Учреждение "Почтовый ящик 233"


11.10.12 – 13.10.12
Москва-Совза-Боровое-Мостовица-Ерцево

Мечта…Мечты бывают у всех, но у всех они разные. Вот и у Костика была мечта. Почти два года он очень хотел съездить в заброшенные колонии Каргопольлага. Но как-то все не срасталось.

И вот судьба свела нас с легким на подъем человеком – Артемом. От такого предложения он не смог отказаться и мы запланировали поездку.
Большую помощь в подготовке оказал Yoti своими огромными познаниями в области северных дорог и к тому же прямо перед нами побывавший в тех местах. Спасибо, Валера!

Итак, до выезда остается все меньше времени, но мы с Костиком практически срываем поездку, о чем Артем узнал только в Совзе))) Я сильно заболеваю, а Костик падает с двухметровой высоты и не может двигаться без острой боли. Думаем, как сообщить Артему и кто этим займется)
Но прошло еще немного времени и мы слегка оклемались и буквально 10-го числа решили, что едем!

Итак, 11 октября, вечер, встреча на Ярославке и долгий ночной путь. Проехали меньше, чем хотелось, но больше сил не было. Встали под Пошехоньем на ночь.

Утром снова в путь.

Белозерск,

Каргулино, затопленная церковь,

паром

и опять дорога…

Поворот на Солзу – дальше новенький асфальт. Через некоторое время асфальт кончается, стоит кирпич и стрелка налево. По грунтовке выезжаем на знаменитую Р-1. К ней мы были готовы. Но ничего страшного там не было до поворота на Совзу. Только мужичок на паркетнике заблудился и по навигатору заехал на эту трассу))) Он спросил нас, сколько ему еще мучаться и во взгляде его была мольба – « ну ответьте, что скоро все закончится». Но, к сожалению, ему ехать было еще долго и очень мокро. Мы назвали эту дорогу «Тысяча и одна лужа»)))

Пока мы приблизились к Совзе, уже стемнело и мы решили встать на ночевку. Свернули в первую попавшуюся отворотку и плюхнулись на небольшой полянке.

А утром оказалось, что мы рядом с симпатичной речкой в заброшенной деревне.

Утро было холодным, серым и туманным, тишина стояла гробовая, аж в ушах звенело. Вот так я себе и представляла эту местность. Медведь ночью так и не пришел)))

Для полного представления о местах , которые мы посетили, прочитайте краткую информацию:

Ерцевская железная дорога с момента своего зарождения и до настоящего времени находится в ведении учреждений пенитенциарной системы. Её ранняя история неотделима от истории Каргопольского исправительно-трудового лагеря («Каргопольлага»).
В 1937 году на месте нынешнего посёлка Ерцево появилась первая «зона» (исправительно-трудовой лагерь). В 1938 году были открыты головные участки железнодорожной линии, ведущей от станции Ерцево в западном направлении.
Эта местность быстро стала лагерным районом. Протяжённость линий Ерцевской железной дороги возрастала год за годом. От главной магистрали отходили ветки, ведущие в глубину лесных массивов. Вдоль магистрали и на ветках строились лагерные пункты, вблизи которых заключённые производили заготовку леса.
Расстояние от посёлка Ерцево до старинного города Каргополя, стоящего на реке Онеге, довольно значительное. Тем не менее, согласно первоначальным планам, именно он должен был стать центром лагерного управления.
В реальности статус «столицы» в 1940 году получил посёлок Ерцево. Несмотря на это, прежнее название — «Каргопольлаг» — продолжало фигурировать в официальных документах. Было и другое, «кодовое» наименование — «Волна». В почтовом адресе значилось: «Коношский район, станция Ерцево, почтовый ящик 233».

Более подробно можно прочитать здесь http://sbchf.narod.ru/14/ertsevo.html

Позавтракав и попив чаю, кофе, мы двинулись в Совзу.

