село Нёнокса Архангельской области

Изображения

Село Нёнокса.
Село расположено на Онежском полуострове в 75 км от Архангельска и в 40 км от Северодвинска.
Датой основания села принято считать 1397 год.
Село появилось благодаря бьющим в этом месте ключам с соленой водой (несмотря на близость Белого моря, вода не морская), выпариванием которой добивались получения пищевой поваренной соли (NaCl).
В Советское время недалеко от села был организован полигон для испытаний баллистических межконтинентальных ракет подводного базирования и построен военный гарнизон, имеющий несколько названий, одно из которых «Сопки». Постройки военного назначения видны из Нёноксы.
Безусловно, полигон является секретным военным объектом, он официально вообще, по информации, размещенной в сети «Интернет», находится в Крымской области в городе Феодосия.
Наличие полигона не замедлило сказаться на возможности посетить сам поселок Нёнокса. Он закрытый, для посещения необходимо получить специальное разрешение, проще говоря, пропуск. Информацией о том, кто выдает этот документ и к кому обратиться, автор не располагает. Необходимо сказать, что жители самого поселка посещают его беспрепятственно (входят и выходят), вроде бы, предъявляя документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства.
Следует сказать, что пропуск… это не догма. Об этом ниже.
Между Нёноксой и полигоном расположена железнодорожная станция.

Как добраться:
Весна, лето и осень: Нёнокса не имеет автодорожного сообщения, потому единственный способ туда попасть – это поезд. Поезд ходит из Северодвинска два раза в день: утром и во второй половине дня, именуется «дежурка». Но при следовании поездом у вас обязательно попросят пропуск и без наличия оного никуда не пустят.
Зимой же ситуация изменяется. В зимний период накатывется зимник. Он начинается от 42-ого километра автодороги Северодвинск – Онега недалеко от реки Верховки (ее пересекает обозначенная автодорога), идет на Север. Если ехать от Северодвинска, то сначала будет зимник, а потом р. Верховка. Если увидели Верховку, то значит, пропустили зимник.
Каких-либо указателей, дорожных знаков, указывающих на наличие зимника, замечено не было (кроме километровой отметки «42 километр»). Потому ориентироваться нужно на 42 километр и Верховку. Заметен съезд не очень, не зная о примыкании зимника, я бы «проскочил» мимо.
Расстояние по зимнику около 12 километров, средняя скорость 30 – 40 км/ч, зимник однополосный (проезд только для одной машины, встречной полосы нет), что иногда затрудняет разъезды машин. Проехать можно на любой легковой машине. Когда погода становится потеплее и дорогу разбивают, то проходимость существенно снижается.
По зимнику и можно попасть непосредственно в Нёноксу. Пропуск при этом НИКТО не спрашивает, каких-либо КПП нет. Потому лучшее время для посещения – зима (а, попав в Нёноксу, можно пройтись (проехать) мимо военных объектов, попасть на ж/д станцию и на побережье Белого моря, и все это, естественно, без пропуска). Срок обещают не большой, особо, если попались в первый раз :smile: Шутка!
Можно предположить, что в Нёноксу физически можно попасть и по берегу Белого моря (в этом году в январе море не замерзло, что удивило) в незимний период пешем порядком или на велосипедах, но препятствием может стать описанная режимность военных объектов. Чтобы так кто-то делал я не слышал.

Что интересного:

1. Предисторический (он же доисторический) и исторический очерки.
Беломорский Север был населен или посещаем людьми давно. По всему побережью Белого моря встречаются следы стоянок первобытного человека.
В 1893 году вблизи посада Ненокса К.П. Ревой была открыта стоянка эпохи неолита (2-1 тысячелетие до н. э.), названная позже стоянкой «Ненокса – Сопки». Она исследовалась также археологами Г. Гальштремом (1910 г.), А.Я.Брюсовым (1926-1927 гг.), В.И.Смирновым (1934 г.), А.А. Куратовым (1971 г.).

