Про Аркашонский лес и мои французские ножи.

собственно за этим, в том числе, я и ехал сюда:
- надышаться воздухом, насыщенным одновременно океаном и запахом разогретой на солнце хвои.
- пообщаться с подобием французской гарриги, которую так поэтически описал Марсель Паньоль в своих книгах о детстве.
Я знал, что рельеф здесь дюнный, уж коли главная здесь достопримечательность - самая большая в Европе дюна - дюна Пила, а значит грунт здесь - песчаный, а значит здесь что-то навроде нашего нечерноземья, типа моей исторической родны Мордовии, где из трав выживает сильнейший или "бурьян рулит"! Т.е., простая для понимания растительность.
Мой путь в Аркашонский лес каждый день проходил через городской парк. Парк чистый, ухоженный, умненький: с табличками у экзотических растений, как у этой южноамериканской араукарии, например

Кроме выставки экзотичных растений в парке обычные и такие уместные для Франции маки, каштан, багряник, с его сиреневыми гроздьями цветов на голых стволах по весне и - оптический центр парка - небольшой "Херакл" (Herаcles) - анатомичный памятник аркашонцам, павшим в ВОВ. Имя «Геракл» означает «Слава богини Геры». Во времена Еврипида звучало это имя иронически. Все сказания о земной жизни Геракла — это сказания о том, как преследовала его богиня Гера. Главных таких сказаний было три. Во-первых, о двенадцати подвигах Геракла: Гера устроила так, чтобы могучий Геракл должен был отслужить двенадцать подневольных служб ничтожному царю Еврисфею. Во-вторых, о безумии Геракла: Гера наслала на него исступление, и он перебил из лука собственных детей, приняв их за врагов. В-третьих, о мученической смерти Геракла: Гера сделала так, чтобы жена Геракла, сама того не зная, подарила ему пропитанный ядом плащ, который так истерзал героя, что тот сам сжег себя на костре. В общем, двусмысленный герой какой-то. А нам, советским людям, памятник навевает другое: "стоит статУя в лучах заката" и не лопата в руках у "статУи", а возложила она длань на сук... ("...напоролись. - Здравствуйте, девочки!")

А вот это по-нашему, по-мордовски! Угадайте с трёх раз: где француженка из парка в Аркашоне, а где "Обнажённая" Степана Эрьзя, мордовского скульптора? Геракл даже рядом не стоял по выразительности с этими дамами из-за своей статичности: ишь как он вцепился в сук-то! Не оторвать.

После парка с его гендерными истуканами сквозь виллы-виллы долгий спуск вниз (рельеф, повторюсь, дюнный, а дюны здесь высокие!) и потом долгий путь к вершине очередной дюны, которая уже не в городе, а в лесу.
Аркашонский лес размещён на широте украинского (какая боль!) Крыма; размером он около 10 км в диаметре - окружён городками со всех сторон. Он не обманул ожиданий: экзотичный, дикий (не посадки, как в моей Мордовии) и абсолютно не загаженный, при том, что вокруг народ живёт. Главное растение здесь сосны, под которыми, чаще всего, непролазный колючий кустарник. Самые высокорослые кусты - дубки. Передвигаться можно, в основном, по искусственным тропам.



Среднерослые кусты - изредка встечается ежевика, а кроме неё: на фото калина лавролистная

дрок испанский

земляничное дерево,

Никак не мог найти в инете инфу про утёсник европейский - долго не мог определить его. Выловил в лесу аборигена, указал ему на колючий куст и жестом спросил как называется. Для французов это - ожён. И только на нашем российском ботаническом форуме умные люди подсказали, что это утёсник европейский: вот уж про какое растение можно смело сказать: колючка на колючке сидит и колючкой погоняет

Низкорослые жёстколистные кустики: иглица понтийская: удивительное растение, у которого плоды растут на листах, а сами листы очень похожи на листы араукарии в аркашонском парке.

