Забытая 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова.

Место куда мы сейчас направимся имеет тысячелетнюю историю. Но об этом не очень сильно любят распространятся. Более двух тысяч лет назад здесь стоял античный город Корокондама, часть территории поглотило море, в котором были найдены неопровержимые доказательства существования на этом месте одного из крупнейших городов Боспорского государства.
Согласно одному из преданий мыс Панагия вписан в историю государства Российского как место зарождения христианства на нашей земле. Проникновение христианства в Северное Причерноморье связывают с проповедованием на Северном Кавказе христианства апостолом Андреем Первозванным в I в. н. э. Но это всего лишь легенды и предположения, а так же темы для дальнейших исследований и открытий археологических и краеведческих изысканий, которые здесь не прекращаются и поныне.
Сколько же ходит легенд про эти благодатные края. Сколько не найдено скрытых здесь кладов и сокровищ. Может в связи с этим умалчивается и совсем недавние по историческим меркам события первой половины ХХ-века.
http://s018.radikal.ru/i528/1202/ee/9b705061c598.jpg
В конце 30-х годов ХХ-века здесь располагалась 33-я батарея Керченской военно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная 203 мм корабельными орудиями образца 1905 года: http://flot.sevastopol.info/arms/guns/8_50.htm В немецких архивах сохранилась фотография, где Немцы позируют с 203-мм орудиями береговой батареи №10:
http://s017.radikal.ru/i402/1202/03/8da3f932873e.jpg
А в 1943 году была размещена 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова.
История 743-й батареи начинается летом 1942 года, когда вооружение старого крейсера «Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-го и 167-го отдельных артиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потом батареи 167-го ОАД были переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743 167-го дивизиона, располагавшейся на мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф. который в послевоенное время описал свои воспоминания и историю крейсера в своей книге крейсер «КОМИНТЕРН»:
http://s018.radikal.ru/i509/1202/75/741ad64a316e.jpg
С полным содержанием книги можно ознакомиться на сайте:
http://ava.telenet.dn.ua/bookshelf/Spahov_S_F_Stepanov_M_E%20-%20Krejser_Komintern/index.html
Вот лишь некоторые исторические выдержки про судьбу крейсера «Коминтерн»:
http://s018.radikal.ru/i520/1202/1d/f6e8ee57141c.jpg
-Постройка бронепалубного крейсера «Кагул»(«Память «Меркурия», «Коминтерн»)предусматривалась судостроительной программой 1895 г. Предназначался главным образом, для борьбы с миноносцами противника и ведения разведки при следовании в составе эскадры.
-Крейсер «Кагул» был заложен 5 сентября1901 г. и строился на адмиралтейском заводе города Николаева в честь увековечивании в его названии победы русских войск под командованием В.А. Румянцева над турецкой армией Халил-Паши 21 июля 1770 г. на р. Кагул (бассейн Дуная).
-Крейсер на протяжении своего боевого пути неоднократно подвергался модернизации. А на момент постройки имел водоизмещение 6645 т, наибольшую длину — 134 м, длину и ширину по ватерлинии — соответственно 132,3 и 16,6 м, осадку при нормальном водоизмещении — 6,3 метра. На нем были установлены две главные вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощностью 19 500 л. с. Корабль имел два винта. Максимальное количество оборотов [6] в минуту (150) позволяло развивать скорость хода 23 узла. Топливом для 16 водотрубных паровых котлов служил каменный уголь, максимальный запас которого превышал 1200 т. При этом дальность плавания экономическим ходом достигала 5000 миль, а скорость — 21, 15 и 11 узлов. В море без пополнения топлива крейсер мог находиться от 1,5 до 5 суток. Таким образом, по своим техническим данным «Кагул» отвечал непрерывно возрастающим в конце XIX в. требованиям, предусматривавшим скорость хода крейсеров не менее 21—23 узлов и дальность плавания экономическим ходом около 5000 миль. Основным оружием корабля являлась артиллерия. Он был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями длиной в 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мм и двумя пулеметами. «Кагул» мог принимать до 300 мин. Экипаж крейсера состоял из 570 человек (рядовой состав — 540, командный — 30 человек).
-В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он был переименован в крейсер первого ранга «Память«Меркурия» и отправлен на доработку и исправление выявленных недостатков во время ипытаний.
-В первой половине 1908 году становится на боевое дежурство под Георгиевским флагом.
-в 1911—1912 члены команды и руководства принимали активное действия в революционном движении.
-Перед самой Певой Мировой войной крейсер «Память «Меркурия» прошел капитальный ремонт. Военные действия на Черном море начались в ночь на 29 октября1914 г. В 1914-м и первые пять месяцев 1915 г. «Память«Меркурия» испытывала наибольшее напряжение. В этот период на выполнение боевых задач крейсер выходил по три-четыре раза в месяц. За пять месяцев 1914 г. он совершил 17 выходов, в том числе к Анатолийскому побережью — семь, в юго-западную часть моря — десять. В море крейсер находился 84 дня (56 процентов времени). В частности, только с 1 января по 17 февраля он был в плавании 38 дней, а за первые 11 суток мая находился в море 10 дней с перерывом в один день. Всего за 33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля1917 г.) крейсер «Память «Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней.
