Первомайский милитари трип или путешествие к местам обитания ядерного щита всея Руси

Поездка на бывшую позицию РВСН в Ульянино, что под Козельском пробудила огромный интерес у меня к этой теме. Много информации было выложено тут и на других интернет ресурсах. Вобщем как выяснилос «Злых городов» в России несколько. В районе Козельска и Иваново процесс уничтожения (рекультивации) идет бурными темпами, и найти брошенную ШПУ в приличном состоянии достаточно сложно. Можно сказать практически невозможно. Вот поэтому наш взор упал на более отдаленную территорию обитания ядерного зла. Маршрут составлялся около месяца, параллельно с этим шла активная подготовка к нему. И вот долгожданный старт!!!! И первая засада! Слетают карты и маршрут на основном КПК. Быстро решив проблему перезагрузкой и заливкой карт (часа полтора) мы продолжаем путь к первой точки нашего маршрута – город Рязань.
В Рязани нам предстояло встретить двух молодых представителей сталкерского движения и вместе с ними мы направились в первую точку нашего путешествия – Музей дальней авиации. Сам музей оставил море положительных эмоций и заслуживает отдельного и более подробного описания!!! Экспозиция составлена людьми бесконечно влюбленными в авиацию, живущими ей. Может немного наивно сделанные спецэффекты, но от ощущения, что сделаны они с великой любовью они не выглядят нелепо или смешно. Экспозиция большая и достаточно много поистине ценных экспонатов. На взлетке выделено место, где можно пофоткать и потрогать этих железных птиц. Музей дальней авиации
Из-за потери времени на старте нашей поездки вся экскурсия проходила бодрым темпом, и многое было сжато до минимума. Поэтому у меня и зародилось желание еще раз посетить этот замечательный музей, но уже располагая большим количеством свободного времени. К этому способствует то, что с музея нашими великими военными мужами снят статус «музея» и он существует на добровольных основах благодаря усилиям группы увлеченных людей. Сколько он еще просуществует в таком виде неизвестно, поэтому стоит поторопиться с посещением. (для справки – находится на территории действующей части и о посещении надо заранее договариваться)
Покидали музей со смешанными чувствами – гордости и печали за нашу Державу.
Дальнейшую программу нам обеспечили ребята из Рязани. Они провели увлекательную экскурсию по уже недействующему заводу гиганту Россельмаша. Тут нас поджидал второй облом – взятые фотоаппараты дружно отказались работать. Но это не омрачило нашего пребывания там. Место действительно очень интересное. Создавалось полное ощущение, что люди просто закончили работать и ушли на выходные, а после праздников снова приступят к работе. Незаметно начало смеркаться и мы, попрощавшись с нашими гостеприимными экскурсоводами, отправились искать место для ночлега. Уже в кромешной тьме в лесу была найдена боле мене подходящая полянка. Каково было наше удивление утром, кода выяснилось, что ночевали мы на территории брошенного пионерского лагеря.
Дальнейший путь лежал в горд Пенза. По пути мы заскочили на бывший аэродром и брошенную часть ВДВ. Подробно останавливаться на них не буду, по фоткам будет все понятно.
К Пензе подбирались уже затемно. Попытки найти подходящую полянку для ночлега не увенчались успехом. Час провели в скачках по полям с распугиванием местных обитателей - зайцев. Решили искать ночлега в придорожных мотелях. И тут нам улыбнулась удача!!! На Пензинской окружной нам попался достаточно свежей постройки мотель с приемлемым ценником. Стоянка была забита дальнобойщиками – это хороший знак. Тут нас догнал еще один экипаж. Приняв водные процедуры и релаксанты (водкапиво) попадали спатки.
Утро нас встречало очередным сюрпризом. За толпой фур в углу спрятались два вот таких красавца!!! Ночью мы их не заметили за плотными рядами фур, а утром дальнобойщики уехали, и они предстали пред наши очи. Естественно мы устроили им фотосессию.
РакетовозыРакетовозыРакетовозы
Но пора в дорогу. Нас уже ждет на трассе Пензинский товарищ и основная цель нашего путешествия - гнездовища обитания ядерного зла (УР-100н уттх).
Очень сложно заставить себя смотреть на дорогу когда вот он тематичный отворот дороги и характерное возвышение. Там позиция!!! Нооо мы едем дальше. Дорога становится все хуже и хуже. Местами создается ощущение что ее бомбили. Ну, вот и долгожданная первая точка нашего маршрута. Все порушено и раскопано. Оголовок присыпан землей, люк технологического ходка на месте и практически закрыт. Во всех отверстиях и лючках виднелась земля, это навело на мысль, что ее засыпали под крышку. Увиденное нас сильно расстроило, и мы уехали на следующую точку. Как выяснилось позже, что зря. Но мы уже двигались к следующей точке. Тут нам повезло больше. Лючок был снят и был свободный доступ в оголовок ШПУ. Вот оно!!! Полазав и пофоткав вдоволь, решили двигаться в сторону наиболее интересной точки. Это должен был быть Командный пункт и стартовая позиция. Уже на подходах обратили внимание на бреши в периметре, это был добрый знак. Но у ворот нас поджидало разочарование. На территории копошились солдаты из страшных войск – стройбата. Они