Путешествие в прошлое по узкоколейке

Дело было вечером, делать было нечего… И три туристки направились в Рязанские края, проведать Крейсер Матрас. Протюленничав сутки на берегу Шалаховского водохранилища и одурев от мужского общества:tongue:, поехали на поиски приключений. Начали с небезызвестной и затерянной в Мещерских лесах узкоколейной железной дороги. Мещёрская магистраль — узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), протяженностью более 200 км, соединявшая раньше города Рязань и Владимир, ее строительство началось в конце 19 столетия, уже в 20 веке УЖД начинает обрастать многочисленными боковыми ветками, необходимыми для осуществления лесозаготовок, перевозок торфа. После строительства автомобильного моста через Оку в 1972 году и прокладки дороги от Рязани на Спас-Клепики - грузо- и пассажиропоток Мещёрской магистрали резко уменьшился. Основной участок Рязань — Солотча — Клепики — Тума работал до 90-х годов. Участок Владимир - Тума функционирует до настоящего времени, т.к. в 20-е г.г. 20 века был переделан на колею 1520мм. Таким образом, современная линия УЖД Тумская - Голованова Дача - последний участок некогда существовавшей узкоколейной железной дороги. Это ответвление осталось жить лишь потому, что поселок Голованово (станция Голованова Дача) находится в бескрайних мещёрских лесах, нормальная автомобильная дорога в деревню отсутствует. Однако, в 2008 году пассажирское движение по УЖД на тепловозе все же было прекращено из-за множества выявленных какой-то важной комиссией нарушений, а летом 2010 года лесные пожары уничтожили большинство мостов на линии Гуреевский - Голованова дача . По имеющейся у нас информации, железная дорога сохранилась по пути от поселка Тума до глухой деревни Голованово, в которой по легенде Лесольда (спасибо ему!) сохранились традиции русской старины, в том числе до сих пор одеваются в национальную одежду и ходят с коромыслами))) Мы ведь поверили!!! И поехали по бездорожью в Голованово. Мещерские леса начали сгущаться, телефон перестал ловить, слепни стали размером с воробья, дорога становилась все хуже, и, решив не искушать судьбу, мы повернули обратно. Доехать до Голованово не удалось, но зато была найдена узкоколейная железная дорога! Как же хотелось по ней прокатиться! Отправились обратно в Туму, где на пустынном вокзале отловили станционного смотрителя, который дал небольшую наводку… поплутав еще немного по Мещере, нашли машиниста дрезины деда Сережу и поехали кататься! Путь был недолгим - дорогу перегородило упавшее дерево, пришлось возвращаться Мы были в восторге от поездки, решили приехать еще раз, чтобы добраться до конечной остановки. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Через неделю, уже в составе 4 туристов, снова отправляемся в путь, по дороге остановились перекусить на берегу живописного озера, коими славится Мещера. Ну, конечно, как же мы утром да без бутылки шампанского:laughing: [restrict:roles=Club] Завтрак... шампанское и пироги на берегу озера... что может быть прекраснее :) [/restrict] Приехав на место, обнаружили, что карета подана! Карета подана! Сегодня на платформе "Гуреевский жд вокзал" в здании железнодорожного вокзала живёт и работает вот уже 40 лет единственный сотрудник узкоколейной железной дороги, обходчик Сергей Алексеевич Никулин или просто дед Сергей. Своими руками он смастерил мотодрезину и возит на ней людей до Головановой Дачи. Дорога проходит среди живописных Мещерских лесов и болот, между шпалами растет густая трава, над линией смыкаются кроны деревьев. Дорога заброшена и за ней никто не следит, на полотно постоянно падают деревья. Одно такое дерево стало причиной небольшой железнодорожной катастрофы, машинист его не заметил и наехал, из-за чего дрезина прямо на ходу сошла с рельсов. Следующая остановка деревня Курша 1. Отсюда родом д. Сергей. В свое время достаточно большая деревня (около 50 семей) с начальной школой, вокзалом, последние годы сюда приезжали дачники на лето по грибы и по ягоды, но прошлым летом все сгорело, остались только пара фундаментов и одиноко торчащие остатки настоящих русских печей, очень унылое зрелище. Всплывает в памяти название трагической Курши 2, это рядом в паре км отсюда, раньше, по словам д. Сергея, туда вела тоже узкоколейка, но ее давно разобрали. То что осталось от курши - 1 Передохнув в Курше направились в Голованово, по дороге сделали несколько остановок. ОстановкаМосты сгорели в прошлом годуА кругом болота... Итак, конечная станция – Голованова дача, некогда большая деревня, численностью более 2000 человек, сейчас она практически заброшена, остались одни пенсионеры и рабочие с близ расположенной делянки, обещанного национального колорита не увидели:sad: Вокруг такая тишина и благодать, что хочется скрыться здесь от городской суеты, хотя бы на недельку. Затерянная деревня Только разрушенное здание станции Голованова дача, вносит некоторую печаль. Его снесли специально, совсем недавно... То что осталось от вогала, Голованова Дача Побродив по деревне, решили ехать обратно, но тут нас ждал сюрприз, дрезина отказывалась заводиться, окончательно и бесповоротно, что с ней только не делали – толкали, меняли свечи, пытались ее оживить с помощью волшебного шприца, ничего не помогало. Нас ждала отличная перспектива, прогулка по Мещере в 25 км! Но тут решила помочь Маша! Подтолкнула, и, о чудо, она завелась! Ура! Мы поехали, но радость была недолгой, проехав пару километров, мы снова заглохли! В общей сложности дрезина глохла 11 раз, обратно ехали 4 часа! Когда на горизонте увидели станцию Гуреево, радости не было предела. Но тут новая неожиданность- машина не заводится! Все-таки есть что-то мистическое в мещерских лесах:smil444N: Пока решался вопрос с машиной, мы последовали старой и доброй традиции – устроили пикник на обочине, на обочине УЖД! Пикник на обочине [restrict:roles=Club] На завалинке с самоваром :))))))) [/restrict] Мещера не хотела нас отпускать, но мы вырвались и поехали в сторону дома. По дороге снова заехали на живописное озеро и встретили рассвет с кальяном, самоваром. Где-то там плескались русалки... А может это из-за полнолуния у нас было столько приключений? Большое спасибо Vershnikу за отличные фото. Над отчетом трудились Mash и Бастет при моральной поддержке Боцмана

Comments

Submitted byJuryS on пн, 06/27/2011 - 23:18

Молодцы во всех отношениях.
А обещали много видео.. где ж?
ЗЫ: Откройте же тайну - что делаете на 42-й фотке ("игротерапия")? Формочки-песочек-куличики..))

Офигеть. Они Это сделали )))
С ваших слов там лес дремучий, а на фотках так красочно и солнечно.... нестыковочка ))))

Если посмотришь внимательно, то увидишь что дремучий лес сменяется солнечными болотам :)

кроме того, что там леса дремучие, какие-то люди в капюшонах ходють, страшно......:laughing:

Изображения

Submitted byГость (не проверено) on вс, 02/10/2019 - 13:15
Круто! Молодцы! Вы все-таки добрались до Тумской ЖД. Не один год планировали, в итоге получилось. Получилось успеть в последние месяцы до окончательного заброса этой, одной из последних УЖД. Фотки обалденные. Завидую :smile: Спасибо (LeSold)