-В 20-х годах было осуществлялось перевооружение крейсера новыми орудиями 130/55-мм, дальность стрельбы из которых достигала 20300 метров. Здесь можно ознакомиться с их полными тактико-техническими характеристиками: http://flot.sevastopol.info/arms/guns/130_55.htm
Но фотографий этих орудий не сохранилось. Судить о них можно только благодаря участию крейсера в съемках 1925 года исторического черно-белого блокбастера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в роли само собой разумеется броненосца «Потемкин». Мне самому пришлось пересмотреть фильм и сделать несколько скринов из ленты:
http://s018.radikal.ru/i504/1202/40/99294a4a57d4.jpg
http://s018.radikal.ru/i502/1202/2d/c10f85502f44.jpg
http://s017.radikal.ru/i422/1202/8c/136a47d37519.jpg
Вполне возможно, что и этот дальномер был установлен на позиции батареи:
http://i009.radikal.ru/1202/a8/c65921ba8ac7.jpg
Всего на корабле было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера, две47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыре были установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке и на полуюте, остальные двенадцать — по правому и левому бортам (по два орудия в казематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневыми щитами).
А вот фотография шефов Севастопольского Морского завода, осуществляющих модернизацию крейсера:
http://s018.radikal.ru/i524/1202/15/6fbe4476d25d.jpg
Таким образом, число орудий главного калибра на корабле увеличилось на 25%. Кроме того, 130-мм орудия в 55 калибров превышали 152-мм в45 калибров по дальности стрельбы в 1,5 раза и в скорострельности. Установка новых систем орудий главного калибра давала возможность более эффективно отражать удары легких сил и низколетящих самолетов противника.«Коминтерн» был оборудован также для постановок мин с магазином до400 штук образца 1908—1912 гг. или минных защитников.
Более пяти лет крейсер «Коминтерн» был флагманским кораблем Черноморского флота.
С 1927 г. в состав морских сил Черного моря начали поступать корабли, имевшие более мощное артиллерийское и радиотехническое вооружение, обладавшие значительно большей скоростью хода и маневренностью. Таким образом, роль и значение «Коминтерна» как боевого крейсера постепенно снижались. В 1931 г. он был переведен в разряд учебных кораблей.
А вот фотография членов экипажа крейсера. 1939 г.:
http://s017.radikal.ru/i423/1202/7d/6d633af2167d.jpg
С конца 1940 по май 1941 г. «Коминтерн» находился в ремонте.
Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. На корабле был разрушен главный носовой магнитный компас,повреждены 76,2-мм орудия, два пулемета, приемная антенна и антенна передатчика. На правом борту выше ватерлинии появилась 31 пробоина диаметром от30 до 50 мм, в надстройках и дымовых трубах — 17 пробоин до50 мм. Серьезно пострадал правый борт:
http://s017.radikal.ru/i431/1202/4c/4bd9aaa1caf6.jpg
10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, Разоруженный «Коминтерн» оставался в гавани. Его хотели разобрать. Но случилось так, что крейсер еще много лет послужил флоту.
В устье одной из рек была во время войны база торпедных катеров и подводных лодок. И вот, чтобы оградить базу от торпедных ударов с моря и изменить режим реки, углубить ее, своеобразным брекватером-волноломом был поставлен старый крейсер. Длинный крепкий корпус его надежно защищал вход к устью реки от тяжелых осенних и зимних штормов. И если бы во время войны пришла с моря вражеская торпеда, она бы ударилась в борт корабля... Старый крейсер-солдат прикрывал своим телом корпуса «малюток» и торпедных катеров:
http://s16.radikal.ru/i191/1202/d9/a86d1bc2fd38.jpg
Воспользовавшись благоприятной обстановкой, в январе1943 г. Красная Армия на Северном Кавказе перешла в наступление. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, оно успешно развивалось. Важную роль в этом сыграл Черноморский флот.
Во второй половине января 1943 г. Ставка планировала освободить Новороссийск, взломать рубеж обороны немцев на подступах к Таманскому полуострову. К сожалению, эту операцию осуществить не удалось.Войска 47-й армии, наступавшие севернее Новороссийска, не смогли прорвать оборону противника.
В августе 1943 г. на огневую позицию 743-й батареи под Туапсе прибыл командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал И. Ф. Голубев-Монаткин (сменивший к тому времени контр-адмирала Г. В. Жукова) и вместе с новым командиром 167-го артдивизиона майором Н. В. Зиновьевым осмотрел батарею, проверил ее боевую готовность.Высоко оценив действия личного состава в оборонительных боях за Туапсе, он призвал усиленно готовиться к предстоящему наступлению.
Контр-адмирал посетил и другие батареи 167-го отдельного артиллерийского дивизиона, командиры которых были информированы о возможной передислокации дивизиона на Таманский полуостров.