До поселка доехали быстро и как только он появился перед нами, сразу же поняли, что это он и есть. Не осматривая его, мы проехали сразу в колонию.

Колония встретила нас распахнутыми воротами, а точнее разобранными на металлолом, видимо. Бараки грустно смотрели на нас пустыми глазницами, а их приземистые бока говорили, что старость не пощадила и их, и теперь они доживают свой век без посторонней помощи, без заботы и общества.

Все бараки стоят на болоте. Вдоль домов сколочены мостки а-ля тротуары, к каждому бараку ведет такой же деревянный мостик. Вокруг бараков та же ситуация. Везде, где ходили люди, выложены деревянные мостики.
Сейчас они в плачевном состоянии, и иногда, наступая на подгнившую доску, я проваливалась в болото.

В самих бараках ничего не сохранилось, все разрушено.

Беседки для курения и отдыха покосились и утопали в болоте.

Набродившись вдоль и поперек бараков,

мы поехали в поселок.

Понравился доик, походящий на администрацию с прожектором. Мы живенько представили себе, как грозный дядька выходил на балкончик, включал прожектор и толкал умные речи)))

Сам поселок выглядит так же плачевно, как и колония. Все порушено, дома обваливаются, оставшийся металл пилят и тут же складывают, видимо на продажу.

Полазив здесь еще немного, мы отправились дальше по разобранным ж/д путям.

Неожиданно поразило болото своей осенней красотой. Вспоминая, как мы ехали в Мурманск, и насколько мне были неприятны виды вездесущих мрачных болот, я искренне обрадовалась тому впечатлению, которое на меня произвело здешнее красочное болото.

А впереди нас ждали те мосты, которых мы боялись. Но они оказались довольно крепкими, как и говорил Yoti.

За мостом находится деревня рыбаков, где мы и встретили, собственно, рыбаков. Деревня стоит на красивой реке Свидь в окружении золотой осени. В аккуратненьких домиках топились печки, серый дымок весело ввалил в серое небо, что очень манило остаться здесь и провести пару отличных деньков…

Вздохнув и проводив завистливым взглядом вьющийся дымок, мы тронулись дальше. Встретилась нам и еще деревня, но уже заброшенная. В одном доме немного походили, а потом рядом с ним пообедали. По ширине насыпи в этом месте, можно было предположить, что здесь находилась какая-то станция.

Ну что, в путь?! А потом нам встретилась еще деревенька, на берегу озера Воже. Но она была жилая или скорее всего, тоже рыбацкая.

И там стоял очень симпатичный железнодорожник)

Вот мы и доехали до развилки на Боровое.

Какая дальше дорога – неизвестно. Ни в одном инет-источнике я ничего не нашла. Ну так едем проверять.

Почти в самом начале пути дорогу преградили бобриные проделки.

Ребята оттащили дерево в сторону и мы поехали дальше. Оказалась такая же насыпь от ж/д путей, ничего страшного, только сильно трясет.
Ну еще мостик встретился. Вышли, осмотрели. Мостик произвел впечатление старого, доброго моста))) Проехали без проблем.

И наконец мы въехали в Боровое. Н-да… Ничего нет. Все дома практически сравнялись с землей. Неужели?

Вот еще дорога. Но такая колеистая и многогрязевая… а лебедиться не за что…
Но все же пробуем. Все нормально, с трудом, но проехали, испачкались чуток)

А здесь постройки уже поцелее, но тоже интереса не вызывают. Те же бараки, те же беседки. Стоит отметить, что Боровое – это колония особого режима для пожизненных заключенных.

А ну-ка ну-ка, что там за каменные бараки?

