Вдоль Пинеги Прибрежной Тропой. Часть 1

Часть первая. Прибрежная тропа.

Попробую набросать технический отчет с картинками об автомобильном путешествии вдоль северной реки Пинеги. Отчет будет муторным и не интересным в плане прочтения, но кто захочет повторить, поверьте, тот не пожалеет. Маршрут новый, ну или давно забытый старый, кому как удобно. Состоит из двух живописных частей дополняющих друг друга. Оговорюсь сразу в засушливое лето, каким было лето 2010 года, проходим на полноприводном внедорожном автомобиле, оснащенным средствами самостоятельной эвакуации. Но, а в затяжные дожди, проходим, но очень придется постараться, так как не будет возможности засадные места проходить по косам реки Пинеги. Ну и старые дороги вдоль реки очень заболочены. На все про все у нас ушло 15 дней. Старт город Москва-прибытие город Москва.

Старт. Ярославское направление. На дворе месяц август.

19.08.2010 Апрелевка 0км встреча в XL-Ярославль-обед на АЗС-Вологда-Вельск-Юхнево (р.Вага)
На реке Вага есть удивительное место для отдыха и ночного время препровождения. Данная точка находится на удалении 850 км от Москвы, что очень удобно по дневному графику движения. Находится это место рядом с поселком Юхнево. Жалко только одно, живописное место сильно загажено мусором. Но мы постарались избавить это чудесное место от отходов человека.

День второй.

20.08.2010 Юхнево 850км АЗС Лукойл на развилке-переправа через р. Сев. Двина в Усть-Пинеге (обычно последний рейс в 19-00 с пр.берега)-стоянка у камня (между Леуково и Горка)

Переправа через Северную Двину в поселок Усть-Пинга. Приветливые ни куда не спешащие люди. Общительные. Интересующиеся. Я вот, например, думал, что Камазы долго не живут, оказывается еще как долго, и не ломаются, прослужив 5лет и накатав 300.000 км таская на себе по 40 тонн груза в условиях эксплуатации в тайге.
На фотографии то место где Пинега впадает в Северную Двину не далеко от поселка Усть-Пинега. Вот с данной точки и начинается маршрут от Устья к истоку вдоль Пинеги.
В принципе мест, где встать на ночевку вдоль реки хватает, но большинство подъездов к реке оккупировано приезжими рыбаками. Мы выбрали место, назовем его « у камня» и находится оно не доезжая 5 км до Леунова. Там есть отвороточка на дорогу, идущую вдоль берега.

День третий.

21.08.2010 камень 1270км движение по грейдеру (пр. берег Пинеги(П))-АЗС Лукойл-паром (лесовозы) на Левый берег-стоянка у моста через р. Соялка.

Движение по правой стороне реки к устью Пинеги по сносному грейдеру до Першково где производится переправа на левый берег реки. В 2010 году она организована здесь, знаю, что годами раньше она была намного выше по течению. Кулогора-Холм .Переправа стихийная, не общественная, паром который перевозит лесовозов. Сумма с машины составила 1500 руб.при условии что гражданская переправа обходится в 250 руб с машины. На торг хозяин платформы не пошел.
. Что стоит посмотреть в этом районе. Ну, конечно же, Пинежский комплекс пещер, здесь не однократно писали как куда и зачем. Для тех, кто не любит самостоятельные прогулки, есть гиды, которые проводят, расскажут и покажут где что и как. Находятся они на турбазе Голубино. За турбазой Голубино вверх по течению реки километров через 15-20 рядом с поселком Пинега находится АЗС. Рекомендую заправиться и пополнить запас в канистрах (на всякий случай) так как ближайшая АЗС будет ну ооочень не скоро.
Мифического парома Першково-Сояла пришлось ждать шесть часов, так как на утренний рейс мы опоздали, и прибыл он только вечером, когда мы уже разложились на ночевку. А паромовожатый еще и фразу такую выкинул « Типа, я видел вас в бинокль, но перепутал с милицейским уазиком, так как у вас на одной из машин крыша белая»

День четвертый. День Пятый.

22.08.2010 мост 1406км движение по лев. берегу П-ремонт АКПП (течь масла)-щука-стоянка под холмом
23.08.2010 холм 1459км движение через лес-съезд на косу- стоянка на косе

Вот собственно и начало покинутых красот ради чего все и планировалось. От Сояла начинается категорийная часть маршрута. Коренные жители рекомендовали посетить озеро Сояльское, по их утверждению там нас ждала рыба и неописуемая красота. Но, увы. Направление Сояла-Холм, если память мне не изменяет, ничего сложного в прохождении не составляет. Старая заросшая тропа вдоль реки Пинеги, почти все села остаются вдалеке по правую руку. Холм-Усть Поча. 35 километров неповторимой северной природы. На данном участке пути нет ни мертвых, ни жилых деревень. Дорога и открывающийся простор просто захватывают дух .35 километром мы шли два дня. Это постоянные спуски на косу, а потом затяжные подъемы на скалы, движение по заросшей нехоженой лет 20 тропе. Припоминаю, еще в деревне Холм нас спросили, а как же вы будете проходить Кежму? На что мы пожали плечами. Брода через Кежму нет, мы его не нашли. Обрывистые заболоченные берега, так что выход один, прыгаем на косу. Точно также предстояло поступить и с бродом речки Большая Торомка

День Шестой. День седьмой.

24.08.2010 коса 1473км сход сёмги-движение через лес - грейдер - паром - АЗС-грейдер (песок)-стоянка в 2 км от Кучкаса вверх по Пинеге.

Все теже спуски и подъемы и лесная заросшая тропа. Брод через речку Усть-Поча. Когда идут дожди, то глубина довольно большая. Покидаем первый категорийный участок и уже от Труфанова встаем на сносный грейдер, который через паромную переправу Пиренемь-Чешегора приводит нас в райцентр Карпогоры.(в Карпогоры есть АЗС) С Карпогор держим путь на Кучкас до точки старта второго категорийного учаска Пинежский Тракт.По пути в Верколе посетите Веркольский монастырь, не пожалеете. Если свернуть за Кучкас, на отворотку ведущую к Пинеги, то попадаешь в прекрасное сосновое местечко для отдыха. Берега Пинеги, вокруг одни сосны, а под ногами лиловый ягель.
Продолжение во второй части маршрута Пинежский Тракт( Кучкас-Хорнема).