"Водный" Петербург

Изображения

Вода и Петербург – понятия неразделимые. Водное пространство занимает десятую часть территории города. Это более 90 рек, каналов, рукавов и протоков общей протяженностью порядка 300 км.
Как правило, туристам удается осмотреть лишь те их них, по которым проходят традиционные маршруты прогулочных судов – Неву от Большой Невки до стрелки Васильевского острова, Мойку, Фонтанку и Канал Грибоедова до их пересечения с Крюковым каналом, а также сам Крюков канал.
Между тем, не меньшего внимания заслуживают и другие реки города, формирующие неповторимый облик Северной Венеции. Они протекают по живописным местам, историческим и промышленным районам, которые не всегда хорошо известны даже коренным питерцам, тем более, гостям города.
Это связано и с обычной нехваткой времени в поездке – ведь прежде всего стремишься посмотреть основные достопримечательности, и с естественными причинами – некоторые реки Петербурга имеют ограниченную судоходность ввиду небольших глубин и кочующих наносов. А по ряду водотоков движение маломерных судов вообще запрещено.
Отсюда рождается обычный туристический интерес – пройти нехожеными тропами, посмотреть то, о чем не пишут в путеводителях.
Поэтому в ходе очередной поездки в Питер в июне с.г. решил реализовать свой давний замысел и постараться одним днем пройти по всем сколько-нибудь судоходным рекам и каналам города. Не забыв, конечно, и про Кронштадт с его фортами, и про развод мостов в «белые ночи». Без этого «водная» картина Северной столицы была бы неполной.
Для начала предстояло найти катер с капитаном. В летний сезон количество таких предложений исчисляется сотнями, однако проблема оказалось сложнее, чем казалась. Звонки по объявлениям из Интернета ничего не дали. Вернее, дали массу вариантом с запредельными ценами и полным отсутствием желания выходить за рамки привычных маршрутов.
Пришлось прогуляться по Невскому проспекту. В местах его пересечения с Мойкой, Каналом Грибоедова и Фонтанкой – скопления «частников» с моторками и катерами всех видов. И цены доступнее, и люди адекватнее. Спустя пару часов, нужный вариант был найден – катер с подъемно-поворотной колонкой (с нею проще на мелководье). Капитан – профессиональный речник-судоводитель, согласившийся рискнуть и пройти предложенный маршрут, нарушив при этом некоторые запреты.
Договорились стартовать утром следующего дня.
Итак, 24 июня в 10.30 мы отбыли от небольшой пристани на Пироговской набережной (напротив «Авроры») и по Большой Невке взяли курс на Карповку.

Карповка. Один из рукавов Невы, разделяющий Петроградский и Аптекарский острова. Длина — 3 км, ширина — 20 метров.

Вскоре прямо по курсу показался Гренадерский мост, а слева от него – Аптекарский мост, построенный в 70-годах прошлого века над истоком Карповки,

и вот она – Карповка. По правому берегу – Аптекарский остров с прекрасным Ботаническим садом,

слева – территория яхт-клуба и корпуса 1-го ЦНИИ военного кораблестроения (бывшие казармы лейб-гвардии Гренадерского полка).

Первые несколько сот метров проходим нормально, глубина не вызывает опасений.
Однако дальше глубина падает местами до 70 см, приходится сбавлять ход и идти с предельной осторожностью.
Справа остаются Первый дом Ленсовета – шедевр конструктивизма 30-х (на фото – угол серого здания) и затерянная среди деревьев небольшого сквера на ул. Литераторов бывшая богадельня для престарелых писателей, где большую часть жизни прожил и умер в блокаду от голода великий символист Павел Филонов.

Проходим под Силиным мостом, пересекая Каменностровский проспект.

По курсу – Карповский мост и Иоанновский ставропигиальный женский монастырь – одно из важнейших православных мест Петербурга.

Монастырь построен в 1900-1901 гг. Стиль: псевдовизантийский. Основан в 1900 году выдающимся молитвенником, печальником и чудотворцем Земли Русской, протоиереем Кронштадтского собора святого апостола Андрея Первозванного отцом Иоанном Ильичом Сергиевым (нареченным народом Кронштадтским).В мае 1923 года губисполком принял решение о ликвидации монастыря. В ноябре 1989 года монастырь передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкого монастыря; 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского. 12 июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриархом Алексием II был освящён верхний храм во имя Двенадцати Апостолов.


После монастыря по берегам реки начинают тянуться промзоны,

а ближе к устью она приобретает вполне загородный вид.

Карповка впадает в Малую Невку недалеко от Большого Крестовского моста, соединяющего Петроградскую сторону с Крестовским островом.

Прямо напротив устья – гребной клуб «Знамя», здание которого построено в начале прошлого века для Санкт-Петербургского гребного общества и имеет характерную архитектуру – с эллингами, кают-компанией и сигнальной вышкой.

Сворачиваем налево и идем по Малой Невке в сторону Финского Залива.

Малая Невка. Отделяет Петроградскую сторону от Каменного и Крестовского островов. Впадает в Невскую губу вместе с Малой Невой между Петровским и Крестовским островами. Длина около 5 км, ширина 120—300 метров, глубина 3,5−7 метров.

Вслед за Большим Крестовским проходим под Лазаревским мостом. Современный вантовый мост был построен в 2009 году и стал доступен для автомобильного транспорта (ранее был трамвайно-пешеходным).
img_2705.jpg
Справа по курсу – Учебно-спортивная гребная база, прямо – Большой Петровский мост, находящийся сейчас на реконструкции.

Между гребной базой и мостом расположен особняк, недавно построенный на фундаменте бывшей дачи Белосельских-Белозерских. Кстати, вполне удачный «новодел».

