Первомайски милитаритрип Part2 или голопом по Белорусским ядерным арсеналам.

После посещения УР-100 и стратегической авиации окончательно и бесповоротно в мозгу поселилась идея – «Хочу видеть, где это ядреное зло хранилось!»
Ведало этим 12 ГУ МО (12-е Главное управление Министерства обороны России, отвечающее за ядерно-техническое обеспечение и безопасность. Так же называлось и в советский период. http://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%93%D0%A3_%D0%9C%D0%9E) После начала разоружения часть объектов перепрофилировали или просто бросили. Только вот разбросаны они по России-матушке на многие километры. Тут нас осенило – Белоруссия!!!
Идея сгонять в Белорашу витала давно, а тут еще все достаточно плотно расположено. И тебе аэродромы, и узлы связи, и 12 ГУ МО, и наземные старты «Пионера», и…. Точки посещения искали практически весь прошлый год. Накопилось их весьма порядочно и пришлось их тщательно отбирать. Несмотря на жесткий отбор, оставалось их просто огромное количество. О поездке в одни выходные не могло быть и речи. Решили поступить по отработанной схеме – взять отгулы между майскими праздниками и поехать только по отобранным точкам, ни каких общих туристических посещений. Исключение составила только Брестская крепость, но о ней в отдельном блоге.
Сборы были практически мгновенными. Запланированный старт сдвинулся на полдня ранее. Взгляд на градусник (14 градусов) и обещание гидромета до 17 в Москве и до 16 в Минске + никаких осадков сильно повлияла на одежный рюкзак. Как же мы попали с этими предсказаниями!!! Но об этом позже.
Наконец-то все собрались и уже к обеду стартанули. Первым пунктом для ночевки и точками для проверки был выбран пригород Смоленска. Прибыли мы туда затемно, спасибо Московским пробкам и затянувшимся сборам. Точки, аэродром и его хранилище, оказались более чем живыми и обитаемыми. Поэтому все мысли об уютном ангаре для разбивания палаточного лагеря пришлось оставить и переключиться на поиски места стоянки, что было не простой задачей по причине дождя лившего всю дорогу с границы Московской области. Но тут за весь день нам улыбнулась удача. Мы нашли полянку для лагеря с достаточно удобным подъездом, а главное - сухую! Не смотря на заминки на старте, тяжелую дорогу в дожде и облом с первыми точками все были рады начавшейся экспедиции.
Утро началось парадом военной техники по дороге от базы к аэродрому. Громкий рокот пробудил практически всех. Вояки были сильно удивлены нашим лагерем на краю поля возле дороги. Жаль не оказалось фотика под рукой.
Но пора снова в путь. Не спешные сборы, приведение себя в порядок и старт к следующим точкам. Наш путь лежал в Смоленск, вернее к ЗКП на его окраине. Кружа по городу в поисках места назначения, глаз фотографа то и дело выхватывал интересные и красивые виды. Возникает огромное желание - остановится, достать фотоаппарат, не спеша пройтись и запечатлеть все эти замечательные виды. Но, увы! Время подгоняет и подгоняет. Нам еще предстоит пересекать границу и искать место стоянки.
В Смоленском ЗКП нас ждало очередное разочарование. Он весь был разрисован игрунами и прочими посетителями. Кроме того соседний рыбзавод его второй вход использовал для утилизации старой тары и прочего. Из-за чего находится там было возможно только в противогазе. Вот они методы хозяйствования по «нашенски». Недолго думая решили не тратить время и ехать на территорию Беларуси.
Непосредственно перед самой границей были куплены гринкарты и заправлены машины под завязку. Пересечение границы не вызвало особых проблем. Вот и шлагбаум платной магистрали. 20 рублей и мы летим по прекрасному автобану! Европа! Первое что бросается в глаза это чистота, ухоженность придорожной инфраструктуры. Куда хватает взора везде порядок и чистота! Поля возделаны, строения покрашены! Все зацветает и зеленеет! Благодать! Погода вторит настроению. Солнышко постепенно разгоняет тучки. Однако температура не спешит подниматься выше 10 градусов, ветер норовит сдуть машину с дороги. Но нас это не пугает.
Вот он первый на нашем пути аэродром. В конце ВПП стоит пожарная машина набирает воду из гидранта. Въезд на аэродром, выкопанные и частично порезанные танки для горючего вселяют надежду. Поворот и …. КПП. Его вид резко контрастирует с раздолбаной дорогой и пейзажем из ржавых остовов. Такое ощущение, что мы пересекли границу времени и оказались лет 30 назад. Пока мы соображали, что делать к нам на встречу (метров 30) уже шагал служивый. Поведал нам о том, что нам тут делать совсем нечего и подсказал как нам выехать. При этом он был предельно вежлив и доброжелателен. Вот это несение службы! Вот это порядок!
Проехав далее, мы убедились, что ремонтный авиазавод и его городок вполне себе очень даже ничего, что нельзя сказать о его складах вооружения (не осталось ни камушка) и топливохранилище. Топливохранилище
