Зима. Озеро. Самолет.

Изображения

Так самолет выглядел при жизни (фото из интернета)

Если быть честным, то не совсем зима – на календаре третье марта, однако по погоде этого не скажешь. Морозной ночью выезжаем мы из Москвы, дабы к утру успеть доехать до озера Сиг, что в Тверской области, неподалеку от Осташкова.
При чем здесь самолет, спросите вы? Что ж, обо всем по порядку.
Июль 1941 года. С аэродрома Едрово в сторону Андреаполя летел советский транспортный самолет Douglas DC-3. На борту находился техперсонал и большой груз боеприпасов. Самолет шел без прикрытия и, естественно, был легкой мишенью для немецких истребителей. Два Мессершмитта, вынырнувшие из-за облаков, вынудили транспортник уходить на предельно малой высоте. За деревьями показалась гладь озера Сиг. Пилот, пытаясь опуститься еще ниже, зацепился за воду. «Дуглас» сел на озеро и какое-то время оставался на поверхности. Часть людей успела выпрыгнуть из кабины (из 17 человек спаслись 10). Немецкие истребители убрались восвояси, а самолет погрузился на дно озера и остался там на долгие годы…

Немного о самолетах Douglas DC-3 (из Википедии):
«DC-3 был разработан на основе предыдущей машины Douglas DC-2. Первый полёт самолёт совершил 17 декабря 1935 года. Руководил постройкой опытного образца Артур Рэймонд. У самолёта была увеличена дальность полёта, и самолёт получил возможность пересечь континентальную территорию США всего с тремя посадками для дозаправки. В самом начале авиаперевозчики США заказали 400 самолётов. В течение Второй мировой войны самолёты стали строиться как военно-транспортные и как грузовые. Постепенно они проникли в Европу, а потом и в СССР, где выпускался ПС-84 (лицензионный вариант DC-3), а затем Ли-2, представлявший собой вариант ПС-84, перепроектированный под советские моторы и ГОСТы. А в Японии DC-3 получил название Showa L2D.
DC-3 нашёл широчайшее применение в качестве транспортного и пассажирского самолёта в различных странах мира. Вплоть до 1970-х годов самолёт играл значительную роль в своей нише авиационных перевозок. Несмотря на прогресс авиации и появление новых машин, этот исторический самолёт (в 2010 году исполнилось 75 лет со дня его первого полёта) и в настоящее время ограниченно эксплуатируется некоторыми частными авиаперевозчиками — в основном для местных грузовых перевозок. Его надёжность и простота в эксплуатации, пригодность для работы с грунтовых аэродромов, прочность конструкции привели к заслуженно высокой репутации самолёта у пилотов.»

Технические характеристики самолета «Дуглас ДС-3»
Длина, м 19,66
Размах крыла, м 29,98
Высота хвоста, м 5,16
Площадь крыла, м2 91,7
Двигатели Два Pratt & Whitney R-1830-92
Крейсерская скорость, км/ч 297
Дальность полета, км 2 160
Высота полета, м 7 350
Вес пустого, кг 7 700
Максимальный взлетный вес, кг 13 190

Зимой 1942 года самолет пытались поднять, для того, чтобы снять двигатели. «Дуглас» вытащили на лед и успели снять левый мотор, затем лед подломился под тяжестью самолета, и машина снова ушла на дно. При этом самолет разломился на две части.
А потом стало не до подъема самолета. Территорию оккупировали фашисты и о трагедии, разыгравшейся в небе над озером Сиг, забыли на десятилетия.
Только в 80-е его снова обнаружили совершенно случайно. Потом долгое время считалось, что на дне озера лежит советский Ли-2, скопированный с американского прототипа. Но недавно были найдены документы, доказывающие американское происхождение утонувшего самолета – одного из двадцати, закупленных во время войны.
Первые дайверы, которым посчастливилось обследовать самолет примерно 5 лет назад, нашли на борту кучу интересного. Ящики с патронами, пистолеты, пулеметные ленты, различные личные вещи. Сейчас ничего такого, естественно, на самолете не осталось.
Но в наши планы и не входило поднятие со дна оружия и боеприпасов. Хотелось просто своими глазами увидеть под водой и прикоснуться руками к этому кусочку нашей истории.
Итак, мы на месте. Самолет лежит примерно в 800 м от берега, но до этой части берега зимой доехать почти нереально. Поэтому нам пришлось объезжать озеро с другой стороны, чтобы добраться до деревни Куряево, откуда до места погружения (примерно 5 км) можно добраться на снегоходе. Собственно, почему зимой? Потому что летом видимость совсем никакая - можно проплыть на расстоянии вытянутой руки от самолета и не увидеть его. Поэтому туда ездят в зимнее время, когда видимость доходит до нескольких метров.
Разместились в теплом и не лишенном комфорта вагончике. После бессонной ночи решаем вздремнуть часок. В итоге проспали до обеда. На улице поднялась сильнейшая метель, но отступать поздно – нужно выдвигаться. Грузимся в сани и стартуем. Примерно за километр до точки снегоход намертво застревает. Приходится вылезать из саней и толкать. Тут же по колено уходим в жидкую кашу из льда и воды. Несмотря на резиновые сапоги, у всех мгновенно насквозь промокают ноги. А ведь мы еще даже не добрались до места. Но не время раскисать. Кое-как партиями нас довозят до цели нашего путешествия.
Начинаем нырять: видимость хуже, чем мы рассчитывали, но все равно самолет рассмотреть можно. Пытаюсь делать фото – получается какая-то ерунда. В итоге снял небольшое видео (тоже вышло довольно позорно, может у Мефиса лучше получилось..).