За Большим Петровским мостом – комплекс зданий Центрального яхт-клуба. С некоторых пор этот бывший профсоюзный объект, став частной собственностью, превратился в пафосное место с немыслимо дорогим рестораном и нагловатой и, увы, не всегда трезвой охраной (сами убедились за пару дней до этого). Однако с воды видны лишь безупречные силуэты морских яхт…



Огибаем Крестовский остров. Справа – гигантская стройплощадка. С 2006 года здесь возводится главный спортивный объект Северной столицы – стадион «Зенит» на 62 тыс. мест – домашнее поле одноименного футбольного клуба.

По завершении строительства это творение покойного Кисе Курокавы должно, по идее, выглядеть так:

На другом берегу также развернулась стройка – с размахом строят аква-парк, гостиницу, яхт-клуб. При этом засыпается Пьяная гавань, где когда-то были укрепления Петровской эпохи…

Осмотрев стройплощадки, входим в Среднюю Невку.

Средняя Невка. Длина 2,6 км, ширина 100-230 м, глубина 3,7-8,4 м, средний расход воды в истоке 188 кв. м/сек. Берега, кроме небольшого участка Крестовского острова ниже устья реки Крестовки, естественно-земляные, укрепленные деревом, зона отдыха.

Слева – Елагин остров – территория бывшей резиденции императрицы Марии Федоровны, занятая ныне Центральным парком культуры и отдыха имени Кирова. В отличие от московского ЦПКиО питерскому удалось сохранить очарование старой усадебной планировки с аллеями, прудами и замысловатым ландшафтом.

Справа – Морской яхт клуб.

Помимо обычных яхт у его причалов были замечены быстроходные катера Федеральной службы охраны. На таких перемещается по измученному пробками городу высокое столичное начальство, когда приезжает в Питер.

Миновав пешеходный 2-ой Елагин мост (кстати, разводной),

справа видим коттеджный поселок, построенный на Крестовском острове для судей Конституционного суда, недавно сменившего московскую прописку на Петербург. Он поражает своим непривычным для наших широт лоском и уж совсем непривычным для таких объектов размахом. Поговаривают, что именно этим удалось в конце-концов побороть тихий саботаж главных судей страны, не спешивших покидать обжитую столицу…

Судейский поселок расположен прямо на стрелке Средней Невки и Крестовки, куда мы и направляемся.

Крестовка. Соединяет Малую Невку и Среднюю Невку. Отделяет Крестовский и Каменный острова. Длина около 750 м, ширина около 30 метров, глубина около 3 м. Средний расход воды около 10 м³/с.

На фото слева – башня со шпилем бывшей дачи Клейнмихель, построенной в начале прошлого века в готическом стиле. Сейчас, по некоторым данным, – частная собственность одного из бывших российских вице-премьеров.

Чуть дальше – т.н. «министерские дачи». Там также идет активный ремонт.

Справа, на территории Гребного клуба СПбГМТУ, – одна из модных городских летних веранд,

а слева – знаменитая «Голубая дача» – особняк Вургафта.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и сказать, что Каменный остров с конца XIX века – это петербургская «Рублевка». В те годы на острове активно возводятся особняки наиболее состоятельных горожан. Такой «элитный», «заповедный» характер остров сохранил и в наше время. Новое строительство здесь практически не ведется (за очень редким исключением). На острове немало объектов Управления делами Президента – правительственных дач, расположенных в основном вдоль берега Малой Невки, в которую мы вновь выходим, пройдя под Мало-Крестовским мостом,

и повернув налево.
Сразу за поворотом – Особняк инженера Чаева в неоклассическом стиле. Когда-то в советское время здесь был клуб, затем, на волне демократизации, - декадентский театр. Театр однажды со скандалом выгнали, и с тех пор здание пустует. Вроде как собираются реставрировать…

На соседнем участке – Дачи Кожевниковой (1865 г.) и Поповой (1880 г.).

Дача Поповой была недавно прекрасно отреставрирована.

Четь поодаль – приземистое серое здание Правительственной дачи К-2. Типичный пример унылой архитектуры 70-х.

Чего не скажешь о следующем объекте. Это одна из жемчужин Каменного острова - Дача актрисы императорских театров Леоновой (1902 г.). После революции использовалась как государственная резиденция. Здесь проживали первые секретари Ленинградского горкома – Киров и Жданов. Останавливался Сталин. Последние годы дача была предметом борьбы двух деловых сообществ за право реконструировать ее в элитный жилой дом или гостиницу. Борьба недавно завершилась, концепция жилого дома победила. Посмотрим, что будет дальше…

Недалеко от Дачи Леоновой расположился еще один шедевр – Дача принца Ольденбургского. Она была построена в 30-х годах XIX века для князя Долгорукова, но через десять с небольшим лет перестроена Штакеншнейдером для нового владельца, чье имя и сохранила поныне. В 80-е годы прошлого века здание, занимаемое тогда общежитием, сгорело. Впоследствии было восстановлено. Прямо перед ним – пристань со сфинксами, ставшими героями полудетективной истории. Эти два сфинкса – пробные отливки знаменитых сфинксов, стерегущих Египетский мост через Фонтанку. Выкупил их в свое время купец Галактионов, владевший пунктом приема металлолома, и установил в собственной парадной. Затем сфинксы несколько раз меняли «прописку» и наконец обосновались на этом месте. Несколько лет назад питерский ГУП «Мостотрест» взялся их отреставрировать. Отреставрировал и поставил «охранять» свой офис на Индустриальной улице. Однако под давлением возмущенной общественности сфинксы в этом году благополучно вернулись на прежнее место.

Прошли под Каменноостровским мостом.

