Север 2009

Сейчас зима, а в памяти всплывают образы прошедшего лета, пройденных экспедиций, образы будущих экспедиций. Говорят-тот кто хоть раз побывал на Русском Севере обязательно туда вернется еще раз!

Ветка маршрута:

Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск – Пинега – Кулой – Чижгора1 – Кимжа – Усть Пёза2 – Мезень*3 Мезень*4 – Усть Пёза – Целегора – Усть Нерманка – Юрома – Смоленец – Пылема – Ценогора** Усть Кыма – Койнас7*** -Большая Пысса8 – Верхнемезенск9 – Усогорск****– Благоево – Мамониха10 – Сосновка – Нюхча – Северный11 – Осяткино12 – Красное – Белореченск- Большая Тойма13 – Котлас***** - Великий Устюг – Волгда- Ярославль – Москва.

День первый: Дорога до Архангельска.

Город Архангельск, встретил нас дождливой погодой
Город Архангельск встретил нас дождливой погодой.


Музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы"

День второй: Луковецкий - Мезень - Смоленец


Река Пинега


Асфальт закончился, предстояло пройти 1200 км грейдера с различным покрытием.


Отличный дядька, не много пьяный, лежал придавленный " муравьем" не мог выбраться. Говорит подрезали его, а он не справился с управлением и перевернулся.


Пинежский комплекс пещер. На улице температура воздуха + 17 градусов по Цельсию, а в пещере около 0. Перепад температуры ощущается после того как поднимаешься на верх.


Вот где начинается Север. Уходящая за горизонт дорога, окутанная тайной ковровых болот.


Начало переправ. За весь маршрут предстояло переправится на паромах 9 раз.


Город Мезень это пограничная зона, чтобы туда попасть, нужно заранее из Москвы заказывать пропуска, крайний срок за неделю. А если не заезжать в город, пропуска не нужны.

Поразил паромщик через Пезу, стройный голубоглазый преклонных лет мужчина с приветливым лицом. Задали вопрос, почему бы вам ни увеличить стоимость переправы, Вы бы стали богатыми? На что он, не задумываясь приветливо ответил это Вы приехали из тьму-таракани а мы здесь все богатые!

День третий: Смоленец - Цено-Гора - Усть кыма - Койнас

От Смоленца дорога проходит по самому берегу реки Мезень с права вода, а с лева отвесная глинино-каменная гряда с вершиной из многолетних сосен. С утра к нам в лагерь приплыли гости, местные ребята из Лешуконьского, у них начался рабочий день, их работа заключалась в установке изоляторов на телеграфные столбы. За 90 столбов на троих платят 30 тыс. руб.







Цено-Гора, местные приветливо встречают экспедиционеров. Через деревню многие проезжают кого мы тут только не ремонтировали-говорят мужики!


Третий день оказался самым насыщенным из всех, нам предстояло пересечь часть Печерского тракта и гать через болото, чтобы попасть в Койнас. В Ценно-Горе мы отобедали и заправились. Долго общались с местными, деньги больше не нужны разменная монета Живая вода. Вопрос, который все чаще стал на слуху Водка есть?


В Усть-Кыме брод через речку Кыма, а дальше часть Печерского тракта в 10 км.



я
Печерский Тракт очень древняя дорога соединяющая Архангельскую область с Коми. Сейчас это забытая богом дорога. В свое время по тракту спасались бегством староверы, благодаря им В Коми появились старообрядческие поселения. Во времена СССР на тракте находились Метеостанции и как раз на одной из станции при развале Советского Союза попросту забыли эвакуировать персонал.

На тракте встретили друзей, возвращавшихся из экспедиции.