Черноморский флот и Азовская военная флотилия, содействуя войскам фронта, высаживали тактические десанты на южное и северное побережье Таманского полуострова с целью перехвата путей отхода и срыва эвакуации немецко-фашистских войск в Крым. В ходе боев флотом были высажены десанты в районе озера Соленое, станицы Благовещенской и на косу Тузла, Азовской военной флотилией — в районе города Темрюк. 4-я воздушная армия и авиация Черноморского флота громила вражеские суда и переправы. 9 октября Таманский полуостров был полностью освобожден от немецких захватчиков. Наступление советских войск, начавшееся на Северном Кавказе в январе 1943 г.,завершилось полной победой.
Сразу после изгнания врага из Новороссийска был получен приказ о передислокации из Туапсе на Таманский полуостров двух 130-, одной 76,2- и одной 45-мм «коминтерновских» батарей 167-го отдельного артдивизиона. В короткий срок орудия были полностью подготовлены для погрузки на железнодорожные платформы.
В районе станции Тоннельная орудия были сняты с железнодорожных платформ, поставлены на специально изготовленные сани и с помощью тракторов отбуксированы на огневые позиции: 743-я батарея — в районе мыса Панагия, 723-я — у поселка Кротково. 173-я зенитная батарея была перебазирована в Приморско-Ахтарск, а 770-я, включенная в 163-й отдельный артиллерийский дивизион, — на косу Тузла. Оба дивизиона теперь вошли в состав Керченской военно-морской базы.
На всем Таманском побережье развернулись инженерные работы по оборудованию огневых позиций батарей, устройству пристаней, причалов и подъездных дорог к ним. Сроки установки 130-мм батарей были довольно сжатые.Некоторые специалисты, ссылаясь на технические нормы, считали их нереальными.Но именно эти орудия были самыми дальнобойными из имеющихся в составе Керченской военно-морской базы; только они были способны поражать цели противника в районе планируемой высадки нашего десанта и уничтожать неприятельские корабли в Камыш-Буруне. Учитывалось также, что крупные надводные корабли флота для поддержки десанта не смогут войти в Керченский пролив из-за сложной минной обстановки.
Работы по установке 130-мм орудий велись форсированно. Рылись котлованы для их фундаментных оснований, заготовлялась гранитная щебенка,подвозился цемент. Строились командные пункты батареи (главный и запасной),землянки для личного состава, землянка-камбуз, санитарная часть.
Днем и ночью кипела работа. Щебенку добывали из бетонных оснований взорванных орудий 203-мм батареи Керченской базы периода1941—1942 гг., огневая позиция которой находилась тогда на мысе Панагия в 500-х метрах к северо-востоку от устанавливаемой 743-й.
На огневой позиции старой батареи с тремя взорванными телами203-мм орудий решили организовать ложную. Впоследствии на нее в ходе боев противником было сброшено немало бомб, выпущено сотни артиллерийских снарядов.
Люди трудились с полной отдачей сил. Напряженно тренировались орудийные расчеты. Командный пункт тщательно готовил данные для предстоящих стрельб. На самой высокой отметке мыса Панагия над обрывом был установлен трехметровый дальномер, на котором отлично работал дальномерщик старший краснофлотец В. П. Тропынин.
В двадцатых числах октября, на седьмые сутки после установки,первое орудие сделало пробный залп по врагу. Вообще по техническим нормам бетон должен был выстояться 21 сутки. Но война «пересмотрела»существовавшие нормы: бетонное основание выдержало.
В конце октября все орудия 130-мм батарей были установлены, и все батареи 167-го отдельного артдивизиона вошли в состав действующих частей на Таманском полуострове.
Все стационарные артиллерийские батареи продолжали поддерживать своим огнем действия десантников на захваченном побережье, прикрывали наши суда на переходе, обеспечивали перевозки по Керченскому проливу из Новороссийска и Анапы в порты Таманского полуострова.
Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея, расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнем весь Керченский пролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи.
http://s51.radikal.ru/i134/1202/c6/9c7024368085.jpg
Артиллеристы 723-й и 743-й батарей совместно с другими артбатареями активно участвовали в нанесении ударов по плавсредствам гитлеровцев в порту Камыш-Бурун, в котором отмечалось скопление быстроходных десантных барж. Две из них были уничтожены их метким огнем.
Ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском плацдарме велись и в январе 1944 г. при высадке советских тактических десантов на мыс Тархан и в Керченскую бухту.
После освобождения Керчи весной 1944 года 743-я батарея вошла в состав 163-го отдельного артиллерийского дивизиона. Ее командиром был назначен капитан В. П. Дмитриев, выросший впоследствии до генерал-майора — начальника ракетных и артиллерийских войск и морской пехоты Черноморского флота.
В последствии 743-я батарея была перебазирована в северо-западную часть Черного моря и установлена на острове Березань (район Очакова). Она срывала ведение разведки и постановку мин неприятельскими самолетами, отражала удары гитлеровских бомбардировщиков.
Если подвести небольшой итог выше изложенного, то предположительно, что на этом месте в 30-е годы была стационарная батарея №33 на 3 корабельные орудия калибром 203-мм 8"/50 образца 1905. Как предположение - орудия на Панагию перенесены с позиции батареи №29 у Эльтигена после ввода в строй батареи №29 (или №29-бис) у Челядиново, но это только предположительно. После войны практически на том же месте, где была огневая 33-й батареи построили батарею на 4 130-мм Б-13. Номер ее не известен. На спутниковом снимке:
