Заонежье 2015 [День 5]

Изображение пользователя Shel.
Ширина 100 со ссылкой:

Ширина 800:


Закрыть

Заонежье 2015 [День 5]
мыс Клим нос - оз.Яндомозеро

Скрытый текст. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра!

Погода продолжает радовать, небо чистое, и становится все теплее и теплее. По словам местных, это первые за месяц теплые дни без дождей.

Позавтракали, собрали шмотки и выехали.

Проехав несколько километров от Толвуи, заметили родник. Решили заехать.

В роднике полезная вода, благодаря находящемуся неподалеку месторождению шунгита – камня, обладающего уникальными лечебными свойствами. Также издавна были известны и лечебные свойства вод в источниках этого района. Местные жители пользовались ими задолго до 1714 года, когда были открыты известные всему миру Марциальные железистые воды.

Этот родник имеет давнюю историю, связанную с династией Романовых. Он назван в память матери первого русского царя Михаила Федоровича – инокини Марфы, которую местные жители называли «Царица». В конце XVI века на престоле воцарился Борис Годунов, и так как он не являлся наследником престола по царской крови, то стремился избавиться от возможных соперников царской фамилии. Боярин Федор Романов и его дети были наиболее возможными претендентами на царский престол, так как он приходился родным братом супруги Иоанна Грозного – Анастасии. Федора Никитича сослали в Антониево-Сийский монастырь. Его сын Михаил с сестрой были увезены на Бело-озеро. Супругу, Ксению Ивановну, постригли в монахини с именем Марфа и сослали с 1601 по 1605г на Толвуйский погост.

Терем, куда поселили несчастную узницу, был невелик и стоял позади от крестьянских домов, недалеко от церкви. На Толвуйском погосте в 17 в. находились три церкви: Троицкая, Георгиевская, Никольская. В 1869 году на месте деревянной Георгиевской церкви была отстроена каменная, сохранившаяся до сих пор. На месте Троицкой церкви в начале 20 века построена часовня в память 300-летия дома Романовых. В церковных летописях указано, что терем инокини Марфы стоял к северу от церквей. Из окна открывался вид на Онежское озеро и леса Палеострова, находящегося в 6 км от Толвуя.

Разлука с мужем и детьми, скудное питание, положение узницы привели к серьезному заболеванию - падучая, как называли эпилепсию прежде, стала мучить инокиню Марфу. Местные жители сочувствовали опальной боярыне и посоветовали лечиться водами источника. Вода из этого родника действительно обладает значительным успокаивающим действием. По преданию именно она облегчала страдания и излечила несчастную узницу. Поэтому это место и стали называть "Царицын ключ".

Инокиня Марфа не забыла и отблагодарила жителей Толвуя, после восшествия на царский престол ее сына Михаила, крестьянам были пожалованы деревни, а священнику Ермолаю Герасимову – небольшие земли на Петровском погосте в Челмужах.

Источник восстановлен в 2013 году, в год 400-летия династии Романовых

Едем дальше, первая точка на сегодня - это д.Поля. Там сохранилась деревянная церковь с колокольней 1863г.

Церковь Илии Пророка 1863г

До существующей церкви на этом месте стояла прежняя и новая была воссоздана «по тому же плану» на средства купца Пименова в формах старинных клетских церквей. Только украшение в виде крытой лемехом бочки, поставленной на конек крыши новой церкви, могло внести различие между двумя проектами.
Так было распространено на Руси: новые церкви часто повторяли архитектуру старых, стоявших на их месте и полюбившихся прихожанам. Предыдущая Ильинская церковь была «строена, по преданиям, в царствование Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича Грознаго».

Внутри чистенько.

Последующие изменения произошли в XIXв. – колокольня, крытый висячий переход между церковью и колокольней, крыльцо. Они вписались достаточно органично, и лишь характерные для конца XIXв. века перестройки (в том числе модная в то время тесовая обшивка) несколько исказили облик Ильинской церкви. Но при реставрации обшивку сняли, была восстановлена бочка с главкой во главе двухскатной кровли основного сруба, и сейчас памятник вернулся к своему прежнему виду.

Залезли на колокольню.

Вид с колокольни на остатки деревни.

Едем дальше, на обочине дороги в д Типницы встречаем часовню Сошествия Святого Духа 19в.

Часовня, освященная во имя Святого Духа, построена не ранее 1870г. и реставрировалась в 1998-1999г. под руководством В.Л.Анисимова. Скромный придорожный храм традиционного клетского типа находится на северном краю деревни. Часовня состоит из объединенных общей двухскатной крышей помещения молельни и примыкающего к нему с западной стороны открытого крыльца-галереи.
Представляет историко-архитектурную ценность как редкий экземпляр хорошо сохранившейся клетской придорожной часовни с галереей, характерной для Заонежья конца ХVIII - начала XIX вв.