День Четвертый:Койнас - Большая Пысса - Усогорск

Переправа назначена на час дня. Понтон толкает маленькая моторная лодочка, загружаемся на паром тремя машинами и переправляемся на другой берег. Больше всего поразил ценник на переправу, хотя можно понять паром частный редко кто переправляется, но озвученная сумма в 5000 руб. за пересечение речки в 100 метров это чересчур! Договариваемся на 3500. Покидаем Архангельскую область и плавно перемещаемся на территорию республики Коми. С трудом успеваем на последний паром в Большой Пыссе. Местные мужики рассказали, что есть еще одна дорога на Усогорск и что по ней регулярно ездят, один даже рассказал, как в далеком 95 разложил на этой дороге Урал.







После Архангельской области Коми не впечатлила, наверное накопилась усталость, пейзаж удивлял наличием унылых красок.

День Пятый: Усогорск - Благоево - Сосновка

Город Усогорск районный центр. Есть бензоколонка ЛУКОЙЛ, куча магазинов, кафе. Правда, ни одно кафе, почему-то не работало. В Усогорске нас ждал банный день. Приятно удивили ребята в большом гараже, колдовавшие над мегамонстром.



Наконец то душ. В Усогорске одна Гостиница с названием"Единственная" на всех горячей воды не хватило, остальные принимали горячую ванну в общежитии.


По плану нам надо было попасть в Сосновку чтобы переправиться в Мамониху на пароме. Говорят самая короткая дорога эта та, которую знаешь. Смотря на карту и на трек, решили сократить расстояние, а заодно и исключить из маршрута 2 парома и пойти восточной стороной реки Пинеги на поселок Осяткино. На карте дорога значилась, и как выяснилось 1.5 дня спустя у хозяина второго парома эта дорога заброшенный Пинежский тракт и там давно не кто не ездит. Что ж Пинежский тракт ждет своих покорителей мы, к сожалению, не могли выбиваться их графика. Развернувшись в обратную сторону, мы снова встали не наш трек и поздно ночью прибыли в Сосновку.



День Шестой:Сосновка - Осяткино - Верхняя Тойма

В этот день пришлось много нагонять. Дорога, наверное, самая переменчивая из пройденных шести дней. Размытые грейдеры, грейдеры с мокрым глубоким песком, грейдеры с сухим песком, лесовозные дороги, выложенные плиты вдоль грейдера с опасными ямами и торчащими арматурами. Дорога одна только дорога, под конец дня голова кипела. Засветло прибыли в Верхнюю Тойму и разбили лагерь на возвышенности, с который открывался дивный вид на Северную Двину.





Вот она-Бесконечность Севера!




Проезжали много заброшенных деревень.



День Седьмой:Тойма - Котлас - Великий устюг - Тотьма - Вологда

Все экспедиция закончилась. Переправившись через Северную Двину, дорога превратилась в асфальт, было очень не обычно по нему передвигаться после 1200 км грейдера.



Под Котласом Кирилла долго мурыжили на посту ДПС, а мы в это время общались с сотрудниками правоохранительных органов. Узнали о себе, что мы дважды контуженые в голову, нам было предложено поменять Тойоту на девочку овчарку немку, что приезжать надо в сентябре, когда много грибов и рыбы, что дно Северной Двины японцы предлагали почистить от топляка, а плату за работу взять древесиной, от которой они очистят реку, что мошка, которая нас докучала все время не мошка, а название, а мошка это то когда скотину на улицу выгнать нельзя и.т.д. По пути заехали в Великий Устюг резиденцию Деда Мороза, если бы меня привезли в детстве в этот город и показали место, где живет Дед Мороз я бы, наверное, очень сильно расстроился, увидев то что, считается местом проживания этого великого Деда.

Мы много проезжали заброшенных деревень некогда процветавших, а сейчас мы видим провисшие двери, выбитые окна. Пройдет немного времени, и они исчезнут навсегда. Люди, а что люди, добрые отзывчивые не испорченные большими городами. Скоро не останется ни культуры, ни людей которые создавали эту самую культуру. Природа бесповоротно берет свое!

День Восьмой: Вологда - Переславль-Залесский - Москва

Дорога домой.