http://s001.radikal.ru/i194/1202/83/c68d0529518a.jpg
отлично видны три открытых земляных дворика 33-й батареи и 4 послевоенных дворика с кольцевой галереей, соединенные крытым ходом сообщения. Командный пункт о котором здесь пойдет речь предположительно послевоенной постройки.
А вот эта фотография с фронта вносит некоторые сомнения, что орудийные дворики возводились после войны:
http://s002.radikal.ru/i199/1202/8f/0bf7e20b8dcc.jpg
Вот и настал самый интересный момент в нашем повествовании.
Попали в это место мы не случайно. Пред отъездом на отдых разглядывали WikiMapiu и составляли себе программу минимум на «послебаклажанный» период отпуска. На Тамань впервые мы попали в 2004 году, но попали в это место спонтанно, объезжая небольшие винные заводы. В первый раз нам удалось побывать на самом высоком грязевом вулкане Тамани Карабетовой Сопке, потом на знаменитой косе Тузла. И каждый раз, возвращаясь во время отпуска в эти благодатные края мы решили делать для себя каждый раз маленькое открытие. Распечатали карты и двинулись к поставленной цели.
Сначала мы пытались прорваться к месту назначения как можно ближе по асфальтированной дороге, а от туда свернуть на проселок:
http://s43.radikal.ru/i102/1202/08/a5c801c72ecc.jpg
Но чем ближе мы приближались к Бункеровочному Комплексу, тем быстрее таяли наши шансы найти съезд на накатанную грунтовку:
http://s018.radikal.ru/i514/1202/1d/3e482e4554e8.jpg
Со всех сторон нас окружали сооружения возведенного здесь гигантского комплекса, готового поглоить все вокруг себя:
http://s61.radikal.ru/i173/1202/69/256af3fc24fb.jpg
Пришлось останавливаться и делать рекогносцировку, используя местное население. Так и есть нам пришлось немного возвращаться назад. Одно утешало, что не так далеко. Сворачиваем на частные виноградники, благо ворота пока открыты, но уже через несколько дней их наглухо закроют от посторонних, т.к. начинает поспевать урожай и его необходимо сберечь от мародеров. В некоторых местах виноградники пытаются восстановить после вырубки во времена антиалкогольной компании:
http://s018.radikal.ru/i518/1202/59/1896355a64b1.jpg
Минуя виноградник, замечаем впереди последний островок цивилизации в виде заброшенной фермы. Тут был хутор и небольшая пристань купца Кроткова. Крупный предприниматель торговал зерном. Основал свою артель. При раскулачивании был расстрелян. Вот на этом месте и выросла маленькая деревня с 10 домов и ферма. (ферма Кроткова) От фермы сейчас уже почти ничего и не осталось. На въезде одни руины, на территории полная разруха. Посередине жилой дом, рядом палисадник в котором копошится мужчина. Я вышел из машины и попытался с ним заговорить. У меня сложилось такое впечатление, что мы здесь оказались не во время, словно залезли в чужую тарелку. Ответы были скупы словно сквозь готовые оголиться в любую минуту зубы. Чтобы не нарываться на неприятности мы уехали восвояси. Выехав за территорию, свернули на пустырь и сделали снимок этого забытого богом места со строны.
http://s017.radikal.ru/i406/1202/fe/1beaa45785ect.jpg
Только мы тронулись дальше, как к ферме подъехал небольшой микроавтобус. Как же можно жить в таких нечеловеческих условиях. Для себя мы сделали вывод:
-толи это сквотерры, которые мягко говоря поселяются в пустующих домах;
-толи какие-то сектанты.
И те и другие не любят посторонних.
В общем мы решили ехать вдоль побережья, минуя заброшенную рыболовецкую базу, где встретили подвыпившую компанию. Дорогу нам перегородил овраг, который в сырую погоду вряд ли удастся преодолеть даже на внедорожнике не соскользнув с его краев. Но нам повезло и не пришлось искать объезд.
Впереди заметили очень живописное место. Даже захотелось здесь задержаться. В последствии выяснилось, что здесь был старинный античный город Корокондамма, о котором я уже писал.
Далеко на горизонте появился маяк. Это наш основной ориентир и мы поспешили к своей цели. Дорога по которой мы ехали петляет прямо рядом с обрывами, на которых периодически случаются оползни. И море каждый день понемногу съедает сушу. На одном из поворотов залюбовавшись местными красотами мы чуть не угодили в такую пропасть. Больше всех испугалась моя старшая дочь, которая мирно читала книгу на спальном месте в багажнике и случайно посмотрев в заднее окно просто не увидела внизу ничего. Довольно долго мы ехали молча.
http://s47.radikal.ru/i117/1202/ab/d63a7df36aa7.jpg
На нашем треке тоже очень хорошо видно, как виляет дорога рядом с обрывом. Мы приняли единственно правильное решение, ехать помедленнее и подальше от берега.
И вот мы около возвышавшейся из воды скалы Парус. На горизонте отчетливо видны корабли ожидающие на рейде своей очереди для захода в порты:
http://s017.radikal.ru/i442/1202/34/1cc202856272.jpg
С утеса прямо к воде ведут узкие тропинки по которым могут передвигаться только настоящие казаки. По такому гребню нам пришлось переезжать овраг, но в тот момент было не до фотографирования:
http://s018.radikal.ru/i500/1202/08/5ae616af1dd0.jpg
Левее над самым обрывом нависают остатки бетона. Сам блок небольшой примерно 0,5 м на 0,5 м и гдето в половину тоньше. Но примечателен он тем, что по нему перпендикулярно обрыву в сторону берега уходят рельсы колея которых составляет 2480 мм. Скорее всего здесь стоял береговой прожектор, который подсвечивал цели в небе и на море в темное время суток:
