Поездка в Углич, Мышкин, Борисо-Глебск, Ростов Великий.

29.02.12
Итак, наметилась следующая поездка на очередные праздничные дни. На этот раз решили на все три дня махнуть в Углич. Как говорил герой книги Дэна Миллмэна «Путешествие – вот что приносит нам радость. А не цель!».
Обозначив сроки, примерный план пути, обзвонив все городские гостиницы, благо городок не большой, из 8-ми гостиниц только в двух оказались свободные на эти даты номера, да и еще с учетом того что мы путешествуем с лохматым Вестиком (ВестХайленд Уайт терьер), бронирование номера усложнялось. К моему удивлению самая центральная гостиница «Успенская» согласилась нас приютить. Цена номера 2100р. с учетом, что это тариф праздничного дня.
Просмотрев кучу предлагаемых в интернете туров с упоминанием города Углич, как одного из «Жемчужин золотого кольца России», заинтересовал еще и городок Мышкин, ну нет ни одного приличного тура без упоминания об этом городке, значит надо и туда заехать.
В общем, по факту оказалось все совсем не так как было запланировано, впрочем как всегда.
По пути в Углич, останавливались у церквушек и соборов, как обычно, пополняя свою и так уже довольно богатую коллекцию снимков подобной тематики. Проехали через г.Клязин, зарулив к церкви Вознесения Господня в Калязине, она была построена в 1783 году.

Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. Сначала церковь имела один престол Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела – Тихвинский и Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери – список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском – икона преподобного Макария с частицей мощей.
Основной объем храма был пятиглавым, фасады приделов оформлены в стиле эклектики, с элементами популярной во второй половине XIX века псевдоготики. Очень хороша величественная трехъярусная колокольня в стиле классицизм, богато украшенная парными колоннами, фронтонами и рустовкой, увенчанная высоким тонким шпилем.
В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат, а на месте старинного кладбища разбили стадион. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х началось ее возрождение. Пока еще в руинах стоит еще одна церковная постройка – вероятно, кладбищенская часовня у Святых ворот. Сами ворота не сохранились. Утрачены и интерьеры храма.
Церковь уже по большей части отреставрирована, хотя, конечно, сделать еще предстоит многое. Однако в восстановленном храме уже ведутся богослужения, причем не в приделе, а в основной части.

Памятник князю Михаилу Скопину-Шуйскому, предводителю русских войск в победном сражении под Калязином над литовцами в 1609 году был установлен в 2009 году южнее Вознесенского храма. Авторы памятника – скульпторы Е.А.Антонов и А.Г.Комлев, средства собирали горожане. Войска интервентов разграбили и разорили Калязин, и эта победа для калязинцев - не только славное событие истории, но и акт возмездия.
На памятной табличке выбито имя предводителя русских войск, князя Скопина-Шуйского, указаны и польско-литовские военачальники - Сапега и Зборовский. Символика памятника достаточно прозрачна - орел, символизирующий Россию, на поверженных знаменах польско-литовских полков. Ниже на каменной глыбе укреплен портрет Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Сама трасса удручала своей «убитостью». Углич оказался совершенно малюсеньким городком, гостиница находилась на главной площади, как раз напротив Кремля, убранство номеров убило своей аскетичностью! В номере ни чайника, ни чашек, отдельные две кровати, текстиль… советских времен, администраторы только на шторы не поскупились, при высоте потолков примерно в 4 метра…

Перекусили в кафе при гостинице, интерьер кафе в нашей привычной баварской теме. Кафе нам не понравилось, ждать заказ пришлось слишком долго, персонал не внимательный, еле удержались чтоб не уйти.


Описание достопримечательностей Углича начнем с Угличского кремля, который в XV веке, во время княжения Андрея Большого, выглядел не совсем так, как сейчас. По его границам шли деревянные стены с одиннадцатью башнями, из ворот которых были переброшены подъемные мосты, ведущие к дорогам на Москву, Ростов, Ярославль, Калязин и Тверь. От дворцовых построек кремля XV века сохранилось только каменное двухэтажное здание, носящее название "Палаты царевича Димитрия" (1482 г.). Хотя палаты реставрировались в XIX веке, они дают вполне точное представление о прежнем облике.

Место гибели малолетнего царевича Димитрия сначала было отмечено деревянной часовней, затем выстроена деревянная церковь, а уже в 1692 году построена каменная церковь "Димитрия на крови", которая и дошла до наших дней. Главный ее зал - высокий, двухсветный, расписанный художниками конца XVIII века, подробно воспроизводящими все события, связанные с убийством Димитрия, кроме одного, о котором "рассказывает ссыльный колокол".

