Ту-144 б/н 77106 - день сегодняшний

«Добро пожаловать на борт Ту-144 – первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера! Присаживайтесь на свободные места. Сегодня нам предстоит небольшой полет в прошлое…» - обычно так я приветствую тех, кто в немногочисленные Дни открытых дверей в Центральном музее ВВС благодаря своему терпению (собираются приличные очереди!) посещает этот уникальный экспонат. Таких мы не называем экскурсантами или посетителями – это пассажиры, которых не видел монинский 144й почти 30 лет… Все эти годы с момента своего прибытия в музей борт стоял закрытым. Впрочем, как таковых пассажирских маршрутов он прочувствовать не успел: были технические полеты, почтовые перевозки между Москвой и Алма-Атой, и не более того. «Аэрофлот» отказался от использования Ту-144 в 1978м… И Ту-144 с бортовым номером 77106 уже через 5 лет после первой выкатки из ангаров авиазавода отправился в музей, где обрел свою вечную стоянку…

Монинский 144-й – один из немногих уцелевших. Более того, у него почти комплектные салоны – этим могут похвастаться лишь те экземпляры, которые хранятся в Ульяновске и Зинцхайме (впрочем, в последнем салоны частично демонтированы и все закрыто оргстеклом). У нас совершенно наоборот – сначала путешествуем туристическим классом, потом пересаживаемся в класс повышенной комфортности, на десерт – кабина пилотов и рабочее место бортпроводников… 9 мая 2009 года борт монинского Ту-144 был впервые открыт для посетителей.

Иногда кажется, что самолет только что произвел посадку – свет в салонах еще не погашен, вот чьи-то забытые чемоданы, на столиках - «Тархун» и «Дюшес». От шампанского на борту очень скоро отказались – бутылки в полете выстреливали пробками… Но коньяк для пассажиров салона повышенной комфортности и черная икра на спецрейсах были всегда… А что это у нас паксы читали? «Вокруг света», 1969 год… Ой, а в соседнем кресле, видимо, коллега летел – вон, свежий номер «Воздушного рейса» (*1972 год :о))) оставил… «Бортпроводницы» после «рейса» привычно ворчат – опять недосчитались стаканов. А раньше за всю эту пластиковую посуду, лоточки, поддончики да многоразовые касалетки действительно приходилось отчитываться, и ежели чего-то недоставало, то начальство не просто грозило пальцем и хмурилось, но и наказывало рублем… Осталось пропылесосить – и можно немного отдохнуть…

Одно возвращает в реальность сегодняшнего дня: ты знаешь здесь каждый болтик, каждую трещинку в панели, которая непосвященным не особо заметна. Шторки между салонами уже не отдают плесенью и сыростью долгого хранения – чтобы от них избавиться пришлось изрядно помучить стиральную машинку и вылить с полфлакона «Ленора». Ты знаешь, что под потолочными панелями вырезаны вандалами несколько десятков метров проводов, а сами панели были изрезаны «в ленту», и только тебе известно, что теперь на этих панелях тот же винил, что и на старых «Жигулях» - мы ждали этот драгоценный рулон с завода больше двух лет! И за полгода сумели собрать почти все недостающие приборы в кабину пилотов, ввинтить на место добрую сотню болтов, отмыть каждый сантиметр пола. А чистка ковролина в позе «на четвереньках» прямо на крыле под удивленные возгласы посетителей музея и дальнейшие попытки уложить его без складок на место… Впрочем, такие вещи мы рассказываем не всем. А лишь тем, кто так же влюблен в небо, в авиацию, кому небезразлична история нашей страны…

Видимо, 22 августа – день, когда в этом году борт будет открыт для посещения крайний раз. Правда, как филолог, не всегда я согласна с практически повсеместным «летно-авиационным» использованием «крайнего» вместо «последнего»…

Comments

Submitted byLeSold on вс, 08/16/2009 - 21:52

а почему крайний?

дефушка, там у Фас на полке кто-то чемодан забыл :laughing:

музей отличный, когда там были общались с ребятами-восстановителями
сразу повосстанавливать захотелось - романтика
может и Вас видели :wink:

Это из разряда суеверий. И профессионального жаргона (почти как у моряков - не "плавает", а "ходит"). Человек как существо сухопутное, вторгся в неприспособленные для него среды - вода, а потом и воздух. Они время от времени берут свои жертвы. Вот народ и пытается как-то остраниться, избежать сглаза, порчи, проклятий. Последний - он последний, как ни крути (хотя тут вторая тропа может увести "по следу..." - это другой случай), а крайний - вроде как на краю, но еще не... :о))) Это моя трактовка...