Первое упоминание о русских насельниках в Нёноксе содержится в уставной грамоте Великого князя Василия I Дмитриевича 1397 года, по которой Двинская земля отдавалась в наместничье управление боярам. Этот год принято считать годом основания села.
День рождения села празднуется жителями в первую субботу следующую после 12 июля. Эта традиция берет начало с 1997 года, а ранее селяне праздновали Петров день, почитая его и за свой географический праздник.

2. Солеварение.
Возникновение в Поморье в XIII-XIV вв. крупных посадов Летнего берега – Неноксы, Уны, Луды связано с солевым промыслом и торговлей солью с северными и центральными районами Русского государства.
Но именно Ненокса среди всех остальных посадов, выросла из небольшого поселения – Неноксоцкого усолья и стала центром солеварения. Все дело в том, что крепость рассолов Неноксоцких колодцев в 2-4 раза превышала этот показатель Унских и Лудских источников.
Варницы в Нёноксе упоминаются в документах начиная с XV века, вплоть до начала XIX века выварка соли ведется достаточно активно, однако разработка богатейших залежей соли на Урале быстро делает местное производство нерентабельным. Впрочем, высокое качество вырабатываемой соли помогает промыслу просуществовать вплоть до начала XX века. Среди всех многочисленных солеварен Русского Севера аналогичным долгожительством могут похвастаться лишь варницы Леденгска (ныне пос. имени Бабушкина, Вологодская область).
В годы Гражданской войны в связи с тем, что прекратился ввоз на север уральской и астраханской соли наблюдалось временное возрождение солеварения и в Леденгске и в Нёноксе. Соль варили последний раз во время Великой Отечественной Войны.
Солеварен в настоящее время не сохранилось, остались только фрагменты Яковлевской солеварни, функционировавшей в период ВОВ.
Планы и принцип работы солеварен можно изучить в музее (о нем ниже).

Спуск к усолью:

Мост у усолья:

Само усолье:

Яковлевская соеварня:

Зато сохранились амбары для хранения соли:

Изнутри они выглядят так:

3. Храмовый ансамбль села Нёнокса.
Храмовый ансамбль села: Троицкая церковь (1727 г.п.) на фотографии справа, Никольская церковь (1763 г.п.) на фотографии слева, деревянная колокольня (1834 г.п.) на фотографии в центре.

Троицкая церковь уникальна тем, что центральный её сруб, увенчанный шатром, окружен еще четырьмя несколько меньшими срубами, также с шатровыми завершениями. Аналогичной постройки не существует более нигде, это единственный в России деревянный пятишатровый храм.
/В православии пять шатров или куполов символизируют Иисуса Христа с 4 апостолами/.
Центральный шатер перекрыт изнутри огромным "небом", которое украшено "страшненькими пузатенькими ангелочками" (цитаты из Интернета).
Как видно, храм сейчас на реставрации, небеса разобраны.
Про Небеса в северных храмах можно прочитать, например, здесь /http://kenozerje.by.ru/nebo.htm/, так как небеса уникальны, но рассказ о них займет много места.

Никольская церковь. Типична для Севера, восьмерик на четверике. Недавно отреставрирована методом "полной переборки".
Деревянная колокольня. Также отреставрирована методом "полной переборки".
На страницах глобальной сети можно встретить "поклёп" относительно цветового решения колокольни. Однако колокольня реставрировалась согласно старым описаниям (есть в музее), и теперь каждый, приезжающий в Нёноксу, может видеть ее истинный исторический облик.
/Кто высказывается "против" тому, как известно, "на вкус и цвет все фломастеры разные"/.

Троицкая церковь - летняя, Никольская - зимняя.