были заняты сложнейшей стратегической задачей – добывание силикатного кирпича из построек позиции. Посланные разведчики донесли, что на позиции еще несут дежурство ракетчки в ожидании окончательной сдачи на распил черметчикам. Переговоры с капитаном и прапорщиком несшими дежурство не привели к разрешению на посещение данной позиции, но пролили свет на некоторые моменты. Оборудование уже все снято, как и все наиболее ценное, а дежурство ведется в административном здании и им вобщем пофиг на ШПУ и КП. И вообще дежурство не круглосуточное… На последующие дни это стало основной целью. Все было вокруг обнюхано и обсмотрено, проработаны варианты и время захода. Почувствуй себя разведчиком! Лагерь был разбит поблизости и все маршруты проходили возле этой точки. Следует заметить, что большую часть мы перемещались вне дорог общего пользовании, пользуясь грунтовыми. Единственный их минус была пыльность ну и в случае дождя она становилась мылом (чернозем). Зато вместо круга в 40 -50 км мы проходили от точки до точки 10-15км. Еще один огромный плюс – там нет ГАИ:smile:.
Благодаря этому мы смогли посетить больше чем планировали. Многие из них еще находятся на боевом дежурстве, и проезд вдоль периметра по грунтовке сопровождался поворотом бронеколпака на вышке караулки вслед за нами. Некоторые уже снимались с дежурства. Периметра на них уже не было, а огорожены они были обычной рабицей. Из охраны там находилось несколько рядовых стройбата. Активными темпами пошла рекультивация…
Ну да ладно. Проскакав мимо очередной действующей позиции, свернули в лес для проверки предположения о недостроенной Р-14. Буквально через 300 метров мы вкатились на площадку. Змейки кинулись в стороны. Вот они дыры в земле и нагромождения бетона. В одной из шахт что то громко плескалось. Стоять на краю и смотреть в глубину было притягательно, но в тоже время жутко. Отойдешь в сторону, а тебя тянет обратно заглянуть. Вообще место само по себе оказалось не очень приятным из-за скопления змей, кучи гнезд шершней и бешеного количества комаров. Одним словом – аномалия.
Р-14
Выбираемся на дорогу не обозначенную ни на одной карте и движемся в сторону трассы. Здесь мы расстаемся с Пензинским комрадом и двигаемся на место встречи с Питерским товарисчем. Вечереет, и дышать полегче после целого дня в пыли и на солнце (32 градуса). Подобрав Питерца, повторно заезжаем на самую первую ШПУ. Видимо после жары вскипевший мозг выдает идею – попробовать поднять крышку технологического ходка. После часа упорства мы таки ее открыли!!! Состояние было лучше тех, которые мы встречали ранее. Детский сад, глупости - скажут многие. Возможно, они правы. Но сколько драйва! Чувство победы… адреналин…
Дальнейшее происходило как в калейдоскопе. День сменял день, исколесили множество дорог, проверили множество точек и живых и не очень. Но вот настал день «Ч» когда удалось подловить момент и попробовать заброситься на КП. Удача! Вроде нет никого и мы уходим в ходки. Вот гермодвери КП, а вот и он сам. Правда ниже на метра два тк срезали тросы, на котором он должен висеть, и нет лифта. Пока ребята как пауки растягивают страховки, мы отправляемся в потерны к ЗКП. Немного жутковато. Длинна проходов доходит до 40 метров. Местами подтоплено, а ходок к караульному помещению затоплен сильно. Вот и ЗКП. Пол подвешен на пружинных подвесах и с помощью специальных блоков связан со стенами. Воевать тут готовились на совесть. Конструкция впечатляет своей фундаментальностью. Тем временем подготовка страховок завершилась, и начался процесс исследования внутренностей КП. Описывать не буду, просто выложу несколько фоток. В общем, нам очень повезло попасть на такой объект. Но вот послышалась команда от наблюдателей. Видимо кончился парад, и служивые возвращаются на место службы. Жалко уходить, но что поделать нам еще предстоит сегодня длинная дорога в сторону дома. Выехав на трассу, двинулись в сторону Тамбова, по пути естественно не пропуская отмеченных точек. Надо отметить, что поэтому направлению большая часть радовала глаз живыми бронеколпаками и свежей краской, от этого даже становилось как то радостнее на душе.
Особый восторг вызвал нефтеперегонный заводик с работающими скважинными насосами.
Нефтеперегонный заводик
Подъехали к одному заправиться, но как на зло там кончилась горючка. :smile:
Нефтенасос
Тут нас поджидала первая поломка – камнем перебило патрубок второй печки на патроле. Справились с этим быстро. Вторая поломка ждала киа уже на трассе. У него ослабли болты крепления колеса, и стоял жуткий грохот. Так преодолевая трудности мы достигли места нашей последней ночевки – г.Кирсанов.
Утро… Последний финишный отрезок… Все уже порядком подустали. Но последние два места посещения вычеркивать не стали. Первое «Брошенный танковый полигон» оказался совсем даже не брошенным, а очень даже действующим. Со вторым местом тоже получился облом. Аэродром был частично обитаем, да и следов обещанного подземного бункера не обнаружилось. Зато из далека хорошо была заметна бывшая позиция С-75 (ромашка). Ну вот и все. Как завершающий аккорд грохнул гром и полил дождь. Домой. Домой. Домой.

