р.Полометь.....Декамерон

«Декамеро́н» (итал. Il Decamerone, от греч. δέκα «десять», ἡμέρα «день» — букв. «Десятиднев») — собрание ста коротких новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо.
Как и в великом творении Бокаччо, большинство новелл в этом посте посвящено теме любви, любви к одной из самых замечательных рек Алаутских гор.

Краткая историко-географическая справка.
Полометь – река в Новгородской обл, место традиционных апрельских паводковых покатушек туристов-водников.
Сплавной участок расположен между населенными пунктами Дворец и Яжелбицы, длина около 20км, время сплава – 1.45 – 2.15ч в зависимости от точки выхода. На участке три шиверы общей длиной около 5км, ключевой участок – Горка, длинной около 500м, расположенный в первой шивере. Сплав несколько осложнен протеканием реки через территорию воинской части, в связи с чем периодически у туристов-водников возникают разного рода заморочки, начиная от банальной ругани с солдатами и заканчивая отсидками на губе в/ч и общением с особистами.

В свете предстоящей поездки на речку немного порылся в архивах и раскопал написанный несколько лет назад пост про сплав по Поломети.
Вы спросите – «А фотки то где?» А нет фоток с этой речки, за все время поездок наберется ну максимум 10 фотографий, и то, в основном, обрисовывающие безобразия в базовом лагере. Однако тему фото попробуем в этом году исправить и дополнить….

Новелла первая_Первый раз.....
Впервые попал я на эту чудную речку году в 2003г, на своей первой байдарке «Ласточка». Доехал на машине до поляны у дер.Варницы, далее добрался до Дворца на специальной машинке местного жителя Владимира Ивановича, много лет в сезон возящего туристов, и стал надувать лодочку. При этом постарался договориться с каякерами о совместных действиях, так, на всякий случай, для страховки и самоуспокоения. Но каякеры – народ специфический, ждать надува лодки не стали, а быстренько сели в свои красивые лодочки и полетели вниз…. Еще на берегу были катамаранщики, собирающие свой аппарат, но поскольку процесс это длинный и граничащий с шаманством, их я ждать не стал, решив, что как-нибудь справлюсь и в одиночку. При этом всеми силами изображал я опытного водника, в новом неопреновом комбезе и курточке, однако сама байдарка и аллюминивое весло с головой выдавали «чайника»
Первые пять км все было очень хорошо, река текла вдоль холмистых берегов, изредка убыстряя свое течение. Минут через 40 стал задаваться вопросом – «А нафига вообще суда приперся?, порогов то вообще не видать», однако ответ на этот вопрос был получен минут через 15. За очередным правым поворотом река вдруг понеслась с огромной скоростью, все вокруг забурлило, валы стали заливать лодку. Ко всему прочему на пути возникло упавшее с обрыва дерево, лежащее корнями по течению. С чего тогда я решил, что если упереться в это дерево носом, лодка аккуратно завернет корму по течению и плавненько так обогнет препятствие?? Увы, тогда еще не знал, что «навал на препятствие» является одним из самых сложных элементов, и не каждый опытный водник может его правильно выполнить, и таких вот маневров необходимо всячески избегать. В воображении маневр выглядел очень красиво, на деле же получилось вот что: упершись носом в корень лодку резко скрутило в спираль и я благополучно из нее вывалился, даже не успев понять, что произошло. В следующие секунды пришлось выпутываться из корней, а потом в плавь догонять лодочку и выбрасываться с ней на берег. Но все закончилось довольно удачно, что, в общем-то, очень странно. На берегу вылил воду из лодки, немного подкачал ее предусмотрительно захваченным насосом и поплыл дальше.
На правом берегу увидел кирпичный сарай белого цвета – это был ориентир, что через сто метров через всю реку тросы от старого пешеходного моста и далее мост в/ч с возможным завалом. Вспомнив фрагмент описания, резко начал отгребать к левому берегу, в точности выполняя предписанный лоцией маневр, однако немного не рассчитал, въехал в подпорную стенку, идущую вдоль берега, после чего меня опять благополучно положило и пришлось идти под мост самосплавом. И опять повезло, очень повезло, традиционного завала под мостом не было……Отловил лодку за мостом, отлил воду, поплыл дальше. Минут через 15, после очередного поворота, увидел лежавший в реке камень, и решил повторить так неудачно выполненный в первый раз маневр с упором носом лодки в препятствие. И опять все повторилось – лодка скрутилась винтом, благополучно выпихнув меня в воду. На деле же это было начало второй шиверы, и, поставить лодку на ровный киль и сесть в неё не было никакой возможности. Так мы и поплыли дальше, лодка вверх дном, и я рядом с ней. Через пару минут начало сводить ногу, что было ну совсем плохо. Невероятными усилиями удалось забраться на верх лодки и улечься на днище…при этом надо было что-то делать со сведенной ногой….. стал со всей силы колотить ногой об воду…. И тут вижу – после очередного поворота у воды стоит группа катамараньщиков, человек 10. Картина была еще та – по реке непонятно на чем плывет что-то с веслом в руках, судорожно колотя ногами по воде…. Ответ на вопрос «Парень, а как твое судно называется?» потонул в шуме реки…..