и остролист-падубок (злые языки и его называют "тёщин язык")

какой-то весенний первоцвет, папоротник, злак, мох и лишайник




"Дни висли, в кислице блестя, И винной пробкой пахли". После этих стихов теперь всегда нюхаю винную пробку, после того как бутылка откупорена. Как это легко оказалось, здесь, во Франции, привыкнуть к вину, которое пьёшь как воду или, другое уместное сравненеие: потребляешь как хлеб - 4 раза на дню. Правда, по приезде в Россию привычку эту как рукой сняло. На фото кислица

Древесная и птичья трагедии


Из животных в лесу только дрозды опавшей листвой шуршали, да большая птица долго мне позировала издалека

да ещё зайчонка спугнул - видимо основная дичь здесь, поскольку в песок троп втоптаны многочисленные гильзы с надписью "декатлон-спорт" и полиэтиленовые пыжи - единственные загрязнители окружающей среды. Компенсирует такое загрязнение несколько раз встречаемое в лесу сооружение, которое скорее всего поилка для животных.

На ветках разных кустов часто встречается, наверное, гриб в котором охотно поселяются то червячки, то муравьи

Каменный век.
Есть, есть у меня склонность к минимализму и как-то этот минимализм умудряется сочетаться с вещизмом советского человека, поскольку я родом из СССР. Ещё люблю я всякие коллекции. Правду сказать, ни одной сколько нибудь стоящей коллекции у меня нет, пока что: собираются недоколлекции всякие и исчезают. Вот, к примеру, всю минералогию и петрографию для целей коллекционирования я свёл к нескольким самым обычным для Земли камням-минералам: кварц-кремень-полевой шпат-кальцит, глина, известняк, сланец, песчаник, кварцит, гранит - самые обычные и поэтому самые главные в мире камни-минералы, которые так или иначе, но на 90% слагают сушу Земли. Такую коллекцию я собираю во всех местах, куда попадаю. Потом эта коллекция возвращается туда, откуда она была позаимствована на время изучения. Так было и во Франции: два камня кремень и известняк попали мне в руки из дорожной отсыпки и известняк, тут же, на правах слабого, с помощью кремня превратился в клинок, сухую сосновую ветку нашёл тут же и куском верёвки превратил всё это в каменный нож - первый мой французский нож.

тут же решил испробовать его разрушительную силу: подвернулась сосна - вдрызг была разбита она этим каменным ножом - не нож, а гиперболоид инженера Гарина...

один удар каменным ножом по другой сосне и, ву а ля, - глубочайшее дупло! Которое тут же зарасло живицей...


Живицу здесь собирают... Вот фото мёртвой сосны, когда добыча живицы обернулась смертью сосны - не рассчитали чуток. Есть у арабов-египтян замечательное выражение-отговорка "ма'алиш!" - "ну, так получилось!". Имеется в виду отговрка, если что-то сделано с арабским обычным качеством: криво, грязно, неточно. "Ма'алиш" принято воспринимать как оправдание, которое исчерпывающе оправдывает всё и всегда. Так что, вот не надо про наше "небось" и "авось". А живица? Так и в России за тонну живицы платят 500 долларов.