http://i024.radikal.ru/1202/39/061b4f0b5760.jpg
Если направить свой взгляд еще дальше вдоль обрыва, то отчетливо видно поселение дикарей в голубой палатке прямо около моря, наверху на обрыве остатки командного пункта береговой батареи, куда мы держим свой путь. А в левом нижнем углу свежий оползень. Я постоянно акцентирую на этом внимание, т.к.
они здесь очень часты и неожиданны. Предугадать это явление просто невозможно:
http://s58.radikal.ru/i162/1202/b7/9d6729057246.jpg
Здесь же, не далеко от берега стоит покосившийся поклонный крест, может в честь зарождения христианства, а может в память героическим событиям во время становления советской власти на Кубанской земле:
http://s018.radikal.ru/i518/1202/ca/a1bb36ed571d.jpg
Потом мы подъехали к маяку, который в некоторых источниках указан как заброшенный, но на самом деле оказался более ухожен чем около действующей пограничной заставы, недалеко от которой был наш лагерь:
http://s018.radikal.ru/i523/1202/33/e51aa05188f1.jpg
На него вполне можно было залезть и вблизи разглядеть конструкцию лампы, но мы это оставили на следующий раз. Если смотреть на маяк с другого ракурса, то можно заметить невзрачные на первый взгляд куски бетона:
http://s017.radikal.ru/i429/1202/7b/47c6e39fd260.jpg
На этой остановке даже никто не захотел вылезать из машины с работающим кондиционером, а все из-за того, что я не обещал руфинг на маяк.
А вот немного в стороне от маяка стоил заброшенный обелиск. По другому сказать просто невозможно. Ведь наши деды и отцы отдавали здесь свои жизни за наше светлое будущее. Пусть это будут не просто красивые слова. Я думаю, что у многих не вернулись с этой войны родственники. Как я не пытался прочитать надпись, мне это не удалось. Даже попытался сделать несколько снимков под разными углами и разобрать текст дома, но не тут то было. Есть несколько версий о безуспешных попытках восстановить текст. Вполне возможно что тут один текст находится над другим. Точки над и может расставить лишь реставрация или замена обелиска.
Но об этом чуть позже:
http://s48.radikal.ru/i120/1202/a3/16f6c18b5565.jpg
Все, что удалось разобрать на обелиске одному местному краеведу
«Здесь 1943-1944 годах стояла дальнобойная батарея № 743 капитана лейтенанта Спахова С. Ф. с крейсера Коминтерн. Защищая вход в Керченский пролив» И ниже еще надпись: «Перед фашистскою чумою вы не встали на колени . . . . .»
Дальше текст совсем уже не читаемый!
Правее ближе к обрыву можно увидеть остатки взорванных бетонных укреплений:
http://s017.radikal.ru/i420/1202/df/c26aeaf80596.jpg
С другого ракурса явно проглядываются остатки металлоконструкций и можно даже провести некую ассоциацию с какой-то крышкой ШПУ в миниатюре:
http://i070.radikal.ru/1202/c0/e7c8ea7d40db.jpg
Следующая остановка около командного пукта:
http://s15.radikal.ru/i189/1202/16/e67d1e6829e3.jpg
Справа характерные трубы от зарытых под землю резервуаров:
http://s017.radikal.ru/i421/1202/26/97732cbea221.jpg
С резервным запасом нефти или мазута для энергетических установок:
http://s018.radikal.ru/i508/1202/41/97e31c61167e.jpg
Вентиляции подземного хранилища топлива:
http://s40.radikal.ru/i090/1202/0e/8a25a0931e98.jpg
И запасов воды для охлаждения силового оборудования:
http://s017.radikal.ru/i416/1202/80/201ec7c5a17a.jpg
Все они конечно очень сильно загажены, в некоторых даже были устроены скотомогильники…
Башни командного пункта находятся на самом краю обрыва, так что подходить к ним довольно опасно. Один из выходов подвергался консервации, т. е. имеются следы кирпичной кладки, закрывающие проход в КП со стороны залива:
http://s006.radikal.ru/i213/1202/85/d2a005623e60.jpg
Между КП и замурованным входом имеется вентиляционная шахта. На этом снимке хорошо заметна эрозия, которой подвергся здесь рельеф. Верхняя часть должна быть вровень с землей:
http://s018.radikal.ru/i518/1202/49/bd53945ec515.jpg
Можно конечно заглянуть во внутрь, но правда ничего особенного там не видно, кроме желания некоторых гомо-сапиенсов оставить свои автографы для потомков:
http://s002.radikal.ru/i197/1202/53/909d77dcd573.jpg
Дальше продвигаемся к наблюдательному пукту выполненному в виде двух цилиндрических башен. Одна из них являлась помещением РЛС с радиопрозрачным колпаком сверху:
http://i082.radikal.ru/1202/90/071528edb1a6.jpg
Внури частично сохранились крепления для кабелей:
http://s018.radikal.ru/i502/1202/8a/7e6626e27e2b.jpg
А так же наблюдательная амбразура и технологические основания и проемы для оборудования. Если я конечно не заблуждаюсь, но в левой нижней половине снимка можно заметить даже дамские средства гигиены:
http://s017.radikal.ru/i414/1202/2e/fb7ded99137c.jpg
Правое сооружение КП является наблюдательным пунктом :
http://s56.radikal.ru/i152/1202/1b/e63738427e6c.jpg
И имеет более серьезные амбразуры чем помещение РЛС:
http://s018.radikal.ru/i506/1202/e9/1e44ead10944.jpg
Внутри массивный фундамент. Я предполагал, что под пулемет, оказалось, что под визир перископа управления огнем:
http://s018.radikal.ru/i514/1202/bd/2d19f533dff8.jpg
Спуститься в подземные потерны КП можно через два прохода, один с береговой стороны, но вход в него перекрыли злобные пчелы, которые начинали очень нервничать при малейшем к ним приближении. Второй проход с береговой линии, но он был более чем наполовину занесен песком, так что продвигаться пришлось на корточках:
http://s017.radikal.ru/i421/1202/7d/6c19d0b884ea.jpg
Нашему вниманию открылся длинный коридор, тоже на половину заиленный селевыми потоками в некоторых местах:
http://s41.radikal.ru/i094/1202/85/85631e566d29.jpg
Далее попадаем в более впечатляющий коридор с сохранившимися металлоконструкциями крепления кабелей и вентканалами. Признаюсь это мой самый любимый снимок:
http://s017.radikal.ru/i411/1202/ab/793876247d27.jpg
В проемах уже давно срезаны гермы, но в некоторых местах на стенах сохранилась окраска в синий цвет:
http://s48.radikal.ru/i122/1202/a6/2a2942a79f4d.jpg
В левой части КП большое количество помещений, в которых можно спокойно заблудиться. Хорошо видно, что бесчисленные семейства паукообразных прекрасно себя здесь чувствуют:
http://s52.radikal.ru/i138/1202/fe/0bb5a28395a2.jpg
http://s018.radikal.ru/i520/1202/3d/f25eb9b4a2e2.jpg
Говорили, что в кабельных каналах между стен в этом году еще можно было обнаружить резиновые уплотнители, но я их не нашел:
http://s018.radikal.ru/i502/1202/da/d4031040515e.jpg
В следующем коридоре на потолке сохранился трубопровод, толи для топлива, толи для воды, а так же часть подвесных лотков кабелей:
http://s002.radikal.ru/i198/1202/ab/91e2d48da8af.jpg
В дальнем конце потерны, если повернуть направо мы попадаем в просторное помещение с массивными фундаментами и плант-шайбами отверстий в потолке. Предположительно здесь стояли дизеля. Как раз рядом на поверхности выходы труб, с закопанными топливными резервуарами:
http://s018.radikal.ru/i525/1202/5a/994c88551447.jpg
В стене имеется несколько проемов и большое отвестие. Либо для мощной вентиляции, либо запасной выход:
http://s004.radikal.ru/i205/1202/22/80cc0d586ba5.jpg
http://s017.radikal.ru/i429/1202/34/12c4bd332626.jpg
И тут сверху начинают разноситься нервные призывы возвращаться, т.к. проснулась наша самая маленькая участница экспедиции и начинает капризничать. В это время я, теряя контроль пытаюсь прорваться наружу через проход, забаррикадированный дикими пчелами. И в награду за свою дерзость получаю сильнейший укус одной из них прямо в икроножную мышцу. Укус был такой силы, словно меня ударили в это место со всей силы ломом. На некоторое время я теряю контроль и паникую. Потом беру себя в руки и понимая, что еще не скоро сюда смогу вернуться иду в сторону орудийных позиций. Они имеют тоже довольно замысловатую структуру, которую удалось разобрать позже по приезду домой:
http://s018.radikal.ru/i501/1202/98/deed6c8adb3a.jpg
Каждая из них защищена огневой точкой, имеет разветвленную структуру подземных сообщений. Если посмотреть на это же место с противоположной сторны, то отчетливо видны: вентиляционная шахта, огневая точка прикрывающая позицию, а также видна верхняя часть потерны, а вправом верхнем углу восьмигранное бетонное ограждение орудийного дворика. В вблизи структура орудийного дворика просматривается лучше:
http://s50.radikal.ru/i130/1202/1e/1021e8bc9bfe.jpg
Место основания орудий засыпано землей полность и чтобы добраться до оснований орудий, нужно капать.
На принципиальной схеме в разрезе видна конструкция орудийного дворика. Как раз во время ВОВ выяснилось, что именно такие батареи, со 130-мм орудиями, установленными в открытых железобетонных двориках, обладая достаточно высокой живучестью, могли вести эффективный огонь на 360 градусов:
http://s006.radikal.ru/i214/1202/05/4b18a13fecd4.jpg
http://s017.radikal.ru/i441/1202/3f/25d9faece9b3.jpg
Кольцевые бетонные дворики имели огибающую кольцевую галерею с проемами для подачи снарядов или кольцевой свес. Такая галерея или свес хорошо закрывали большую часть работающей у орудий прислуги от действия взрывной волны и осколков при близких разрывах бомб и снарядов, а также от пулеметного обстрела с самолетов. Из орудийных двориков в тыл были выведены закрытые и заглубленные в землю ходы сообщения, в нишах которых хранился расходный комплект боезапаса. Расстояние между двориками доходило в ряде случаев до 300 метров, а расстояние между командным постом и огневой позицией зачастую привышало километр, поскольку батареи часто размещали на закрытых или полузакрытых позициях. Пороховые погреба (по два-три погреба на батарею) также были разнесены друг от друга и от орудий на достаточно большое расстояние. Столь широкая разброска объектов на местности обеспечивала повышенную живучесть батарей, хорошее применение их к местности и, соответственно, крайне затрудняла их обнаружение с воздуха.
Чуть дальше видно взорванное помещение одного из сооружений. Вполне вероятно, что для это был погребок для боеприпасов:
http://s018.radikal.ru/i516/1202/5e/e891a52a6521.jpg
Вот так оно выглядит с более близкого расстояния:
http://s43.radikal.ru/i100/1202/4b/e0c2602a5ba1.jpg
Огромная территория покрыта огневыми точками прикрытия орудийных позиций:
http://s018.radikal.ru/i509/1202/95/9b3dff2e8fd1.jpg
И проходами в подземелья:
http://s018.radikal.ru/i512/1202/7c/57f7b3eab094.jpg
И множество взорванной инфраструктуры батареи, идентифицировать которую уже невозможно:
http://s018.radikal.ru/i516/1202/16/695d5b6d095f.jpg
Мне еще случайно удалось обнаружить два основания под орудия. Одна из них сильно п

