Сабунчи в Азербайджане (1926 год), Москва—Мытищи (1929 год). Одновременно с этим продолжался выпуск трамвайных вагонов: к маю 1934 года завод производил переоснащение Владикавказского трамвая в связи с перешивкой системы на широкую колею. В 1935 году начался выпуск вагонов метро для Московского метрополитена.

7

За вклад в развитие советского производство завод был удостоен ордена Октябрьской Революции, за храбрость стойкость и мужество во время Великой Отечественной Войны завод наградили орденом отечественной войны, а в марте 1976 года правительство ЧССР вручило Мытищинскому заводу орден Труда за поставку вагонов для Пражского метрополитена.

8

Чуть левее в честь памяти трудового подвига коллектива Мытищинского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. установлен памятник СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра.

9

Чуть левее в честь памяти трудового подвига коллектива Мытищинского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. установлен памятник СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра.

10

А теперь о второй интересующей меня локации, а именно водонапорной башне. Еще зимой, когда я узнал о сносе исторических корпусов завода в интернете наткнулся на обзор одного парня, которому под шумок этих работ повезло побывать внутри самой башни и даже найти пачки с акциями завода. Вот тут-то я и загорелся, но мне быстро пообломали крылья, сообщив, что территорию уже перекрыли и подход к башне перекрыт. Я решил всё проверить сам, а вдруг повезёт, но оказалось как в той смешной пословице :"вдруг бывает, только пук". Но давайте обо всём по подробному. После осмотра памятников я выдвинулся в сторону железнодорожной станции Мытищи.

11

12

13

14

Проходя мимо одного из старых административных корпусов в глаза бросается огромная красная буква М. Это новый логотип ОАО «Метровагонмаш».

15

Далее через 25 метров главная проходная завода.

16

Случайным взглядом обратил внимание, что пол под навесов уложен бетонными плитками, изготовленными по спецзаказу к столетнему юбилею завода.

17

От главной проходной до вокзальной площади всего 400 метров пешком. Если приглядеться на просвет через водительское окно видно, что я, наверное всё-таки привлёк внимание охраны, хотя вполне возможно, что они просто вышли подышать свежим воздухом.На меня набрасывались не раз неадекватные сотрудники ЧОПА, увидев в куках камеру. Эти на удивление не подавали признаков недовольства и вели себя достойным образом, но я старался не привлекать внимания к своей особе.

18

Минуя свежий забор из синего профнастила, идём в сторону платформы. На асфальте следы работы тяжёлой техники, которая работала на демонтаже старых корпусов. Видимо отсюда зимой в суматохе можно было попасть на территорию.

19

Справа невзрачный на первый взгляд дом из старого красного кирпича. Как оказалось позже это бывший жилой "Дом советов". Четырёх-пятиэтажный кирпичный бывший жилой дом, построенный в 1925 г. в стиле конструктивизма. Один из первых капитальных многоквартирных домов в Мытищах. Вплотную к жилой части пристроено общественное здание. Сейчас здесь находится городской суд, а до войны здесь располагалась местная власть (городской совет народных депутатов) — отсюда и название Дом Советов.

Сохранилось овальное окно, выполненное в стиле конструктивизма 30-х годов, на котором вплоть до середины 1990-х годов были заметны следы от наклеенных крест-накрест во время войны полос газет.

В 1970-х годах в этот дом с Колонцова, 18 переехала парикмахерская, с улицы Титова, 6 — отделение связи № 9. В 1990-х годах дом был расселён и занят конторами и офисами. Недавно этот дом был надстроен пятым этажом. К переделкам, исказившим конструктивистский фасад исторического здания, относится также снос ленточного балкона, являвшегося важной частью архитектурной композиции, и обустройство козырьков.

20

Не долго мешкая, быстрыми шагами взбираюсь вверх над железнодорожными путями по надземному пешеходному переходу, разделяющему город Мытищи надвое. Отсюда открывается замечательный вид на башню. Именно отсюда удалось заметить возможные варианты подхода поближе. На расспросы местных жителей уже не было времени.

21

Минуя оставленную без присмотра проходную с деловым видом прохожу здание начальника станции и ЛАФТО.

22

Ближе уже точно не подойти. Если только перебежать через пути, но смысла в этом не вижу. Погода неустойчивая. Освещение резко меняется из-за низких кучевых облаков и ветреной погоды. В это время мимо меня проносятся полупустые пригородные поезда ближнего радиуса действия.

23

А так же бесконечные вереницы товарных составов, которые словно ивановский тяжеловесы осуществляют грузоперевозки из разных концов страны. Я не увлекаюсь стопингом, поэтому стараюсь на этом особо не заострять своё и ваше внимание.

24

25

Вот еще один из ракурсов чудом уцелевшей водонапорной башни, которую чудом удалось отстоять местным жителям и энтузиастам радеющим за сохранение исторической части города.

 

26

Чуть не забыл самое главное. Водонапорная башня Мытищинского вагоностроительного завода была построена предположительно в 1896 году по проекту архитекторов Льва Кекушева и Иллариона Иванова-Шица, которые также участвовали в строительстве здания вокзала на станции Мытищи в 1896 году, в то же время, когда был основан Мытищинский вагоностроительный завод по заказу Саввы Мамонтова. Башня является достопримечательностью города Мытищи (Московская область). Именно она первая встречает жителей и гостей города, подъезжающих к станции Мытищи по железной дороге Ярославского направления. Изначально входила в ансамбль Мытищинского вагоностроительного завода (конец XIX — середина XX века).Сейчас башня не используется, но находится в идеальном состоянии. Внутри башни сохранились оригинальные резервуары для воды, что свидетельствует об уникальной сохранности исторического памятника.Башня включена в Перечень выявленных объектов культурного наследия Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьей 4 Закона Московской области № 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» Башня представляет собой памятник архитектуры в псевдорусском стиле. Сложена из красного кирпича. Является истинным шедевром архитектуры позапрошлого века.