Водный антитуризм. Поход первый: Карелия, р. Чирка-Кемь, август 2009 года. Или как все начиналось...


Словарь терминов:
Кильнуться, оверкиль (англ. overkeel) — опрокидывание судна вверх килем (днищем). В водном туризме оверкиль случается при прохождении порогов, сливов, стоячих валов и других препятствий
Категория сложности — водные походы условно разделяются на некатегорированные и категорированные (с 1 по 6 категорию сложности). 6 категория сложности — самая сложная и доступна только очень подготовленным группам. Для разных судов категории разные (то есть, например, для катамарана порог 3ей категории для байдарки будет 4-5 категорией сложности, и наоборот то что для байдарки 3я категория, для катамарана это 1-2 категория сложности.
Водники – общее название туристов, которые сплавляются на плавсредствах по рекам.
Неопрен, гидрокостюм из неопрена — водниками используются, в основном -мокрые гидрокостюмы. Изготавливаются из неопрена (вспененной резины). Из самого названия следует, что вода под костюм попадает, но, попав туда вначале, она в дальнейшем уже почти не выходит. Термоизоляцию обеспечивает сам материал костюма, благодаря наличию пузырьков воздуха. Важно понимать, что вода, попавшая под костюм, теплоизолятором, конечно, быть не может. Чем лучше «сидит» костюм, тем меньше циркуляция воды под ним, тем меньше тепла тела тратится на нагревание новой, холодной, порции воды.
Назначение: снизить воздействие водной среды на организм человека, обеспечить теплоизоляцию, защиту от возможных повреждений участков тела.
Байда́рка — маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, мускульной силой человека и имеющее острые обводы (коэффициент полноты корпуса около 0,5 и значительное удлинение, всегда превышающее значение 5).
В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Катамара́н — (от тамильского каттумарам, буквально — связанные брёвна)
Двухкорпусное судно. Корпуса судна соединяются сверху мостом (ферменного или палубного типа).
Плавсредства — байдарка, катамаран ( ну и другие суда)
Порог (пороги) — мелководный каменистый или скалистый участок в русле реки с резким падением уровня воды и повышенной скоростью течения.
Шиве́ра — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Протяжённость шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды (струю). Основная сложность при прохождении шиверы, как и любого препятствия на реке, — определить линию движения судна. Меры безопасности — разведка, выбор мест причаливания, страховка с воды и берега.
Часто шиверой называют какую-то часть большого порога. Например, так: «Порог начинается длинной несложной шиверой…»
Слив (водослив, водоскат, водопад) — водный поток, образующийся в результате стекания потока воды со скального выступа (твёрдой породы в русле реки), одиночного камня, гряды камней или ступеньки в русле реки. Термин используется в спортивном сплаве. Как правило, на реке сливы сочетаются с различными препятствиями: валы, бочки, камни в русле реки и другие.
Перекат— совсем маленький слив, который сложно назвать сливом 
Бочка — завихрение воды, обычно следующее за мощным сливом. В водном туризме очень серьезная и опасная вещь. Замедляет и держит на месте плавсредства из-за того что вода закручивается и получается некое подобие водяного вала. Очень опасно когда в бочку попадает человек, вылетевший из плавсредства.

Предисловие.
Изначально хотел написать про сплав этого (2012) года, но в процессе написания (как собственно начались для меня все сплавы) понял, что вкратце не получится. Так что разобью историю по походам и по годам.

Водный антитуризм.
Поход первый: Карелия, р. Чирка-Кемь, август 2009 года.

