ВЕПССКИЙ ТУМАН (ČOMA RÖUN)

За этот год мы с друзьями предприняли 2 поездки на северо-запад нашей прекрасной России. Первая была в Карелию в апреле, а вторая - в Ленинградскую область в июне.Идея покорить края болот, лесов, озёр, увидеть ширь Ладоги и Онеги, наблюдать белые ночи и многочисленные туманы возникла у меня. Но с детства также увлекаюсь и этнографией. Поэтому наибольший интерес вызывала возможность увидеть большие и малые сёла с огромными двух-трёх этажными избами, выстроенными из вековых брёвен, берега, покрытые необычным малиновым камнем - кварцитом, высоких людей со светлыми волосами и голубыми глазами, отведать местной кухни - олуди (домашнего пива) и калиток (пирожком с рыбой). Решено. Мы едем в гости к коренному населению тех райских мест , древнему гостеприимному народу - вепсам.

Для начала - немного об истории, обрядах и обычаях, (прочтите, ибо весь мой отчёт посвящён этому маленькому но полюбившемуся народу)

Ведь в сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение культуры собственной. Бережно ее сохранять могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к вепсам.

Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Наиболее родственны по языку и культуре карелам, финнам и эстонцам. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в VI в. н. э. готский хронист Иордан.

К концу 1 тысячелетия нашей эры предки вепсов из Восточной Прибалтики продвигаются на юго-восток по рекам Ояти, Свири и Паше. К этому времени племя становится одним из самых могущественных в регионе.

Заметную роль играет "весь" в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры вепсов. В русских летописях "весь" упоминается в связи с событиями 859 и 862 годов, временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г. н.э.) в "Повести временных лет" встречается одно из последних упоминаний этнонима "весь".

Вместе с варягами, чудью, словенами, мерью и кривичами весь принимала участие в походе князя Олега, покорившего Смоленск и Любеч и занявшего киевский престол.

В дальнейшем "весь" упоминается под собирательным названием "чудь", очевидно, потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом "весь" - "село".

В XI в. о веси сообщает Адам Бременский в "Дееписании гамбургских епископов", а в 1220 году - Саксон Грамматик в "Датской истории".

С XII в. история вепсов прочно связана сначала с Новгородом, а затем с Русским централизованным государством, что сыграло решающую роль в этнокультурном развитии вепсской народности.

В восточном Обонежье и Заволочье вепсы были ассимилированы славянами, но население Межозерья и юго-западного Прионежья сумело сохранить свой язык, материальную и духовную культуру.

К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера.

Вепсские поселения Шокша (Šokš) и Шелтозеро (Šoutjдrv') впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г.).

С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Почтовый тракт Петрозаводск-Петербург, проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром.

В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы.

Летопись Шелтозерско-Бережного прихода за 1876 год отмечает, что жители "преимущественно занимаются и снискивают для себя пропитание занятием каменотесным и ходят в Петербург, Кронштадт, на Шведские острова, где теснут камень, полируют, работают при крепостях, доках, на заводах и фабриках".

С середины XIX века начинает разрабатываться месторождение знаменитого "шокшинского порфира". Во владениях Брусненского монастыря добывается "синий камень" - песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит. Брусненское месторождение долгое время называют "золотой горкой". А для продажи изделий из шокшинского малинового кварцита в Петербурге открывается специальный магазин.

Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Не имея единой административной и компактной этнической территории, вепсы живут чересполосно с русским населением.
Четверть века назад у энтузиаста-краеведа Р.П.Лонина появилась идея создания Вепсского историко-этнографического музея в селе Шелтозеро. Благодаря его усилиям стали комплектоваться первые коллекции уникальных предметов вепсской истории, культуры и быта. У музея не было помещений для хранения фондов, не велась научная обработка экспонатов, не было их анализа и реставрации. Но зато имелось огромное желание показать собранное богатство. Это и привело к созданию первой вепсской выставки в Шелтозере, которая стала заметным явлением в музейной практике Карелии. Однако взыскательного посетителя такая экспозиция удовлетворить не могла.

