Уголок кондовой Руси в Москве. Уроки Москвоведения.

Изображения

Яркое весеннее солнышко и легкий морозец – что может быть лучше для неспешной прогулки по родному городу. Получасовой мониторинг просторов интернета и вот он – очередной урок москвоведения. Сегодняшняя наша прогулка будет посвящена старинной и кондовой Руси – московскому старообрядчеству.

Вынырнув из темной и душной подземки на станции Римская, невольно щуримся на яркое солнце и двигаемся по Рабочей улице в сторону Третьего транспортного кольца и Старообрядческой улицы. В голове всплывают обрывки институтских лекций по теме старообрядчества: XVII век, церковная реформа патриарха Никона, его оппонент протопоп Аввакум («Житие протопопа Аввакума, написанное им самим», кажется читали в рамках спецкурса по агиографии – занятное сочинение, дюже обижен был товарищ на Никона с его реформой и честил его на чем свет стоит), «Боярыня Морозова» Василия Сурикова с поднятым к небу двуперстием, непроходимые глухие леса и неугодные упрямые люди, нежелающие променять веру предков на модное нововведение.

А по существу? По существу – в XVII веке лучший друг царя Алексея Михайловича Тишайшего патриарх Никон решил унифицировать русские православные традиции с греческими: в частности были редактированы текст Символа веры и некоторые тексты Священного писания, вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстное, крестные ходы было велено проводить против солнца, возглас «Алилуйя» велено произносить 3 раза вместо двух. Вера –вещь сложная, нерациональная и неоднозначная, да еще и навязанная «сверху». Эти нововведения патриарха привели к вполне логичному последствию – расколу. Соответственно весь честной народ тут же разделился на законопослушных и смиренных и непослушных и ортодоксальных, называемых в народе староверами или старообрядцами. На оппозицию, как и полагается, начались гонения, и пришлось ревнителям старины уходить из больших городов в леса, унося и пряча бесценные старинные иконы и книги (которые подлежали сожжению).

Кусочек этой заповедной старинной Руси сохранился и в Москве. Располагается он на территории Духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви «Рогожское» (ул. Рогожский поселок, 29)

По данным Вкиипедии

Ру́сская Правосла́вная старообря́дческая Це́рковь (Белокрини́цкое согла́сие, до 1988 года «Древлеправославная Церковь Христова») — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской Православной старообрядческой Церкви в Румынии.

Рогожская старообрядческая слобода образовалась в XVIII веке с приходом в Москву большого несчастья – чумы. Для борьбы с этой напастью Екатерина II направила в Москву графа Григория Григорьевича Орлова, который распорядился убрать из черты города все кладбища, в целях предотвращения распространения заразы, и перенести их за город. Так старообрядцам под кладбище был отдан кусок земли в поле за Рогожской заставой (от чего кладбище и получило свое название). Первым захоронением на кладбище было братское захоронение старообрядцев, погибших от чумы. Над захоронением был насыпан курган и поставлен обелиск. В конце 20-х годов XX века холм взорвали, место сровняли и построили детские ясли. Сейчас здесь располагается здание института.

Вскоре рядом с кладбищем были построены старообрядческие церкви, рядом с которыми и начали селиться люди старой веры, так образовался целый поселок. Староверы придерживались строгого образа жизни, а посему умели грамотно распорядиться деньгами и договориться с властями. К началу XIX века площадь поселения составляла 24.5 га и была огорожена деревянной стеной. В ХХ веке после революции всему этому пришел конец, часть храмов порушили, часть закрыли. И только в 2005 году было принято решение о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.

Наша «дорога к храму» пролегала окольными путями через железнодорожные насыпи, гаражи, лестницы, рельсы и дырки в бетонных заборах. Преодолев все препятствия и пообщавшись с охранниками супер-пупер секретных предприятий неизвестного назначения, мы все-таки вышли к Святым воротам, которые были приоткрыты и приглашали окунуться в странный и неизведанный мир староверов.

Прямо перед нами возвышается Церковь-колокольня Успения Божией Матери ( ранее Воскресения Христова). Честно говоря, на меня она производит неоднозначное впечатление. С одной стороны обилие каменного резного декора будит воспоминания о Дмитровском соборе во Владимире, с другой стороны, есть в ней что-то непропорциональное, незавершенное. Вытянутый ввысь прямоугольник вызывает внутреннюю дисгармонию. Колокольня была возведена в 1907-10 гг и имеет высот 80 метров (всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого) и вряд ли это случайно (все-таки старообрядческая Церковь и Русская Православная не сильно жалуют друг друга). Пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы была сделана позже и дала новое название колокольне.

