Собор Парижской Богоматери. 10 лет спустя... 20 лет спустя...

Изображения

центральный вход

«...Как хорошо! Сегодня не раздражают даже нищие, привычно поскуливающие над своими плошками для подаяния. Не раздражают даже пронзительный визг и громкие крики играющих детей. Мягкая пита разевает белую пасть в проворных руках продавца, готовая наполниться острой и горячей своей начинкой, а через мгновение перекочевать в руки покупателей. Лоснится рассыпчатый кус кус, прыгающий из котла по бумажным кулечкам. Мухи жадно кружат над пахлавой и рахат лукумом, посетители уличных кафе неторопливо запивают пылающий черный напиток водой со льдом. Как же хороши весной Елисейские Поля!»
Елена Чудинова
«Мечеть Парижской Богоматери» (При желании легко найти эту книгу в интернете)

центральный вход
Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris)
Это не просто символ – это лицо Парижа с незапамятных времен. В сердце Франции, посреди полноводной Сены, на острове, с которого началась сама Франция (как ее называли раньше римляне – Лютеция). Остров, который до сих пор называется французами «Остров Города», просто вот так, без названия, потому что это – «главный остров главного города», если переводить не дословно, а по смыслу...
фрагмент

Случилось так, что я был в Париже еще в советскую эпоху, в далеком 1990. И тогда все было ново: и пробки на въезде в город после выходных, и неоновая реклама, и мытье тротуаров шампунем перед магазинами по утрам...
И потом, на пороге 1999-2000 я провел несколько месяцев в этом городе... И снова Париж удивил. Мультинациональный город, бурлящий деловой котел всевозможных наций-вероисповеданий-политмнений... И над всем этим – французский шарм и политкорректность.
И вот недавно, в 2011 я снова оказался ненадолго в Париже...
контрфорсы и аркбутаны

И мне очень хочется поделиться своими субъективными впечатлениями об увиденном, ибо это – история, которая происходит в наше время, на наших глазах. И все мы, деятели иль свидетели, в любом случае - участники.
вид с алтарной части

Все те же утренние круассаны и кофе на столиках прямо на мостовой у ресторанчиков – это утро парижских бульваров и набережных Сены. Некоторые рестораны – с многовековой историей. Здесь пили и дискутировали во все времена как великие деятели политики, так и просто студенты... Даже вкус любимого мной французского пива 1664 не меняется с годами и имеет совсем другой, насыщенный оттенок, далекий от нашего водянистого. Традиции. Они неотделимы от французского образа жизни, от образа жизни французов. Но вечны ли они?..

В далеком 1990-м я не обращал внимание на граффити, которые присутствовали изредка в городе в слабо посещаемых местах – темных переходах, под мостами электричек, в немногочисленных «совсем неблагополучных районах»... В 2000-м граффити – это уже часть города, а сейчас – Париж – это выставка под открытым небом. Причем, не лучшая выставка.
Немыслимые тексты написаны вдоль всего движения поездов и метро, на стенах многих домов и в переулках, и даже на автомобилях.
в 200м от алтарной зоны
Причем, авторы далеки от художественных замашек, что порой встречается у нас. Это - незамысловато написанные слова шрифтом «баллончика и маркера».
А сейчас – тексты идут уже в две строки. Ну как тут не вспомнить прогресс мобильных, когда две строчки на сенсорном экране – было достижением.
Сами электрички метро и до аэропортов были чистыми и ухоженными. Сегодня – половина откидывающихся сидений выломано с корнем, пластиковые стекла покарябаны, стены вагонов также исписаны – добро пожаловать в наши 90-ые с изрезанными сидениями в электричках.
Водители рейсовых автобусов регулярно бастуют и требуют признать их профессию «связанной с повышенной опасностью», т.к. в случае социальной напряженности на окраинах Парижа горят факелы из автобусов.
Париж окружен как в осаде «неблагополучными кварталами», уже и в самом Париже многие районы имеют сомнительную репутацию. И тут далеко до круассанов и кофе – здесь звучит иная музыка и продаются иные деликатесы, далекие от национальной французской кухни. Поздно лучше не пользоваться даже общественным транспортом, особенно, если вам ехать на окраину города.