На восточной оконечности Каменного острова рассчитывали увидеть восстановленный Каменноостровский дворец – замечательный образец екатерининского классицизма, любимое место пребывания Александра I. Однако реставрационные работы еще не завершились, все здание затянуто строительной сеткой. До недавнего времени дворец и прилегающая территория в 5 га относились к ФГУ «Ленинградский военный санаторий ВВС». Санаторий ликвидировали, и вскоре здесь будет резиденция губернатора Санкт-Петербурга.

Огибаем восточную оконечность Каменного острова,

Проходим под Ушаковским мостом (аналогичен по архитектуре Каменноостровскому).

Слева – часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица» (круглое здание красного кирпича послевоенной постройки, бывшая вахта Ушаковского моста), храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (построен в ложно-готическом стиле). Своим возникновением храм обязан Павлу I, который любил бывать в нем. После принятия императором статуса главы Мальтийского ордена здесь было основано Мальтийское кладбище.

Чуть дальше – желтое здание Комплексной школы высшего спортивного мастерства, где обучался навыкам дзю-до сам В.В. Путин.

Как отмечалось выше, на Каменном острове почти нет современной застройки. Но только почти. Наиболее заметное исключение – Жилой комплекс «Каменный остров» корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга». Это один из самых, если не самый элитный жилой квартал Северной столицы с малоэтажными домами, живописным внутренним каналом, своей пристанью и безумной охраной.

Осмотрев северную часть Каменного острова, сворачиваем налево в Среднюю Невку.

Справа на восточной оконечности Елагиного острова – павильон с флагштоком на Гранитной пристани. Пристань и павильон были сооружены в 1822 году в ходе перестройки Елагиного дворца.

Сам дворец (построен для 1875 г. для И.П. Елагина) возникает чуть дальше, поражая изящными пропорциями и изысканной гармонией архитектурного решения.

Слева, перед 1-м Елагиным мостом – еще один шедевр. Это одно из старейших деревянных зданий Петербурга – Каменноостровский театр. Построен за 40 дней в 1827 году для выездных спектаклей императорских театров. Не раз перестраивался и восстанавливался. Очередная реконструкция завершается в настоящее время. Здесь планируется разместить вторую сцену Большого драматического театра.

Участок Средней Невки от этого места уже был нами обследован, поэтому катер набирает скорость и в считанные минуты доносит нас до западной оконечности Елагиного острова,

обогнув которую, мы вновь входим в Большую Невку.

Большая Невка. Отделяет Выборгскую сторону от Петроградской стороны. Длина около 8,5 км. Ширина от 50 до 360 м. Глубина до 8,5 м. Норма среднегодового расхода воды в истоке Большой Невки — 342 м³/с, после отделения Малой Невки — 176 м³/с, а ниже стрелки Елагина острова — 73 м³/с.


Эта часть Большой Невки не отличается активным судоходством, поэтому северную сторону Елагиного острова – место тихое и малопосещаемое – давно облюбовали рыбаки.

Слева – на территории бывшей дачи Олсуфьевых – спортклуб «Молния»,
img_2789.jpg
и причалы ОАО «Редан». Место это также историческое. В 1901 г. здесь была создана первая в России «Катерная Санкт-Петербургская верфь моторных судов», впоследствии –ЦКБ «Редан» – ведущая организация страны по созданию скоростных катеров. Сейчас предприятие переживает не лучшие времена.
img_2792.jpg
Чуть дальше – база речного ОМОНа.
img_2793.jpg
За 3-м Елагиным мостом (построен недавно рядом со старым)
img_2795.jpg
разместился главный центр буддизма Петербурга – Дацан «Гунзечойней» (начало XX века). В те года Россия активно соперничала с Англией за влияние в Тибете, и постройка дацана в столице Империи была одним из шагов, направленных на укрепление нашего сотрудничества с Лхасой.
img_2796.jpg
Следующий интересный объект – Благовещенская церковь, построенная в XVIII веке по проекту Дж. Трезини для крепостных крестьян А.П. Бестужева-Рюмина, переселяемых сюда, на его мызу «Каменный нос», из других губерний.
img_2799.jpg
На этом осмотр с воды наиболее известных питерских островов завершается
img_2800.jpg
и мы на скорости возвращаемся к Ушаковскому мосту для того, чтобы внимательнее ознакомиться с набережными Большой Невки до ее истока – стрелки с Невой.
Слева, сразу за Ушаковским мостом – корпуса Военно-морской академии им. Кузнецова, расположенные на месте бывшего имения Строгановых.
img_2767.jpg
Справа – бизнес центр «Авеню» на Аптекарской набережной.
img_2804.jpg
Далее, за Кантемировским мостом, – Санкт-Петербургская телебашня (построена в 1962 году, высота 310 метров). Раньше на высоте 192 метра действовала смотровая площадка. Сейчас, доступ туда, к сожалению, прекращен.

