Пешком 570 километров в поисках лагерей ГУЛАГа.

Изображения

Август - октябрь 2009 года неформальной командой "Северный путь" в составе 4-х человек:
Осипенко Сергей, Шароватов Игорь, Кузнецов Игорь и Кристина Партум была осуществлена первая масштабная целенаправленная экспедиция по поиску и исследованию лагерей ГУЛАГа стройка № 501 "Сталинская мертвая дорога".
Россия, район крайнего севера Ямало-Ненецкий автономный округ.

[gmap line=#0000FF/5/0.6:|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0|line=#FF0000/5/0|line=#FFFF00/5/0|line=#FFFFFF/5/0|line=#00FFFF/5/0|line=#FF00FF/5/0.6:65.5503433384 , 72.305476265 + 65.5536619853 , 72.224188149 + 65.5873367004 , 72.10895885710001 + 65.6032526772 , 72.0244119409 + 65.6151429936 , 71.96127031 + 65.6257721689 , 71.9376005698 + 65.63484977 , 71.90891375770001 + 65.6625131518 , 71.8334841728 + 65.6737111229 , 71.80201238950001 + 65.7145166583 , 71.7527901661 + 65.7425553817 , 71.71708124689999 + 65.7929935679 , 71.534298677 + 65.82548920070001 , 71.4846608788 + 65.8281305898 , 71.4190698881 + 65.8291050699 , 71.34899835100001 + 65.8253817447 , 71.24656747100001 + 65.8146409225 , 71.1996994726 + 65.819519693 , 71.0690260213 + 65.81674503159999 , 71.0446039215 + 65.8119602222 , 70.9687551577 + 65.8283211105 , 70.82741322 + 65.83284566179999 , 70.69494327530001 + 65.8418490831 , 70.5715583917 + 65.8443570323 , 70.5191895179 + 65.8429240622 , 70.4547040164 + 65.7802810706 , 70.2422703803 + 65.74775316749999 , 70.1441906299 + 65.7490397058 , 70.0951435883 + 65.75582661670001 , 70.01893172040001 + 65.7615193538 , 69.732836578 + 65.7824526541 , 69.5842364989 + 65.79439342950001 , 69.4150562491 + 65.81653087399999 , 69.298638152 + 65.8310936764 , 69.183508018 + 65.8439904917 , 69.13279809060001 + 65.8682427742 , 69.0751285013 + 65.9042030666 , 69.0164027922 + 65.92744273130001 , 68.9148266986 + 65.91360974129999 , 68.8894928154 + 65.8666417468 , 68.9088830911 + 65.8559088036 , 68.8737608213 + 65.8182549477 , 68.8687968906 + 65.8559088036 , 68.8737608213 + 65.8666417468 , 68.9088830911 + 65.91360974129999 , 68.8894928154 + 65.92744273130001 , 68.9148266986 + 65.94956349580001 , 68.8959731162 + 65.9588783048 , 68.8620544039 + 65.9699324425 , 68.8472688943 + 66.0032719653 , 68.8239848055 + 66.0154771898 , 68.7960308231 + 66.0362343024 , 68.73542161659999 + 66.046976801 , 68.7132055499 + 66.0611136351 , 68.6572204717 + 66.0930811241 , 68.6160733737 + 66.13311887720001 , 68.5904378258 + 66.1505345441 , 68.5803119 + 66.18173165250001 , 68.5143215116 + 66.20001794770001 , 68.4949174896 + 66.2127838377 , 68.4550358914 + 66.2105001882 , 68.4187956434 + 66.2150213867 , 68.39896858669999 + 66.22953037729999 , 68.3773271833 + 66.2314024754 , 68.3416796196 + 66.2553835195 , 68.25959790500001 + 66.26149434600001 , 68.2238267921 + 66.256653294 , 68.1798751932 + 66.2728759646 , 68.1098556239 + 66.26837689430001 , 68.07827001440001 + 66.2600634713 , 68.0353598669 + 66.2654285599 , 67.9823649488 + 66.2726027146 , 67.92797821569999 + 66.2781921867 , 67.8705697227 + 66.2837555073 , 67.84391208549999 + 66.29524801860001 , 67.815670101 + 66.3114177156 , 67.77687085789999 + 66.3300118782 , 67.68031376410001 + 66.3348167203 , 67.60763604189999 + 66.329584904 , 67.5406044535 + 66.3482579403 , 67.50252898780001 + 66.3534099609 , 67.4659035075 + 66.3651979342 , 67.4474470597 + 66.3790591713 , 67.4247046933 + 66.3909100927 , 67.4237365834 + 66.40400539149999 , 67.397132339 + 66.408049576 , 67.36959460190001 + 66.41172093340001 , 67.32288259080001 + 66.4196370542 , 67.2486000694 + 66.42828097570001 , 67.21129037439999 + 66.42909645100001 , 67.17687369319999 + 66.42884004859999 , 67.105931947 + 66.4292051643 , 67.070185896 + 66.4279286005 , 67.0242615324 + 66.4177811332 , 66.9935643207 + 66.4105977584 , 66.9567846134 + 66.3990746532 , 66.9047279656 + 66.4544325974 , 66.72325422989999 + 66.4927855879 , 66.69546687979999 + 66.54968261720001 , 66.6677856445 + 66.62265144289999 , 66.5687589906 |zoom=7 |center=66.0864973906,69.4371176278 |width=700px |height=400px |control=Large |type=Map]

События того времени (1947-1953гг.) ушли в историю. Конечно, в ближайшие годы там не останется ничего, как произошло на участке ж/д поселок Пангоды - г. Новый Уренгой.
Мы сделали это для того, что бы сохранить это печальное наследие для потомков, понимая, что это тяжелое историческое прошлое. Но оно было и останется в памяти людей и это должно послужить уроком будущим поколениям.


Мы не собираемся делать какие либо выводы по стройке № 501. Одно можно сказать точно, искалеченных судеб достаточно. Занявшись этой темой, мы встретились с разными мнениями. Одни готовы уничтожить дорогу, чтобы и "духу" её не было и этих кошмарных воспоминаний, другие жалеют о том, что дорога оказалась невостребованной, как и не востребован труд огромного числа людей.
Бывает вот так, разговариваешь с человеком из "бывших", он-то смешные случаи вспоминает и заливается смехом, а потом вспоминает, как умерших складывали в холодном сарае по десять-двенадцать человек за день, потому что не успевали хоронить....потом увозили и хоронили в общей яме, выдолбленной в вечной мерзлоте и рассказчик плачет... Это было поколение совершенно других людей, сильных духом и других жизненных ценностей.


Возвращаясь к теме нашей экспедиции, все же хочется немного сказать об этой стройке и о людях, которые попали туда, которые понимали, что они попали под огромное колесо системы.
Изначально уничтожать заключенных, конечно ни кто не собирался, поэтому и подбирали более здоровых и мастеровитых. Тут вопрос больше в условиях суровой северной природы. Лето, когда в жару тучи комаров, если хлопнуть впереди идущего человека ладонью, то из комаров получался отпечаток. И это июнь-июль-август. Потом короткая осень и морозы. Жестокие морозы ноябрь-декабрь-январь, потом сплошные метели и заносы, февраль-март, далее распутица и наводнения, апрель-май. Морозы достигали до - 64 градусов, да и ветер в минус 30 мало приятного. Резкие перепады давления круглый год. Температура может измениться от + 5 до - 25 за два часа.
Пройдя по этим местам, становится понятно, как люди жили, когда находишься в бараке для заключенных:
Длинный одноэтажный барак, разделенный на два помещения, в каждом из которых располагалось приблизительно по 50-60 заключенных. Получается один барак на 100-120 человек. Частые ряды двухярусных нар, между которыми невозможно пройти не задев соседние. Две печки на один барак, где из кирпича, а где и сделанные из железной бочки. Представить, как жили заключенные семь месяцев зимы в таких условиях не сложно, живя здесь на крайнем севере. День - работа, ночь - выспаться и не успеть просушиться.
Вот карцеры были сделаны надежно, до сих пор стоят. Когда мы открывали двери, то даже петли не скрипят - кованые. В некоторые, даже если сейчас закрыть, то выбраться - дело скорее нереальное. Когда заходишь в карцер, то создается впечатление, что люди ушли недавно, вроде вчера... И так год за годом. Да и с перспективой не очень, у многих были большие сроки, от десяти и выше.
Сами лагеря стоят друг от друга через каждые 7-10-12 км. Точное их количество до сих пор никто не знает. Многие данные так и не рассекречены.
Рельсы для строительства собирали по всему СССР. По дороге мы обнаружили Иранские, Американские, Немецкие рельсы. На разъезде Ивлевский была водокачка, теперь остались только обломки канала для подъема воды, сохранились запасные пути, около восьми - десяти путей. Когда то там был большой лагерь. Рассказывать можно много и рассказать есть что…
Стройка жила, кипела и умирала... На сегодняшний день - она мертвая. Скоро придут бригады, начнут восстанавливать отсыпку, демонтировать старые и монтировать новые рельсы, прокладывать автодорогу, а вместо многих лагерей будет стоять современная ЛЭП. Со стороны города Салехарда уже снято 90 километров рельсов.
Стройка №501 уйдет в историю, о которой по обрывкам воспоминаний и музейным экспонатам (кстати, в Надыме такого музея нет до сих пор, только, небольшая экспозиция в доме природы) наши потомки будут пытаться восстановить события тех времен.
Сейчас мы иногда видим передачи, где даже историки говорят о том, что на стройке было хорошо, отлично кормили, одевали и уже в общем, создается впечатление у несведущего зрителя, что курорт, а не зона там была. На встречах мы рассказываем только о том, что видели, показываем фотографии и видео съемки, а люди должны сами делать выводы и отмечать для себя что-то важное...


По всему маршруту прохождения экспедиции населенных пунктов нет. Сотовая связь не доступна до самого Салехарда.
В общей сложности было пройдено пешим ходом в поисках лагерей 576 километров, в результате найдено 34 лагеря ГУЛАГа, отмечено более 350 мостов, произведены фото и видео документирование найденных лагерей заключенных, железной дороги, мостов, построек тех времен, артефактов найденных в местах прохождения...
Впервые была составлена подробная карта участка одной из масштабных строек 20 века от Надыма до Салехарда, с расположением лагерей, мостов и т.д.
Параллельно во время проведения экспедиции было сделано отступление от маршрута с целью - отыскать заброшенный поселок ссыльных времен гражданской войны Сарато, для этого был организован сплав по реке Танопча и недельный переход вдоль реки Полуй. Поселение Сарато было найдено и исследовано. После, экспедиция по 501-й была продолжена.
9 октября 2009 года, в городе Салехарде, на берегу реки Обь успешно завершилась 40-дневная исследовательская экспедиция, проходящая по маршруту строительства объекта именуемого как стройка №501 ГУЛАГа.
При содействии сотрудников музейно-выставочного комплекса им. Шемановского г. Салехард были сделаны фото и видео съемки в г. Салехарде на местах бывших лагерей заключенных 501-й стройки ГУЛАГа.
Подготовка к данной экспедиции заняла у нас 2 года.

Проходила экспедиция без участия спонсоров, только на личные средства участников.

По материалам экспедиции создан виртуальный проект интернет - музея "ГУЛАГ. Стройка № 501" www.doroga501.ru . Где каждый может ознакомиться с нашими материалами…
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


Железная дорога от г.Надым до г.Салехард была оставлена в 1953 году. Именно тогда, в связи со смертью И.В. Сталина было прекращено ее строительство. С 1948 по 1953 годы силами заключенных были проложены сотни километров рельсов... Целью нашей экспедиции был поиск заброшенных лагерей бывших заключенных на данном участке. Путь в 110 километров проходит по лесам, сопкам,болотам, тундре... Конечно, за 55 лет безхозного существования железная дорога притерпела значительные изменения: сильно просела отсыпка, сгнили шпалы, изогнулись временем рельсы.


Один из первых мостов.


Мосты различных конструкций прежде запоминаются качеством изготовления.


Семафор.


Бурундуки приноровились бегать по внутренней части рельса. Вероятно они поняли преимущество технического прогресса. На протяжении всего пути мы часто видели этих зверьков, бегающих по рельсам. В нужном месте они останавливаются, бегут по своим делам в лес и набив полный рот семян возращаются на рельс, чтобы продолжить свой путь. Когда мы встретили первого бурундука, бегущего внутри рельса, то думали: случайность. Оказалось, что все бурундуки, живущие близ дороги приноровились к скоростным бегам по заброшенной дороге.


Дверь от вагона поезда.Остатки прошлого вдоль дороги напоминают от том времени, когда здесь ходили поезда.


Очень длинный деревянный мост. Стоящая часть конструкции полуцелая только посередине болота.


Глядя на избитую кувалду, невольно начинаешь понимать какого труда стоило строительство этой дороги.


Пензеръяха (В переводе с языка северного народа ненцев означает : река шаманского бубна. Дословно "река-бубен".Это приток реки Нгарки-Пензеръяхи, которая является священной для ненцев. Ранее близ нее жили северные шаманы.) Осенью река не более 15 метров в ширину. Во времена постройки моста здесь ходили баржи. Мост отлично сохранился.


Внутри моста.


Многокилометровая тундра, бескрайний простор которой придает ощущение свободы и пространства. Вокруг нитка горизонта, где небо встречается с землей.


После дождей наступает потепление и над всей тундрой поднимается туман. Вскоре он окутывает все окружающее пространство. Виден был только участок железной дороги в пределах 50 метров, по которому мы шли... Рельсы растворялись впереди и сзади по мере нашего продвижения, словно в молоке. Казалось что дорога уходит в пустоту, в никуда.


Ну что сказать? Космос. Туман усилился и окутал все напрочь и слился с небом. Невероятное ощущение пустоты длилось несколько часов, после чего постепенно начала проявляться окружающая природа.


Здесь нас ждала сложная переправа. После дождей вода в этих краях быстро поднимается. Частично перешли по болоту, частично - на лодке.


В некоторых местах можно перейти по рельсам. Следует только учитывать, что часто они выкручены и находятся в подвешенном состоянии.


Муравейник на дороге.


Нгарка-Пыряяха широкая река. В переводе с ненецкого: Большая щучья река.


Решетки на окнах напоминают о суровом прошлом этих мест. Бараки заключенных стоят прямо на болоте и многие уже ушли в него так, что на поверности остались только крыши.


Когда мы вернулись на место стоянки, то обнаружили разодранный пакет с продуктами. Чуть дальше видели медвежьи следы. Медведи - любопытные животные, вечно свой нос засунут куда-нибудь. Прошел небольшой дождик и мы двинулись к лагерю возле разъезда "Карась". Наверное в той стороне у медведя тоже были свои дела и нам пришлось около восьми километров идти по свежим медвежьим следам вдоль железной дороги...


Карцер на болоте.


Длинный барак для заключенных предназначен был для 100 человек. Он был разделен перегородкой на два больших помещения, в каждом из которых располагалось 50 человек. В перегородке на два помещения была установлена печка, сделанная из бочки. Ряды двуярусных нар расположены очень близко друг другу (может пройти только один человек). Свободного пространства в помещениях не было. Остается только догадываться об условиях выживания в этих условиях с учетом того, что заключенные работали зимой на строительстве дороги в морозы до минус 50 градусов.


Около этого моста нам пришлось долго искать место для переправы. Перешли справа. Если идти слева, то только перелезать по частям моста ( Есть смысл предупредить, что конструкции мостов не такие надежные как кажется. На одном из переходов рядом с одним из нас упал рельс. Переход требует внимательности).


Проходная и ворота в лагерь.


Охранная вышка лагеря.


Проходная лагеря.


Река Ярудей.

Весь путь предполагался не как марш-бросок, а как планомерное прохождение пути с поиском лагерей. Мы рассчитали предельно-оптимальный вес, с которым может идти каждый участник методом проб и ошибок. Рюкзак не должен быть очень тяжелым в связи с огромным количеством переправ и переходов по болотам (иначе это приведет к потере времени и возможным травмам, что недопустимо в таких мероприятиях).
В среднем каждый день мы проходили 10-12 км, иногда 25-35 км. Это зависело от сложности переправ, погоды, наличия болот,непролазных зарослей ольхи.
Чем наполнены были рюкзаки? Конечно, поскольку целью было не просто прохождение маршрута, то с собой была фото и ведеоаппаратура.
Проще говоря: фотоаппарат, видеокамера, штатив, двухместная лодка ПВХ,весло, насос, две двухместные палатки, четыре спальника, коврики, спининг и рыболовные снасти, котелок, кружки, ложки, ножи, флайеры, плащи, сапоги ОЗК,аппаратура для зарядки аккумуляторов с солнечной батареей, портативная рация (дальность работы на 3 км),комплект аккумуляторов для фотоаппарата и видеокамеры (плюс комплект пальчиковых для фонарей,GPS, рациии), аптечка (состав сразу не смогу перечислить, скажу, что она собиралась скурпулезно и там было только необходимое, начиная от йода, заканчивая хирургическими иглами с нитками и жгутом), 50 флаконов Дэты,пластиковые бутылки, GPS, тубус с картами и канцелярскими принадлежностями, фонари, зажигалки, комплект сухой одежды и нижнего белья, свитеры,предметы гигиены и хозяйственное мыло, полотенца, фляжки, 50 метров тонкой капроновой веревки и другие мелочи. То есть большой объем заняло снаряжение. Мы не брали с собой такие ненужные тяжелые предметы как топор. Остальное - это продукты. Мы ходили осенью, а природа в наших краях богата в это время года. Основное место среди продуктов, которые мы брали, заняли сухари из белого, ржаного хлеба и хлеба "7 злаков", 1 кг соли, упаковка из 100 пакетиков чая, 2 кг разной крупы, бульонные кубики, 350 мл подсолнечного масла,около десятка маленьких пакетиков каши "Быстров", 2 кг леденцов,два десятка брикетов китайской вермишели (предварительно сломанные и спрессованные), несколько брикетов сушеных овощей.
Изначально предполагался отход от привычной городской пищи, поэтому первая неделя пути прошла с плавным переходом на природную пищу. Неделя - это преиод адаптации жизни в природных условиях. Постепенно в рацион добавлялась рыба, грибы, ягоды. В этот сезон очень много рыбы, которую мы перодически ловили. Также обилие грибов. Ягоды: брусника, клюква, голубика, черника, красная и черная смородина, водяника, шиповник разных видов.
Естественно в основном наше питание состояло из сухарей и даров природы. Поэтому у нас не было длинных переходов на износ (за некоторым исключением) для экономии энергии и планомерного ее пополнении.
Неожиданностью для нас было посещения метеостанции Полуй, где оказывается есть фактория. Там мы приобрели некоторые продукты. Но поскольку завоза перед зимой еще не было, то там были только остатки: сгущенное молоко, печенье, конфеты, макароны. Рыбные консервы брать не стали, тушенки не было.
Вот так и прошли, легко конечно не было, но все терпимо и дошли все в добром здравии.


Скоро будет уха.


Утренний морс.


Стоянка.


Расчет маршрута экспедиции на ближайшую неделю.


Кристина.


Сторожевая вышка охраняемого периметра одного из лагерей ГУЛАГа.


Мост через реку Идъяха.


Отдых на мягком ягеле.


Железнодорожный мост после пожара.


Река Лимбяяха.


Маслята.


В карцере лагеря для заключённых.


Печь со встроенными чугунными котлами.


Проходная и ворота одного из лагерей.


Окно от карцера.


На разъезде.


Дрезина.


Берега реки Полуй.


Это болото забыть сложно. Переходили с рюкзаками, по пояс.


Следы медведей на берегу р.Полуй.


Медвежьи следы. Нам по пути...


Еловый лес около п. Сарато.


Катер на берегу Полуя.


Остов старого катера на берегу реки Полуй.


Барак на Сабельном мысу.


Здесь был сложный переход...


Ненецкое святое место.


Остатки буровой 1957 года.


Красная смородина.


Черная смородина.


Переправа через старый обвалившийся жеелзнодорожный мост.


Снег в наших краях не редкость...


Обдорский острог в Салехарде.


В Обдорском остроге. г. Салехард.


Мамонт на берегу Оби.


Герб Ямало-Ненецкого автономного округа в аэропорту Салехарда.


г.Салехард, Паровоз 501-й стройки.
_________________________________________________________________________
Обсуждение прохождения этого маршрута в блоге на этом сайте: http://www.4turista.ru/content/nadym-501-salekhard
_________________________________________________________________________

Comments

Спасибо большое за отчет.
Еще больше потянуло все-таки пройти хотя-бы часть этой грустной дороги.
__________________________________________
Не разрушайте мои нервные клетки. В них живут мои нервные тигры...

Submitted byRishakot on вт, 03/23/2010 - 11:03

и в шоке одновременно...
тоже так хочу, но....
блиин.... оч классно, спасибо за отчет!

Это неимоверный труд, спасибо Вам за этот отчет. Читается легко и интересно!!!! :smil443E:
Я бы наверно так не смогла, хотя очень хочется попробывать. Жаль что многие вещи уходят в прошлое и от них не остается и следа!!!

очень трудное, знаю, что никогда не смогу пройти по такому маршруту, поэтому по-хорошему вам завидую!!!!
Спасибо, что сделали такой отчет!!!! Вы просто молодцы, делающие свои мечты явью!!!!

Оружия не было. Были приличные охотничьи ножи и флаеры с красным огнем для отпугивания. Да, медведей очень много. На фото следы четырех медведей (семья). Один огромный медведь, один поменьше (медведь-пестун), возле кромки леса следы медведицы с медвеженком. Там заповедная зона и поэтому медведи расплодились очень сильно. На берегах много следов, где они кувыркались в песке. Сколько мы шли вдоль Полуя (неделю почти), столько и шли по свежим медвежьим следам, иногда по их тропам. Нос к носу не столкнулись, но рык в метрах 100 слышали. Ничего, разошлись.

да, отчаянные вы :smile: встретиться нос к носу с мишкой и без как минимум 12-го - это, знаете ли, приятного мало...

Мишки большие. Может спасти бывает только карабин. Просто не надо провоцировать. медведи просто так тоже не нападают.

Submitted byvik on вт, 03/23/2010 - 12:00

Да, впечатлили! 570 км пока еще не очень укладывается в голове.
Очень заинтересовал поселок Сарото (или Сарато правильно?). Что там Вы увидели? Большой поселок был? Когда заброшен? Наверное не так давно, раз его еще обозначают на картах?

Правильно пишется Сарато (так оно обозначено на старых картах и так его называют ненцы). Точного перевода не знаю. Но это слово ненецкое и состоит из двух слов сара (не знаю как переводится, может слово имеет хантыйские корни или зырянские), слово "то" означает - озеро. В сорока километрах южнее есть речка Сарато, озеро Сарато. На картах его не всегда верно обозначают(иногда чуть дальше, чем он находится). Поселок находится там, где обозначен на карте на расстоянии от берега Полуя примерно в 300 метрах.
Этот поселок бросили в 60-е годы 20 века. Жителей перевезли в Салехард и другие поселки. Там жили переселенцы времен коллективизации, т.е. зажиточные крестьяне и др. Много было мастеровых. В этом поселке содержали лошадей, коров. Было хорошее хозяйство. Во время строительства железной дороги там делали телеги, колеса и другую утварь. Вдоль реки Полуй валили лес заключенные, которые жили на берегах в землянках. Лес сплавляли для строительства лагерей и шпал.
Что там сейчас? Сейчас это огромное ровное место в лесу, размер с футбольное поле. Остался один фундамент от избы из которого растут березы в диаметре около 20 см и одна полуразрушенная изба, несколько железных кроватей, огромный (литров на 5) эмалированный чайник,остатки печек-буржуек. Очень красивое и живописное место. Саказочный еловый лес. Прямо на месте поселка живут семьями медведи. Там мы обнаружили более 15 медвежьих свежих лежек. В общем сейчас там живут медведи.

Submitted byJuryS on вт, 03/23/2010 - 12:21

такие отчеты как Ваш вдохновляют на путешествие, толкают попробовать и свои силы. Наш сайт пополнился замечательным отчетом и это здорово, это - развитие.
Я под впечатлением.

Submitted byBadger on вт, 03/23/2010 - 12:50

Перечитал несколько раз. Отчет замечательный! Не многие способны на такое.
Насколько я понял, на старом месте пустят новую железку. Остается лишь наедятся, что места бывших лагерей сохранят в виде музеев под открытым небом. Жаль только мосты, скорее всего не сохранят.

Вряд ли сохранят. До сих пор нет плана сохранения хоть одного лагеря. Произойдет скорее тоже самое, что и на участке от пос. Пангоды - г.Новый Уренгой. Там сейчас новая железная дорога, шоссе, ЛЭП и нет лагерей. Все снесли. Никому из администрации история не нужна, судя по действиям. Когда мы шли, то уже была сделана геодезическая разметка. Новая дорога пойдет по старой. Лагеря стоят вдоль дороги от полукилометра до километра. Там будет еще и автодорога, плюс ЛЭП. Мало того, лагеря постепенно сами разрушаются от действий природы, погоды. Чтобы их сохранить, нужно желание и деньги. Постепенно падают вышки, многие бараки уже ушли в болота и остались торчать только крыши с чердачными помещениями (кстати там лисы живут, встречаются время от времени, наверное им там удобно). При желании можно и мост один деревянный разобрать и перевзти в музей, они же все сборные-разборные. Сделаны из балок и стянуты большими шпильками. В музеи можно увезти сохранившиеся дрезины. Можно нарезать участки рельсов разных годов выпусков. Там ведь на рельсах вся история. Есть рельсы 1879 года впуска, демидовские рельсы, завода князя Белосельского, советского производства завода Сталина, американского, иранского,немецкого производства.... и многие другие. Увы, ничего не делается.

Ну музей там можно укомплектовать точно. Встретилась гимнастерка солдатсякая, пустые цинки от патронов, остатки радиоточек, старые светильники, деревянные колеса, телега, надписи в бараках, есть даже картины на штукатурке стен в бараках, костыли в больнице (целые), есть целая полностью небольшая дрезина (с двигателем и смазанная, не исключено что на ходу, пробовать не стали. Стоит в лесу, в стороне от железки), деревянные ступы, формы для выпечки хлеба, метровая в диаметре часть паровоза, двери вагонов, кирки, кувалды. чугунки и многое другое...
С собой конечно не брали....у нас и так вес рассчитан был до 100 грамм. Да и брать нельзя, на это нужно разрешение....а иначе причислят к черным копателям. Поэтому координаты найденных вещей кроме гос. музеев никому не даем. Увы, у нас такой закон. А в музеях говорят: денег нету на сбор экспонатов. Вобщем замкнутый круг. Может и одумаются пока не поздно...но не уверен.

Ндаааа. Ничто не меняется в нашем государстве. У нас все время пытаются перекроить историю или спрятать(стереть). Все время стремятся строить некое мифическое идеальное... без пятнышек. Грустно!
Боюсь показаться пессимистом, но силами энтузиастов это не спасти! Тут нужна серьезная финансовая и политическая поддержка. Если финансы еще возможно найти, то поддержки от госструктур ....