Нержавстальной век.
Не каменный нож меня интересовал, когда я собирался ехать во Францию. Меня интересовали Опинель и Лайоль (Opinel, Laguiole) - складные ножи. Лайоль меня интересовал только в фонетическом смысле. Долго я мучил продавца в ножевом бутике, чтоб уловить все звуки в названии ножа Лайоль - это после того, как почитал склоку по поводу транскрипции слова Laguiole на одном из ножевых форумов. Да уж, антиподы арабский и французский языки. Ну, допустим вы решили слово "молоко" написать на французский манер и на арабский. Вот что у вас получится: в арабском письме гласные просто выкидываются и слово приобретает вид трудночитаемого полуиероглифа "млк" т.е. чтобы прочитать, надо знать значение, если нет оглассовок; французским манером молоко будет написано примерно так: меуляйокеуаокс. Кто не верит, тот пусть посмотрит как пишется по-французски слово Бордо (Bordeaux). Без стакана armagnak не написать, это точно. Разобравшись с Лайолем я нацелился на Опинель. Что такое Опинель? Мои минимализм и вещизм сложили у меня в голове коллекцию складных этнических ножей, так дозарезу нужную мне. Их всего три, на мой взгляд: Балисонг, Наваха и Опинель - те ножи, про которые можно сказать, что они самобытны по происхождению. Другие "народные" складные ножи, такие как дук-дук или хигоноками - они на вид и по функциональности больше перочинные, чем нож на каждый день, из-за очень неудобной рукояти. Французский Лайоль и африканский Окапи - суть производное от великого ножа Наваха. Повторюсь, такая философия коллекционера сложилась лично у меня и не претендует на всеобщность. Простыми манипуляциями дешёвеньким Балисонгом, произведённым в Китае, я давно уже увлекаюсь. В коллекции недоставало Опинеля и Навахи. Ну, вот и настало время, думал я, собираясь во Францию, пополненить мою коллекцию оригинальным Опинелем. А Наваху добуду когда в Испанию поеду. Вот тогда будет моя коллекция полной. В Париже мне так и не удалось попасть в ножевой бутик, а удалось это сделать в Бордо: 9 евро цена моей мечте. В Москве оригинальный Опинель можно купить за 500 рублей на ВДНХ в Москве, но хотелось, понятное дело, именно на его родине купить его. Конечно, он, нож Опинель, - француз до мозга костей: тонкое субтильное лезвие с элегантными выпуклыми спусками. Всё, всё в нём на границе технологичности-функциональности-экономичности; поэтому, да, лезвие ломкое, как рычагом действовать не рекомендуется, но порезать багет, камамбер-паштет на хлеб нанести - лучшего друга не найти; простецкую буковую шершавую рукоять приятно ощущать в ладони. Правда, если вода попадает на рукоять, когда моешь лезвие, то начинает заедать при закрывании ножа: незащищённое дерево впитывает воду, поэтому рекомендуется действовать кончиком ножа, когда орудуешь сыром-паштетом, чтоб при мытье не замочить рукоять. Без пикников нет Франции, без ножа Опинель пикник - не пикник. И наточить-поправить лезвие Опинеля - пара пустяков, поскольку заточка у него европейская: нужны-то только пара-другая движений тонкозернистым бруском по подводам лезвия в 0,3 мм, не задевая других частей лезвия с фирменным клеймом: три пальца, обучающие какими пальцами надо креститься и корона.


А Лайоль всё-таки мне навязала судьба. Ну, не совсем Лайоль, а трижды псевдо Лайоль-Наваха. Лайоль - это дорогущие пафосные складные ножи от 200 до целой тыщи евро! Это чисто французское изобретение, спецом для небедных эстетствующих туристов. В ход идут и особые полировки особого металла лезвия, и узорчатая сталь лезвия, и особые кусочки особого дерева на рукояти, и штопор в ноже для дорогого вина. Но, ей-ей, колбасу таким ножом резать западло. Бутылки открывать? В бутылках с недорогим вином бывают такие тугие пробки, а штопор такой тонюсенький, что, неровен час, сломается штопор на дорогом, в прямом смысле слова, ноже и будет шрам на сердце. В общем, вычеркнул я Лайоль из ряда этнических складных ножей. Тем более, что по форме он - вылитый легендарный испанский складной нож Наваха, только чуть-чуть видоизменено окончание рукояти - более невнятна, по сравнению с Навахой: Наваха - большой нож для резания и рубки, и даже для фехтования как шпагой: можно держать нож всей пятернёй плотно, а можно свободным хватом за тонкий конец длинной рукояти. Лайоль - не то, не Наваха, да и производят эти Лайоли где попало: в США, например, делался авторский Лайоль из узорчатой стали за тысячу с небольшим евро, который я рассматривал в ножевом бутике в Аркашоне (цирюльник Гаврила из Парижу). И тут, прогуливаясь по дну Аркашонского залива во время отлива, около береговой части устричной фермы и пытаясь понять кто тут живёт, я наткнулся на этот потеряный кем-то в воде "Лайоль". Он продаётся на каждом перекрёстке и цена ему в гипермаркетах от 1 до 1.5 евро. Его обязательно подадут вам в ресторане во Франции в качестве столового ножа: это тоже Лайоль - столовый нож, но в форме складного ножа Лайоль, с клеймом Лайоль и он - трижды псевдо: во-первых, он псевдоскладной, во-вторых, он псевдолайоль (потому как псевдоскладной), а в-третих, он, вслед за ножом Лайоль, - псевдонаваха. Вот таким непростым способом коллекция Балисонг-Опинель-Наваха у меня стала полной: Балисонг китайского производства, оригинальный Опинель и псевдонаваха французского разливу от Лайоль. Первый для грозных ловких манипуляций, второй - для пикников, третий, насквозь псевдо, оказался самым уютным, - ножом на каждый день. И незачем мне, как оказалось, большой нож Наваха. Да и нечего рубить им мне, после русского топорика. На фото в верхней части: более или менее типичной формы Навахи размером от-до, в нижней: псевдоскладной столовый нож Лайоль с декоративной пчёлкой там, где у настоящей Навахи стопор лезвия.