Comments

Submitted byasdf-125 on ср, 09/12/2012 - 14:54

Спасибо! Очень познавательно и красиво. Хорошее изложение материала.:smil4434:

Информация по этому месту на столько запутана, что после посещения разбирался почти пол года, чтобы собрать и упорядочить в одном месте.
Правда на столько удручает состояние памятника на месте боевых действий, где проливалась кровь наших отцов и дедов. С каждым годом место все больше приходит в запустение и забвение. Еще пару лет назад около памятника стояли стреляные гильзы от орудий:

Мы даже с одноклубниками владеющими квадроциклами пытались объединиться, чтобы установить новый памятник. Даже разработали его внешний вид. Хотели привлечь местную администрацию станицы Тамань к помощи в этом проекте, но они делают вид, что абсолютно ничего не знают про этот памятник и что здесь проливалась кровь наших соотечественников во время ВОВ.

По опыту в подмосковье, памятник нужно ставить в одиночку. Не делить отственность ни с кем. Потом начинается борьба за пальму первенства. Если у Вас получится низкий Вам поклон!

Лично мне не нужна никакая пальма первенства.
На Российском Черноморском побережье чудом сохранили только одну береговую батарею:
-Батарею Зубкова.
Про нее обязательно расскажу в следующий раз.

Submitted byJuryS on чт, 09/13/2012 - 12:01

Спасибо Вам.
Это действительно важно.
С интересом прочитал от начала до конца.
Так он Стахов или Спахов..? Автор книги Спахов.. Внесите ясность пожалуйста.