Про Троицкую церковь: «Епархиальные архиереи всемерно стремились ограничить зависимость северных церквей и клира от приходских общин, в том числе и в строительстве храмов. В середине XVII в. регламентация строительства храмов, почти отсутствовавшая до этого, ужесточилась. Так, категорически запрещалось устраивать приделы в одном помещении с главным церковным престолом, хотя в северных церквах расположение двух и даже трех иконостасов в ряд «на одном пороге» было явлением распространенным. Придельные церкви должны были иметь отдельный вход.
Кроме того, предписывалось венчать крыши храмов пятиглавием, а с восточной стороны пристраивать алтарные апсиды. В благословенных грамотах на строительство церквей строго указывалось: «…а в придел чтоб из настоящей церкви входу отнюдь не было, а вход в придел учинить из паперти, а верхи на церкви и на приделе строить не шатровые и алтари сделать круглые…». Архиерейские грамоты запрещали строить по-старому, но не ограничивали в выборе новых и совершенствовании традиционных композиций.
В этот период в крупных волостных и посадских приходах получили дальнейшее развитие центрические схемы летних храмов «о шестнадцати стенах» и «о двадцати стенах», то есть срубы четвериком и восьмериком с четырьмя прирубами. В северном и южном прирубах таких храмов располагались приделы, которые имели отдельные выходы на паперть, и алтарные пристройки с востока. Центральный объем и четыре прируба завершались самостоятельными кровлями с главами. Таким образом решалась проблема обязательного пятиглавия для этих церквей.
Последняя трехпрестольная церковь «о двадцати стенах» сохранилась в селе Нёнокса. Троицкая церковь построена в 1727 г. Центральный двухъярусный восьмерик храма и четыре прируба по сторонам света покрыты пятью высокими шатрами с крупными главами. Три алтарных прируба завершены килевидными бочками, которым вторят кокошники второго яруса восьмерика, направляя взгляд вверх, к мощному пятишатровому завершению храма. До 1870 г. все три входа в храм объединяла общая тесовая паперть».
/http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200701705/
Также: после церковной реформы Никона на Руси запрещено было строить шатровые храмы, но до Севера ни информация, ни церковные проверки не доходили, а если доходили, то медленно, посему в Нёноксе стоит шатровый храм.




Вид с колокольни:

4. Музей в с. Нёнокса (Филиал Северодвинского краеведческого музея).
В Нёноксе есть музей, рассказывающий об истории села, среди экспонатов уникальный план Неноксы 1822 года, описания солеварен, старые фотографии, а также результаты раскопок стоянок древнего человека, I-II века до н.э.
Музей:

Один из экспонатов. Что это?

Судя по фотографии, над основанием, ниже вала, мог быть еще один вал... и слева резьба, значит, навинчивалось что-то сверху, возможно, цилиндрической формы.

Вот некоторая информация о музее:
Сайт: http://www.museum29.ru (часть информации взята оттуда)
e-mail: lokallor@atnet.ru
Телефоны: Заявки и справки по тел. (8-818-4) 56-86-98. Факс (8-818-4) 56-12-65.

5. Архитектура Нёноксы.
Дома в Нёноксе построены по-другому, нежели в Архангельской и Вологодской областях (раньше это все было "Архангельская губерния" :)). Низкие, приземистые, без нижнего этажа для скотины, что характерно для северных изб. Именуются как «дом-брус». В доме-брусе имеется переход из жилой части в хозяйственную, такая планировка объясняется суровыми зимами, в средней полосе жилой дом, хлев, сушила непременно разделены (и туалет тоже)! Двухэтажных домов почти нет. Не помню, разве что один или два.
Собственно дом-брус:

Вот и исключение :smile: :


Комплексный приемный пункт. Наследие прошлого?

Комплексный приемный пункт предназначен для оказания в более полном объеме социально-бытовых услуг различным группам населения, для привлечения дополнительных внебюджетных средств. В первую очередь обслуживаются категории граждан, признанных в районе нуждающимися в социальной поддержке.
Предмет деятельности комплексного приемного пункта: Предоставление социально-бытовых услуг по приему белья в стирку и химчистку, в том числе на выезде в отдаленные населенные пункты. Организация доставки на дом в установленном порядке.
В России (и в Белоруссии) на территории муниципальных образований создаются такие пункты (выше была цитата из Положения о комплексном приемном пункте МУ КЦСОН ЯМР «Золотая осень» (Ярославский муниципальный район)). Получается, что это "Дом быта". Сам не знал! ))

Местный водопровод. Вот!