Примечательно, что по всему периметру сбит нижний ярус полуколонн. Для нас так и осталось загадкой, есть ли в этом какой-то сакральный смысл, или же это начало реставрационных работ.
Кроме того над центральным арочным проемом видно изображение мифологической птицы Неясыть с подписью на старославянском.

За колокольней по правую руку располагается Храм Рождества Христова , построенный в 1804 году в стиле барокко

Храм, как и колокольня, был закрыт и осмотреть его изнутри не получилось. Храм был зимним, то есть отапливаемым.
Следующим идет Покровский собор – главный собор Рогожской общины, возведенный Казаковым.

Тут, как и с колокольней, зажиточные старообрядческие роды хотели возвести храм, превышающий своими размерами Успенский собор в Кремле, Екатерина II во время спохватилась и приказала уменьшить свои аппетиты. Переступая порог церкви, взору открываются великолепные росписи, покрывающие все стены и потолок. Сердце замирает от предвкушения внутренней красоты и тут на нашем пути возникают благообразная бабушка в платочке, которая судорожно переводит взгляд с меня на Киру и выбирает наибольшее зло - юную особу в шапочке с торчащими меховыми ушками, полупальто и джинсах.

«Вам сюда нельзя! Выйдите и подождите за дверью, я с Вами поговорю!» - произносит «божий одуванчик» и выдворяет меня за дверь. Кире же она строго настрого приказывает стоять у входа, с места не двигаться и взирать все со стороны. От волны нахлынувшего на меня возмущения, я не нахожусь, что ответить и молча выхожу. Вслед за мной выходит строгая ревнительница церковных порядков и начинает пояснения извиняющимся голосом, что женщины своим внешним видом должны походить на Богородицу и носить платок (а не шапочку) на голове и длинную юбку, а мужчины – на Христа и носить бороду (так вот почему бритый Кира вызвал столько смятений в ее душе). На прощания служительница несколько раз попросила у нас прощения за столь строгий прием и пожелал удачи. После этой вежливой беседы в душе моей воцарилось равновесие, и мы продолжили нашу прогулку. Правила же поведений в столь важном для староверов храме вывешены у входа (фото взято отсюда http://www.otzyv.ru/read.php?id=133876 )

Следующим нашим пунктом стал Храм Святителя Николая Мирликийского.

Современный облик в «русском стиле» храм приобрел в 19 веке. Примечателен он тем, что о был передан единоверцам, и одно время богослужения в нем проводились по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви. Это единственный храм на территории слободы, который не закрывался в советское время. Одно время в нем велась служба по двум обрядам, только старообрядцам был отдан отделенный Покровский предел. В настоящее же время храм целиком передан Русской православной церкви.
Яркое узорочье в русском стиле вызывает восхищение.

Внутри очень темно и непривычно. Свет попадает только через узенькие окна центрального барабана. И все внутреннее пространство окутано трепещущим полумраком. Внутренние росписи преимущественно растительного орнамента, к сожалению, осыпаются и просят помощи. В таких местах на людей нисходит благодать Божья и хочется остановить сумасшедший бег времени и приобщиться чему-то настоящему и невыразимому.

На улице нас встречают различные Божьи твари

А мы сквозь арку колокольни проходит на территорию Рогожского старообрядческого кладбища. На входе нас приветствует надпись, что фото и видеосъемка разрешена с благословения кого-то и чего-то, а за нарушителями строго взирает «всевидящее око Саурона». Время посещения кладбища с мая по сентябрь 9-00 - 19-00, с октября по апрель 9-00 – 17-00.
До революции на территории кладбища хоронили только старообрядцев. Здесь находятся усыпальницы многих известных промышленных родов – Кузнецовых, Соловьевых, Трубецких, Солдатенковых, Морозовых.
Однако, гулять по кладбищам зимой – гиблая идея, се надгробия занесены снегом, тропинок нет, чистятся только центральные улицы и практически ничего интересного не видно.

Самой видной, во всех смыслах этого слова, достопримечательностью является фамильная усыпальница Морозовых. Под чугунной крышей располагается десяток могил

Выделяется часовня Тимофея Саввича Морозова, выполненная Шехтелем

Этот тот самый Морозов, на Никольскй мануфактуре которого вспыхнула «Морозовская стачка».
Рядом с Морозовыми выделяется семейное захоронение торговцев шерстью Соловьевых

Усыпальницы фарфорозаводчика Кузнецова, к сожалению, не сохранилось. На ее месте сейчас установлен обелиск.