Как-то в конце июля 2009 года я встретился с друзьями, и они позвали меня в байдарочный поход по реке в Карелию. Я с радостью согласился. Тогда для нас это был серьёзный сплав по реке, на которой имелись пороги, шиверы и прочая атрибутика неспокойных рек. Опыт похода на плавсредставх у меня был исключительно в виде плавания на каркасной байдарке «Салют» по водохранилищам, а у ребят был опыт прохождения 2-3х спокойных рек. Шли на реку Чирка-Кемь.
Информация: Чи́рка-Кемь (также Чирко-Кемь) — река на севере Карелии, правый приток реки Кеми (бассейн Белого моря).
Длина 221 км, площадь бассейна 8270 км². Начало берёт из озера Наоманго на Западно-Карельской возвышенности. В своём течении проходит ряд озёр, впадает в озеро Юшкоярви.Питание снеговое и дождевое. Средний расход воды около 81 м³/сек. Глубина обычно не превышает 3 метров.
Несудоходна в связи с большим количеством перекатов и порогов, большинство из которых не замерзают. Шум порога «Горшок» слышен за 3 км. Самый крупный порог Тахко-Падун. Замерзает обычно в конце октября — ноябре, вскрывается в конце апреля — мае.


Ехали на поезде до Петрозаводска с пересадкой на поезд Петрозаводск-Костомукша до станции Сонозеро (если честно, то не помню что за станция, но то ли Сонозкеро, то ли Муезерская). Общая дорога (с ожиданием поезда в Петрозаводске - около пяти часов) заняла около 30 часов. Всю дорогу по традиции пили, прерываясь на сон и еду.
В 6 утра прибыли на место немного в помятом состоянии. И двинулись в путь до железнодорожного моста (около 1-1,5 километров), где у нас был стапель (Стапель (судостроение) (от голл. — stapel), а также стапельный помост — сооружение для постройки судна и спуска его на воду. Водники используют его для обозначения места спуска судов на воду).

Погода стояла просто прекрасная. Начали сборку наших «щук» (надувные байдарки «Щука»), в составе трех 3х-местных и одной 4х-местной. Часа через 4 мы были готовы к плаванию.

Для всех нас, как я уже писал, это был первый серьезный сплав, а для многих вообще первый в жизни сплав на байдарке. Экипированы мы были спасжилетами и шлемами (каких только шлемов у нас не было: хоккейные, сноубордические, велосипедные и для водного туризма). В первый день препятствий на реке практически не было, но, тем не менее, на первых же перекатах по очереди кильнулись (от слова Оверкиль (англ. overkeel) — опрокидывание судна вверх килем (днищем). В водном туризме оверкиль случается при прохождении порогов, сливов, стоячих валов и других препятствий) 2 байдарки. Это было связано с достаточно большим перегрузом судов и неопытностью команд, а так же из-за того что в одной из байдарок был неправильно вставлен баллон и она напоминала бублик.





Не обошлось и без мелкого ремонта

Времени у нас было много, поэтому мы особо не торопились и проходили в день не много, километров по 10-20. На стоянки вставали часам 6-7 вечера, а плыли дальше после обеда. Периодически на спокойной реке встречались препятствия: мелкие шиверы и перекаты



Стоянки были просто шикарны и свободны, т.к. по реке сплавлялось немного народу (мы видели 3-4 группы катамаранов за неделю).

Но на четвертый день сплава нас ждало самое сложное препятствие на реке - порог Тахко-Падун (4 к.с. (четвертая категория сложности) для байдарок)
Водные походы условно разделяются на некатегорированные и категорированные (с 1 по 6 категорию сложности). 6 категория сложности — самая сложная и доступна только очень подготовленным группам.
Тахко-Падун мы увидели (а точнее не увидели) неожиданно. Наша Щука-4 шла второй. Впереди, метрах в 100 шла Щука-2, которая неожиданно пропала из поля зрения, а потом ушла куда-то резко вниз. Мы поняли, что впереди что-то серьезное и едва успели одеть шлемы, как перед нами на всю ширину реки раскинулся 1.5 метровый слив (собственно сам порог) за которым шел ряд бочек и перекатов. Так по-очереди все байдарки успешно и очень неожиданно прошли препятствие без просмотра. Даже никто не кильнулся. Потом выяснилось что в лоции было написано: порог с воды не виден, а шум от него становится слышен уже непосредственно перед сливом.