Противоположный берег Большой Невки, относящийся к Выборгской стороне, – Ушаковская, Выборгская и Пироговская набережные – исторический промышленный район города, где расположены Абразивный завод «Ильич» (быв. Наждачная фабрика Струка), фабрика Гука, Машиностроительное объединение им. Карла Маркса (быв. завод «Новый Лесснер»), Завод «Красная Заря» (быв. российский завод фирмы «Эриксон») и ряд других известных предприятий. Наиболее интересны в архитектурном плане корпуса Прядильно-ниточного комбината «Красная нить» (быв. Фабрика «Невка»), возведенные в 1911 году в средневековом стиле.
img_2810.jpg
Впереди возникает панорама Сампсониевского моста, крейсера «Аврора» и Нахимовского училища.
img_2814.jpg
Слева, возле Сампсониевского моста, – жилой комплекс «Аврора» и бизнес-центр «Петровский форт».
img_2815.jpg
Справа за Сампсониевским мостом – Нахимовское училище (быв. Городской училищный дом им. Петра Великого)
img_2816.jpg
и знаменитая «Аврора».
img_2818.jpg
img_2819.jpg
Здесь начинается Нева. Берем курс на Петропавловскую крепость. Справа мимо нас «проплывают» Дом адмиралов Балтфлота (1940 г.),
img_2821.jpg
дворец Великого князя Николая Николаевича (в советское время в этом здании долгие годы находился любимый ленинградцами дворец бракосочетания, однако в 2000 году, несмотря на протесты общественности, здесь разместилась резиденция Полпреда Президента в СЗФО).
img_2823.jpg
img_2824.jpg
За Троицким мостом, на доходя до Петропавловки, сворачиваем направо в Кронверкский пролив.
img_2826.jpg
Перед Иоанновским мостом (первый в городе деревянный мост, построенный в 1738 году), ведущим в крепость со стороны Иоанновского равелина (назван в честь Иоанна V - брата Петра I),
img_2829.jpg
в 2003 году уставили памятник зайцу, по легенде выскочившему из-под ног Петра I, осматривавшего место будущей крепости. Торцы свай вокруг памятника и его подножье густо засыпаны мелочью, которую бросают «на счастье».

В канал, окружающий Артиллерийский остров, решили не заходить ввиду малых глубин,
img_2830.jpg
поэтому Кронверк (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи)
img_2831.jpg
и Петропавловку осмотрели со стороны пролива.
img_2832.jpg
Кстати, на территории крепости до сих пор живут люди. В нескольких домах, расположенных рядом с Алексеевским равелином, сохранились коммунальные квартиры. Это – один из таких домов.
img_2833.jpg
Миновав Кронверкский мост, по которому в крепость попадают экскурсионные автобусы и служебный транспорт,
img_2834.jpg
оказываемся в одной из красивейших панорамных точек «водного» Петербурга – шпиль Петропавловского собора и Алексеевский равелин,
img_2836.jpg
Зимний, стрелка Васильевского острова…
img_2837.jpg
img_2839.jpg
Однако сюда мы еще вернемся, ближе к вечеру, а сейчас, пройдя под Биржевым мостом и осмотрев здания Пушкинского дома,
img_2840.jpg
Главного управления неокладных сборов (ныне Факультет психологии СПбГУ),
img_2842.jpg
и восстанавливаемую церковь св. Екатерины,
img_2843.jpg
за Тучковым мостом сворачиваем в очередную «малую» реку Северной столицы – Ждановку.

Ждановка. Течёт в северо-западном направлении. Имеет среднюю ширину около 30 м; глубины — 2,2—4,0 м, длина реки 2,2 км. Средний многолетний расход воды 14 м³/сек. Левый берег оборудован деревянным свайным креплением, которое к настоящему времени местами пришло в негодность или почти полностью разрушено.

img_2846.jpg
Слева, на восточной оконечности Петровского острова, разместился стадион «Петровский» - домашняя арена ФК «Зенит».
img_2848.jpg
Почти на всем своем протяжении Ждановка протекает вдоль живописных зеленых берегов,
img_2849.jpg
и только в районе Мало-Петровского моста пейзаж начинает приобретать промышленный характер.
Здесь расположены территории завода «Промэлектро»
img_2855.jpg
и «Ленводхоза».
img_2853.jpg
Кстати, со слов нашего капитана, катера со «звездочками» - это колесные косилки для очистки водоемов от водорослей. Раньше таких никогда не видел.
img_2856.jpg
Ждановка впадает в Малую Невку недалеко от Большого Петровского моста. Здесь мы уже были, поэтому набрав скорость, огибаем западную оконечность Петровского острова, и, бросив взгляд на Финский залив,
img_2859.jpg
входим в Малую Неву.

Малая Нева. Второй по величине рукав дельты Невы после Большой Невы. Отходит от нее у Стрелки Васильевского острова. Впадает в Невскую губу вместе с Малой Невкой между Петровским и Крестовским островами. Длина составляет около 4.25 км, ширина — от 200 до 400 м, глубина — 3-7 м.

img_2862.jpg
Этот участок Малой Невы закрыт для маломерных судов. Поэтому приходится жаться к берегу и сбавлять ход до минимума, чтобы катер на ГИМСовском локаторе выглядел как безобидная рыбацкая моторка, гнаться за которой невыгодно.
Здесь – судостроительное и судоремонтное царство завода «Алмаз», одного из крупнейших предприятий отрасли, выпускающего продукцию военного и гражданского назначения.
img_2867.jpg
img_2869.jpg
Гордость предприятия – плавучие доки грузоподъемностью 2500 и 3000 тонн.
img_2866.jpg
img_2868.jpg
Миновав Серный остров, видим вновь перед собой панораму Тучкова моста и стадиона «Петровский» (фото подтопленного дебаркадера крупным планом есть в питерском отчете LeSold'a).
img_2876.jpg
Однако наша цель на данный момент – Смоленка, поэтому помянув недобрым словом виновников гибели «Метеора» (сожжен конкурентами в прошлом году как и его собрат, фото которого приводилось ранее),
img_2878.jpg
сворачиваем направо, в Смоленку.