Comments

Submitted byKira-Geo on сб, 08/18/2012 - 12:08

за такую подробность в своих отчетах. Всегда интересно читать не просто эмоциональные отчеты, но, в первую очередь, познавательные. Одно только то, что Вы не поленились определить запечатленную французскую флору с помощью каких-то ботанических форумов, делает Вам честь. Я, например, около дюны Пила, разглядывая лес и подлесок как-то даже не задался себе целью все это потом опознать задним числом уже в России (несмотря на образование:embarassed:)...
Как я Вас понимаю насчет "недоколлекций"!!! Сам этим грешу, т.к. слишком много увлечений без углубления в какое-либо отдельно взятое направление. Но не считаю это уж большим грехом, т.к. даже то, что накапливается (а это всего понемногу) является наглядным пособием для меня и окружающих ради познавания окружающего мира.ИМХО Да, кстати, здесь на сайте есть некоторые количество людей, увлекающихся геологией. Как профессионалов, так и интересующихся. Так что Ваш опыт и знания можно было бы применить в каком-нибудь совместном выезде в интересный карьер.
Opinel...Много я о нем слышал лестных слов и вот в прошлом году купил родной во Франции. Причем брал не в бутиках и не в сувенирных палатках, а в спортивном магазине (с охотничьем уклоном). Взял inox №09. На мой взгляд, самый оптимальный размер для "порезать колбаску-хлебушек" на пикнике. А вот к заточке Опинелей отношусь очень трепетно. Не рискую на бруске. По совету старого узбека, у которого я как-то купил кинжал собственной работы, и данный кинжал и французский ножичек точу на оборотной стороне пиалы, где отсутствует эмаль. Вроде все устраивает.
Да, хотел хвастануть, продолжая тему ножей:embarassed: Друг на прошедший ДР подарил филейный нож финской фирмы Marttiini...С сертификатом и пр. Вот это вещь! Еще бы поймать такую рыбу, чтобы применить этот ножичек для снятия филе)))
Еще раз спасибо за отчет!

Submitted bylepilot on вс, 08/19/2012 - 02:11

Иван, отчет делает честь вашему естествоиспытательству и умению подмечать национальные особенности французов. Как вы это умудряетесь делать, не зная французского языка (пардон, если не правильно понял) - загадка для меня.. но вот эта фраза очень улыбнула )

всё в нём на границе технологичности-функциональности-экономичности; поэтому, да, лезвие ломкое, как рычагом действовать не рекомендуется, но порезать багет, камамбер-паштет на хлеб нанести - лучшего друга не найти; простецкую буковую шершавую рукоять приятно ощущать в ладони.

Любопытная гравюра человека с навахой. Откуда она, и что за человек изображен?
И еще вопрос: что за нож "джокер"(если правильно прочитал этикетку)? Смешное название... Это древний ритуальный нож королевских шутов?!

Это правда, французский я не знаю совсем. Хотя, конечно, перед поездкой во Францию полистал учебники-разговорники, но это, понятно, абсолютно незначимая капля в море.
А по поводу ножа - это конечно не нож джокер. По форме это наваха, а вот по клейму... Вот, дёрнул из инета цитату: "К XIX веку популярность навахи достигла такого размаха, что ее стали производить и за пределами Испании — в Шеффилде, Золингене, Шательеро, Лажиёле, Тьере". Продолжая цитату: ну а теперь и в России, какая-то фирма Джокер (а может и не в России - ничего не знаю про фирму Джокер) ставит своё какое-попало-клеймо на ноже в форме наваха. А я, каюсь, неразборчиво "цитатнул" фото их ножей, хотя в инетете полным полно фото музейных навах.
На гравюре изображена, вроде бы, тактика боя с навахой, когда на левую руку намотан плащ, как щит. Что это за гравюра, я не знаю, но только она кочует из одного ножевого форума в другой, когда речь идёт о навахе, поскольку и в самом деле она показательна и убедительна на наш любительский взгляд. )))