Заходим туда, а там… интересненько! Мне стало настолько интересно, что я вскрикнула – «Ой! А мне здесь нравится!!!» На что Костик предложил меня здесь оставить.
Нет, конечно, мне понравилось не то, что там уютно и красиво, мне понравилось то впечатление, которое было произведено на меня увиденным. Мне было интересно и страшно одновременно. Я никогда не хотела бы оказаться здесь по закону)))

В общем, попали мы в бараки с самыми настоящими камерами. Одиночками и общими, все в полной разрухе, но наря на цепях и столы с круглыми лавками на месте и я бы даже сказала, в хорошем состоянии! Окна зарешечены настолько, что дневной свет с трудом проникал сквозь маленькие дырочки, и внутри царил холодный мрак.
Стены неровные, лавки круглые, как будто все сделано для того, чтобы заключенному было неудобно жить. Видимо, серьезные люди здесь прибывали.
Фотографии сделаны в темноте и со вспышкой, можно сказать, наощупь. Так что, не обессудьте.

Второй барак оказался совсем разрушенным, зато двери с фамилиями сидельцев.

Ну и туалет вызывает некий интерес. Интерес к жизни. К жизни полноценной и спокойной, наполненной законными делами и увлечениями, мирскими радостями и имеющимся довольствием…

На этом и решаем покинуть мрачное местечко. Продолжаем путь в Мостовицу. Тем временем уже стемнело. На дороге встречаем грузовик, в лесочке костер. А рядом никого, и в машине никого. Ну вот и приехали. Стоим ждем. Никого. Засада что ль?!)))

Под чутким руководством друг друга, ребята все-таки по краешку объезжают злополучный автомобиль и мы едем дальше.
Наконец въезжаем в Мостовицу. Конечно, Yoti описал, как найти дорогу в Ерцево, но в кромешной темноте мы ангар все равно не увидели. Хорошо, что на дороге стояли поселенцы и сообщили нам дальнейшие действия. А машина-то их там на дороге, то ли сломалась, то ли бензин кончился, я не помню. Туда и собирались идти.

Ну в общем, выехали мы на эту дорогу, а там ни фига не видать. Куда ехать, как ехать? Вокруг одни колеи, деревьев нет, мотор ревет, того и гляди – застрянем… а лебедиться не за что.

Но наши маленькие танки прут и прут, не подводя нас ни на секунду. Но с таким темпом нам и запасов топлива не хватит. Если вся дорога будет такая, то мы не доедем, банально не хватит солярки. Но нет, через десяток км дорога более менее выравнивается, но становится просто сплошной лужей и у нас начинает глючить генератор. Приходится каждую лужу проезжать потихонечку, отчего скорость опять упала.

Долго ли коротко ли, но мы доехали до Ерцево. Вот она, столица Каргопольлага! Я сделала пару фоток, но в такой темноте это бессмысленно, и я оставила эту затею.

Ну что ж, мы своей цели достигли, мечту Костика осуществили и пришло осознание, что поездка подошла к концу. Всё, к чему мы так долго готовились, пронеслось одним мгновением, а впереди только возвращение домой…

Смирившись, что все закончено, мы двинулись в сторону Коноши. Но меня впереди ждал бонус, но об этом я расскажу отдельно>>>

Comments

Submitted byMephis on чт, 10/25/2012 - 00:54

Итак работать не хочется, а тут насмотрелся, начитался и чето сильно меня потянуло попутешествовать!

Спасибо,ребята, вам огромное! Боровое я видел живым, а вот теперь увидел,как говорится, мертвым. Ничто не вечно, как говорится. Дело в том, что я служил на Боровом срочную (88-90 г.г.) Очень хотел увидеть те места, где так увлекательно провел два самых суровых года моей жизни.И вот благодаря вам, я сумел это сделать.Хотелось бы самому туда попасть, но думаю-это практически нереально.А вы просто молодцы. Я искренне завидую вашему энтузиазму и решительности.