Смоленка. Берёт начало в Малой Неве и впадает в Финский залив. Река разделяет Васильевский остров и остров Декабристов. Длина составляет приблизительно 3700 метров. Русло реки достаточно извилистое. В XVIII веке у реки было устоявшееся название — Мякуша. В первой половине XIX века стали употребляться другие: Чёрная и Глухая речка. В 1864 году, для устранения одноимённости с другой Чёрной речкой, она была названа Смоленской рекой по находящемуся рядом Смоленскому кладбищу. Позже она обрела своё нынешнее название. В 1960—1970 было изменено направление русла, когда для него прорыли канал. После этого река стала впадать сразу в Финский залив, так как раньше устье Смоленки было в Малой Неве у острова Вольный.

img_2879.jpg
Путешествие по Смоленке на катере – занятие довольно рискованное. Русло реки несудоходное, о дноуглубительных работах говорить не приходится. А значит, впереди кочующие перекаты и непредсказуемые мели. Поэтому, входя в реку, мы не были до конца уверены, что этот отрезок маршрута будет пройден без неожиданностей. Однако любопытство как обычно взяло верх.
Итак, Смоленка. Ее набережные одеты в гранит до Уральского моста.
img_2883.jpg
Затем берега приобретают загородный вид.
img_2886.jpg
img_2892.jpg
За Смоленским мостом
img_2890.jpg
слева виднеется восстанавливаемая Воскресенская церковь (начало XX века, подражание «нарышкинскому» барокко),
img_2894.jpg
находящаяся у входа на территорию Смоленского кладбища.
Это – старейшее православное кладбище Петербурга, ведущее историю с 1738 года. Здесь находится одна из главных святынь города – часовня Блаженной Ксении Петербуржской. Со стороны реки часовню, к сожалению, не видно, она расположена в глубине кладбища. Вокруг – заросли зелени. Звуки города сюда почти не проникают. Безлюдно. Тишина и сонное спокойствие, как будто время замедлило ход…
img_2903.jpg
img_2904.jpg
Однако вскоре, за очередным поворотом реки вновь проступают силуэты города. За пешеходным мостом
img_2906.jpg
начинается жилая застройка,
img_2908.jpg
и мы неуклонно приближаемся к самой рискованной точке нашего путешествия – Наличному мосту.
img_2909.jpg
Надо сказать, что на всем протяжении Смоленки мы нервно поглядывали на датчик глубины. Она колебалась в пределах 70-80 см. Осадка катера – около полуметра. Запас небольшой. Однако у мостов обычно образуются наносы, и глубина может резко падать. Что ждет нас впереди? Затаив дыхание впиваемся взглядом в экран эхолота. Скорость минимальная, колонка поднята, винт рубит поверхность воды. 70, 60, 70, 60, 50 сантиметров… Пригнувшись, входим под мост. От верхней кромки лобового стекла до свода моста – не более 10-15 сантиметров. Хорошо, что штиль, и нет волны!
img_2910.jpg
50, 40 сантиметров – катер чертит днищем по гребню наноса, слегка поддаем скорость, еще несколько секунд напряжения. Все! Прошли!
img_2911.jpg
С моста и берегов на нас смотрят, как на инопланетян. «Вы вообще откуда? Здесь сплошные мели!», - кричат рыбаки. Однако самый сложный участок позади, глубина стабилизировалась на безопасной отметке, мы спокойно идем вдоль Новосмоленской набережной
img_2912.jpg
и за мостом Кораблестроителей попадаем на очередную стройплощадку. Строят офисный комплекс в виде разведенного моста.
Одни строят, другие протестуют – здания перекроют вид с залива на шпиль Адмиралтейства. В общем, все как всегда…
img_2914.jpg
С этими мыслями оставляем Петербург за кормой.
img_2916.jpg
На часах 15.20. Набирая скорость, идем по Финскому заливу.
img_2918.jpg
img_2922.jpg
img_2926.jpg
Впереди – Кронштадт!
img_2929.jpg
До острова добрались минут за 40, встретив на подходе к причалу остатки сооружений непонятного назначения.
img_2930.jpg
img_2932.jpg
Швартуемся у Летней пристани.
img_2935.jpg
После небольшого привала на городском пляже отправляемся осматривать город.
Его достопримечательности хорошо известны, поэтому ограничусь кратким обзором.
Тулонская аллея.
img_2938.jpg
Часовня Богоявления Господня «Спас на водах» (примыкает к зданию гауптвахты).

Башня городского водопровода, ныне Музей Кронштадта.

Двор музея. На заднем плане – фрагмент городской оборонительной стены.
img_2942.jpg
Перестроенное здание кирхи св. Елизаветы (нач. XIX в.), ныне относится к местному Водоканалу.
img_2940.jpg
Ленинградская улица.
img_2943.jpg
Угол Ленинградской и Комсомольской улиц, складские здания.
img_2944.jpg
Жилые дома морского ведомства (нач. XX в.).
img_2945.jpg
Здание Машинной школы Балтфлота (нач. XX в.).
img_2946.jpg
Один из доков.
img_2948.jpg
Памятник погибшим в Индийском океане в шторм морякам клипера «Опричник» (Летний сад).
img_2950.jpg
Памятник мичману Домошенко, погибшему, спасая упавшего за борт матроса (Летний сад).

Аллея и Грот в Летнем саду.
img_2952.jpg
Спуск к площадке перед Доковым бассейном.
img_2953.jpg
Бассейн Петровского дока с насосной станцией и отводным каналом (середина XVIII в.).
img_2955.jpg

Ворота Летнего сада.

Здание арсенала (1832 г.), в настоящее время используется по назначению.
img_2960.jpg
Памятник Петру I в Петровском парке. Открыт в 1841 г. На тыльной стороне постамента надпись: «Оборону Флота и сего места держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело. Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.».

Средняя гавань.
img_2962.jpg
img_2963.jpg
Правее якоря – рубки подводных лодок.
img_2965.jpg

Петровский канал (1719-1726 гг., служит для захода в Петровский док), задний створный маяк Кронштадского рейда.
img_2967.jpg
85-мм морское орудие на берегу Петровского канала. До середины 90-х годов подавало полуденный сигнал. Сейчас не используется.
img_2968.jpg
Доковый мост (для прохода кораблей отводится в сторону).
img_2969.jpg
img_2972.jpg
Петровский док. Задуман Петром I по технологии самотечного спуска воды. После захода кораблей и перекрытия створок шлюза вода самотеком уходила в Бассейн Петровского дока откуда впоследствии откачивалась насосами. Осушение судна занимало около суток, что было по тем временам рекордным показателем. В рабочем состоянии по сей день.
img_2971.jpg
img_2970.jpg
Памятник Айвазовскому.