6. Люди Нёноксы.
Нёнокса известна и людьми. Тому пример монах Трифон, в миру Терентий Кологриев, чьими стараниями были возведены каменные стены и Успенский храм Соловецкого монастыря. В 1764 г. Климентий Коковин и Иоанн Скребцов отлили на свои средства в городе Архангельске колокол в 53 пуда, который сохранился до нашего времени. Этот колокол находитя на колокольне, встав под него, можно загадать желание.
В Нёноксе отбывала ссылку Вера Николаевна Фигнер.

Дом в Нёноксе, в котором она жила:

Понравилось как про нее написано:
«Родилась она в 1852 году -- в царствование Николая I. Лучшие годы жизни отдала борьбе с его наследником Александром II. Александр III и Николай II "наградили" ее десятилетиями крепостей, ссылки, гонений.
Фигнер было 9 лет, когда отменили крепостное право. И лишь несколько месяцев не дожила она до 25-й годовщины Советской власти.» / http://az.lib.ru/f/figner_w_n/text_0070.shtml /
Из Большой Советской Энциклопедии:
Фигнер (по мужу Филиппова) Вера Николаевна [25.6 (7.7).1852, д. Христофоровка Тетюшинского уезда Казанской губернии, – 15.6.1942, Москва], русская революционерка, народница, член Исполнительного комитета "Народной воли", писательница. Из дворянской семьи. В 1863–69 училась в Родионовском институте благородных девиц в Казани, в 1872–75 – на медицинском факультете Цюрихского университета. В 1873 вошла в кружок "фричей", член которого составили позднее ядро "Всероссийской социально-революционной организации". В декабре 1875 вернулась в Россию, с 1876 член примыкавшей к "Земле и воле" группы народников-"сепаратистов" (Ю. Н. Богданович и др.), участвовала в Казанской демонстрации 1876 в Петербурге. В 1877–79, работая фельдшером, вела пропаганду в деревнях Самарской и Саратовской губерниях. В 1879 участвовала в Воронежском съезде землевольцев. После раскола "Земли и воли" (1879) член Исполнительного комитета "Народной воли". Вела революционную пропаганду среди интеллигенции, студентов и офицеров в Петербурге, Кронштадте и на юге России. Принимала участие в создании и деятельности военной организации "Народной воли", в подготовке покушений на императора Александра II в 1880 в Одессе и в 1881 в Петербурге. После покушения на императора Александра II 1 марта 1881 вела революционную работу в Одессе. С 1882, оставшись единственным членом Исполнительного комитета в России, пыталась восстановить разгромленную полицией "Народную волю". В результате предательства С. П. Дегаева арестована в Харькове (10.2.1883). По "процессу 14-ти" (1884) приговорена к смертной казни, замененной вечной каторгой. В течение 20 лет отбывала одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В тюрьме писала стихи (1-е изд.: "Стихотворения", 1906). С 1904 в ссылке в Архангельской и Казанской губерний, в Нижнем Новгороде. В 1906 выехала за границу, где развернула кампанию в защиту политзаключённых в России (выступления в различных городах Европы, сбор денег, брошюра о русских тюрьмах, переведённая на многие языки). В 1907–09 примыкала к эсерам, после разоблачения предательства Е. Ф. Азефа вышла из партии. В 1915 вернулась в Россию. После Октябрьской революции 1917 занималась литературным трудом, закончила начатую за границей книгу воспоминаний "Запечатленный труд" (1-е изд., ч. 1–3, 1921–22) – одно из лучших произведений русской мемуаристики. Книга принесла Ф. всемирную известность и была переведена на многие иностранные языки. Ф. была членом Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, сотрудничала в журнале "Каторга и ссылка", автор биографий народовольцев, статей по истории революционного движения в России 1870–1880-х гг. Героическое прошлое революционерки, непоколебимая принципиальность и честность создали Ф. огромный моральный авторитет.
/http://bse.sci-lib.com/article116018.html/
И просто:

Comments

Submitted byvik on пт, 01/28/2011 - 00:34

Супер. Очень познавательный пост! А мы вот в музей не попали - не часто он работает, а жаль.
Добавлю несколько своих фото:

Изображения

Подозреваю, что именно здесь укрепилась робкая, зародившаяся в пещерах Пинеги любовь к Русскому Северу.....:smile:
Добавлю немного:
1. Месторасположение
[gmap markers=blue::64.63152708971485,39.20196533203125 |zoom=11 |center=64.64740843756522,39.21501159667969 |width=800px |height=500px |control=Large |type=Map]

2. Основные достопримечательности:
Троицкая, пятиглавая церкавь, как утверждают различные источники, такой больше нет ни где, т.е. проект совершенно не типовой

Сколько не бегал вокруг - так и не нашел место, откуда видно все пять пять шатров....

Церковь в данный момент находится на реставрации, увы, ни что не вечно......

Фундамент - валуны....

В стенах попадаются старые бревна....

Здесь же - деревянная шатровая Никольская церковь, то же отреставрированная.

Стоит заметить, что обе церкви и колокольня - не музейные экспонаты по типу Малых Карел, привезенные с разных мест, а были построены именно здесь
И вид на Нёноксу, с немного другого ракурса.

Собственно, музей, об экскурсии надо договариваться заранее

и местный гипермаркет "Прибой"

3. Доступность
Зимой по зимнику, летом - немного проблематично из-за пропускного режима полигона.
Впрочем, вот цитата из "Вольной энциклопедии"

По ж/д ветке. После ст. "деревня Солза" всем проверяют пропуска. Контролеры гражданские. Выходишь, сообщив контролерам. что направляешься в лес. Проходишь в сторону Неноксы пару километров параллельно ж/д по лесу – и дальше спокойно идешь по ж/д полотну до цели.

Еще вариант - моторкой по морю, думаю, в Солзе или Северодвинске можно договориться
Мы, кстати, изрядно поплутали, проскочив поворот на зимник......

4. Полигон
Имеет место быть.....и конечно же не такой уж совсем секретный.....
http://wikimapia.org/#lat=64.6418216&lon=39.2194748&z=12&l=1&m=b&v=8
Покатались немного, посмотрели, видели "тот самый вагон", заехали практически в плотную к одному из стартовых столов........

5. Бонусы
Совсем недалеко от поворота на зимник - урочище Куртяево с минеральными источниками, увы, мы не знали и дважды бодро проехали мимо....:sad:
Ну и еще хочется добавить, что Нёнокса - своеобразные "ворота" на поморский Летний берег Белого моря......а интересно, оно и вправду белое, как молоко????
Летний берег, маркеры на старинных поморских поселках
[gmap markers=blue::64.71201429888224,39.005584716796875 + 64.76885727922547,38.615570068359375 + 64.80805021272157,38.42193603515625 |zoom=10 |center=64.73839961619455,38.63616943359375 |width=800px |height=500px |control=Large |type=Map]

Мы не думаем - Мы едем!

Спасибо большое за пост! Очень интересно - прочитала все от корки до корки. А лошадей особенно люблю:smile:

Перебираю фото с Неноксы, Троицкая церковь, пятишатровая, рассматриваю со всех сторон - нет пяти шатров, как не посмотри.
Однако, как интересно сделали, с какой стороны не глянь - видно 3, ну максимум 4 шатра......
Примерно так:

А так должно быть после окончания реставрации:

фото с сайта "Малые города России"

Сколько не бегал вокруг - так и не нашел место, откуда видно все пять пять шатров...

.
:cry::cry::cry::smil440o:
__________________________
Мы не думаем - Мы едем!