Водный туризм. Поход второй: Тверская и Новгородская область, р. Мста, 10-12 октября 2009

Изображения

Информация: Мстарека в Тверской и Новгородской областях России.
Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.Есть гипотеза, что название происходит от финно-угорского Musta — «чёрная». Древнерусское название — «Мъста».Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.
Крупные притоки: Березайка, Шегринка, Перетна, Льняная, Холова (левые); Уверь, Белая, Мда, Хуба (правые).
В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский. В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна.
На мой взгляд, самая популярная у водников река в центральной России.

После похода в Карелию решили сходить на выходных на реку Мста. Благо от Москвы ехать не далеко, да и на прохождение интересующего нас участка реки не требуется много времени. Поехало нас всего 4 человека. Из плавсредств взяли две байдарки «Щука».
Часов в восемь вечера 9го октября мы сели в поезд Москва - Боровичи. В час ночи уже приехали на станцию Боровичи, поймали машину и поехали до притока Мсты Березайки. Около трех часов ночи были на месте стапеля. Остановились на окраине какой-то деревни под автомобильным мостом. Развели костер,поели, немного посидели и часов в 5 утра решили немного поспать, т.к. в темноте собирать байдарки не очень удобно. Ночью, кстати, было достаточно холодно - около минус 3х градусов.

Поспав часа 2 и дождавшись рассвета, стали собирать и накачивать лодки.


В начале десятого отплыли по Березайке вниз по течению. Надо сказать что погода для октября стояла просто прекрасная. На солнце было тепло и даже жарковато так как мы были одеты кто во что горазд: штаны, свитера, водолазки и т.д, а поверх плащи для защиты от ветра и брызг. Проплыв около часа решили вздремнуть прямо на воде, благо река широкая и течение не сильное. Еще где-то через час двинулись дальше, доев по пути гречневую кашу с тушенкой из котелка, оставшуюся с ночи. Красота! Народу на реке- никого. Всю идиллию немного нарушала вода, плещущаяся на дне байдарки. Видимо, где-то отклеилась заплатка. В общем, ноги были в воде и мерзли, особенно когда солнце стало склоняться к горизонту. После обеда наткнулись на ручеек, от которого здорово пахло серой.

Прошло еще 2 часа, экипаж второй байдарки давно остался где-то позади, а мы начали искать место для стоянки. Около 7 вечера встали на стоянку, натаскали дров, разожгли костер, поставили на огонь каны. Я наконец-то снял с совершенно задубевших ног насквозь промокшие берцы и поставил их у самого огня. И отогрел пальцы рук, которые от мокрых перчаток и холода тоже слабо шевелились. Прошел час, уже начала вскипать вода в канне, я поставил палатку, а нашего второго экипажа до сих пор не было видно. Часов в 9 вечера ребята все-таки появились… без одного гребца и весла. И вот что выяснилось. Пока наша первая Щука плыла, экипаж второй Щуки решил немного отдохнуть и распить фляжечку другую джина и рома. В результате один человеке жутко устал и уснул, а уснув потерял весло и бедный второй гребец в-одиночку плыл с небольшой скоростью. Но все обошлось (за исключением потери весла) и ребята доплыли до стоянки, где их уже ждал ужин.
На утро, хорошо выспавшись пошли вытряхивать лед из байдарок и искать пробоины. Подлатали суда, поели, собрались и снова в путь. Когда я залез в свои мокрые берцы, я понял что ноги у меня отвалятся от холода если я ничего не придумаю. Пришлось обмотать ботинки полиэтиленовыми мешками и замотать все это дело скотчем. Как не удивительно, но это прекрасно помогло. Хоть от воды это все равно не спасло, но ноги у меня в этот день не замерзли.
За неимением запасных весел, экипажи пришлось поменять: теперь в нашей четырехместной Щуке плыло три человека (двое с веслами и один без), а вторая трехместная Щука шла с одним членом экипажа. Ситуация усугублялась тем, что со стоянки мы вышли только в половине четвертого вечера, поезд у нас был часов около одиннадцати вечера, а лоцию (Лоция (от голландского loodsen — вести корабль) — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии) мы с собой не взяли. То есть даже примерно мы не могли определить где находимся и сколько осталось пройти километров до антистапеля (см. словарь терминов). К семи часам вечера доплыли до места, где река становится немного неспокойной: появились перекаты и стало очень мелко (все-таки осенью шли - по малой воде).

И вот тут до нас дошло: плыть-то еще немало, а времени в обрез. Через три с половиной часа поезд!!! Стремительно темнело и началась самая интересная и нервная часть нашего сплава. Мы стремились как можно быстрее пройти маршрут и найти большой автомобильный мост (этот ориентир мы знали как место антистапеля). Такого адреналина я давно не получал как тогда: кромешная темень, хоть глаз выколи, вообще не видно куда плыть и в какую сторону поворачивает река. Тут как назло впереди какой-то шум. Почувствовали, что байдарка нырнула вниз. Оказалось это порог «Лестница». Но делать нечего - прошли его с ходу в полнейшей темноте и двинулись дальше. Времени до отправления поезда оставалось все меньше и меньше.
Дальше лучше…байдарки покрылись слоем льда, набрали воды, потяжелели. Стало настолько мелко, что через каждые 10 минут приходилось выпрыгивать в воду по колено, а то и глубже и выталкивать лодку с мелей. От воды пошел пар.

Но вот он заветный мост. Швартуемся-выкидываем вещи из байдарок, одновременно вытаскивая все затычки, чтобы быстрее спустить воздух. Два человека сразу бегут наверх на мост ловить машину до станции. До поезда остается около часа. А надо еще спустить суда, разобрать и сложить в носимый вид!
Машину нашли быстро, договорились что через пол часа она приедет. За это время успеваем с горем пополам разобрать лодки и кое-как запихать их в чехлы. Тащим вещи по крутому склону наверх к дороге… До поезда 20 минут… Грузимся в машину и с выпученными глазами ломимся на вокзал. Подъезжаем прямо к перрону за 6 минут до отправки поезда, бежим со всеми шмотками искать наш вагон, находим его и с ходу начинаем закидывать вещи в тамбур. Проводнца в ужасе наблюдает за тем, как в течении 2х минут тамбур покрывается огромной кучей мокрых вещей и четырьмя парнями с совершенно дикими глазами. Но все позади, на поезд мы успели, ввалились в вагон и минут 15 просто молча валялись на местах не в силах произнести ни слова. Под нами образовалась довольно приличная лужа от мокрой одежды. А это вы еще не видели что в тамбуре происходило, когда с наших байдарок стекла вода и затопила его ))) Проводница была в ужасе, но молчала. Вот так нервно и незабываемо закончилась поездка на реку Мста. Казалось бы что может быть экстремального на Мсте в октябре? Когда поезд в Москву ходит максимум 1 раз в день, когда на следующий день всем надо быть на работе, а ты находишься неизвестно где… От поездки осталась огромная куча впечатлений, особенно ночной сплав на перегонки со временем.

Comments

Submitted byJedi on пт, 05/25/2012 - 12:03

Миш, я как то от тебя слышал эту историю кусочками, но вот впечатлился только прочитав))) блин вот ты жжешь!
вообще мне кажется надо кучу отваги чтоб в октябре сплавляться, дубак же! история просто супер)))
сижу ржу, над уставшим человеком, я кстати так и не понял, как он до лагеря добрался, по берегу что ли?
я вообще так понимаю для проводников на том направлении октябрь вообще фиговый месяц, Петрограйнд опять же)