Пушки XVIII-XIX вв. на берегу Итальянского пруда.
img_2974.jpg
Итальянский пруд. Являлся частью Купеческой гавани, где разгружались и зимовали торговые суда.

Итальянский дворец. Построен в начале XVIII века для А.Д. Меншикова. Впоследствии использовался как Морское инженерное училище. Сейчас в ведении ВМФ.
img_2976.jpg
КПП бригады подлодок.
img_2978.jpg
Здание мареографа. Рядом – футшток – нулевая отметка отсчета высот и глубин (уровень моря).

Памятник морякам-подводникам Балтфлота, погибшим в Великую отечественную войну (сквер Подводников).
img_2981.jpg
Ул. Карла Маркса.
img_2982.jpg
Обводной канал, здание 6-го провиантского магазина.
img_2983.jpg
Бульвар вдоль Обводного канала. "Древо желаний".

Обводной канал, здание 5-го провиантского магазина.
img_2986.jpg
img_2987.jpg
Гостиный двор (XIX в.).
img_2988.jpg
Екатерининский сквер (середина XIX в.) и памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену.
img_2989.jpg

Морской собор, Советский мост и орудие Ивана Томбасова (76-мм двухорудийная универсальная артиллерийская установка 81-К линкора "Гангут", 1914 г., впоследствии «Октябрьская Революция». Иван Томбасов был командиром этого орудия и героически погиб в годы Великой отечественной войны).
img_2991.jpg
Обводной канал, здание 1-го провиантского магазина.
img_2993.jpg
Якоря Холла и фрагмент броневой стенки орудийной башни линкора «Октябрьская революция» («Гангут»).
img_2994.jpg
img_2995.jpg
Двор Адмиралтейства.
img_2996.jpg
Памятник адмиралу Макарову.

Макаровский пешеходный мост через Петровский овраг (1913 г.).
img_3000.jpg
Чугунная мостовая. Чугунными плитами кронштадтские улицы начали мостить в 1860 г. по указу великого князя Константина Николаевича. Подлинные чугунные пластины сохранились только на Пеньковом мосту. Остальные были переплавлены в годы Великой Отечественной войны. Сегодня это единственная в мире чугунная мостовая (предпоследняя – Чикагская – была разобрана в 40-е годы прошлого века.).
img_3003.jpg
img_3002.jpg
Якорная площадь, Морской собор святителя Николая Чудотворца (1913 г., в советское время – киноконцертный зал, с 2002 года – на реконструкции) и памятник борцам за Советскую власть.
img_3004.jpg
От Якорной площади двинулись в обратный путь.
img_3005.jpg
img_3006.jpg
К 20.00 добрались до Летней пристани.
img_3009.jpg
img_3011.jpg
Теперь нас ждут кронштадтские форты. На пути к ним проходим мимо маяка в створе морского фарватера,

Военной гавани,
img_3015.jpg
Средней гавани и батареи «Князь Меншиков» (на фото слева).
img_3017.jpg
Подводные лодки у причалов Купеческой гавани.
img_3018.jpg
И вот, наконец, по курсу – «Кроншлот». Это – первый из кронштадтских фортов, заложенный в 1703 году.
img_3019.jpg
img_3049.jpg
Форт «Петр Первый».
img_3023.jpg
img_3024.jpg
Форт «Александр Первый» (Чумный форт).

Форт «Великий князь Константин». Это один из трех (не считая соединенного с берегом дамбой «Петра Первого») береговых фортов Кронштадта и единственный, на который организованно возят туристов. На территории форта открыта небольшая гостиница и ресторан.
img_3029.jpg
В непосредственной близости от форта «Константин», расположенного на западной оконечности острова Котлин, возводятся отдельные элементы комплекса защиты Петербурга от наводнений и участок Кольцевой автомобильной дороги. Масштабы стройки поражают своей грандиозностью.
img_3030.jpg
img_3034.jpg
img_3035.jpg
Здесь же находится зона пограничного контроля, выходить за пределы которой без соответствующих документов судам запрещено. Это первый фактор риска на нашем пути к фортам «Риф», «Обручев» и «Тотлебен». Второй – необходимость выйти за границы фарватера м попытаться пройти к фортам малым ходом, лавируя между мелей и ряжей. И если с «погранцами» еще можно будет, в случае чего, договориться, то мели ведут себя бескомпромиссно. Что ж, была не была, рискнем. Набираем скорость, дамба остается за кормой.
img_3032.jpg
Минут десять спустя начинаем сворачивать правее и внимательно следим за эхолотом. Глубина падает вначале до трех метров, затем до двух, потом резко, буквально за секунды – до 60-70 см. Берем прямо и правее – та же ситуация. Сверяемся с картой глубин – проходы к фортам извилисты и мелководны. К тому же карта давно не обновлялась. Да и ветер усиливается, начинает нагонять волну. В таких условиях прокладывать путь «на ощупь» слишком опасно. Скрепя сердце, принимаем решение пробираться левее к фарватеру. Эти форты придется оставить до следующего раза.
img_3033.jpg
Ложимся на обратный путь. Проходим мимо дамбы и Чумного форта, навстречу - красавцы лайнеры.
img_3036.jpg
Справа – руины форта «Милютин»
img_3037.jpg
и «Павел Первый». Ближе подойти не удается - вода становится глинистого цвета - мель...
img_3038.jpg
Вдали на берегу – очертания Константиновского дворца в Стрельне.
img_3059.jpg
Прямо по курсу – фрагменты дамбы, построенной в XIX веке для защиты города от наводнений. Сейчас от дамбы остались лишь небольшие островки, обозначающие границы фарватера.
img_3061.jpg
img_3070.jpg
img_3075.jpg
Еще немного, и входим в «Золотые ворота» Петербурга – начало Морского канала.
img_3077.jpg
img_3079.jpg
Будка на возвышении – один из объектов таможенной инфраструктуры.
img_3082.jpg
В акватории Морского канала действует особый режим, и она вообще-то закрыта для маломерных судов. Поэтому приходится задействовать уже известный нам прием – сбавляем ход и жмемся к берегу. Настраиваю рацию на 9 морской канал. На всякий случай слушаем диспетчера ПРДС ("Петербург радио-17"). В акватории порта надо быть предельно внимательным, особенно в нашем случае.
Идем вдоль причалов, портовых кранов, складов…
img_3085.jpg
img_3086.jpg
Что удивляет – небольшое количество людей, основная часть портовой техники простаивает. Под погрузкой/разгрузкой стоят всего несколько судов.
img_3088.jpg
img_3091.jpg