Но время торопит, и мы уже мчимся к самому интересному. Минуем действующую часть, очередной брошенный аэродром и вот она дорога на конечную на сегодняшний день точку маршрута. Очень надеемся, что тут нам повезет с крышей над головой. Температура падает до 6 градусов. Как назло пошел дождь. А где обещанные 10-12 ночью?! И снова нам улыбнулась удача! Пред наши взоры предстало строение странной формы. Как позже выяснилось, в нем осуществлялась перегрузка спецгруза. Беглый осмотр территории показал, что большая часть брошена. Дозиметр показывает фон ниже Московского или такой же. Да! Ночевать мы будем на территории бывшего 12 ГУ МО.
Ночка выдалась беспокойная. Практически перед отбоем нас посетили лесники!!! Да-да! Лесники! Три вооруженных мужчины в форме поинтересовались целью нашего визита, наличием оружия и тд. И это в первом часу ночи! Получив наши объяснения и убедившись, что у нас нет оружия, они немного расслабились и беседа перешла в более спокойное русло. Их достаточно сильно удивило, что мы в курсе, что тут раньше было, и что ради этого мы приехали. А нас то, что к ним повадились ездить из России браконьеры. На самом деле беседовать с ними было крайне приятно. Открытые и простые люди. Следующим посетителем был ежик. Этот негодник схватил коробку от мангала и потащил к себе в домик. В пустом большом помещении это было громко, жутко громко. Пришлось шугануть не званого гостя и убрать коробку. Ну теперь то покой! Не тут то было! Рокот работающего мотора и свет фар. Ну, кого там еще принесло?! Свои?! Ребята, догонявшие нас, решили не ночевать под Смоленском, а тянуть до нас. А мы ждали их только завтра к обеду. Показал где перекусить, разбить палатку и свалился спать.
Утро. Вставать тяжеловато. Но ничего. Цель близка!!! Быстрый завтрак, дождевик на плечи и ноги сами несут вперед.
Объект «Сарай». Так его помечали на картах генштаба. Одна из дорог нашего прибежища забегает в бетонное строение. В нем снимали «Изделие» с автомашины и переставляли на специальную вагонетку. Далее по рельсам втягивали в соседнее строение, где собственно оно обслуживалось и хранилось. Хранилище производит огромное впечатление. Его не сразу замечаешь, не смотря на его внушительные размеры. Выглядит оно как большой холм в лесу. Двери это нечто! 5 сдвижных бетонных дверей толщиной около метра сдвигались гидравликой. На противоположной стороне их 3.Дверки
Пройдя через них, мы попадаем в огромный зал с поворотными кругами и внушительной кран-балкой под сводом. По сторонам расположены 6 комнат для хранения и обслуживания «Изделий». По одной стороне целый лабиринт комнат и помещений для обеспечения жизнедеятельности сооружения.
Долго не мог понять, что за ощущение послилось внутри меня. Уже позже в другом подобном сооружении я понял, что это было – ощущение фундаментальности и нерушимости, инженерной продуманности и огромная горечь от того что это теперь совершенно никому не нужно. То на что шли огромные усилия целой страны теперь находиться в таком состоянии. Но это потом, а пока надо посмотреть, куда ведут другие дорожки на данной позиции. А ведут они к еще одному огромного размера бункеру. Но он используется нархозом под лесопилку и туда мы не попали в этот раз. Забегая вперед, скажу, что в подобное сооружение мы таки попали на другой позиции. Стало понятно, почему именно эти бункеры используются под народное хозяйство практически на всех осмотренных позициях.
Это ровный без пазов пол и простые уличные двери. Так как оснавную защиту брали на себя внутренние двери.
Дверки хранилища
Далее: здание бывшая караулка и штаб, казарма, заглубленная оружейка (по стенам характерные стойки под оружие), небольшое убежище и гаражи.
Все наземные строения используются под хозяйство лесопилки. Пробежав по всем дорожкам и заглянув во все уголки, мы вернулись обратно к палаточному лагерю. К этому времени очнулись последние сони и приступили к завтраку. Стало совершенно понятно, что у нас еще есть много времени, и мы пошли по территории вторично. Наличие времени дало возможность фантазии реконструировать все до деталей, как оно было в те далекие времена. Вот тут стояли БТРы, а там была огневая точка. А тут был секрет! В первый раз мы промчались мимо, не заметив его.
К этому времени все собрались и мы двинулись дальше по маршруту. Но времени мы потеряли не мало!
Теперь мы двигались на поиски наземных стартов «Пионеров» (подробнее можно почитать тут http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A1%D0%94-10) с первым городком нам не повезло. Там стоял указатель «Трудовой лагерь». Доехав до заброшенного КПП мы остановились. Через 100 метров стоял еще один КПП с хорошим периметром. Пока мы стояли и решали, что делать к нам подъехала охрана. Выяснилось, что теперь все перестроено под колонию. И мы двигаем дальше. На второй точке нам просто несказанно повезло! Из-за леска мы выехали в городок. Город призрак
Первое впечатление было, что он обитаем. Но как оказалось он законсервирован! Все стекла и двери на месте, газовое хозяйство тоже. Город призрак
Газовая станция городка
Ставь вентиля, врубай газ и живи.
Пломбы на дверях
Строения стоят опечатанные, на каждом инвентарный номер. Никакой охраны и все цело! Порадовали крышки люков - бывшие боковины транспортных ящиков от «Изделий». Крышка тары изделия
На технической территории хоть и поредели ряды колючки, но она по прежнему за забором и используется по уже другому назначению.