Если в 1990 году не-французов с неевропейской внешностью можно было увидеть только у главных достопримечательностей, торгующими сувенирами сомнительного качества, то сейчас в метро – непонятно, в каком городе ты находишься... Европейское лицо встречается в 30% случаев... и то, дай Бог, как говорится... Чего только стоит выражение «французский француз», которое дает понять, что вы говорите о «действительно коренном французе».
Темы расизма неполиткорректны. Но левые, предлагающие лозунг типа «Франция для Французов» - все популярнее и популярнее среди коренного населения. Поэтому вопросы типа «А за кого Вы голосовали?» - тоже являются неполиткорректными.

Для стороннего наблюдателя ситуация меняется. Говорят, что человек, как таракан – привыкнет ко всему. Добавлю, что еще и как лягушка. Если лягушку кинуть в кипяток, она выпрыгнет и спасется. А если лягушку кинуть в холодную воду и поставить на огонь, она сварится заживо не пытаясь выбраться. Параллели проводите сами. Каламбурить на тему лягушек не стану.

У меня складывается четкое ощущение, что круг истории замыкается. В свое время варварская Галлия была завоевана Римлянами. Галлы переняли более высокую культуру римлян и сбросили отжившую свой пик Римскую Империю со своей шеи. В эпоху колониальных владений Старого Света конца 19 – начала 20 века сами Галлы явились завоевателями. Так и идет история, по спирали. Только теперь, похоже, спираль поворачивается для Франции другим витком. Если маховик истории уже начал вращаться в одну сторону, то чтобы его раскрутить в другую сторону, нужен как минимум Наполеон. Наполеонов пока не видно, а вот французского в Париже становится все меньше.
В масштабе истории некоторые факты нелогично оценивать с обывательской позиции "нравится - не нравится". Ибо факты очень неоднозначны, посему наше суждение о них выглядит или глупо, или смешно.
И я тоже ограничусь только фактами, не давая им оценку. Оценить может каждый сам.
наши страсти...
Впрочем, как раз Собор Парижской Богоматери остался тем же за все 20 лет. Для него 20 лет не более чем для нас – один час. И каменные горгульи с химерами все так же смеются над нами и нашими страстями...
...и грехи

Comments

Вот тебе и почтенная просвящённая Европа.
Хорошо написано. Подсознательно начинаешь параллели проводить. И проецировать на сегодняшнюю ситуацию у нас.
Видимо есть некий обывательский предел насыщения "не коренными" родного города (района, области, государства).

Да уж... Я отношусь к тем людям, которые не были в Париже, но как и многие, я видела фильмы, слышала песни, помню рассказы... А тут БАЦ! Темная сторона...

Спасибо, очень интересно пишете.:smile:

Замечательный очерк, спасибо!
Сам впервые побывал в Париже в прошлом году, и был несколько шокирован увиденным: много грязи и мусора, везде, где только можно, граффити. В общем, совсем не то, что ожидал увидеть. Хотя город, конечно, очень красивый и не потерял еще своего особого очарования и романтичности.
Отдельная тема, которую Саша очень осторожно затронул - это проблема стремительного уменьшения доли коренного населения. Откровенно говоря, напрягает, когда в центре города забредаешь в квартал, где живут одни чернокожие - этакое гетто в сердце Парижа. Плюс ко всему в Европе они ведут себя очень нагло и вызывающе, порой агрессивно. Я ни разу не расист, но считаю это уже перебор...

Стас, чего говорить о загнивающей европе, все то же самое творится у нас дома. Города с тысячелетней историей и практически полное отсутствие местных жителей. Обидно, предки творили историю. а мы ее уничтожаем. И никому до этого нет дела.

Submitted byVladimir_ on вт, 04/19/2011 - 17:43

Обидно что когда я там был (1999), собор был весь затянуть какой-то зеленой дрянью, со всех сторон, так я ничего и не увидел.