Острова северо-западной Ладоги. Часть 2. Война и мир.

Изображения

img_0081.jpg

Первое утро на Ладожском озере показало нам капризный характер местной погоды, что называется, во всей красе. Хотя, именно красы, видно и не было. Не было видно вообще ничего… Поднятые с утра характерным звуком капели по тенту палатки, мы увидели знаменитый ладожский туман. Помехой ему не были ни дождь, ни довольно сильный ветер, который, казалось, делает его еще плотнее. Белая вода плавно переходила в белое небо в пятидесяти метрах от берега.
«Ну вот и покатались» - шептал нам утренний пессимизм.

Но к вечеру видимость улучшилась, утренний пессимизм был с позором изгнан запасами пива, и мы решились на короткую вылазку к ближайшему архипелагу Кильписаарет.

Причаливаем к самому крупному острову архипелага, маневрируя в волнах между каменных глыб.
Суровые гранитные пляжи, скалы, покрытые ковром мхов, и странные красные пятна на камнях… Да это колонии божьих коровок – сочетание ледяных волн, полированного непогодами гранита и тысячей маленьких жизней врезалось в память сильнее многих красот и пейзажей.

По традиции, забираемся на самую высокую точку, чтоб оглядеться. Путь нелегок – лабиринт скользких плит, как будто искусственно выложенных с целью не пускать любопытных, награда – хрупкая красота и величие севера- «цветущий» лишайник и потрясающие виды.

На третий день, кроме объезда Кухки, посещаем еще одно красивое место – мыс Тимонсаари.

К четвертому дню путешествия устанавливается почти полный штиль. Мы уже объехали нашу Кухку, побывали на ближайших берегах и архипелагах. Самое время для дальней вылазки. Цель – остров с гранитной штольней времен войны и ядерными захоронениями - Кугрисари.

Несемся по водной глади.

Первый остров на пути – Рахмансаари – опознается сразу, по лежащему на мели дебаркадеру.

История дебаркадера – неясна, зато сам остров известен ожесточенными боями Великой Отечественной войны.

В сентябре 1941 г. Остров обеспечивал водные коммуникации и прикрывал о. Валаам. 12.08.1941г. Для обороны острова на него высадилась 2-я рота 3-го батальона 4-й морской бригады КБФ.
На рассвете 7 сентября 1941 года после десятиминутной артиллерийской подготовки с катеров и баркасов Финской Ладожской флотилии под прикрытием огня береговых батарей началась высадка десанта на остров, удерживаемый советскими войсками……
К полудню 7 сентября были расчленены и окружены основные опорные пункты. В полдень наши высадили подкрепление 200 человек с о.Хейнясенма, о.Верккосаари и с о.Валаам (остатки 3-го батальона). Всего получилось около 300 обороняющихся. Высадка происходила под огнём батареи врага с о.Палосарет………
Советская Ладожская военная флотилия многократно и настойчиво пыталась доставить обороняющимся боеприпасы и эвакуировать остатки советского гарнизона….

Вечером и ночью на о.Рахмансари перебросили: 8 -47 мм., 2 - 20 мм. орудия, 4 пулемёта и расчёты, а так же свежие подкрепления. Прибывшие орудия были установлены по берегам для стрельбы по морским целям.
В 23-00, ночью Советский десант из 30 моторных лодок и гребных шлюпок, попытался высадиться на остров, но этому помешал огонь пулеметов и орудий с острова. Всю ночь не прекращались боестолкновения. Батареи финнов стреляли по площадям.
8 сентября. Советская Ладожская флотилия весь день пыталась прорваться к острову для оказания помощи и подвоза боеприпасов обороняющимся. Финны держали наши суда на расстоянии от острова течение светового дня, препятствуя подвозу боеприпасов и подкреплений на остров.
На острове шли ожесточённые бои. Ночью финны перебазировали батарею 3-75 мм. орудий с о.Kyysaari на о.Рахмансари. Орудия были установлены на прямую наводку по морским целям.
9 сентября. Финны атаковали, пытаясь окружить советских моряков. Атака была отбита. Финны понесли большие потери.
Произвели ещё атаку. Безрезультатно. Тогда финны пошли на переговоры.
10 сентября. Обстрел продолжался и 10 сентября. Метод, используемый в предыдущий день с обстрелом 81 мм миномётами и 45 мм орудиями, был продолжен.
Финны еще раз просили Русских сдаться. Исчерпав боеприпасы, советские моряки сдались.
Им просто нечем было стрелять.