Искать на 5точку приключений мы не стали и развернулись обратно к городку. По пути нам попалось несколько артефактов указавших, под какие нужды теперь используется или использовалась эта территория.
Но время подгоняет нас, и мы с сожалением вынуждены покинуть этот городок и двигаться дальше по маршруту. Надо сказать, что в этот день нам больше ничего особо интересного не попало, хотя точек мы проверили не мало. Пару раз практически въезжали на действующие позиции с тылу. Во избежание международных конфликтов быстренько оттуда отруливали.
Очередной день близился к концу. Небо всплакнула мелким дождичком. Разбиваем лагерь на подступах к очередному хранилищу. Что бы утром его обойти. Горячий ужин и немного горячительного скрашиваю все капризы природы. Остальные экипажи решили предаться пивной вакханалии, но и их не на долго хватило. Утро было добрым не для всех:smile:.
За эти несколько дней у нас получился слаженный экипаж. За 40 минут мы успели неспешно перекусить, собраться и уложиться. Остальная часть лагеря представляла из себя картину «После боя». Будем первопроходцами-разведчиками пока все дрыхнут.
Состояние этого хранилища примерно такое же, как и предыдущее но тут нам попался очень интересный плакат.
Жаль, что не все надписи сохранились. Но некоторой ясности о назначении этих строений нам добавило. Не теряя времени, возвращаемся в лагерь. Зрелище не внушающее оптимизма… К этому времени очнулось всего пара человек. Памятуя как в прошлый раз, сборы затянулись до часу дня, решаем одним экипажем выдвигаться по маршруту в качестве разведки.
В дальнейшем благодаря этому мы смогли гораздо больше посмотреть. Вот когда начинаешь понимать насколько важна слаженность экипажа и подбор команды.
Теперь наше продвижение по намеченным точкам шло планомерно без потерь времени в два водителя, так же мы решили вставать на ночевку в придорожных отелях или гостиницах что бы сэкономить время на поисках места под лагерь и его разбивание-сворачивание. (Для справки- цены за постой 300-700 рублей с носа в зависимости от уровня и удаленности от трассы.) Да и погодка начала донимать своей промозглостью и периодическим дождем. Но оставим транспортно бытовую тему и вернемся к тому ради чего мы сюда ехали.
Узел связи.
Вход в него ну очень крутой.
Вход в узел связи
Как выяснилось он 3х этажный. Там располагались свои дизельная с аккумуляторными, огромная система подготовки воздуха Вентиляция
, аппаратные Узел связи стойки оборудования на подвесах
и тд.
Потратив уйму времени на блуждания по объекту выдвигаемся дальше. Нам предстоят поиски ночлега. Следующий день будет очень насыщенный.
Ранний подъем, автотелепортация и мы на позиции "Р-12". Немного обглоданные сборщиками чермета. Частично завалены мусором. Частично подтоплены (1 уровень). НО! Доступны!
Р-12 ШПУ с Крышкой
Р-12 Парадный вход
Сохранилось некоторое оборудование
Р-12 ЩитоваяР-12 Дизельная
Ходить приходится аккуратно. Много открытых люков и технических ходков.
Там можно провести целый день изучая позицию. Но у нас лимит времени и мы мчим на следующую позицию. По пути нам попался забытый для России пейзаж
А вот следующая точка! Тоже доступна и не рекультивирована!!! "Р-14"
Р-14
Р-14
Внутри ее пытались выжечь но...
Р-14
Частично сохранились механизмы из цветных металлов
Р-14
Р-14
Вот оголовок шахты
Р-14
и она сама
Р-14
В лабиринтах мы потеряли ход времени. Уже на поверхности поняли, что начинает смеркаться, а нам еще предстоит 200км бросок ближе к границе. Решили искать пристанища в Полоцке.
Всю дорогу нас полоскал дождь и ветер. Уже в ночи мы прибыли в город. С гостиницами нам не повезло и мы переместились в Новополоцк где и нашли приют в центральной гостинице.
Промозглое утро. За бортом +7 и дождь (а где обещаные 15???) Последний взгляд из окна Старт ДОМОЙ!!!
Километры летят много быстрее когда едешь домой. Уже за Смоленском выключили печку в авто. В районе второй бетонки стали снимать свитера. Москва нас встретила тепло +17. Мы дома!!!
Вот такой маршрут мы нарисовали за майские праздники

PS Спасибо всем кто был в этой поездке. Перечислять не буду тк они тут не зарегистрированы за исключением Раскумара .