Новелла вторая_О потере и воссоединении..
Год спустя, это же время……В этом году случилось одно радостно-печальное событие – приобрел каяк и стал считать себя настоящим туристом-водником, а правильнее – каякером. Правда, был один небольшой нюанс – плавать на каяке совершенно не умел, как впрочем, не умею и сейчас. Однако, сделав пробный выезд на р. Пехорка в районе Томилино, и ни разу не перевернувшись, решил, что вполне справлюсь и с Полометью. В общем, для начала решил не рисковать и сплавился на той же «Ласточке», потом с кем-то из знакомых проплыли речку еще раз. Решив, что в принципе готов к сплаву на каяке, с утра пошел договариваться с катамаранщиками о страховке и всесторонней поддержке. А команда катамаранщиков была еще та – один человек с сезонным опытом сплава по Карелии, двое других – вообще без опыта, ну знакомый, сданный команде в аренду, вообще на кате не сидел ни разу в жизни и согласился на эту авантюру только потому, что не хотел идти речку на байдарке в одиночку. И вот такой веселой компанией мы тронулись в путь. Благополучно доехали до Горки, и, практически в самом её начале, наехав на огромный камень, я перевернулся, а т.к ставить лодку на ровный киль не умел, то быстренько отстрелился и рванул к берегу….. Катамараньщики, увидев, что «клиент» на берегу и ему ничего не угрожает, резво рванули в догонку за лодкой, налетели с ходу на очередной камень, повисли на нем, и пока барахтались вокруг него, лодка уплыла в неизвестном направлении.
Когда через пять минут мы встретились, на вопрос «Куда лодка уплыла?» , ребята виновато отводили глаза и рассказывали, как страшно им было……, в итоге совместными усилиями решили, что лодка ушла в боковую протоку за островом и надо искать её там. Сели в пятиром на катамаран, при этом самый опытный парень заявил, что в протоке на 100% глухой завал, туда они не пойдут, а надо чалится чуть ниже предполагаемого места, на отмель, что мы и исполнили….правда, при этом остров оказался прилично сзади нас, да и высадились мы на другом берегу. Дальше начались бесконечные, свойственные водникам обсуждения, что да как, да что надо делать, при этом судьба лодки была совершенно не известна и очень-очень меня волновала, в отличие от катамаранщиков, принявшихся разрабатывать сложнейшую спасательную операцию.
Через некоторое время этот стратегический «совет на берегу» стал напрягать, и немного поразмыслив, просто прыгнул в реку и поплыл на нужный берег. Когда катамаранщики оправились от увиденного ужаса, то быстренько сдвинули свою посудину в воду и рванули в догонку, что в итоге и предрешило успех спасательной операции: каяк мы на ощупь нашли под завалом, при помощи веревки и пары карабинов извлекли его из пучины и благополучно продолжили маршрут…..

Новелла третья_Смешная…
Года два спустя, то же самое время.
Мой ярославский друг организовал в городе школу каякеров, ребята отходили зиму в бассейн, научившись грести и ставить лодку на ровный киль в случае переворота, и вот наступил момент истины – Полометь. Народу собралось много, человек 10, мы с приятелем уплыли далеко вперед, перед горкой вылезли немного размять ноги и перекурить, мимо нас пронеслась наша группа,. Садимся в лодки, приплываем к повороту, поворачиваем и видим следующую картину: в середине реки на камне, изображая русалку, сидит девочка из нашей группы, глаза – как два блюдца. Зачаливаемся рядом, от берега до камня не больше 7 метров, не течение очень сильное, перейти невозможно. Девушка в шоке, на лице ни одной светлой и осознанной мысли, только фантастически огромные глаза…. Объясняем ей, что сейчас занесем лодку чуть выше камня, а когда она будет плыть мимо, надо прыгнуть в воду, схватится за корму, и мы отбуксируем её к берегу. Девушка с начала ни в какую не соглашается лезть в воду, потом понимает, что так долго то же не просидит, и соглашается…. Приятель-каякер заносит лодку чуть выше камня, отчаливает и в момент прохода мимо девушка совершает прыжок, рассчитывая сесть на лодку верхом, как на лошадку….Увы, она промахнулась, иначе пришлось бы отлавливать двоих, но после того, как девушку благополучно доставили на берег, мы ржали еще минут 5……