Сразу же находим старый маяк, у гранитного основания которого лежит венок и цветы.

Забираюсь по лесенке – жесть настила истлела, наступать довольно стремно.

Теперь на Кугрисари. Район формально закрытый для навигации. Даже навигатор обводит его красным кружком. Данные таковы –

После Отечественной воины на острове был полигон. Между островами Сури и Малым (Хейнясенма и Макаринсари) проводили радиоактивные испытания на трофейном немецком эсминце, который в девяностых годах с большими трудностями захоронили в Белом море. Южная часть о. Хейнясейма считается не зараженной. Места заражения огорожены колючей проволокой и знаками "Радиоактивно"

о. Макаринсари (Малый) (GPS 61*15,163N 30*25,871E) Расположен между островами Хяйнесейма и Кугрисари (см.карту выше).
Cегодня, пожалуй, опаснее других. По его берегам - сплошь знаки запрета и радиоактивности. Колючей проволокой выгорожено несколько участков "зараженной" природы. На острове Макаринсари размешалась лаборатория. Подопытных животных после каждого взрыва доставляли туда. В десятке метров от уреза воды самый опасный участок. Здесь располагался в те годы склад - хранилище радиоактивных материалов.

И сегодня радиометры фиксируют "рекордные" уровни: до одного миллирентгена в час - проникающее излучение над поверхностью земли, а плотность поверхностного загрязнения достигает 27 тысяч бета-частиц в минуту с квадратного сантиметра. В пробах почвы, которые здесь брали раньше военные специалисты, обнаружены в основном изотопы стронция-90, цезия-137. (информация 90х годов).
Держитесь от острова подальше.
Радиоактивный могильник, располагается на скальном лбе прямо около воды . Этот могильник представляет собой просто территорию, огороженную деревянными треногами со значками "Радиоактивность" и соединёнными колючей проволокой. А в центре огороженной территории - такие же значки, но поменьше, приваренные к арматуринам. Никакой бетонной заливки нет.
Издалека фон - 50 мкр/час. А в центре - 170 мкр/час. (по информации 2005г.)

Остров встречает отвесными скалами и неприступными обвалами под ними. Один из них слишком цилиндрический чтобы быть природным, но слишком огромен, чтобы быть рукотворным. В скале на уровне воды виден вход в штольню.

о.Кугрисари.(см. карту выше) Составляет с островами Макаринсари и двумя Безымянными прекрасный фьорд.
Испытания ядерного оружия затронули остров, но мало.
В южной бухте острова Кугрисари на маленьком мысике есть могильник. Территория огороженна колючей проволокой и знаками "Радиоактивно"/. Фон естественный
На южном берегу Кугрисари (пологие скалы) - ещё один могильник, третий по счёту и самый протяжённый. Фон - не выше 35 мкр/час (по информации 2005г.)
В гранитной скале крутого, Юго-западного берега, почти на уровне воды чернеет пещера-штольня выдолбленная в скале на глубину 20-30 метров. Её координаты (GPS 61*15,309N 30*25,898E) Внутри можно стоять в полный рост. Судя по устройству штольни, здесь был секретный склад боеприпасов для финской Ладожской флотилии, действовавшей на озере в годы войны.

Пристаем немного восточнее, здесь удобнее подняться на скалы. Открывается прекрасный вид на пролив между островами Кугрисаари и Макаринсаари. Остров очень живописен.

А соседний Макаринсари, описанный как радиоактивный могильник, и выглядят негостеприимно – камни и бурелом. Высаживаться туда совершенно не хочется.