В конце 70-х годов встал вопрос о создании современного Вепсского этнографического музея, а к обозрению его экспозиция была подготовлена летом 1991 года. Она размещается в двухэтажном доме с мансардой, памятнике деревянной вепсской архитектуры начала 19 века, ранее принадлежавшем крупному подрядчику Мелькину. Работники Карельской специализированной научно-реставрационной мастерской полностью восстановили внешний облик здания и интерьер хозяйственных построек, а жилую часть дома перепланировали с учетом размещения экспозиции музея. Архитектурно-художественный проект музея выполнен художником Д.Ф.Учуваткиным.

В Вепсском этнографическом музее представлены три крупных тематических раздела: "История, быт и хозяйство прионежских вепсов", "Интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX вв." и "Хозяйственный двор". Кроме того, позже была здесь же развернута выставка "Культура современных вепсов".

Наряду с развитием собственно этнокультурной традиции, в XIX в. происходило дальнейшее углубление вепсско-русских культурных связей. Их сближению способствовала широко распространенная сеть народных школ.

Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с языческими представлениями, так и путем приспособления к ним. В результате православие здесь как бы соединилось с элементами языческих обычаев. Повышенный интерес посетителей музея вызывает группа ритуальных предметов: посох колдуна-нойда, знахарский узелок с солью, челюсть щуки.

В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес - из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов.

Для защиты от "сглазу" и напастей, при лечении болезней вепсы прибегали не только к магическим обрядам, но и к силе слова - заговорам. В экспозиции можно познакомиться с копией сборника заговоров, записанных русской скорописью XVII века на вепсском языке.

На наш взгляд, следует признать успешными проработку и воссоздание интерьера вепсского крестьянского жилища конца XIX - начала XX века. Условность этой части экспозиции заключается в том, что предметы интерьера крестьянского жилища собраны в одной комнате.

Внутреннее помещение избы разделено на две части. Перегородкой служит двухсторонний шкаф-буфет, в котором хранятся чайная посуда и другие бытовые предметы. Шкаф находится на одной линии с русской печью, которая служит не только для обогрева помещения. На печи спят, греются, сушат одежду, с ней связан ряд верований. Так, у вепсов распространено поверье, что домовой - "пертьижанд" - живет только под печью.

По диагонали от печи находится "святой угол" - "юмалчог". В него ставили иконы, а в нижней части хранили нитки, иголки, пуговицы, флакончики со святой водой, узелки с солью. Здесь же располагается стол синего цвета.

Различная домашняя утварь хранилась за печью. Для других мелких предметов, в том числе для хранения деревянной и глиняной посуды, использовался специальный шкаф-посудник.

В реквизит вепсской избы входит также детская люлька из досок или лубка. В женской половине, где находились кровать, диван и сундук, часто у окна устанавливали ткацкий станок. Изба освещалась керосиновой лампой, подвешенной над столом.

При обустройстве своего жилья вепсы огромное значение придавали приметам. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: хозяину к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.

Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.

Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним - хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Если он запоет - жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет - хозяин недолго будет жить.

Вселяясь в новый дом, хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы "теплее было и богато жилось".

Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка - ее оставляли там на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день.

Одним из самых интересных разделов вепсского музея стало помещение "хозяйственный двор". В него можно попасть, поднявшись на второй этаж дома и пройдя небольшую галерею.

Долгое время у вепсов господствовало трехполье. Широкое распространение получило подсечно-мотыжное хозяйство, этот способ обработки земли является наиболее древним для вепсской территории. В экспозиции можно увидеть ручные и пахотные орудия обработки почвы, в том числе соху с кодовыми сошниками, орудия обработки зерна. Не менее важную роль в жизни вепсов играло животноводство. Издавна были распространены местные породы скота: низкорослые комолые коровы, дающие до двух литров молока в сутки.

Интересны предметы обихода деревенского пастуха: берестяной рожок, иконка-оберег, медный котелок и чайник, берестяная солонка, рог с прорисовкой ритуальных знаков.

С глубокой древности вепсы в быту широко использовали бересту. Берестой устилали дно ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, обтягивали треснувшие глиняные горшки. Из бересты изготовляли предметы домашнего обихода: кошели, корзины, солонки, коробы для сыпучих продуктов.