Конечно Спахов С.Ф. Все неясности и опечатки получаются из-за невнимательности и нечитаемости текста на самом памятнике. Надписи неоднократно пытались восстановить, но неужно менять памятник целиком.
Кстати почем-то не отображается вторая страница блога, попробую исправить все в ближайшее время.
А идею восстановления силами членов клуба пока отложили, т.к. сам в настоящее время остался без работы и на благие дела не хватает финансов. Может кто-нибудь более состоятельный прочитает блог и сможет оказать посильную помощь. Все свои идеи по внешнему виду будущего памятника забрасывать не буду, они думаю дождутся лучших времен.

Submitted bydeletant on пт, 09/14/2012 - 19:13

Ответ на от JuryS

Если быть более точным, то правильно сказать "военная улица"
Есть довольно интересный ресурс: Владивостокский диггерский портал команды KFSS, его поддерживают молодые и талантливые энтузиасты. Там разделе "Фортификационный словарь" написано, что Военная улица — термин, применявшийся до ХХ в. и означавший дорогу непосредственно за валами главной ограды в крепостях для движения войск и перевозки орудий.
Если интересно, то ренкомендую к изучению. Кстати там к саммиту АТЕС сделали попытку реконструкции батареи № 375 "Новосильцевская". Правда не совсем все удачно, как всегда не без ляпов и просчетов, а все из-за того, что не привлекали спецов своего дела.

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 08:28

Ответ на от Гость (не проверено)

В детстве был несколько раз с отцом и дядями там... С тех пор все пытался попасть туда, но никак не удавалось.... Если честно то разбередили рану и если что-то будет с созданием(воссозданием) памятника и восстановления я вас поддержу на все 100%.

В этом году уже как 70 лет минуло. Где-то в блогах люди собирались там навести порядок этим летом. Мы только вернулись из Краснодарского края. Но побывать на Панагии не смог. Могу сказать одно местная администрация открещивается от этого места.
Я ездил по другим местам. Готовится интересный материал по батарее Зубкова, как по музейной экспозиции, так и по неофициальной части.
Была попытка разыскать батарею №714. Нашел часть подземной инфраструктуры и полностью загаженный мусором орудийный дворик. Я считаю полным безобразием при попустительстве властей города Геленджик. Пока еще можно все исправить. Везде кричат, у нас никто не забыт и ничто не забыто.
Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com

Проехать можно через виноградинки, которые закрывают на время сбора урожая. Или по дороге вдоль обрыва, что очень опасно. Сами чуть не свалились в бездну. У меня в ЖЖ есть трек.
Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com

Спасибо за рассказ. Были на мысе Панагия несколько лет назад, правда, с несколько другой целью - подводная охота на тамошнем рифе (кстати, единственном, на Черном море) очень увлекательна.
Видели там множество полуразрушенных бетонных конструкций, но даже не предполагали, что все настолько масштабно, и имеет такую интересную историю...

Submitted bydeletant on чт, 08/04/2016 - 09:19

в этом году история крейсера КОМИНТЕРН получила неожиданное, я бы сказал загадочное продолжение, в технической зоне порта Новороссийска была найдена скульптурная композиция, в которой ключевое значение занимает крейсер КОМИНТЕРН и ВИЛ, к сожалению информацию по этому памятнику найти не удалось, фото добавлю позже, скорее всего отдельным постом потому, что еще было найдено подобное сооружение на старом Анапском кладбище, а если кто обладает более подробной информацией, буду крайне благодарен за комментарий, вот место на карте, где находится скульптурная композиция:

[gmap4t center=44.733292042674904, 37.78511582873762 | type=roadmap | width=800px | height=500px | zoom=18 | markers=blue::44.73347608288067, 37.78473436832428 ]

Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com

На закрытых производственных территориях довольно часто находятся очень самобытные памятники и др. объекты.
И это, безусловно, большой интерес для туризма. Даже может на отдельное направление потянет.
Закрытость территории позволила сохранить выраженные аспекты культуры. Плюс это не обиходная культура, а производственная, что вносит и свои особенности.

Но на производственные объекты не всегда легко попасть. Хотя благо в этом плане, что советские хозяйства развалились, и попасть на них зачастую возможно. Не мало было отчетов, как туристы даже по военным объектам гуляли.
А есть вариант познакомиться с таким направлением туризма вообще без необходимости преодолевать заборы и закрытые ворота - на уникальных советских образованиях. Речь про ЗАТО, которые были целыми городами-районами, закрытыми и ориентированными на производство. Т.е. там существовала тоже такая же культура. А т.к. они сейчас почти все стали открытыми, но, как и изначально было задумано, находятся в удалении от других городов, то там немало памятников этой культуры сохранилось при этом они доступны. Даже не немало, а очень много! В силу их особого крупного масштаба.

Не так давно тут был отчет об одном таком месте - про поездку в сторону Загорской ГЭС. Один из бывших ЗАТО там тоже упоминается, но не раскрыт, т.к. его проехали напрямик и только мельком заметили обилие таких объектов в нем.

Еще из аналогий вспоминается памятник испытателям радиации, который установлен в районе Гремячего ключа. Тоже, кстати, в сторону Загорска.