С Ерцево в сторону Совзы много народа ездит, до моста у Вожеозера, там вообще из рыболовных избушек целый город.
Или заранее договорится с ерцевскими, или выйти на дорогу и застопить кого-нибудь, до поворота на Боровое точно отвезут, дальше пешком туда-обратно, и опять с дороги на попутке. Это как вариант.
Ну или организовать друзей-знакомых съездить, со стороны Ерцево нужен годный джип из-за участка у Мостовицы (не меньше УАЗ_а), со стороны Совзы - пройдет и обычный кроссовер.
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 04:50
Оля, 1-н вопрос. Сколько читаю, и Ваши отчеты о поездки и другие, все пишите про болота, что вы по ним ездите, ходите. Хотя, если судить по фильмам, вошедший в болота не выходит обратно. В чем подвох? Или фильмы врут или Вы в воздухе летаете?

Предвижу в ближайшее время определенный наплыв искателей приключений по Вашим следам, некоторые останутся на участке Круглицы - Мостовицы, чем доставят немало улыбок охране колонии.
Мы этот участок ехали так, подкачиваемся почти до 3-х единиц

Готовы ехать

Боровое с удовольствием посмотрел, жалею, что при планировании пропустили это крайне интересное место, особый режим - не шуточки.....
Собственно, дорога Солза - Совза - Ерцево весьма активно используется местными рыбаками-охотниками, подъем у Солзы вроде объезжается через карьер, с лева от основной дороги. На перекрестке Р-1 - Совза есть еще дорога, уходит в лево, на Гугле идет на лесоразработки, но надо бы глянуть как-нибудь при случае.
Мы ехали участок от моста до поворота примерно так

Стоянка у нас была немного интереснее

В общем остались в тех местах еще малоизвестные точки: Южный и дорога от Южного на Совзу, Ковжа, что за Боровым, так что пытливому туристу есть куда податься.

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Изображения

Лужи мне такими огромными не казались, но они были именно такими)))

Надо осваивать неосвоенное)

PS Вам надо было не подкачиваться, а нафиг резину вообще, и по рельсам, по рельсам:laughing:

колеи у Карапуза и паравоза немного разные, хотя могу и ошибиться, мерить надо точно:smile:
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Зато интересные разведпоездки, кому-то будет куда легче потом ехать после них и уже будут знать, где и что искать.

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 08:53

Ответ на от Гость (не проверено)

Я служил во внутренних войсках с 1980 по 1982 в п.Мостовица. Лето 80 провёл в Ерцево в учебке. Все окрестности обоих посёлков обошёл пёхом,чаще бегом (я служил инструктором служебной собаки). Хотелось увидеть на фотках Мостовицу. Жаль, что нету. А сам я из Минска.

у меня нет, мы там были в час ночи, какие съемки...
На wikimapia вроде есть две фото, улица и пожарка, если не ошибаюсь.
А вообще, если честно - жопа мира, может, при дневном свете получше, но ночью весьма доставило....
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

подкачиваемся почти до 3-х единиц

А зачем подкачвать? Все обычно на оборот сдуваются, что-бы мягче было.

[right][/right]

В Южном нечего делать, там остались только следы строений, дорога от Южного до Совзы непроездная, хотя там начинается интересная прямая трасса на север (когда-то планировали сделать шоссе до Совзы), но она заканчивается лесоповалом, лесом и болотами.

по рельсам жд и с двумя бродами, где машина плывет - читал два отчета по этому маршруту от Ярославский и Вологодских джиперов.
Вроде можно и от Рыбацкого на Совзу, но это однозначно для особо упоротых.
Еще интересно вот что - перед подъемом на Солзу - перекресток, правая дорога идет на Совзу - а вот левая бетонка куда? По карте только лесоразработки......
И таки да, m-r whitewolf, Вы обещали рассказать, что за церковь у Вас в блоге в теме "Одинокий храм в Вологодской области". Зрительно со плохо помню, но это не Воронинский, не Чарозерский и не Ващезерский....вроде

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Ко мне с этого сайта не приходит оповещения о новых сообщениях, поэтому иногда я могу отвечать год или два спустя.