img_3103.jpg
На одном из причалов картину «оживляют» танки, перегружаемые на железнодорожные платформы.
img_3093.jpg
Слева – Канонерский остров с судоремонтным заводом, справа – Гутуевский с железнодорожной станцией, сплошная череда портовых сооружений…
img_3098.jpg
img_3099.jpg
img_3100.jpg
img_3101.jpg
Пройдя без приключений по Морскому каналу, выходим в устье Большой Невы.
img_3102.jpg
Слева, на Южной оконечности Васильевского острова, – Балтийский завод – ведущее предприятие страны по атомному судостроению.
img_3105.jpg
Прямо – знаменитые Адмиралтейские верфи. Это старейшее предприятие Петербурга, заложенное в 1704 году. И сегодня здесь строят военные корабли, в том числе подводные.
img_3110.jpg
Подлодку мы увидим позднее, а пока сворачиваем в Екатерингофку – очередную реку на нашем пути. На фото - ВНИИ синтетического каучука (быв. Спиртоочистительный завод).
img_3111.jpg

Екатерингофка. Вытекает из Невы у места впадения её в Финский залив и омывает Гутуевский остров и другие более мелкие острова. Длина 3,6 км, ширина 90-280 м, глубина по фарватеру 4-5 м, средний расход воды выше Обводного канала 15 куб.м/сек., ниже - 30 куб.м/сек. По реке осуществляется судоходство. Воды загрязнены стоками.

Проходим Екатерингофский мост (разводной).
img_3112.jpg
Перед Гутуевским мостом в Екатерингофку впадает Обводный канал. От идеи пройти по нему приходится отказаться – канал сейчас несудоходен, на нем ведутся дноуглубительные работы, да и время уже поджимает.
img_3114.jpg
Справа за Гутуевским мостом – прекрасно восстановленная Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове.
img_3113.jpg

Слева разворачивается панорама парка «Екатерингоф» - территория бывшей резиденции Екатерины I.
img_3117.jpg
В канал, отделяющий Екатерингофский остров, также решили не заходить ввиду критически малых глубин.
img_3120.jpg
На соседнем Бумажном острове – здания промышленной архитектуры конца XIX – начала XX века.
img_3125.jpg
Дойдя до железнодорожного моста, поворачиваем обратно. Дальше лучше не лезть – начинается закрытая акватория порта, а интересных объектов в этой его части нет.
Справа по борту перед выходом в Большую Неву – 12 цех Адмиралтейских верфей. Место это примечательно тем, что здесь находился Подзорный дворец Петра I, да настоящего времени не сохранившийся.
img_3131.jpg
Выйдя в Большую Неву, сразу же сворачиваем направо – в устье Фонтанки.

Фонтанка. Протока невской дельты, пересекающая центральную часть города. Длина 6,7 км, ширина до 70 м, наибольшая глубина 3,5 м. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова.

Строго говоря, входить в Фонтанку со стороны Большой Невы не разрешается, но именно этот способ находится в особом почете у питерских любителей водных приключений.
img_3133.jpg
Несмотря на красный сигнал подходим к Галерному мосту, глубина падает до критически малых величин, однако под мостом проходим уверенно, ничего не зацепив.
img_3136.jpg
Впереди – Старо-Калинкин мост,
img_3144.jpg
за ним сворачиваем налево, и, пройдя под Мало-Калинкиным мостом,
img_3145.jpg
попадаем в канал Грибоедова.

Канал Грибоедова. Берет начало от реки Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, средний расход воды — 3.1—3.4 м³/с.

Справа за мостом – дом, известный в народе как «Утюг». В узкой его части, с торца, селились наименее обеспеченные горожане – зимой эти квартиры нещадно продувались северными ветрами, и найм их обходился недорого.
img_3146.jpg
Далее – «Дом в Коломне» А.С. Пушкина. Здесь был написан «Медный всадник».
img_3149.jpg
Проходим под Коломенским
img_3150.jpg
и Аларчиным мостами.
img_3152.jpg
Слева перед Могилевским мостом – Свято-Исидоровская церковь, принадлежавшая до революции общине православных эстов.
img_3153.jpg
img_3156.jpg
Далее – на пересечении канала Грибоедова и Крюкова канала, за Пикаловым мостом, приземистый прямоугольник Никольского рынка. Здание, в настоящее время разрушающееся, на своем веку повидало многое. Когда-то этот рынок «специализировался» на торговле крепостными…
img_3158.jpg
Пройдя под Пикаловым
img_3159.jpg
и Старо-Никольским мостами,
img_3160.jpg
оказываемся в Крюковом канале.