Спускаюсь по крутой тропинке к воде и нахожу вход в штольню. Захожу, конечно. Метров 15, и вход перекрывает стандартная защита подобных мест – бетонная стена с бойницей, с боковым обходом линии обстрела, ранее виденная мною в других поездках-

Выходные на реке Свирь

В поисках С*П*У*Р*А или зарой свой вел в снегу

Своды частично укреплены бетоном, из которого торчит ржавая арматура, но в большинстве своем – необработанный гранитный монолит. Поражает – сколько труда стило проделать такой ход, уходящий в скалу метров на 40.

Неожиданно слышу снаружи длинный гудок. Выхожу на берег. В проливе стоит большой катер с двумя стосильными моторами и командой человек шесть, все одеты в одинаковые оранжевые спас жилеты, но без формы. Через громкоговоритель происходит следующий диалог-

- Вы тут надолго?
- Нет, скоро уедем.
- Советую поторопиться, через 15 минут здесь начнутся специальные работы.
- А почему мы должны уезжать?
- Напоминаю, что острова Кугрисаари и Макаринсаари являются территорией военной части такой-то. Советую уйти за остров Рахмасаари- радиус разлета осколков достигает 2.5 километров.

После такой вежливой, но очень настойчивой «просьбы» мы, забыв уточнить какие именно будут осколки, погружаемся в лодку, а один из членов экипажа катера рапортует в рацию, что район оцеплен.

Ну а мы отправляемся в одно из красивейших мест, виденных мною – остров Койонсари в заливе Терву. Причаливаем к бескрайнему песчаному пляжу и бродим по нему в гордом одиночестве. Поражает полное отсутствие людей. В такие моменты приходит безумно-наполеоновское чувство, что мир принадлежит тебе. Наша лодка, как голубая соринка в мире желтого песка и отраженного в воде неба.

Прощаемся с заливом Терву и с Ладожским озером – завтра нам уезжать. Несемся по простору, освещенному закатным солнцем – на Ладоге полночь.

Карта (при щелчке на маркере появится название места):

[gmap line=61.38048380356457,30.340633392333984 + 61.38208713504854,30.344324111938476 + 61.38401924578618,30.346899032592773 + 61.38804751814107,30.35273551940918 + 61.39688323574038,30.35625457763672 + 61.40296404543894,30.351104736328125 + 61.40937226627717,30.339431762695312 + 61.41446504235396,30.32501220703125 + 61.417257502385524,30.307159423828125 + 61.41742175696163,30.298233032226562 |line=61.38430699674276,30.403718948364258 + 61.38311486839231,30.405092239379883 + 61.381593811042165,30.40569305419922 + 61.38027824229931,30.40440559387207 + 61.379497097165,30.40088653564453 + 61.379455983722565,30.396251678466797 + 61.3813471461197,30.389299392700195 + 61.38554018512627,30.383634567260742 + 61.388787348467204,30.376768112182617 + 61.389403860361035,30.36921501159668 + 61.38891065181892,30.36046028137207 + 61.387348773418914,30.354537963867187 + 61.38521133964766,30.348615646362304 + 61.38299154217503,30.34449577331543 + 61.380648251603674,30.34046173095703 |line=61.27732819610107,30.12897491455078 + 61.271552986945366,30.12897491455078 + 61.26429121695566,30.13446807861328 + 61.2578532444678,30.15094757080078 + 61.255706960475805,30.174636840820312 + 61.255706960475805,30.209312438964843 + 61.2565324716668,30.246047973632812 + 61.25752305647185,30.28003692626953 + 61.25851361005128,30.31402587890625 + 61.25917396175696,30.35076141357422 + 61.25884378763883,30.39196014404297 + 61.25917396175696,30.415306091308593 + 61.25950413240571,30.431785583496093 + 61.26148508344246,30.418052673339843 + 61.26858246577744,30.399856567382812 + 61.27864809477969,30.394020080566406 + 61.28805076689687,30.398483276367187 + 61.296296406212235,30.420455932617187 + 61.3022319249527,30.430068969726562 + 61.30453987895207,30.431528091430664 + 61.305776213020565,30.433244705200195 + 61.30631194264775,30.434703826904297 + 61.304004119052976,30.43839454650879 + 61.30429260628975,30.44508934020996 + 61.30907286560065,30.454187393188476 + 61.31628308495662,30.4526424407959 + 61.32283264666501,30.447921752929687 + 61.33353967329142,30.43933868408203 + 61.3453954936966,30.431785583496093 + 61.357246826420265,30.42011260986328 + 61.361895602926516,30.41316032409668 + 61.36563880588071,30.406293869018554 + 61.369011418355896,30.400028228759765 + 61.373082746484194,30.393590927124023 + 61.376742376984524,30.389814376831054 + 61.37908596030774,30.387582778930664 + 61.382621560603965,30.38372039794922 + 61.38508802170127,30.3812313079834 + 61.386814428679074,30.37522315979004 + 61.38771869904127,30.367155075073242 + 61.38747208244619,30.35874366760254 + 61.385170233719585,30.349044799804687 + 61.38340262767388,30.34475326538086 + 61.38068936347827,30.340805053710937 |markers=blue::61.38081269877774,30.339603424072265: Кухка (стоянка) + 61.41697005479767,30.29582977294922:мыс Тимонсаари + 61.384635851735396,30.40363311767578:о-ва Кильписаарет (божьи коровки)+ 61.30725974956919,30.434188842773437:Рахмансаари (дебаркадер, маяк) + 61.260081922692876,30.43264389038086:Кугрисари (штольня) Макаринсари (ядерный могильник) + 61.279060551737665,30.135326385498047:Койонсари (залив Терву- пляж) |zoom=11 |center=61.340903426986624,30.274200439453125 |width=700px |height=600px |control=Large |type=Hybrid]