Как вы узнаёте о ответах на ваши сообщения?

Дорога, о которой я писал - непроезжаемая, потому что там нет рельс. Дорога якобы строилась как автомобильная прямо на Совзу, но стройку не закончили, так и идёт прямая трасса по лесу до лесоповала и болот.

Submitted byГость (не проверено) on пн, 02/11/2019 - 04:50
Может мое предложение покажется глупым, вам видней, но все-же... 1. Очень часто встречаю у разных авторов одни и те же места, с одним и тем же описанием (в частности выдержки из вики и других источников). > Предлагаю создать единый раздел, куда можно было бы "дописывать базу", т.е. название места, GPS-координаты, справочная информация, фотографии места (и авторы, добавляя новые фото, могли бы "привязать" фото к какому-то месту), а так же отчеты, в которых указывается это место. В самом же отчете при указании места, сделать ссылку на это место в базе, кому будет интересно, сами залезут, прочитают. Так же, это поможет новым путешественникам составить более подробную информацию о месте, а так же проложить примерный маршрут. >> На усмотрение сайта ссылки на это место (фото добавленные путешественниками) загружать на maps.google.ru 2. Техническая часть. Ведь без технической поддержки в современных условиях уже трудно выполнить какую-либо поездку в труднодоступные места. > Предлагаю создать раздел, куда можно было бы выносить обсуждение средств необходимых для путешественника, как те же палатки, металлоискатели, навигаторы и т.д. 3. Построение общей легенды. Куда, на ту же карту google (уже есть, куда все треки сливаются, но ее бы объединить и дополнить инфой) после поездки могли бы загрузить свои треки, создавая единый трек всеми кто ездил, с внесением доп.информации по трекам. На мой взгляд, было бы куда проще планировать следующие путешествия, особенно тем, кто туда еще не ездил.

Submitted byYoti on чт, 10/25/2012 - 15:12

Ответ на от Гость (не проверено)

А зачем подкачвать? Все обычно на оборот сдуваются, что-бы мягче было.

Видите ли, у экипажа не было опыта езды по рельсам действующей ж/д, поэтому пробовали все возможные варианты......подкачкой пытались немного увеличить клиренс, если честно, не очень помогло, там мягко - жестко не имело никакого значения, были другие проблемы..
2Гость - Вы очень умный, на грани гениальности!!! Мы же бестолковые, до такой идеи не додумались, увы. Вы к vik_у обратитесь, скажите, что сможите все сделать, ну или оплатить работу того, кто сможет сделать - и будет Вам вечный респект и уважуха

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Я не говорил: "Мы же бестолковые", но и переубеждать, тоже не в праве. Но "мы" как то обобщенно звучит... Что же касается всего остального, любая пресса, любой ресурс - в плане маркетинга узнают у своих пользователей, что интересует и что лучше добавить, что можно убрать. Второй вопрос, что нет возможности (причины могут быть разные: при поддержке энтузиастов и нет временной возможности, нет технической возможности, нет финансовой возможности), или не востребовано. Что же касается "додумались или нет", на этот счет я ничего не знаю, я только предложил, но не мне это решать.

2Гость - Вы очень умный, на грани гениальности!!!
Гость Спасибо что оценили!!!

Признаю - погорячился, однозначно......
Подумайте сами, может разумный умный организм каждый раз при написании спича доказывать программе что он не робот??? И так раз за разом??

Я не говорил: "Мы же бестолковые",

То же не говорим, написал, имея ввиду небольшую группу активных пользователей сайта. А идее лет как 10, вроде первым запилил один профессор джинсы, в прошлом годный байкер и путишественник, дальше 300м не отходящий от машины, но и он не автор идеи. А если Вы напряжетесь и посмотрите блог уважаемого LeSold, то там увидите Вашу идею в несколько упрощенном варианте

Что же касается всего остального, любая пресса, любой ресурс - в плане маркетинга узнают у своих пользователей, что интересует и что лучше добавить,

Вы себя причисляете к пользователям сайта??? Извините, но Вы - некое виртуальное понятие......