Новелла четвертая_О расстроенных чувствах….
Год не помню, в это же самое время……..
Благополучно откатав Крым, и решив поехать на Полометь, общий мотив поездки был прост и незатейлив: что нам эта речка после Крыма, воды нет, сейчас быстренько проедем, раз уж приехали и будем пиво пить, отмечая открытие сезона.
Вода была не просто высокая, а очень, очень большая. Плывем, обычные шутки-прибаутки, ровная вода начинает немного надоедать, и вот впереди виднеется большой камень, через который переливается вода. Разгон, прыгаю через камень, и после приземления лодка останавливается, и как то очень странно перестает плыть в перед, уходит назад…… при этом краем глаза замечаю, что вода плещется где то у меня над головой, и что попал я совершенно не туда, куда надо. В это самое время сверху на мою лодку падает приятель-каякер, мы оба ложимся, но от неожиданности я даже не попытался встать, просто сдернул юбку и всплыл рядом с лодкой……хорошо, что меня вытолкнуло на более-менее спокойную воду, в противном случае я бы банально утонул, скорее от чувства обиды и несправедливости к себе……приятель рассказывал, что практически в руки мне подставил корму своей лодки, а я даже не попытался за неё схватится, продолжая барахтаться с совершенно ступорным лицом……. Дальше беготня по берегу, закончившаяся в итоге воссоединением с лодкой, ржанием команды спасателей и продолжением сплава….

Необходимое пояснение. По мнению экспертного совета, аффтар умудрился найти на речке одну-единственную «бочку» , в которой его, аффтара, из-за неумения плавать и убрало. Наличие бочек вообще не характерно для Поломети и наличие этой, одной-единственной, объясняется необычно высоким уровнем воды.

Новелла пятая – Форумная….

А ниже рассказ об одном событии, имевшем место быть, авторский стиль сохранен с небольшими правками. В тексте встречаются вставки Совет № жирным шрифтом – комментарии аффтора и синим цветом – комментарии с форума весло.ру

Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле или крейсер Варяг и канонерка Кореец в 1904 году.

100-летию битвы крейсера Варяг с японцами посвящается.
Рассказ этот о событиях 17 Апреля 2004 года с
«Вуокса»-трешкой (пилотов два - Святослав и я (Антон))
и
«Невой»-двушка (пилоты Лев и Ленка).
Еще должна была быть «Вуокса»-двушка с двумя пилотами, но в последний
момент они поехать не смогли.

Оба экипажа имели длительный опыт, но в основном на "Тайменях"/"Салютах" по более спокойным речкам. В общем, ни что не предвещало никаких осложнений ).

Про то, что Полометь в апреле не для чайников на тайменях мы читали и обсуждали. А потому к сплаву подготовились по крайней мере технически.
Разумеется все были в шлемах и спасжилетах, байдарки были само собой с юбками. На каждой байдарке была морковка. Взяли запасное весло, аптечку. Экипаж Невы был в неопреновой одежде, экипаж Вуоксы из неопрена ограничился перчатками но я, например, оделся с учетом возможного длительного окунания в воду. Лишних вещей не брали (разве что фотоаппарат за 1k$ ) - ехали на один день без ночевок - потому загрузка байдарок была минимальна. Одежды взяли с запасом и вещи распихали по гермам, гермы привязали к байдаркам, учитывая, что можно все же и кильнуться. Радиостанции я решил все же не брать. Так что экипажи судов были без радиосвязи, как и русский флот в 1904 году.

Совет 1 Одежда должна соответствовать обстановке: гидрокастюм, драй-топ – сплавная куртка, обязательно сплавные тапки, каска на голове.
Народ, те кто шел на 2х каркасных байдарках (по-моему, что-то типа Свири или Невы) и которые завалились перед горкой. Мы выловили кучу ваших вещей. Вот примерный список вещей, которые мы успели выловить:
1. Документы и деньги 2х человек
2. Фотоаппарат Никон со здоровенным объективом Сигма
3. Горелка газовая с баллоном
4. 2е штанов самосбросов
5. Рюкзак Татонка(литраж не помню)
6. Куртка Вауде
7. Ботинки Ла Спортива Тайга
8. Упаковку от байдарки
9. Мобильный телефон
И еще куча каких-то мелких личных вещей. Всего не упомнишь. Все вещи уже переданы в Москву. Пишите мне я дам телефон человека у которого сейчас это все находится. Мы конечно по документам знаем вашу прописку, но все же хотелось бы что бы вы сами приехали за ними:-))
)

Укладка с упаковкой то же была нормальная – всё это валилось из Байды на протяжении 2-3 км,
а первыми выплыли – правильно – ёмкости непотопляемости, такой весёленький детский мячик, мы им потом в футбол гоняли на поляне. А когда утром мы вскрыли герму и вместе с водой оттуда выплыло два паспорта, деньги, мобила и контактные линзы – всем вокруг стало плохо….