Во время следствия по делу убийства царевича колокол был объявлен виновным в призывах к восстанию угличан, за что у него было отрублено ухо, вырван язык и он был сослан в город Тобольск. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич.

Каменный Спасо-Преображенский собор кремля был построен Андреем Большим в 1485 году, но в 1713 году из-за ветхости был разобран до фундамента и заново возведен. В 1860 году в соборе был выполнен деревянный резной золоченый иконостас.

Рядом с собором расположена нарядная колокольня (1730 г.), которая, являясь самым высоким зданием кремля, формирует его силуэт, просматривающийся с Волги и из города.

На правой стороне Каменного ручья, на невысоком холме стоит видимая издалека "Дивная" Успенская церковь (1628 г.) Алексеевского монастыря. В народе не зря ее прозвали "дивной" - необычное трехшатровое покрытие, расположенное по одной линии, и точно найденные пропорции придают ей острый, парящий в пространстве силуэт.

Сам Алексеевский монастырь был основан в 1371 году московским митрополитом Алексием. От построек этого монастыря сохранилась еще церковь Иоанна Предтечи (1681 г.) - пятиглавый собор, кровля которого была переделана в XIX в.
Со стороны Волги архитектурный облик Углича формируется еще двумя памятниками древнего зодчества. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690 г.) - нарядная пятиглавая, с очень красивым крыльцом и шатровой колокольней, и Воскресенский монастырь.

Воскресенский монастырь начал застраиваться каменными зданиями в 1674 году по распоряжению ростовского митрополита Ионы. Воскресенский собор, звонница, трапезная палата с церковью Смоленской богоматери - все эти монастырские постройки, расположенные по одной оси, с севера на юг, растянуты и приземисты, но разная высота зданий как бы их уравновешивает и дополняет. Этот красивый скульптурный ансамбль с разных точек осмотра выглядит по-разному, композиция его кажется удивительно продуманной и взвешенной.

(фото добавлю)

Недалеко от Воскресенского монастыря находится Богоявленский монастырь, который первоначально располагался на территории кремля и был выведен оттуда в 1661 году. В основном монастырские постройки выполнены в XIX веке, но лучшей считается Смоленская церковь, построенная в 1700 году. Ближе к Волге, на улице Нариманова, расположена Корсунская церковь, построенная в 1730 году. При церкви, над трапезной, возвышается изящная колокольня.

От жилой застройки Углича XVIII века сохранилось несколько жилых домов. Можно увидеть двухэтажный деревянный дом Ворониных (Каменская ул., 4) с прекрасной изразцовой печью; дом Калашниковых (Первомайская ул., 13/10), состоящий из Каменной (обращенной к улице) и деревянной части. Интересен двухэтажный каменный дом купцов Овсянниковых (ул. Карла Либкнехта, 14) с низким первым этажом, вдвое более высоким вторым и деревянной четырехскатной тесовой крышей.

Двухэтажными каменными домами начала и середины XIX века застроена вся правая сторона ул. Карла Либкнехта, а также Красноармейский бульвар, расположенный на высоком берегу Волги. Эти дома кажутся похожими друг на друга и, вместе с тем, разными. Это "типовое" строительство применялось для регулярной застройки провинциальных русских городов. Выделяется своими архитектурными формами каменный дом Переславцевых (XIX в).

В конце XIX века в Угличе появились деревянные дома, украшенные сложной кружевной резьбой (дом 48 по ул. К. Либкнехта), памятником деревянного зодчества признаны ворота дома на ул. Островского и др.

Прямо в городской черте, не более, чем в полутора километрах от кремля, Волгу перекрывает плотина Угличской ГЭС - наследие эпохи первых пятилеток. Плотина несет на себе яркие черты архитектуры того времени. По плотине проведена автомобильная дорога, с которой открываются красивые виды на город. Следует признать, что посещение ГЭС производит определенное впечатление. Кстати, автомобильные мосты через изгаженную водохранилищами широченную реку отсутствуют на многие километры вокруг.

После предварительной прогулки по городу, которая еще больше разочаровала, т.к. было безумно холодно, решили не задерживаться на долго в Угличе, оказалось, что делать там особо нечего, возможно в другое время года мы задержались бы по дольше.