1 Паром через р. Кимжа между населенными пунктами Чижгора и Кимжа ( 05-23)
2 Паром через р. Мезень между населенными пунктами Кимжа и Усть Пёза. (06-23)
3 Паром через р. Пёза между населенными пунктами Усть-Пёза и Мезень ( 06-22)
4 Паром через р. Пёза между населенными пунктами Мезень и Усть Пёза ( 06-22)
5 Брод неглубокий после деревни Конещелье в сторону Усть Кымы
6 Брод через р. Кыма (ширина реки около 100м., глубина небольшая, очень осторожно)
7 Паром через р. Мезень в Койнас (Лешуков Михайи Федорович, тел. 8-818-(2?)-7-53-16)
8 Паром через р. Мезень в посёлок Большая Пысса (07-09 и 19-21)
9 Брошенный город Болгарских лесорубов. От него дальше на Усогорск идет бетонка/лесовозка.
10 Паром через р. Пинега между деревнями Сосновка и Мамониха
11 Паром через р. Пинега (Утро/вечер)
12 До Осяткино хорошая дорога. Есть 2 брода. Первый в глубоком овраге (следы от Урала) второй идет через приток Пинеги р. Илешу (тоже следы от Урала).
13 Паром через р. Северная Двина, что бы попасть в Котлас (06-20)

* Мезень – пограничная зона, заправка.
** Ценогора- есть заправка
*** После брода через р. Кыма, что бы попасть на дорогу идущую в Койнас, необходимо пройти часть Печорского Тракта (около 10км), далее уйти правее на Койнас. Дорога неплохая, ближе к концу придется преодолеть гать которая приведет на берег р. Мезень. Необходимо найти паромщика (Лешуков Михаил Федорович, тел. 8-818-(2?)-7-53-16) и с ним договорится о переправе в Койнас. Есть заправка
**** Усогорск – есть авто-сервис, заправка
***** Котлас – есть заправка, авто-сервис

Comments

Обзавидоваться!!! Вот уж действительно, один раз побывав на Русском Севере тешишь себя мыслью еще вернуться в тот край.
Шикарный маршрут, очень интересный отчет и изумительные фото. Спасибо.

Просто обалденный отчёт! А не подскажете, какова цель экспедиции? Или это было просто путешествие по замечательным местам?

Цель- пройти маршрут. Параллельно посмотреть интересные места. Порыбачить грибов пособирать, отдохнуть в конце концов. На такой маршрут оптимально конечно 14дней а то получилась не большая гонка. Грибы попадались через каждые 10 шагов, в основном подосиновики, но для местных это считается, что грибов еще нет. Для них раз зашел в лес то сразу поляна с грибами. И смотрят они в сторону благородных белых грибов.

Submitted byJuryS on чт, 12/24/2009 - 13:04

:smil440k:
а ведь многие думают, что за МКАДом жизни нет..))))
Суперпоездка.:smil440k:

Submitted byvik on чт, 12/24/2009 - 15:00

Здорово! Фотографии очень профессиональные. Мегареспект вам
Подскажите по дорогам до пещер в Пинеге? Зимой проехать?

Врать не буду, но поразмышляю вместе с Вами. Грейдер до Мезени вроде как отсыпали не так давно, если конечно речь была о нем. (выяснил из разговора с местными) Дорога широкая, ровная, много машин на встречу. Думаю что его обязательно чистят, так как все-таки на Мезень идет. Вот ссылку нашел: http://www.napravlenie.info/catalog/element.php?ID=1109. По поводу пещер. У нас была 40 минутная экскурсия, вроде как есть еще одна то ли 1,5 часовая то ли 2х часовая. Как спускаешься, идут подряд высокие гроты с перешейками. Есть то ли речка то ли озеро подземное. Я не спец в пещерах. Экскурсионная часть короткая, больше положенного ходить не разрешают. Экскурсовод рассказывала что пещеры по протяженности большие. От Архангельска примерно 350 километров. Если Вы любите полазить в одиночестве, думаю, что вряд ли это разрешат. ;)

P.s Да, посмотрел фотографии в сети, Пинежские пещеры зимой восхитили!