Совет 2. Разгрузите лодки перед началом сплава, оставьте в лагере все лишние вещи.

Перед отъездом в пятницу вечером был сильный цейтнот на работе, откуда
я и Святослав свалили таки в десятом часу вечера и только поехали
по домам собирать вещи. Как ни странно, все что надо – взяли, и в час ночи мы уже сели в поезд на Ленинградском вокзале и покатились в Бологое. Поспать удалось часа три. Плюс еще удалось вздремнуть слегка в электричке (на самом деле переполненный общий вагон) от Бологое до Дворца.

С погодой повезло - солнышко и безветрие. Расположились на лужке
собирать байдарки. Оценили уровень воды согласно лоции Афанасенкова -
вроде бы не особо высокая. Рядом собирался водник-одиночка на надувном
аппарате - он нам поведал, что он уже сплавлялся недавно и с пресловутыми тросами над водой все ОК - они не мешают проплывать и вообще препятствий и обносов на реке нет, воды в реке хватает, камни под водой и все замечательно. Мы собрали наши тритоновские суда без особых проблем - ну там как бывает слегка где-то пластмасска сковырнулась и усилили проволочкой, и т.д. Перекусили на дорожку и районе 12 дня отчалили.

Совет 3 Два очень важных вопроса перед сплавом: Завал под автомостом перед в/ч и состояние тросов.
Троса менее актуальны, вроде их уже несколько лет никто не подтягивает, а вот проход между опорами моста весьма важен

Святослав и я шли на «Вуоксе» первый раз - мы ее только что купили,
ранее мы ходили на тайменях (««Вуокса»» фактически и является «Тайменем», но
слегка усовершенствованным). На спокойном участке мы попробовали наше судно на маневренность, набор скорости и торможение. Впечатления – лучше, чем таймень. Но обнаружили также, что маневренность имеет некоторую избыточную составляющую (в терминах управления авто). В повороте корму как бы сносило наружу поворота, и, при отсутствии управляющих воздействий, байдарка пыталась еще довернуть на бок и потерять скорость. Специально остановились и переложили часть вещей ближе к корме. И это дало ощутимый результат. Управление стало нейтральным, приятным и прогнозируемым, и мы заскользили по воде дальше. Проехали мимо нескольких групп водников на разных типах судов - катамаранов разных размеров, каркасных и надувных байдарок и каяков.
Я периодически вынимал из пакета мыльницу (за $10 чтоб не
жалко было) и щелкал пейзажи. Проходить речку решили в таком порядке
«Вуокса» в авангарде, как, видимо, более уязвимый экипаж, а позади «Нева».

Потихоньку вода ускорялась и стали появляться небольшие бурунчики.
Пошли быстрые повороты и короткие отрезки бурной воды. Проглядываем участки вперед, принимаем решение где проходить, и подруливая, на скорости точно реализуем задуманное. Попадаются волны, бьем их
на скорости, летят брызги, впечатления - хорошо! Поначалу я почему-то решил что надо проходить бурные участки на скорости, и что в скорости и точном рулении вся сила, а сила есть ума не надо, и потому я радостно греб вперед 8-). Опережаем по воде группу катамаранов и катимся дальше. Проезжаем еще пару групп на берегу. Обращаю внимание, что повстречавшиеся водники как-то излишне пристально нас рассматривают. Во вглядах - недоумение, удивление, сожаление и уважение нашему мужеству, а может и просто отмороженности. 8-) Кое-кто смотрит с интересом - ой что щас будет... 8-) Видимо они смотрели на нас, как на крейсер Варяг и канонерскую лодку Кореец, идущие в неравный бой на верную гибель. 8-)