У меня было запланировано 2-3 объекта в обязательной программе визита, это музей суеверий русского народа, музей русской водки и пара монастырей. До первого объекта добралась без особой надежды на то, что в него вообще попаду, т.к. время уже было начало шестого вечера, а по путеводителю время работы оканчивалось в пять вечера. Но, свершилось чудо, экскурсовод, он же хранитель всего этого добра открыл на звонок, удивительно, но не смотря на то, что я была единственным посетителем, хозяин музея провел меня по своим владениям с воодушевлением рассказывая о былинах, сказаниях и разнообразных обрядах древней Руси и связанных с ними лешими, ведьмами и прочим сказочным сбродом. историями их появления и логичного развенчания всех чудес.

В музей водки я уже не успела, поэтому прогулялась до двух монастырей, сделала снимки и на этом мини-тур по Угличу был закончен.

Вернувшись в гостиницу застигли своего любимца валяющегося на кровати! Наш Филька, воспитанный в строгих правилась «на диван нельзя!», пиливать хотел на запрет вне дома. Развалившись всеми своими 4 лапами на кровати, мирно посапывал, видимо уж очень сильно он устал в первой половине прогулки по Угличу.

На следующий день поехали в г. Мышкин, по рассказам посещавших, сувениров там полно, все что может быть хоть как то связано с мышами, можно найти в одном месте.
По пути все еще щелкала улочки и здания Углича, которые показались мне интересными.

Музей мыши «Мышкины палаты», фасад здания был украшен часами, на которых в полдень было небольшое представление, выезжали фигурки мышей под звуковое оформление, туристы собирались напротив здания и фотографировали все действие.

За "Мышкиными палатами" расположились местные ремесленники со своим сувенирным товаром, там были и тапочки всех размеров в виде мышек, и кружки, ложки, прихватки, деревянные подставки, чайники и прочее все в виде мышей. Поскольку в кожанных перчатках, вцепившись в фотоаппарат у меня руки совершенно окочинели, я решила утеплиться купив себе варежки с мышиной мордой, для моих дюймовочных размеров подошли только красного цвета варежки, что собственно не типично для мышей, да и к моим нарядам не подходило, но на цвет я уже внимания не обращала, уж очень хотелось согреться.

В самих «Палатах» представление было рассчитано больше на детей, напоминало новогодние представления под общим названием «Елка», актеры в нарядах, незатейливый сюжет, экскурсия по залам ничем примечательным не отличались, в подвальном помещении расположен «мышиный зоопарк», там представлены мыши разных регионов: песчаные, лесные, горные, летучие мышки и другие пушистики: хомяки и шиншиллы.

Набрав себе сувениров на память, обойдя городок (проще для понимания обычная деревня), запечатлев окрестности и местный Собор, отправились в обратном направлении, предполагая проехать через Ростов Великий.

Трасса проходила через г.Борисо-Глебск, к моей величайшей радости, т.к. я очень люблю приятные неожиданности.
Монументальность Борисо-Глебского кремля меня поразила, жаль только что все в таком запустении.

Сретенская надвратная церковь Борисоглебского монастыря

Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним».

Монастырь основан новгородскими монахами Фёдором и Павлом по благословлению Сергия Радонежского в 1363 году. По преданию, в конце XIV века в Борисоглебском монастыре принял постриг монах Пересвет, ставший позже героем Куликовской битвы. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков — у него в 1612 году просил благословения на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский.

В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

После революции, в 1924 году монастырь был официально упразднён. Действовал как музей (филиал Ростовского музея-заповедника). С 1962 года бывшие монастырские слободы получили статус посёлка городского типа.

Монастырь возрождён в 1994 году, делит здания с музеем.

Но наиболее сильное впечатление монастырь производит с близкого расстояния. Его внешний облик по мере обхода вокруг ансамбля разительно меняется. Западный, и особенно восточный фасады монастыря — это могучая крепость: поражают воображение суровая простота и неприступность стен и башен, они подавляют своей мощью и поражают колоссальным объемом работы, которую строители проделали при их возведении. Южный же и северный фасады, при наличии всех атрибутов крепостного сооружения, завораживают красотой и богатством декора, каменного «узорочья» надвратных церквей, галерей и даже башен.

Массивные столбы галереи орнаментированы фигурными колонками из белого камня и круглыми нишами с лицевой стороны. В углублениях этих ниш размещены белокаменные розетки с резным изображением двуглавого орла — герба Российского государства: недвусмысленный намек на значимость монастыря, близкого к царскому двору на протяжении всей его истории. Интересно отметить, что подобные, хотя и меньшие по размерам, белокаменные розетки с орлом вделаны на северной стене в тело самого храма. Это еще одно свидетельство одновременности создания галереи и самой церкви.