Крюков канал. Расположен от Адмиралтейского канала в районе площади Труда до Фонтанки. Первоначально прорыт в 1719—1720 от Невы до Мойки в транспортных целях. С 1738 — современное название по имени подрядчика Семёна Крюкова. При строительстве Благовещенского моста часть, проходившая через площадь Труда, была заключена в трубу, которая сохранилась до наших дней.

img_3162.jpg
Впереди, за Смежным мостом – Фонтанка. Слева на фото – ампирные купола Троицко-Измайловского собора.
img_3163.jpg
Итак, мы снова идем по Фонтанке. Около дома на Набарежной Фонтанки, № 132 когда то стоял памятник Александру II. В 30-е годы памятник убрали, а постамент остался на прежнем месте.
img_3164.jpg
Далее на нашем пути в общем-то известные питерские объекты. Ограничусь их кратким перечислением.
Измайловский мост и доходный «Дом с башней»;
img_3166.jpg
Усадьба конца XVIII века, построенная для Г.Р. Державина (ныне Музей Г.Р. Державина и русской словесности);
img_3168.jpg
Измайловский сад и театр «Молодежный»;
img_3169.jpg
Юсуповский дворец на Фонтанке (еще до революции здание отошло в железнодорожному ведомству, ныне находится в ведении Петербургского государственного университета путей сообщений);
img_3172.jpg
Обуховская больница (конец XVIII в.);
img_3173.jpg
Электростанция № 3, введенная в строй в 1924 г. (одна из трех старейших действующих электростанций Петербурга);

в доме зеленого цвета с колоннами, принадлежавшему директору Академии художеств Оленину, был салон, который посещали Пушкин, Вяземский, Глинка; справа от него – дом Полторацких. Одно время в нем жил известный архитектор Стасов;
img_3175.jpg
деревянный Горсткин мост (деревянные опоры иногда ломаются…);
img_3177.jpg
Малый Казачий переулок (один из самых узких проездов в городе, здесь когда-то находилось подворье Войска Донского),

Семеновская площадь;
<

Файлы

Comments

Submitted byJuryS on вт, 09/07/2010 - 10:29

Ответ на от Mephis

причалить к нему можно. Внутри, разумеется нифига нет.
ЗЫ. если хочешь, можно поехать и попричаливать. Я на некоторых фортах не был. Там можно в частном порядке договориться о катере. Если конечно ты не хочешь погрести веслами..))

Submitted byVershnik on вт, 01/25/2011 - 00:39

Материал был практически сверстан в начале сентября 2010 г., однако неотложная поездка (опять-таки в Питер) и последовавшая служебная чехарда, длившаяся до Нового Года, так и не дали его закончить. Сейчас при любезной поддержке Vik'а :smil443E: завершаю начатое.

Офигенский отчет. :smil440k: Снова захотелось в Питер и Ленобласть!!! :smil447P:
А что за катер на котором вы ходили? Знакомый кто или? Можно ли арендовать его для такой же интересной водной прогулки? :embarassed:

Спасибо на добром слове!
Катер нашли случайно. Просто прошли по основным местам стоянки катеров и моторок, сдаваемых в почасовой наем. В общем, можно считать, что повезло, т.к. цена оказалась приемлемой (в отличие от других предложений) и капитан адекватным. Если надо, могу поискать контактный т/ф, вроде как записывал.

Отличный рассказ, читал с огромным удовольствием!
Многие знакомы места "с воды" смотрятся" совершенно по другому.
Автору - безусловно респект!
ЗЫ Трек, случайно, не записывали??
_______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Ностальгия))) прямо путеводитель! разводные мосты на ночных фото оч понравились!!! стыдно сказать, сколько была в Питере ни разу не видела этого действия, будет вторым пунктом после экскурсии по крышам:smile: А Кронштадт проиводит унылое впечатление, хотя и была летом, но про чугунные мостовые интересно, какая редкость!

Submitted byMash on чт, 01/27/2011 - 19:56

Ответ на от JuryS

еще бы))) ты вообще любитель фортов, а Кронштадт, унылые судна, жуткого цвета вода.........я, наверное, просто девочка, мне этого не дано понять:laughing:

Submitted byRishakot on вт, 02/01/2011 - 16:19

потрясающий подробный мегаотчет!
респект...
Спасибо огромное, как будто снова побывала ДОМА=)
Питер - лучший город на Земле...

А в Крондштадте еще стоя умирающие военные корабли? (Хасан и еще один, не помню названия - Смольный или Исаакий...)

"Смольный" и "Перекоп" пока стоят. Они на странице 7 отчета, фото 17 (сверху). А "Хасан" уже, увы, в металлоломе. Выглядел он, впрочем, также. Это учебные корабли 887 проекта польской постройки 70-х годов прошлого века.

Что Хасан умер...
У меня папа на нем ходил... Передам ему... расстроится, наверное!

А Перекоп тоже в Крондштадте? Разве он не в СПб? На нем же еще праздники 9-ого мая устраивали лет 12-15 назад....

Да, о Хасане, к сожалению, мы можем говорить лишь в прошедшем времени. Он был выведен из состава флота еще в 1999 году.
Перекоп постоянно базируется в Кронштадте. В Питере появляется лишь по праздникам, например в последнее воскресенье июля - на День ВМФ. Однако для очистки совести проеду завтра вдоль Английской наб. и наб. Лейтенанта Шмидта (благо сейчас нахожусь в СПб), в других местах такие корабли обычно не швартуются.

Submitted byBadger on вт, 02/01/2011 - 18:25

Отличный отчет!!!! Прямо таки виртуальная экскурсия! Ощущение, что сам там присутствовал.