Маршрут выглядел так Москва-Рязань-Пенза-Саратов (Татищево)-Кирсанов(Тамбов)-Москва. В общей сложности было пройдено около 2500 км. Намечено множество новых мест для подробного изучения и посещения. Вот такой у нас получился перводевятомайский пробег

Comments

Submitted byvik on чт, 05/20/2010 - 13:55

Не слабо! Фото подземного командного пункта впечатлили! А еще есть?
Еще порадовало: "Многие из них еще находятся на боевом дежурстве, и проезд вдоль периметра по грунтовке сопровождался поворотом бронеколпака на вышке караулки вслед за нами"
Под Козельском 8-го мая такой бронеколпак на нас грозно матюгался. Но не поворачивался. Будем теперь знать их повадки :smile:

Фоток море!!! Постараюсь попозже видео подъема крышки прилепить.
Мы к двум почти к колючке подходили (метра 3-5) и тишина. Видимо специфика местности другая.

Мы то тупо пошли на КПП :smile:
Вот здесь:

Думали брошенная совсем. Хотя периметр в хорошем состоянии. А она на автомате походу матерится

Она по идее должна метров так за 5 начинать орать. На некоторых и за большее расстояние. Как настроить.
В нашем случае там рядом полевые дороги идут и если слишком чувствительной сделать она будет постоянно верещать:smile:

На фотке вообще бронеколпак в сторону глядит. На Саратовских всегда смотрел в сторону въезда.
Да и начало рекультивации выглядело - вместо колючки рабица, колпак снят.

Submitted byLeSold on чт, 05/20/2010 - 16:21

вот теперь понятнее стало, как это все в действующем виде выглядит
удачно зафоткали
спасибо

Завидую белой завистью...........................
_____________________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted byBadger on пт, 05/21/2010 - 10:45

Ответ на от Yoti

Подумываем тут на лето посетить Кострому в том же аспекте. Ты вроде как выказывал желание. Тебе маячить?

Вот это да! Ради этого стоило месяц готовиться! Даже больше стоило! :) Под Козельском я был, но там на порядок конечно менее интересно... Потрясающие виды КП... технологические ходы, гермодвери...мммммм... Молодцы! Давайте еще фоток :)

Много фоток - это намного лучше чем рассказ о разряженном фотоаппарате, и пять снимков с мобильника со сбивчивыми попытками объяснить, что в реальности это ого-го как красиво :)

Это не наши методы:smile: Правда в одном месте остались вообще без фотиков хотя их было в тот момент 4. Чудовищное стечение обстоятельств. Главное что в основной точке они все были в работе:smile:

Submitted byBadger on чт, 05/27/2010 - 14:40

Добавлю еще несколько фоток.
Неподалеку от каждой шахты стоят вот такие столбики


Причем для каждой шахты свои два. То есть на старте с КП есть две шахты (КП и ракета) и для каждой своя пара столбиков.
Возникло несколько версий. Может кто знает для чего они?

Изображения

Места установки датчиков ядерного удара, назовем это так, правильное название не знаю. В ШПУ ОС установлена система, позволяющая произвести коррекцию наведения рокеты после нанесения по позиционному району ядерного удара, что предпологает некоторые смещения шахт ШПУ. Понятно, что отклонение в точке пуска даже на 1" даст в точке цели совершенно недопустимое отклонение, проще говоря, ракета прилетит не совсем туда, куда надо. Думаю, что на столбиках как раз и установлены датчики системы коррекции, но это только версия.
ЗЫ Сам видел их много раз.
_______________________
Мы не думаем - Мы едем!