Может, и меня видели.. :wink: хотя специфика такая: приехал - сразу на борт и ковыряешься там весь день... И лишь вечером друг с другом здороваться начинаем - хотя уже работы закончены, и пора по домам. Было дело меня даже в Ми-12 забыли - это гигант, который возле входа стоит... Я там одна ковырялась, ну и попросила ребят трап убрать и закрыть борт, чтобы любопытные не отвлекали... Рации нет, трап тяжеленный, звоню на мобильные - а там глиссада, сигнал глушится, все недоступны... :cry:

На реставрацию - всегда вэлкам! :smil440c: Правда, предупреждаю: это затягивает! Рутины, конечно, много, однако не получается оставить что-то недоделанным... И раз за разом приезжаешь, оставив все другие дела, главным чтивом в электричке по пути на работу становятся летно-технические характеристики и руководства по летной эксплуатации, начинаешь по звуку определять летящие в небе самолеты, а в один прекрасный день и вовсе отправляешься в аэроклуб и помня, что земля только с виду мягкая, молишься всем богам на первом в жизни "конвейере"...

--
"...они там считают, что у нас по улицам ходят медведи с балалайками и говорят на iso-8859-5..."

Submitted byLeSold on вс, 08/16/2009 - 22:41

в превьюшке последней фотки ("мой до дыр") затисалась другая фотка - такие глюки бывают на сайте
это моя фотка! Как раз, где-то год назад мы ехали через пробки в Монинский музей авиации
:smil446I:

Так интересно рассказали, и вдруг оказывается что мы уже не успеваем :smil4459:
А почему экспозиция закрывается?

Музей как таковой работает круглый год. А посещение салонов самолетов - только в Дни открытых дверей, т.к. экскурсии проводятся не сотрудниками музея, а реставраторами. Каждый день держать борта открытыми музею не по силам (да и выясняется, что больше того, что написано на табличках многие "научные сотрудники" рассказать не в силах), а мы сами не имеем возможности (и разрешения) проводить экскурсии хотя бы раз в неделю (это тонкости заключенных между музеем и Фондом документов) - ни за деньги, ни бесплатно.
Пока так. Хорошо хоть в этом году разрешили открыться три раза - прошлые годы открывались всего дважды. Есть надежда, что позволят открыться по полной программе и в середине сентября. Но не мы это решаем, решения принимаются на уровне тех, кто над музеем.

--
"...они там считают, что у нас по улицам ходят медведи с балалайками и говорят на iso-8859-5..."

Submitted byJuryS on пн, 08/17/2009 - 08:42

Когда я маленьний был ТУ-144 испытывали перед авиасалоном в "Ле Бурже" и он взлетал прямо над моим домом... это был полный ахтунг.. стекла тряслись а собаки с ума сходили.. вообще это жуткое зрелище..впрочем мне еще повезло...он мог бы "удачно приземлиться" еще до авиасалона...мне на голову..

Submitted byFremd on пн, 08/17/2009 - 10:01

Душевно написано.... Давно не был в музее, но реставраторов видел уже в 1994-м... И, если получится, может, числа 28-го рвану в музей, поностальгировать и поснимать......
Лично мне использование слова "крайний" вместо последний очень даже понятно... А вот слово ПАКСЫ - ненавижу!!! :diablo: Без обид... :)

Submitted byТикся on ср, 10/21/2009 - 20:25

Под занавес сезона несколько позитивных кадров, сделанных 22 августа 2009

--
"...они там считают, что у нас по улицам ходят медведи с балалайками и говорят на iso-8859-5..."

Изображения

Submitted byLeSold on чт, 01/14/2010 - 16:19

Случайно наткнулся в нете, что этот уникальный самолет выкупали для музея у собственника за деньги, добровольно собранные ценителями авиа-техники.
Интересно, кто был собственником и какая была цена? И кто стал покупателем?

(а, может быть, речь не про этот самолет, а про еще какого-то его собрата)

Нашёл небольшую историческую справку по Ту-144
_http://www.yaplakal.com/forum2/topic250819.html
Продали в Германию, в музей в Зинсхайме. Туда же, кстати, продали летающий самолёт-аналог "Бурана" БТС-002

о, я и себя что-ли на фото нашёл!? ;)
Тикси, привет! :) приятный расказ!
з.ы.: Небо пахнет РОМАШКАМИ!!!!!!!

Submitted byЗмей on ср, 02/03/2010 - 21:09

скажите, а что это за монстр их победы на первом снимке?