Фото 1970г.

Сама деревня Типиницы некогда являлась центром Типиницкого прихода, возникшего в XVIIв. и включавшего не одну культовую постройку. В писцовой книге 1646г. «выставка в Типиницах во имя пророка Илии», указывается, что и раньше здесь были часовни. В XVIIв. приход насчитывал 700 дворов с населением 797 человек.
В конце XIXв. в перечне церквей Типиницкого прихода нет упоминания о церкви Илии пророка, а говорится лишь о Вознесенской церкви, построенной в 1781г. и сгоревшей в конце ХХв. Это был крупный храм (ок. 70 кв.м. только церковного помещения), рубленый четвериком от самого основания.

Сгоревшая церковь.

Икона 1667г, Никола Можайский с житием из Типиниц. Вывезена в музей изобразительных искусств в Петрозаводск.

Следующая точка, деревня Вороний остров.
Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи построена ориентировочно в XVIII-XIXвв. из сосновых бревен, снаружи обшита профилированной доской. Очень высокая восьмигранная шатровая звонница. Вторая главка установлена на коньке крыши молельни.
Сама часовня – небольшое в сравнении со звонницей помещение для моления и притвор, простое крыльцо. Часовня обшита тесом «в закрой», то есть таким способом, когда концы теса обшивки напускали один на другой, подобно веткам старых елей. Так стали обшивать в начале ХХв. Под обшивкой не видно сруба.

Очень необычны для Заонежья полукруглые окна часовни.

Декоративное убранство представлено резными столбами, подзорами и балясинами ограждения звонницы, резными причелинами и ажурной ветреницей.

Вид на Онежское озеро с колокольни.

Деревня получила название от расположенного напротив островка. Вот что говорят о нем местные жители: «Вороний, потому как на нем всегда полно ворон. На острове часовня деревянная, в ней каменный чудотворный крест из серого гранита. Летом на остров много паломников приезжают со всех концов, к кресту прикладываются». Остров отстоит от берега метров на сто и летом до него можно добраться по отмели. По рассказам, на остров вели мостки, но они разрушились со временем.

Комментарии

Изображение пользователя Shel.

***

Т.к. видео тут не воспроизводится, отчет с видео Скрытый текст. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра! .

Изображение пользователя Kira-Geo.

Такой вопрос...

Вот вы, Жень, с Ксюхой много путешествуете по России и очень часто посещаете различные церкви и т.п. В данной главе у тебя описан пример негативного отношения местных к посещению подобных объектов заезжими туристами. Как вы вообще можете охарактеризовать эмоции аборигенов при вашем появлении? Суммировано, так сказать, обобщенно. Что больше на вашей памяти: радости от того, что "их объект" кому-то еще интересен кроме них или наоборот готовы "погнать поганой метлой"?

Изображение пользователя Гдея.

*

в основном, когда мы посещаем такие объекты, никого рядом нет )))
когда встречаем жителей, реакция бывает различная.
из 100% случаев встречи с аборигенами, статистику разбила бы примерно следующим образом:
1. 1% негативная - если мне не изменяет память, единственный случай открытой агрессии, о котором речь идет в этом отчете, про массу случаев негатива к москвичам и вообще к туристам, услышав только говор или увидев номерной знак авто, не говорю :), это отдельная тема, не связанная с объектами;
2. 4% осторожная - долго расспрашивают, зачем приехали, пускать не хотят, т.к. имеют негативный опыт общения с ворами или вандалами-охотниками за стариной, которые готовы разрушить здание ради клада;
3. 30% нет реакции - смотрят на наши действия, но ничего не говорят. или после "здравствуйте", отвечают "здравствуйте", дальнейшего диалога не происходит;
4. 25% удивление - из разряда "нахрена вам эта развалюха, она вон там находится";
5. 40% рады - показывают, рассказывают про церковь и деревню, раза 2-3 просили денег и организовать спонсорство на восстановление.

Изображение пользователя Kira-Geo.

Понял, Ксю, спасибо.

Кстати, могла бы получиться неплохая тема на форуме по поводу отношения жителей разных регионов к заезжим туристам из столицы. Примеров негатива, равно как и положительного гостеприимства, думаю, у пользователей 4Т будет предостаточно. Лично мне тоже есть, чем поделиться.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Спонсоры туризма, пожалуйста, поддержите наши проекты или расскажите о Ваших достойных товарах на 4туриста.ру.
У нас есть плодотворный опыт взаимодействия со спонсорами. Обращайтесь на админ@4туриста.ру.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.4turista.ru обязательна! Copyright © 4turista.ru 2007-2017. Все права защищены.