Напротив расположены захоронения старообрядческого духовенства

Примечательно, что на захоронениях старообрядцев не указывался год рождения. На надгробии писали имя, дату смерти, возраст, день ангела а иногда количество лет прожитых в браке

В северо-восточном углу кладбища располагаются братские могилы героям, павшим в Великую Отечественную войну

Восточную часть Рогожского поселка занимают пруды, которые восстановили совсем недавно.

Здесь прогуливаются мамы с колясками и бабушки с внуками.

Мы покидаем территорию слободы через южные ворота и… о, чудо! В здании бывших бань натыкаемся на чудесную монастырскую трапезную

Внутри трапезная напоминает трактир – раскрытая кирпичная кладка, конфетки-бараночки над прилавком, самовар и чай из граненых стаканов в подстаканниках. В торце стоят иконы и зажженные свечи у них. Очень многие бородатые дядечки и тетечки в платках и юбках до пят крестятся войдя и начинают трапезу с молитвы. От обилия пирогов со всевозможными начинками текут слюни. Сейчас идет масленичная неделя, и мясо есть запрещено. Взамен предлагается штук 8 блюд из рыбы – жареная, пареная, котлетки, тефтельки, биточки…все необычайно вкусно. Полноценный обед на двоих из двух блюд и морса обошелся нам в 420 рублей.
Рядом находится магазинчик, где в разлив продается суздальская медовуха – яблочная и клюквенная.

Вот на этой высокой гастрономической ноте закончилось наше путешествие в Русь старообрядческую. Укрепив нас во мнение, что все мы такие разные и все же одинаковые.

Comments

Submitted byГдея on чт, 03/14/2013 - 07:52

спасибо, что поделились инф. и фотками. давно хочу туда сходить, все никак не складывается :sad:

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 08:58

Ответ на от Гдея

Добрый день! Благодарю за обзор, действительно от души и познавательно. Предлагаю также ознакомиться чуть глубже - эксклюзивный обхор-путеводитель с видами интерьеров и того, что прячится за стенами и под снегом. Путеводитель по Рогожской Слободе: http://starove.ru/rogozhskoe/sloboda/ Изображение удалено.

Submitted byJedi on чт, 03/14/2013 - 09:35

Довольно симпатичная кладба, гулял по ней пару лет назад, а колокольня эта всегда мне напоминала православную ядерную ракету, этакий последний аргумент патриарха))

"Православие — это великая тайна. Никакая западная психология или социология не в силах ее постичь. Или понять всю силу его влияния. Мистика нашей веры во всем. Взгляните на очертания русского пятиглавого храма, на силуэты русского витязя в куполовидном шлеме и на абрис космического комплекса «Буран» на старте. В них — поразительная схожесть линий, устремленность ввысь. Какой-то сверхпорыв к звездным пределам."
Максим Калашников, "Сломанный меч Империи"

как-то еще в 9-м классе мой товарищ говорил, что колокольня Новодевичьего монастыря, близ которой мы прогуливались (или, как говорили тогда "лазили") оченно напоминает многоступенчатый космический корабль...
вот и поди ж ты... предки много каких загадок нам оставили. не только в пустынях зеленых гуманоидов и календарь майя

автору спасибо за отчет. кратко, информативно, любопытно!

это потому что прочиталось и посмотрелось быстро и на одном дыхании.
и что не абзац - все по теме и по существу.

а то бывает начнешь читать отчет вроде об интересном мероприятии - о поездке, но на десятой фразе о том, как человек собирался, споря с женой и собакой, и с автомобилем, да чем кушал с утра, да как сходил в отхожее и проч., монитор тускнеет, покрывается патиной мысли, потерявшейся в бурных изгибах причудливых нейронов, вынесших эпистолярный процесс горе-писателя совсем в другое русло... и нет, чтобы хоть перечитать и задаться вопросом: нах такое выкладывать на всеобщее? ведь есть же хоум-видео для себя, для семьи... и в текстах имхо есть хоум-писанина.

так и приходит на ум: "и тут Остап завернул такой глубокомысленный комплимент, что даже не смог довести его до конца"
и прям в качестве ответа вспоминается прутков "Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Зри в корень!"

Оле респект: отчет о прогулке = фото и текст о прогулке. животные и описание бабушки в тему.
ну примерно так.
ладно... закругляюсь. закрываю фонтан.
а то что-то гоголем повеяло... чу! а чья это тень встает из-за угла! чур-чур меня! где мой мел, философ Хома?

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 07:48
Блин живу в 10 минутах от церкви, а узнал о ней только неделю назад, проезжая по ттк. надо итить...