я только предложил, но не мне это решать.

Это разумно, слова не мальчика - зрелого мужа! Только Вы в виртуальном списке советчмков - где-то во втором десятке, были и поисковики партизанских баз на Псковщине, и сталкер Рязанский, предлагающий поискать ракетные базы на Рязанщине, да много всяких......может, Вам пойти традиционным путем, зарегится, написать пару-тройку постов??? А так на форумах трендить - не по болотам ходить.....
Кстати, не Вы ли на рабочий стол повесили фото из поста Stan_a? В размере 800 х 600, с мутным алгоритмом сжатия? Выложите PrintScreen экрана, ну так, чисто поржать...

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Признаю - погорячился, однозначно...... Подумайте сами, может разумный умный организм каждый раз при написании спича доказывать программе что он не робот??? И так раз за разом??
Капчу водить, меня это не напрягает. Тем более, раз Вы уже прочитали все мои посты, то знаете, чем я это обосновал.
...но и он не автор идеи. А если Вы напряжетесь и посмотрите блог уважаемого LeSold, то там увидите Вашу идею в несколько упрощенном варианте
Согласитесь, технически не реально пересмотреть блоги ВСЕХ пользователей. И тем более, давнишние. А уж комменты в них давать, тем паче.
Вы себя причисляете к пользователям сайта??? Извините, но Вы - некое виртуальное понятие......
Двоякое восприятие может получится. Одно из: "мы здесь своей компашкой, а все остальные идите...". Хотя, я и не претендую на это, мне хватает и того, что я читаю.
...может, Вам пойти традиционным путем, зарегится, написать пару-тройку постов???
О чем? Во круто-то будет, здесь других пытаются прессовать, за создание свалки (из последних, Волгоград и Сочи, щас еще и этот добавится) некоторыми ГУРУ, а еще я вылезу с таким постом "походы по городу"...
А так на форумах трендить - не по болотам ходить.....
Я бы с удовольствием, в компании единомышленников, вот только 1 - болото меня пугают, я их не знаю, а 2 - ое, у нас их нет, вообще. И еще, что касается "трындеть", по этому я по долгу и не сижу в форумах и редко читаю комменты.
Кстати, не Вы ли на рабочий стол повесили фото из поста Stan_a? В размере 800 х 600, с мутным алгоритмом сжатия? Выложите PrintScreen экрана, ну так, чисто поржать...
Да, я и что? Но, цитирую: "отдельно хочу сказать, что давно читаю ее отзывы, несколько фоток чуть подкорректировав разместил на РС, да и Бастед с подводным нырянием туда же отправились))))", Бастед из-за Авы запомнилась (именно, АВА, а не то, кто скрывается под авой), и я нигде не указал, что в этом разрешении. Да и потом РС - краткое описание, а долго фоновая картинка телефона (символом обозначьте, просветите), а туда с уменьшенным разрешения смотрится не плохо. Изображение удалено. А что касается самого РС, да пожалуйста (для уменьшения веса уменьшил пиксели): Изображение удалено. P.S. хм... люди обычно смеются :laughing:

Submitted byYoti on пт, 10/26/2012 - 10:35

Ответ на от Гость (не проверено)

в таком виде чем-то плесень напоминает, представил на телефоне - улыбнуло...
С остальным все то же понятно.
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Обе выдранные фотки смотрятся не плохо, правда экран небольшой. Как было бы на большом, не знаю. Но на телефоне, ничего не понятно, что такое, и предположений было много, от стоков нечистот, и до коралловых рифов)))) P.S. Угадавших не нашлось)))) P.P.S. Везет мне всегда на закрывание тем :laughing: P.P.P.S. Всем пока, с понедельника кончается больничный, времени на вход, а особенно на комменты, будет оч.мало :smil443E: