Рдейский монастырь. Исполнение желаний

Эта история началась с Аниной темы на форуме о Рдейском монастыре.
Бывает так, что смотришь на какое-нибудь место и что-то ёкает, и непременно хочется его посетить. Вот так у меня и ёкнуло.
Постепенно набралась команда здравомыслящих людей, не струхнувшая перед предстоящими трудностями и преградами. Первоначальный состав был такой:
ОсА и Jedi, я и Костик, Alvikt, Дмитрий К, Yorik и Люба. Накануне поездки присоединился Дмитрий Боцман.
Но, что-то пошло не так… Alvikt в последний момент не смог поехать и передал купленные свечи и лампадовое масло Ане.
Ну, всё готово, завтра выезжать…
Утро. Встречаем Боцмана у метро, едем на Новую Ригу встречаться с Дмитрием К. Yorik будет догонять на трассе.
После Западной Двины ждем Yorika и Любу.

Ждем Георгия

Встречаемся, знакомимся и в путь. А Вася и Аня догонят нас только под утро…

Всезнающий Яндекс проложил маршрут через Торопец. Но эта дорога вызывала у многих из нас сомнения. Тогда решили спросить совета у местных. На обочине как раз ковырялись у своей машины пара человек. Отзывчивые аборигены откликнулись и нарисовали супер-карту на все оставшиеся 100 км. Наверняка, где-то там зарыты сокровища…

Карта аборигена

Торопец

Итак, прпятствий на пути от Торопца до Холма не возникло и мы едем в гостиницу.

- Здравствуйте, номера есть?
- Есть.
- Сколько стоят?
- 1000р. С человека.
- Что в номере?
-Стул, стол, кровать
-???
- Туалет общий, горячей воды нет.
-???
- Но у нас тепло.
- А еще есть гостиница?
- Да, частная.
Милая женщина невозмутимо объясняет, как добраться, и мы уносим ноги.
Yorik видит дом, подходящий под описание гостиницы и смело идет на разведку.
Ха-ха!!! Боцман говорит:
- Вот представьте, сидите вы у себя дома в Холме, стук в дверь. Открываете, а там… «- А можно ли у Вас 6 рыл из Москвы переночует?»
В общем, не гостиница это была…
Едем дальше. И все-таки находим нужный дом. Вывесок нет. Люба идет на разведку, т.к. у нее самый безобидный вид. И – да! Нас принимают! Номера классные, всё есть, чисто, уютно, красиво.
Боцман хотел снять люкс с джакузи и в джакузи же спать, но мы его переубедили.
В какой-то момент Дмитрий К решает ехать к монастырю в ночь. И смело осуществляет свою задумку. Мы рядом, если что – поможем.
У хозяев гостиницы накрыт добротный стол, ожидается банкет. Мы, уставшие и голодные, сглотнув слюну, спрашиваем, где можно отужинать. Получив ответ, выходим к машинам. Люба что-то задерживается. Но вот она выходит со словами:
- Вы не поверите! Нас приглашают за стол! Банкет срывается, гости не приедут. А мы тут как тут)))
Разинув рты от изумления и опять сглотнув слюну, мы не поверили, как и сказала Люба. Но тут за нами вышли и сообщили, что мы долго думаем.
Переборов смущение и скромность, мы приняли приглашение. И… началось веселье! Еда была вкусной, спиртные напитки не кончались, приходили друзья хозяина, рассказывали много интересного о себе, о Холме, о монастыре. Вы знаете, что в Холме живет жена Бедроса Киркорова?
В самый разгар веселья, когда только-только должны были начаться танцы, мне позвонил Вася и сообщил, что они с Аней не приедут. Авария. Вася и Аня слетели с обледеневшей дороги и перевернулись. Новость ошеломила. Но все живы и здоровы, и это главное. А маслу и свечам видимо не суждено было доехать до монастыря.
Н у что же, на этом оргию пора заканчивать, утром штурмовать болото, осуществлять Анину мечту.
Утро. За нами заезжает Виталик, один из друзей хозяина гостиницы, чтобы сопровождать нас до болота.
Доехав до монастырской дороги, Виталик пересаживается на снегоход, объясняет нам, как добраться, и уезжает к монастырю, обещая нас там встретить.
Начинаем путь.

Начало пути к монастырю

Через пару км Yorik понимает, что здесь глушитель ему не понадобится, и он смело кладет его в багажник.

На фиг глушитель

Едем дальше.
Вот и болото начинается. В колеях появляется вода и мне становится жутковато…

колея

Вокруг бескрайний простор, редкие деревья не внушают надежду зацепиться хоть за одно из них.

Болото

Но ничего, двигаемся вперед без проблем.
Виталик приезжает посмотреть, всё ли у нас в порядке, и опять уезжает к монастырю.
А вот и купола храма появляются над верхушками деревьев.

Купола

Выходим фотографировать и встречаем Дмитрия К. Он клюкву собирал)))
Ну вот и наша цель! Мы здесь, мы приехали! И не мы одни. Место людное.

Нас встречает Виталик и знакомит с Сергеем, живущим в монастыре. (Юрия не оказалось дома.) Вместе они рассказывают нам много интересного о монастыре.

Yorik и Люба посетили купол храма, а мы забрались в подвал.

подвал

Постояли внутри храма под энергетическими арками. Говорят, этот храм лечит.

Оставили запись в гостевом журнале,

Послание

погуляли вокруг храма.

Недавно выстроенная церковь

остатки стены

Озеро

Шашлыкинг не состоялся, т.к. не было Васи и Ани.
Вот и всё. Пора обратно. Аня, мы осуществили твою мечту…
Обратный путь не принес нам трудностей и мы выехали на дорогу.

А вокруг болото)))

Здесь Дмитрий К решил ехать домой, а мы в Великие Луки.

Великие Луки

В Великих Луках поселились в гостиницу и отправились на поиски еды.

Гостиница, в которой мы жили

Нашли кафе «Лобби». Цены смешные, меню шикарное. Но, не всё то золото, что блестит. Больше половины блюд отсутствовало, а остальные хранились в холодильнике и внешним видом аппетита не вызывали. Но, мы были голодные и стали есть. Есть и пить. Пиво на удивление оказалось неплохим, и Боцман с Костиком повторили. И… повторили. И опять повторили. Культурненько так))) Посидели ещё немного и пошли спать…
Очередное утро. Yorik и Люба остаются возвращать глушитель на его законное место, а мы едем в музей.

Музей

Великие Луки в древности

Великие Луки до войны

Крепость

Великие Луки после войны

Немецкие фотографии

Великолукский Иван Сусанин

Госпиталь

Александр Морозов

Рядом с музеем находится захоронение Александра Матросова,

Захоронение Александра Морозова

Великиие Луки

а чуть дальше сохранились земляные валы Великолукской крепости.

Великолукская крепость

Крест на месте крепостной церкви

Позвонил Yorik и сказал, что они уезжают домой.

Вот мы и остались втроем. Да и нам пора домой. Завтра на работу…
И опять дорога. Грусть в глазах, тоска в сердцах, задумчивое молчание… Просто путешествие закончилось…

Comments

Не за что, Ань!

Уверена, что доберешься, только зима должна быть морозной. Холмичи говорят, что болото редко замерзает.

Глаза боятся, а руки делают. А я думал вы на квадрах туда добраться хотите. Невозможного нет. Молодцы.

Дим, мы до последнего собирались квадрик брать, но потом начали появляться сообщения о хорошем подъезде, да и в машине ночевать не хотелось. В общем, передумали.

Вась, летом есть только один путь, вторую гать совсем засосало болото. Со слов Сергея который там живёт, каждое лето болото забирает 2-3 человек, с болотом шутить нельзя. Так, что летом только с проводником или на вездеходе.

Можно по пути проделанному Ёти летом в жару как подсохнет....
вообще же у меня когда выезжали из москвы было ощущение странное, что ехать не хочется. возможно стоило тогда к себе прислушаться. А вы ребята молодцы!!! Оля, было очень интересно прочесть) спасибо тебе!

Немного о самом Рдейском монастыре. Бывший Рдейский монастырь расположен на восточном берегу озера Рдейское. Само озеро имеет вид восьмёрки, лежащей с юга на север, --- северное кольцо восьмёрки примерно три километра в диаметре, южное же около полутора. Эти два кольца очень чётко разделены двумя выраженными мысами --- западным и восточным, --- а соеденены проливом шириной порядка двухсот метров.
Рдейский монастырь возвышается на сухом восточном мысу, поросшем могучим лиственным лесом. Очень красиво монастырь смотрится с противоположного (западного) мыса. Низкий заболоченный западный мыс покрыт вечнозелёными хвойными породами --- в основном, соснами, которые, на болотистой местности не только никогда не достигают естественной величины, а засыхают будучи молодыми.
Таким образом, монастрырь, сам находясь в сухом высоком месте, омывается с трёх сторон водами Рдейского озера, а с четвёртой окружён, примыкающим к нему топким мхом. Когда стоишь на западном берегу, противополжный восточный мыс вместе с монастырём, возвышаясь над Рдейским озером, и, отражаясь в нём, в летнее и осеннее время, при глубокой тишине, представляет картину поразительного величия.
История МонастыряМ. И. Полянский в конце XIX века в своём "очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда" пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»
Когда и кем именно основана эта пустынь среди "непроходимых" болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась "обителью Преображения Господня". Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя.
Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой --- в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени. До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.
Храм в Рдейской пустыни, длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем - 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов.
Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были Строители игумены по временам --- Архимандриты.По издании штатов в 1764 г. и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом; сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.
Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.
Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:
Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Премвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: Св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы.»
Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два --- от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая --- крашенинная, набойчатая.
Достаточно подробная Информация по дальнейшей по истории Рдейского монастыря имеется на сайте И.Гуревича и А.Тилипмана "Малые города России.
В кратце можно сказать, что в дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь пришедшая в аварионое состояние была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ --- ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.
Современное состояние. Местные жители говорят, что ещё в 70-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой. Ныне, когда подходишь к монастырю с запада, со стороны Рдейского болота, то верхушка храма становится видна над лесом с расстояния примерно пяти-семи километров. Только, к сожалению, не блестит. А ведь когда можно было слышать колокольный звон...
Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами.
Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным --- штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна --- иконостас сделан из мрамора (см. раздел фото). Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии --- в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились.
К сожалению "труд­но­про­хо­ди­мые" болота находятся только с западной стороны от монастыря. К сожалению, --- потому что почти ничего не предохраняет монастырь от разграбления. И, хотя, ближайшая трасса находится в 12 километрах, да и от трассы доберёшься далеко не на любом транспортном средстве, но, не смотря на все "препятствия", монастрырь подвергается разрушению не без помощи человека. Кругом валяются обломки мраморного иконостаса, почти разрушенные росписи на стенах имеют на себе следы целенаправленного бросания в них твёрдых тяжёлых предметов, множество выцарапанных надписей типа "здесь был ..., --- знайте все!" (только паспортных данных почему-то не оставляют). Самые ранние датированные "граффити" относятся к 1951-52 годам, причём сделаны они не на русском языке, а латиницей. Но этого мало --- какие-то умники умудрились выцарапать буквы под сводом(!!) купола храма. А ведь это невозможно без специального альпинистского снаряжения...
Отдельное спасибо Ольге К и Костику :smil443E:

Изображения

Дим, спасибо за дополнение, а то у меня инфы много, мысли разбегаются, вспоминаю рассказы Виталика по кускам, а воедино собрать не могу. Вот например, к слову о вреде людей. Виталик рассказывал, что не так давно иконостас был целым. И ещё - центральная колонна храма была взорвана нерадивыми копателями, которые обнаружили металл внутри этой колонны, а там оказался железный крюк.

Кстати о копателях (к нашим это не относится) из рассказа Сергея. В 80-х годах приехали три человека с целью поискать золотишко по легенде оно было спрятано в одной из могил. Утром их нашли мёртвыми, смерть наступила в результате воздействия большой температуры, даже зубы потрескались, сему факту есть запись в уголовном деле. Вот так, может легенда, а может и нет. Вот такие дела. А ещё он рассказал о геологах которые приехали, влезли на главный купол, сбросили крест и установили там какуе-то свою аппаратуру. Вездеход благополучно утонул в болоте, а в первую грозу в эту аппаратуру шарахнула молния. Остатки ящика Сергей скинул с купола. Этой весной он собирается востановить купол (его части готовы к установке) и установить крест. Крест ждет своего часа в храме (мы его видели).

Молодцы, что добрались!
Немного жалею, что у меня не получилось поехать, но идею эту всё равно планирую воплотить в жизнь, так что Аня и Вася, имею основания полагать, что у вас уже есть попутчики!
По-поводу машины не переживайте, главное, что сами целы, а джип - на то и джип, чтобы обеспечить безопасность пассажиров в пути, так что считайте, что он выполнил одну из функций! (Сам недавно был в подобной ситуации, кстати тоже на митсубиси, на скорости больше 100 перевернулись раза 3, и я был счастлив, когда все четверо пассажиров, отделались, можно сказать, лёгким испугом! так что восстанавливайте авто и в путь, с удовольствием присоединюсь!

Ещё одна новость. По пути домой у YORIKA открутилось колесо, машину закрутило, но сугроб её остановил. Повреждений нет, люди целы и невредимы. Колесо было прикручено обратно и дальнейший путь прошел без приключений.

просто тупо не умею ездить по скользкой дороге на заднем приводе (на чем еще осенью "погорела", если помнишь), всю зиму спасалась подключением полного, а тут расслабилась что-то - сменила Васю в Волоколамске, а полный не включила, овца...