Сам самолет впечатляет, даже несмотря на то, что рассмотреть его целиком не получается. Луч фонаря выхватывает только отдельные фрагменты.
Борта, иллюминаторы, кабину пилота, в которой сохранились сиденья, штурвал и приборная панель. Даже лобовые стекла уцелели. Чуть поодаль лежит хвост (мы его не нашли). На правом крыле сразу бросается в глаза огромный двигатель и винт с погнутой лопастью.
В целом, самолет выглядит более разрушенным, чем я видел на видеосъемке пятилетней давности. Все-таки возраст дает о себе знать, да и частые визиты ныряльщиков тоже не способствуют сохрану.
Перед вторым погружением рвется манжета на рукаве у Юриса. Кое-как перетягиваем манжету резинкой, и Юра с обреченным видом лезет под лед. Естественно, под костюм начинает поступать ледяная вода – уж я-то знаю, как это неприятно. Но Юрис мужественно терпит до последнего. Следующий – Лепилот. Вот истинный образец стойкости, настоящий самурай. Влез в промокший костюм и еще умудрился 20 минут провести под водой. После этого из костюма вылили чуть ли не ведро воды. Да еще и бегал потом мокрый и раздетый на ветру.
В итоге, сделав три погружения, переодеваемся под пронизывающим вьюгой и спешим обратно – отогреваться в бане. Вечер проходит шумно и весело.
По-моему, поездка удалась на все 100%. Выражаю благодарность Юрису, Мефису и Лепилоту за отличную компанию и деятельное участие в организации. Без них эта поездка просто бы не состоялась. Есть большое желание повторить все следующей зимой. Сделать майну побольше, вооружиться более мощными фонарями, чтобы было больше света. Ну и погоду подгадать ясную и солнечную.

Comments

Submitted byAlekLych on вт, 03/06/2012 - 23:02

Плавать по салону самолета - наверное очень необычное ощущение:)
Жаль не осталось боеприпасов- хорошие сувениры.
А фото 30 - шедевр! - предельно точно передает атмосферу зимних погружений.
Спасибо - как всегда молодцы!

Недалеко от Москвы затонувший самолет времен Отечественной войны!
Спасибо за видеоролики: нечеткое изображение скрашивала красивая музыка!
Желаем вашей команде повторить предприятие в более благоприятных условиях!

Мерзнут первые несколько минут. Потом привыкаешь и почти не чувствуешь. Да и потом, лицо - самая закаленная часть тела:smile: - зимой все время на морозе...

Submitted byJuryS on ср, 03/07/2012 - 15:02

Отлично написано!
Изучая данную тему, мы не раз сталкивались с тем, что самолет к себе особо не пускает.. Обязательно случается какая-нибудь неприятность по пути... И вот, приехав на базу мы вздохнули с облегчением.. однако рано обрадовались.. я благополучно выронил ключи от машины на заднем сиденье, после чего она закрылась... Фискарс победил стекло с пятого раза...
Потом лопнула манжета на костюме...
Но все это не омрачило эту поездку. И хоть мне не удалось доплыть до "Дугласа" в этот раз, все равно первое подледное погружение произвело на меня огромное впечатление. Подо льдом потрясающе красиво. А самолет уже не улетит (к сожалению...) следующей зимой нырнем. Друзья всем огромное спасибо!

я до него так и не добрался. на видео видно, что стоит отплыть буквально на метр как уже луч фонаря (мощнейшего, кстати) не добивает до корпуса.
с другой стороны это хорошо - будет повод вернуться на это красивое озеро в следующем сезоне.

Стас, спасибо за отчет! Стас, Мефис - отличнейшие ролики. Я даже не представлял, что хоть что-нибудь можно будет "скомпоновать" при такой видимости.

Submitted bykruso3 on ср, 03/07/2012 - 16:43

Описание жизнеутверждающее...:smile:
Пытался по предложенному видео определить глубину погружения,
т.к. в тексте не нашел. Видимо не доплыл...