Путешествие 1. Москва - Ярославль - Вологда - Вытегра - Вознесенье - Шелтозеро - Петрозаводск - Москва

24 апреля 2009 года, в 11 вечера мы с моим другом Александром завели автомобиль и выехав на Ярославское шоссе взяли курс на север. Ехать было очень приятно, ибо дорога позитивно сияла неоном, машин было немного и настроение было супер. За 4 часа доехали до Ярославля. Город поразил нас огнями, которые чётко рисовали гигантские габариты местного нефтезавода и встретил нас тишиной и лучами света, что отражались на древних белых стенах, в Волге, в глазах Ярослава Мудрого. В центре вышли положить денег на телефон и тронулись дальше на север. Даниловский район....Начиная оттуда мы вновь увидели снег, который в Москве исчез ещё 2 недели назад. Его было очень много везде, а вдоль дороги даже стояли специальные деревянные загорождения - чтобы снег не сходил и не мешал движению транспорта. Далее Вологду мы оставили в стороне и ехали дальше. Качество и разметка трассы заметно испортились. Чаще стали появляться колдобины и дырки. В Вытегорском районе местность начала меняться. Появились характерные для тех мест формы рельефа - сельги. Это длинные кряжи на которых как правило растёт лес. В красноватой воде местных рек начали просматриваться камни. Чаще попадались болота и реже - населённые пункты. Перед посёлком Депо федеральная трасса вообще в конец испортилась и превратилась в грунтовку. Особый прикол в тех местах Вытегорского района вызывали дорожные знаки. Знак о"граничение скорости 70 километрами в час" стоял в том месте, где и 30 даже на моей высокой Ниве не дашь - её в такой колее будет просто трясти, а обычная легковкушка и вовсе останется с пробитой подвеской. Знак "обгон запрещён" стоял в том месте, где машины ездят раз в час-два (нам попадались не раньше) и тоже в раскисшей грязи. С бензином тоже беда. Ни одной АЗС! Последнюю заправку мы проехали недалеко от Вологды, а от постоянной перемены передач расход топлива возрос....Пожалели что 20-литровую канистру оставили пустой. И вообще, читатели. Если куда едете за пределы Подмосковья - заливайте 20 литров в канистру (и чтоб хорошего бензина) с собой. Пригодится. Не жалейте объёму багажника. :-) Нервно дотянули до Вытегры - небольшого городка с двух-трёх этажными домами, города Зелёного Цвета :-))). Он встретил нас ужасным по качеству асфальтом и тишиной. Лампочка чуть ли не горела. Стали яростно искать заправку. И вот на окраине города, на выезде в сторону Петрозаводска перед нами предстало отделение "Лукойл". Заправили полный бак, канистру и поехали обратно искать кафе. Обоим хотелось спать и выпить кофе, чтобы навести бодрость на усталый мозг и зрение. Отобедали в кафе "Лагуна". Небольшое провинциальное милое кафе, больше напоминающее столовую, но с приветливыми работниками. Блины, пироги с кофе обошлись в сто рублей порция. Едем дальше. За Вытегрой наблюдали огромное красивейшее болото, раскинувшееся на многие километры. Вепсский край приветствовал нас. Солнышко ярко светило из весеннего неба, озаряя и даря жизнь почкам, которые тут только-только начали появляться. Дорога по прежнему тянулась вдаль играя с машиной гравием.Вдруг ни с того ни с сего началось твёрдое покрытие и где-то перед Вознесеньем вы выезжаем на широкое идеально ровное асфальтовое шоссе, с которого был обзор на покрытое ещё льдом Онежское озеро. Наконец врубили пятую и втопили! Но местный автобан как неожиданно появился, так неожиданно и исчёз....Прощаемся с Вологодчиной и через некоторое время въезжаем в Вознесенье - небольшой посёлок на берегу реки Свирь. На берегу действует паромная переправа, переправляющая людей вместе с их автомобилями на другой берег раз в один час. Форсировали великую реку, вытекающую из Онеги.