А был Борисоглебский монастырь когда-то знаменит, В его стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин! Легендарный Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, по преданию, был сначала иноком Борисоглебского монастыря. Все великие Московские князья и цари, начиная с внука Дмитрия Донского Василия II Темного и заканчивая первыми царями из династии Романовых, оказывали монастырю внимание, жалуя его богатейшими земельными и денежными вкладами.

Звонница Борисоглебского монастыря.

Под церковью на территорию монастыря ведут два громадных сводчатых проезда с подпружными арками, расположенными значительно ниже сводов проездов. Пространство между ними образуют простенки с полуциркульным, соответствующим сводам, завершением. На них со стороны въезда и со стороны монастырского двора размещены четыре композиции. Своды арок тоже расписаны.

Южные ворота Борисоглебского монастыря расписывались в конце XVII века. В соответствии с системой росписи ярославских и ростовских храмов этого времени строится и роспись ворот. Над арками размещаются многофигурные композиции, а на самих арках, в кругах, — погрудные изображения ангелов, митрополитов, святых, чудотворцев. На лопатках, которые переходят в арки, — могучие (примерно в полтора раза больше натуральной величины) фигуры апостолов в рост. Все эти композиции обрамлены коричневой разгранкой, по низу лопаток идут белые полотенца о орнаментом в кругах. Казалось бы, что здесь, на улице, белые полотенца совсем неуместны, однако авторы росписи формально переносят на стены ворот схему росписи стен и столбов из интерьеров храмов конца XVII века

На южной галерее Сергиевской церкви, над арками, сделаны три трехлопастных киота, обрамленных профильными тягами. В киотах изображен Деисус. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом киоте со свитком в руках изображен Иоанн Предтеча, одетый в зеленый хитон.

Обойдя весь монастырь, зашли в сувенирную лавку, расположенную в одной из башенок стены. Там расположены здоровенные колокола на подиумах с информационными табличками, на которых изложена вся история колокола посути и никакого экскурсовода не требуется. Подошел, прочитал, поглазел и все понятно. На протяжении всех самостоятельных экскурсий по городам Золотого кольца России мы собираем однотипные сувенирчики, в целях экономии места мы решили собирать ложки с местной символикой, обычно они из металла, а тут обойдя все лавки, нашла только деревянные. Закупив очередную партию сувениров отправились дальше.

Не удержались и свернули еще к одной церквушке: Церковь Преображения Господня в Поводнево, это
кирпичная трёхпрестольная двухэтажная церковь, построена на средства прихожан и вклады местных помещиков Кикиных. Пятиглавый четверик с двухэтажной трапезной и колокольней с западной стороны. В верхнем этаже холодный Преображенский престол, в нижнем тёплые приделы: Владимирский и Пятницкий. Как видно на фотке один крест поник, толи от тяжести грехов местных жителей, толи от некачественного крепежа....

Далее до Ростова ехали без остановок, пресыщение архитектурными сооружениями древности дало о себе знать, мимо проплывали большие и маленькие церквушки, но нам уже совершенно не хотелось к ним заруливать. Все что можно было поймать в объектив на ходу, было снято уже без особого интузазизьма.

Поскольку мы совершенно не планировали ночевку в Ростове, первостепенной задачей было найти подходящую гостиницу, чтобы пустили с лохматым. Первая гостиница по пути притягивала позитивной вывеской «Эконом класс», зайдя внутрь убедились что она ну ооочень эконом класса, по цене 2000р. за номер, в котором полноценная двуспальная кровать, стол, кресла, тумбочка и душевая кабинка, общий коридор с лестничная группа гостиницы оставляли желать лучшего. Ничего общего с привычными гостиницами, обычный жилой дом, с куском выделенным под гостиничные нумера. Администратор гостиницы уверяла, что другого в праздничные дни мы вообще не найдем. Но мы, будучи на позитиве и привыкшие к хорошему сервису в путешествиях, поспешили унести ноги из этого «Эконома» подальше, поближе к Кремлю, поближе к центру.

Гостиниц в Ростове оказалось огромное количество, что нас ооочень порадовало. Выбор пал на гостиницу которая располагалась в 3-х минутах или даже в 1-2-х минутах ходьбы от Ростовского кремля. Номер достался мансардный, единственное окно выходило как раз на купола Собора.

Фильку приняли хорошо, позитивный пес взывал позитивные эмоции. Перекусив в ресторанчике при гостинице, пошли изучать достопримечательности, пока солнце не село. У стен кремля располагались ряды торговцев-ремесленников, с товарами местных промыслов украшения с финифтью, глиняные изделия, льняные и вязанные. Вот тут то мы разорились по полной программе!

Музей кремля ко времени нашего прибытия уже не работал, но нам никто не мешал разгуливать по территории, любуясь стариннцми постройками, блуждать по затейливым закоулкам кремля.

Сам кремль разделен на 2 части, на Архиерейский двор, примыкающую к нему с севера Соборную площадь и с юга - Митрополичий сад. Главным сооружением ансамбля является Успенский собор - старейшее здание города. В нем находятся мощи провославных святых. В 17 веке к юго-востоку от собора была построена звонница, знаменитая своими 13-ю колоколами и представляющая собой аркаду, стоящую на высоком основании с четырьмя главами. Самый большой колокол имеет вес 2000 кг.

Забавно было передвигаться между зданиями, т.к. узкие проемы между стен, походили на узенькие улочки какого нибудь Испанского городка, здесь когда то перемещались древние Ростовские воины и вот ты идешь и представляешь себе как оно тут было несколько веков назад.

Это для наглаядности, Ксю в проеме, в своих мышиных варежках...

Вот так сворачиваешь с площади и оказываешься в каком то тупике...стоишь и гадаешь что ж тут раньше то было? Прямо по курсу Церковь Иоана Богослова (1683), интересно как использовался раньше этот закуток...

А если пройти дальше вдоль основной стены, и между зданием...не помню уже как оно называется, то можно из одной площади в другую перейти, это так, наверное, чтоб пробраться незаметно.

Вот в чем заключается вся прелесть в самостоятельных вылазках, можно забрести в такие места этих достопримечательностей, которых не экскурсии не показывают и в путеводителях не освещают.

Насытившись архитектурой древности, пошли к озеру Неро ловить закат. По пути увидели рекламную вывеску , которая призывала покататься на снегоходах, пройти мимо мы конечно не смогли, и решились вкусить адреналина!

Сделав бооольшой круг по озеру, уставшие, проголодавшиеся, но довольные направились к гостинице. Столкнулись с проблемой вечернего ужина. В ближайшем ресторане уже все самое приличное меню было слопано нашими предшественниками. Пришлось довольствоваться рестораном при гостинице. Заказ свой ждали долго, в зале было холодно, к сожалению эта гостиница не имела в наборе услуг сауну, как бывало во всех предыдущих. Прилично продрогшая на прогулке я мечтала о горячем душе, но с горячей водой в гостинице оказалась напряжёнка, еле теплая вода и полное отсутствие интернета - это все что расстраивало.
Поднявшись к своему номеру обнаружили хвостатого гостя сидящего у нашей двери. Которого наш Филя встретил с воодушевлением, но "гость" как то ощетинился...

Утром решили - пора возвращаться домой - в Москву.
Еще раз совершив променад по Кремлю, зайдя в парикмахерскую, потом опять таки в сувенирную лавку, приобретя очередной чайничек на память, выдвинулись в долгий путь к родным стенам.
Только вот нас не смогло удержать желание попасть в родной мегаполис, красота местных монастырей и соборов, по всему северному направлению от Москвы их расположено громадное количество разнообразных, привлекающих своей архитектурой.
И буквально проехав несколько километров в сторону дома, наткнулись на еще один монастырь. Мимо проезжать - былоб преступлением!

Это оказался

На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен ансамбль Спасо-Яковлевского мужского монастыря. Панорама Спасо-Яковлевского монастыря с живописным сочетанием различных по стилю архитектурных форм — псевдоготические завершения башен, барочные и классические завершения церквей — производит впечатление сказочного чудо-города, прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт. В монастыре находится святой источник святителя Иакова. Православные паломники считают воду источника целебной, над ним построена освященная часовня.

Входим!

Извиняюсь... я - маленькая и с высоты моего дюймовочного росточка все монументальные здания немного теряют правильные геометрические формы.

В наших жизнях все предначертано... не стоит противиться тому что нас свело вместе... это божественные силы, решили все за нас...

Неизбежность.....
Мы возвращаемся в жизнь мегаполиса..... Романтика приключений и чувств остаются позади... легким шлейфом воспоминаний...

продолжение следует...
Обещаю доложить фоток (не успела).

Comments

Не могу понять как сюда вставлять фотки , чтоб они попадали прямо под описание...:cry:

если внутрь текста, то используйте якорьки, что под фотками находятся в якорьках спрятан код для вставки внутрь текста