И тут началось. Отдельные участки слились в один сплошной.
Быстрое течение превратилось в бурный поток. Заранее планировать
прохождение участков стало невозможным, так как они слились в каскад
валов, прижимов и просто непонятно чего в воде бурлящего. Соображать, что делать, пришлось в режиме онлайн и жестком лимите на принятие решения. На реке мы впервые, поэтому о том, что и где знаем, только на словах из сети. Я сидел спереди и пытался выглядывать в бурунах
камни или коряги - но толку было мало, так как вода бурлит везде.
Пару раз обо что-то дном стукнулись. Волной накрывало по плечи. Через щели в одежде ливанула вода, через щели между юбкой и одеждой тоже. Один раз так хорошо накрыло, что я даже слегка захлебнулся. Но все равно гребем вперед. На повороте вижу второй экипаж. также идет сзади метрах в пятидесяти. В какой-то момент взаимодействие нашего экипажа дало сбой - я не услышал команды назад и как пионер пер вперед, а Святослав табанил изо всех сил. Байдарку начало нести боком куда не надо. Я вовремя опомнился и стал тоже тормозить и мы вписались
в нужную траекторию.

Вообще впечатляет. Я в процессе забыл вообще про все. Только несущаяся
вода впереди и мысли только о борьбе со стихией. Больше мыслей вообще никаких.

Полагаю, что так эмоционально описан участок перед «Горкой», т.к саму «Горку» экипаж не проехал.

Понемногу начали замерзать руки в неопреновых перчатках (без них было бы вообще плохо).
Как я раньше читал впечатления одного каякера про апрельскую воду в Поломети - что это одно из существенных препятствий. Но пока еще вроде мерзнут не сильно. После очередного поворота я вдруг ощущаю нижней частью тела что сижу в воде. Кричу об этом Святославу - надо парковаться. Но мы несемся по бурной воде и ближайшие пара поворотов явно непригодны - быстрое течение у берегов, кусты, да и не впишешься туда особо. Вроде видится что-то подходящее, пока обсуждаем (кричим друг-другу) нас несет на какое-то бревно и кусты. Даем газ изо всех сил и отруливаем от бревна, проходим поток с валами, сразу тормозим и разворачиваемся носом против течения и пристаем к глинистому обрыву на левом берегу. Возле обрыва течение есть, но не сильное. Я выскакиваю на берег проваливаюсь в воду по-колено, пытаюсь закрепить чалку и смотрю где второй экипаж. Для него наш маневр должен быть неожиданным, и я ожидаю, что «Нева» сейчас просвистит мимо. А ее нет. И тут вдруг вижу - на обрыве у воды на другом берегу две фигурки похожих на хоккеистов. И в них узнаю наш второй экипаж. Они бегут по обрыву, по течению. и что-то кричат. Слышно, что кричат, но совсем не слышно что - поток ревет и все заглушает.

Как выяснилось потом картина происшедшего была такая. Неву прижало боком к бревну и кустам которые мы только что миновали. И классически опрокинуло. Ленка выскочила к берегу сразу, а Лев вынырнул у берега чуть ниже. (Довольно опасный момент вообще-то - хорошо, что под водой ни за что не зацепился).

Штирлиц догадался, что что-то случилось.
Если бы Штирлиц не оставил радиосвязь дома, то он бы
обменялся мнениями по радио. Видимо разговор был бы таким
"Как слышно прием."
"Слышно *****сь, мы *** кильнулись. Байдарке *****ц."
"Вот **я а у нас воды до***"
Но так как рации остались дома, то этот светсткий разговор между джентельменами не состоялся.

Итак, ключевой участок речки. На правом повороте Вы видите обрывистый песчаный берег, при этом шум воды сливается в сплошной гул, начинается приличная колбасня, плёс после неё не просматривается. Более точнее место определить трудно, поскольку на реке 4 – 5 похожих поворотов, а какой-то особой приметы я не увидел. Далее идёт правый поворот, при этом есть ощутимый прижим к левому берегу. Левый берег очень крутой, чалка весьма затруднена, кроме этого из-за подмыва берега с него падают берёзки – сосенки и долетают до воды. ((( В 2003г я в этом месте прямиком убрался в корневище здоровенной сосны, кильнулся через корму и оказался прижат к корням потоком))), Если у Вас не отлитая байда необходимо прострелить поток по диагонали и зачалиться на отмель у правого берега, перекурить, собраться с мыслями и вперёд – в Горку.

И вдруг в каких-то ветках на другом берегу я вижу появилось синее дно
Невы и мелькнуло весло. Весло сразу исчезло в пучине морской, а байдарка вылезла целиком на ветки и там застыла. Лев полез в воду к байдарке – видно, что ему где-то там ниже пояса.
Так как связи не было, то до всего можно было догадаться из немого
изображения. Раз экипаж не требует помощи и сам полез в воду назад,
то со здоровьем значит все ОК. Это бАльшой плюс. Байдарка сидит недалеко от берега и значит можно спокойно ее разгружать и думать, как вытащить целиком. Решили отчерпать воду из нашей Вуоксы и переправиться на правый берег, при этом постараться не снестись далеко вниз по течению.