Вдоволь нафотографировавшись поплыли дальше. После него на реке серьезных препятствий уже не было. Оставалось 3 дня сплава. Погода приятно радовала. Природа тоже: комаров и всякой мелкой гнуси считай что и не было, хотя покусали нас изрядно. Местные жители сказали нам что «в этом году ни ягод, ни гнуси нет». На следующий день погода испортилась - немного похолодало и пошел дождь, но на следующее утро было опять солнечно и тепло.

После Тахко-Падуна сплавлялись без происшествий, только 1 раз кильнулась на небольшом перекате щука-2.

Предпоследний день сплава (оставалось пройти не больше 10 километров до антистапеля - точки окончания маршрута, где суда разбираются и сплав заканчивается) ознаменовался отличной стоянкой на правом берегу реки. Там находился небольшой магазинчик с баней. Весь вечер мы пропарились в бане, ныряя в холодную воду (хотя до этого все 5 дней вода была теплой и мы в ней купались). После бани ребята дорвались до пива и водки, которые в изобилии продавались в магазинчике, поэтому последнее утро сплава выдалось хмурым и нервным. Вставать пришлось рано чтобы успеть на вечерний поезд до Ледмозера. До антистапеля добрались без происшествий, разобрали и даже успели немного просушить лодки. Поймали машину и поехали на станцию, на которой уже собралось порядка пяти групп туристов. Когда подошел поезд мы ужаснулись при виде всего двух общих вагонов и толпы людей, начавших штурм состава. Хотя билеты на этот поезд у нас были куплены, было принято решение поехать на другом железнодорожном составе (электровоз + открытый товарный вагон). Дали машинисту немного денег (порядка 1000-1500 р. с двух групп) и с ветерком прокатились на открытой платформе до Ледмозера (часа 2-3 в пути), где у нас был еще один поезд до Петрозаводска. С утра приехали в Петрозаводск и 10 часож ждали поезда на Москву. Так закончился наш сплав. Впечатлений море, хорошего настроения тоже.

П.с. Позже планирую написать о водных походах на Мсту, Уксу, Кутсайоки и Тохму.

Comments

Submitted byJedi on пт, 05/18/2012 - 11:55

Миха, молодец! здорово!!! :smil440k:
классно написал, читал с огромным интересом)
а вообще я уже давно тебе завидую черной завистью, сплавы круто) надо как то вливаться в тему!

надо как то вливаться в тему!

Вась сходить в такой поход: у меня есть на этот счет 2 идеи-
1) Присоседится к какой-нибудь группе, которая идет в теплое время года;
2) Присоединиться к комерческой группе, там вообще халява и отдых, но стоит денег.
А с нами идти в такие походы тяжело: во-первых у нас ограниченное число мест из-за наличия 4х катамаранов и 4х байдарок. Во-вторых мы ходим, в основном в мае, там холодно и надо покупать неопрен, а это стоит денег. Ну и в-третьих не у всех получается взять отпуск/отгул(

посмотри на сайте - тут недавно сплав-команда повесила анонс на июль что ли...
да и многие с сайта ходят - злой дачник, например, алеклыч опять же...

Submitted bylepilot on пт, 05/18/2012 - 13:06

Душевно, по существу, фото прикольные.
Автору отдельное спасибо за подробное описание сленга)

Что за чум на паре фоток мелькнул со слоном на "папирусе"?
Чем был защищен фотик от киляний?

Спасибо.
А что вы имели ввиду под

Что за чум на паре фоток мелькнул со слоном на "папирусе"?

?
А фотик был защищен прозрачным футляром для съемки под водой.

"Слон"... да это глюк опять походу... фото из чужого отчета влезло.. помоему отчет Диоксин про бомжа.. не обращайте внимание:smile:
Отличный отчет, отличный поход. Молодцы, клево!
Пишите про остальные сплавы, интересно.
ЗЫ. А почему "антитуризм"?

Submitted byBatiskaF on пт, 05/18/2012 - 15:56

Ответ на от JuryS

ЗЫ. А почему "антитуризм"?

Если честно мне просто очень понравилось это слово- антитуризм) Вот решил вместо обычного туризма написать. Ну и еще все поездки водников обычно сопровождаются жуткими пьянками в поезде, поэтому антитуризм тоже подходит)