Спасибо за информацию о дороге. Как раз думаю полазить в одиночестве, там пещер не одна, не две, их там 90 штук.
А почему Вы считаете, что не разрешат? Точнее как там обеспечен контроль за посещением? Там где вы были была охрана?
Но если они конкретно заморочены этим вопросом, то могут конечно и не дать (все же заповедник), тогда мне не интересно, и придется мутить какуюнить официальную экспедицию :smile:
И еще вопрос, по Архангельской области подскажете каких интересных объектов? Может чего попалось, а не успели например? :smil443E:

В данной части области,честно сказать не знаю. Если только музей Ломоносова в Холмогорском районе. По пещере: Мы были в "Голубинском провале" вход туда огорожен забором с калиткой на замке, охраны нет, находится на территории базы отдыха метрах в 300 от нее. Думаю,что огорожен только этот вход, так как берут плату за экскурсию. Если вы знаете другие места через которые можно попасть в пещеры, то думаю вам ни кто не чего не скажет. Вот на геокешинге нашел http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6143 , значит и другие входы есть.

Спасибо за информацию. Может поеду туда 3-го января на пару дней. А потом до Белого моря.
Может еще Соловки, но это самолет от Архангельска, а денег жалко.
Никто еще не желает?

Вик, а по какому маршруту???? основная цель - пещеры??? и на сколько дней?
с соловками парой дней не обойдешься:laughing:

Submitted byvik on вс, 12/27/2009 - 00:21

Ответ на от Mash

Ну да основная цель - Пинега и паду дней там, или даже больше - зависит от пещер.
Ну а маршрут сложится относительно. Архангельск рядом, почему бы не заехать, там Малые Карелы, я там был, но заехать надо.
Соловки тоже рядом, но с ними сложнее. В общем маршрут не проблема, что есть интересного по пути, надо глянуть, но без офроуда (зимой это ни к чему).

Как Резюме. Если кто соберется в те края:
Если не будет затяжных дождей то маршрут проходим на полно приводном автомобиле, резину только по злее протектором . Одно но, лебедка скорей всего понадобится.
Сложная часть маршрута это-часть Печерского тракта, вот где понадобится лебедка. Неудобный подъем в Усть_Кыме, с поворотом в 90 градусов (если его размоет).Остальное проходится на ура, но опять же если не будет затяжных дождей!
Вода в бродах проходима.
На круг по километражу вышло около 5000км.
Расход горючего смешаный цикл 15 литров дизеля на сотню, общей стоимость 22000 руб.
Вот с бензином не помню, был ли на всех колонках 92?
Пропитание на экипаж в 4 человека вышло 7000руб на 8 дней.
Паромы обошлись около 3000 руб.
Паромы ходят по расписанию, единственный паром в Койнас вот до него надо либо дозвонится либо докричаться. К нам они сами ночью приплыли, экспидиционеры у них там часто бывают.
Рассчитывайте на 14 дней полноценного отдыха, вот тогда точно прочувствуете весь кайф. Как говорят местные приезжать нужно в середине сентября и рыбы много и грибов не гнус не докучает, но с погодой может не повезти.

Ну и перед поездкой пройтись по форумам, посмотреть кто ездил в данном году, может что то и поменялось!

Submitted byspeller on сб, 12/26/2009 - 02:24

здорово ........ придется мну совю ласточку продовать ........ХОЧУ ДЖИП!!!!.........теперь:smile:

Млииинн!!
Он такой симпатяшный...весной...летом!))) И гнуса наверное...говорят на Соловках относишь руку без защиты и вся она сразу же покрывается большим слоем комаров..СПасайте руки)))