Начали отчерпывать большой кружкой воду а Лев на том берегу начал
кидать вещи из затопленной невы на берег. Подплыл катамаран а с ним стая каякеров (как выяснилось позже, эти ребята в основном из Ярославля). Они сразу же высадились на правом берегу ниже по течению и пошли ко Льву на помощь. За что им большой респект. Не знаю зачем, но пилот катамарана столкнул байдарку в поток. Видимо он рассчитывал, что каякеры ее заарканят сразу же. Но залитая водой байдарка слишком тяжела. В общем, она унеслась вдаль по течению, каякеры поплыли за ней и катамаран отчалил тоже.

На вечернем форуме при разборе ситуации все сошлись во мнении, что вытащить байдарку целой было просто невозможно. Единственный выход – вспороть дно и попытаться вытащить все вещи,
У спасателя имущества Левы был шанс соскользнуть в воду и проплыть метров 300 по основной струе или уйти в правый, маловодный рукав, перегороженный сплошным завалом….

Мы отчерпались и носом против течения переплыли на другой берег.
Чтобы наc не снесло вниз сперва прогребли на пару корпусов байдарки вверх против течения. Оказалось что вдвоем на полупустой "Вуоксе3" этот поток можно перегрести. Довольно необычно подбираться к бурлящим валам снизу по течению. Но гораздо спокойнее. В общем, переправились спокойно и легко.

Вот здесь скорее фантазии.. назовем все же фантазии. В этом месте вообще не реально реку траверснуть, на слаломном каяке – и то не получится, не то, что на этой калоше. Если кто готов проделать такой трюк – с меня бутылка, любого коньяка!!!!!!!
Произвели инвентаризацию. От Невы осталось одно весло, два мешка с
одеждой ( блин, нам ещё два мешка было) и еще какая-то мелочевка - все что Лев успел выкинуть. Прогулялись вниз по течению метров на 500, думали что может там где-то
неву вынесло. Там, на правом берегу, кстати, какая-то колючая проволока, заброшенная вышка, дорога и прочие атрибуты военной части, но это видимо уже ее заброшенная территория. Увидели на левом берегу рюкзак и морковку - выброшенные каякерами. Больше ничего. Вернулись назад к месту кораблекрушения. Чтобы подумать, что делать дальше. Пока думали увидели, как чей-то синий хоккейный шлем проплыл мимо. Призадумались. Потом из леса появился водник с весьма потерянным видом. Он спросил - а здесь не проплывала девочка в желтом шлеме? Мы сказали - нет мы видели только синий шлем. А это мой ответил он и побрел дальше. Мы призадумались еще.

Решили, что Святослав и я на Вуоксе со всеми вещами идем дальше вниз по воде. По пути подбираем вещи и высматриваем утонувшую Неву. А Лев и Ленка идут туда пешком до автомобильного моста, где мы и встречаемся.

Опять пошел поток событий - валы, прижимы, обрывы, повороты. Но мы уже
стали применять другую тактику. Мы стали использовать скоростные
качества байдарки не только в движении вперед но и назад. Видим
стремное место, гребем назад и осматриваемся, намечаем траекторию. Определились, гребем вперед. Проходим валы на небольшом ходу - тогда и колбасит меньше и есть больше времени на подумать. Где надо несколькими гребками разгоняем байдарку до максимума. В таком темпе проходим самые быстрые шиверы. Каких либо опасных для нашего судна мест фактически нет. Особенно приятно, что вода выше всяких камней и в воде нет всяких коряг и железяк. Воды нахлебали все равно. Приладить тритоновские юбки, так, чтобы совсем не лилось внутрь нам так и не удалось. По пути делаем остановку и подбираем вещи из Невы (морковка + пустой рюкзачок) выкинутые на берег каякерами. Отчерпываем воду и двигаемся дальше. Больше никаких следов Невы не попалось. Проплываем под мостом и останавливаемся. Через некоторое время приходят Лев с Ленкой.

Решили собираться под мостом. Изредка мимо нас вниз по течению проходили катамараны и каяки - никаких препятствий со стороны военных к этому не было. Через некоторое время на мосту остановился уазик и военный помахал нам рукой что хочет с нами пообщаться. Вылезли на мост - военный оказался настоящим подполковником. Выслушав, что мы на территории части оказались из-за корблекрушения он нам сказал, что дает на сборы один час и выпустит нас через КПП (рядом с мостом). Так же он нам сказал, что если за это время кто-то к нам обратится с вопросами, то отвечать, что мы здесь из-за аварийной ситуации и, что он нам дал час на сборы. Настоящий военный - все ясно и по-деловому.