Comments

Submitted byYoti on чт, 12/22/2011 - 21:25

Вот собрался в Няндому посмотреть арсенал, а на февраль планировали Р-14 в Белоруси - и на,:smil446I: ты уже успел побывать.....
Завидую, отличные места, отличные фото.
ЗЫ Но есть, есть у меня в запасе секретное местечко:wink:
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Раздербанено там все сильно Заезжали туда, в отчете последние 4 фото оттуда. Нив коем случае не реклама отчета, просто что бы понимали чего ожидать от места.

Я служил рядом с Мирным на аэродроме в транспорной роте. Много ездил по космодрому, был на космических старовых установках, лазил по ним. Не знаю как сейчас там обстановка, а в то время "индейцы" на КП голодные были, и мы проезжали на самые секретные объекты за консервы. Там в тайге ограда, как таковая, по периметру отсутствует. Есть она только около КП. Любое КП можно объехать по лесу. Как правило есть дорога. По опыту знаю, что ночью охраняют лучше, чем днем. А после обеда вообще всем пофигу, желудок на сонную железу сильно давит. Самое лучшее время прохода.

Я бы не рискнул ехать 1000 км что бы попробовать за консервы въехать на территорию ЗАТО. Особенно на "неприметных" джипах с московскими номерами. Тем более прорываться за периметр по партизанским тропам. :smile:

Можно конечно приехать и попробовать "прорваться", но толку то?
Что можно увидеть передвигаясь там пешком? Территория там большая...
А неприметные джыпы с московскими номерами заметят сразу.
Не знаю на сколько были голодные индейцы раньше, сейчас на голодных они не похожи и на контакт идут
неохотно, только после того как на кпп позвонила наша встречающая сторона с нами стали разговаривать
и даже пустили за ворота, но без машин.
Территория большая, трафик на дорогах днем присутствует. Партизанские дороги конечно есть, но состояние их кмк
не лучше чем та, по которой ехали мы.

и в Няндоме были...:smile:, впечатляет весьма, при определенном уровне воображения, одна сдвижная дверь толщиной в метр как бы символизирует....

Я бы не рискнул ехать 1000 км что бы попробовать за консервы въехать на территорию ЗАТО

Отписал в личку....

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Красотища! Но вообще целостность поражает. в гомельской области все объекты делятся на 2 типа: 1-используются, 2 - весь метал выдрали и бетон на строительство растащили.

В Няндоме вроде как сохран был хороший

По фоткам вроде хуже будет, просто Няндома будет по дороге...

Ты часом не про Тропосферку?

Ты про ТРРС? Если про неё, то нет...РВСН, конечно

Я не все места куда закатывались тут выложил. Есть еще наметки на поездку.

Батьковщина радует, по фоткам сохран очень хороший, надо обязательно съездить....

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted byFremd on пт, 12/23/2011 - 11:55

Удивило, конечно, состояние города-призрака. Надеюсь, оно таковым и останется.
Добавил отчёт в закладки в надежде когда-нибудь пройти по вашим следам :)

:smil443E:
Вот это здорово, мешок респектов)
читал с удовольствием, хорошо написано, а главное точки маршрута и их количество! мое почтение!
Теперь уже понятно, зачем мне еще раз стоит ехать в Белоруссию, как соберусь обязательно спрошу совета, куда соваться стоит а куда нет...

То что я видел на фотках Няндомы было гуд.

Съезжу, гляну, там есть проблема - далековат он от города, можно и не проехать...

Кинь точку в ЛС гляну были мы там или как.

Не белорусская точка, есть проблема с попаданием, решаю, в любом случае думаю не позднее августа 2012г, но надо 3 дня (пятн-субб-воскр), ехать больше 1000км

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

На счет удаленности от города согласен на 100%. Да и снег может сильно испортить доступность. Недостатки зимы

есть проблема с попаданием, решаю,

А в чем проблемы с попаданием? Может у меня выйдет пособить с их решением.

но надо 3 дня (пятн-субб-воскр), ехать больше 1000км

В идеале денька 4 (запас времени на непредвиденные и/или придти в себя перед работой)