Пока собирались к нам подошел человек в серой форме похожей на форму оборотня в милицейских погонах 8-). Начал сразу с наездов - запретная зона, щас протокол, штраф (пауза) 1000р (пауза) с каждого. Вот. Я ему
предоставил информацию - что вопрос уже решен подполковником и мы свои
обязательства точно выполним. На что этот чел истерично заявил - что он бы нас оштрафовал бы непременно, но вот он документы для этого забыл где-то и вообще плавают тут всякие и отвалил. 8-) На всякий случай мы ускорились и пронесли байдарку через КПП не разбирая.

Собрались неподалеку от КПП. Пока собирались заметили, что мимо КПП
идут потоком катамаращики и каякеры - которые снимаются с реки чуть
выше на правом берегу. Погрузку они производят прямо перед КПП и с КПП
на них орут в мегафон чтобы они отошли от него подальше и грузились на автобусной остановке метрах в 50 рядом. Не знаю почему но призывы с КПП игнорировались. Имхо эта погрузка перед КПП весьма раздражает военных и это не так сложно им не мешать.

Пробовали опросить о судьбе Невы народ в лагере ниже по течению, но безрезультатно.

Совет 4 Если Вы отловили или обнаружили чьи-то вещи, лодку, выловили кого-то из реки – сообщите об этом в базовом лагере как можно большему числу туристов

Дорога в Москву была вполне приятной - пустой автобус до Валдая,
пустая электричка до Бологое. Было только одно но. Поскольку у
двоих членов команды утонули паспорта (лучше бы их держать на себе конечно) нам не хотели продавать билеты на поезд в из Бологое в Москву. Обращения к чиновникам на вокзале ни к чему не привели - в грубой форме они посоветовали ехать на электричке - там паспорт не нужен. Во маразм-то. Электричка в Тверь отправляется ~ в 4 ночи и ждать несколько часов нам было неохота. В итоге за 150USD зафрахтовали такси девятку, куда мы влезли в четвером + «Вуокса»3 + барахло. Оставалось еще одно препятствие - у Льва и Ленки утонули также ключи от дома. Дверь была взломана в воскресенье, им поверили на слово, что они там живут.

Вот и сказке конец, а где же хэппиенд? В понедельник Льву позвонили
каякеры из Ярославля и предложили подъехать за вещами. Они преследовали Неву ниже по течению и уже после автомоста вытащили
из нее все(!) вещи и привезли их в Москву. Вот это настоящие герои!

Совет 5 При автономном сплаве паспорта, деньги, обратные билеты – всегда в хорошем гермопаке на теле, под неопреном, курткой и спасом. Если ваша лодка со шмотками уплыла, с паспортом и деньгами до дома добраться можно всегда, да же в трусах, ну а если что случилось – людям гадать не надо, кто вы и откуда,,,,,,,,,,,
Так что поход завершился удачно. Отдельное спасибо ребятам на каяках.

Гончарский Антон
PS А зачем написан этот текст? В процессе сбора информации по Поломети
я не нашел толковых отчетов о прохождении ее на байдарках в апреле. (Посты типа я там был и это для крутых как я, а не для чайников, как некоторые, не в счет). Надеюсь, что этот отчет может быть полезен для тех, кто отправляется на Полометь в первый раз.

>Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле-- Кирилл -- 4/24/2004 9:20:09 AM

>Из рассказа не ясна сутьба байдарки "«Нева»", её вам вернули?

>а что случилось с байдаркой «Нева»? Она утонула (+) -- Aнтон -- 4/24/2004 4:52:18 PM
По рассказу каякеров она пошла ко дну. Вообще-то уже после того как «Нева» опрокинулась и вынырнула - она была немного кривая и в одном месте каркас шкуру проткнул. А после километров сплава в потоке новее она не стала точно. Вещи уплывшие в неве были раз в 10 дороже и потому утрата поюзанной простой байдарки не вопринимается как существенная потеря. Вообще-то, приблизительно, где она лежит известно и после паводка можно найти подранную шкурку с поломанным каркасом. Но смысла нет.
Вместо "Невы" планировалось приобретение Вьюна или чего-нибудь в таком роде. Значит, теперь это будет сделано быстрее.

>а что случилось с байдаркой «Нева»? Она утонула (+) -- bentos -- 4/24/2004 5:29:11 PM
>>>>По рассказу каякеров она пошла ко дну.
"Шашлык, три порции... - выбросила в пропасть..." (c) из кино 8)))
По приговору суда не сяду в каркасник на Поломети, пусть лучше сразу утопят

>>Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле -- ALK -- 4/26/2004 8:19:48 AM
Байдарку мы тоже пытались вытолкать, но пока все вещи из нее вытаскивали она стала совсем нетраспортабельной и в конце концов ее забило под какой то завал
Уж извините что не смогли:-)))

>Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле-- Капитан Смоллет -- 4/26/2004 12:22:26 PM
e-mail: --
Вспомнилось наше приключение в 2001 г. Была хорошая вода. Наша группа из К-2 (Смоллетт с Супругой) и Скаут (Старпом и Вася) в лучах весеннего солнца пошла первую свою Полометь. Экипаж Скаута всячески храбрился и мощно загребал то вправо, то влево, демонстрирую удаль молодецкую. Появился характерный глиняный откос и началось... Для завязки разговора Скаут тут же наполнился водой (фартука и юбок не было). Попытки управлять этим аквариумом потеряли всякий смысл и экипаж попытался привалиться к такому откосу. Вася вылетел на берег и со скоростью отца Фёдора полез на него. Могучий Старпом там временем каким-то непостижимым образом опять оказался на струе. Над местом действия, в валах, периодически мелькал его шлем и блестели лопасти. Сам аквариум шёл под водой. Пока эта драматическая сцена не исчезла за поворотом, мы пытались заманить Васю обратно на воду, то есть залезть к нам на раму К-2. Героический восходитель посылал нас нафиг и кричал, что к воде не подойдёт и на пушечный выстрел. В итоге мы его всё-таки завлекли и благополучно отвалили в погоне за Скаутом. Через несколько км. аквариум был замечен выбросившимся на небольшой галечный островок. Воссоединение увенчалось бурными объятьями. Прошлись по островку. И там и сям в навалах половодья - кустах, корягах и пр. цветными пятнами виднелись давленные шлемы, байдарочные шкурки, фрагменты вёсел. Окончание прохождения было менее захватывающим, если не считать попытки Скаута залезть под завал между опорами моста в вч. Но это - уже мелочи.
Я что хотел этим сказать-то... А, вот! Документы и деньги стоит держать на себе, так спокойнее для самого искателя приключений так и для обнаруживших...:))))

>Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле -- ALK -- 4/26/2004 8:26:07 AM

Мдя, сказал бы я вам насчет вашей серьезной подготовленности пару ласковых. Ну да ладно надеюсь выводы сделали
З.Ы.
>>Обращаю внимание, что повстречавшиеся водники как-то излишне >>пристально нас рассматривают. Во вглядах недоумение, удивление, >>сожаление и уважение нашему мужеству, а может и просто >>отмороженности. 8-
Как это было: Вывалились мы на повороте перед горкой ножки размять. Стоим курим вдруг выходят две байды красивые такие гордые, на лицах мужество нарисовано:-)) Ну мы по быстрому организовали тотализатор уберутся или нет(10 к 1:-)), похохмили ну и пошли дальше. Только вылетаем из-за поворота, а тут вот они, горяченькие уже на бревне висят:-))

>>Необычайные приключения чайников на тайменях на Поломети в апреле -- Finik -- 4/26/2004 12:05:04

Пост тянет если не на роман, то на полноценную повесть, фантастический триллер с элементами эротики….

Вы спросите, почему Декамерон, рассказов далеко не сто, и даже не десять. А потому, что у каждого посетившего реку будет своя новелла, и новелл таких будет не десять и даже не сто….,а мы опять едем на одну из самых замечательных рек Алаутских гор…

Comments

Submitted byAlekLych on пт, 04/22/2011 - 07:33

Описание очевидца-

Сразу стоит повторить и сейчас неоднократные предупреждения водников, прошедших Полометь, - для неопытных и беззаботных П. может представлять "смертельную" опасность (существует немало сообщений о трагедиях)! По рассказам местных, в пик паводка П. представляет из себя самый настоящий клокочущий "ад". Сильное течение, прижимы, валы, бочки, ветки в русле, сплошных завалов нет, вода холодная. Линия движения очевидна, все препятствия проходятся с наплыва и, как правило, без просмотра. Любой киль таит в себе высокую опасность - выбраться на берег будет весьма проблематично. Суда и весла уносит быстро и далеко. Спасработы здесь серьезно затруднены бурным течением П.

После такого описания, конечно Едем!!!