PS.
Цитаты по сайту Историческая справка по островам и мысам Ладоги и места стоянок.

Спасибо Yoti за полезные ссылки.

Огромное спасибо Rik75, который был вдохновителем, организатором, водителем, штурманом, капитаном, спонсором и всем, всем, всем этой поездки.

Comments

Submitted byYoti on пн, 07/09/2012 - 02:45

Макаринсаари прямо порадовал!
Саш, а нет треков в kml или plt формате?? Хочется на нормальной карте посмотреть...

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Ох как я завидую белой завистью,сейчас бы все бросил и туда,красотища супер.Отличный отчет да и фотки.Точно буду думать, сделать такую же вылазку.

буду думать, сделать такую же вылазку.

...аналогично..)
Вообще обе части просмотрел несколько раз... точит зависть))

Submitted byYoti on пн, 07/09/2012 - 14:24

Ответ на от JuryS

немного к северу, между Ладьепохья и Сартовала. Еще бы обязательно на Маттинсаари съездил, последователи г-жи Е.Блаватской почитают остров за "место силы"
Печально, что наш бывший радиоактивный спонсор зажал дезик, было бы неплохо посмотреть общее состояние местности.
Надо понимать, что никаких ядерных взрывов на островах, естественно, не было, но всевозможные опыты с радиоактивными материалами проводились, вплоть до конца 80-х.
Вторая беда - стронциевые батареи маяков, которые в начале 90-х были растащены местными и сейчас валяются неизвестно где.
В целом - район крайне интересный, и хотя последние лет пять активно осваивается питерскими, из-за огромной территории пока еще может считаться относительно малолюдным..

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted bylepilot on вт, 07/24/2012 - 11:20

Ответ на от JuryS

очень захотелось повторить в таком вот формате!
очень, очень заразительная поездка! Саня - ты просто молодец!

Дело в том, что в обоих случаях стояла "грязевая" резина размером больше штатной на литых дисках. Когда то давно читал, что в литье наблюдается определенный износ конической канавки, к которой прилегает колесная гайка. Думаю, что в сочетании с увеличенной массой колеса это и приводит к ослаблению крепления.
Еще версия - для литья гайки (и болты) крепления имеют различные типы фасок, возможно, в обоих случаях была несовместимость, фаска диска одной формы, фаска болта/гайки - другой.
Очень давно видел, как на впереди едущем Жигуле отвалилось правое заднее колесо, скорость была не большой, поэтому все закончилось более - менее нормально, но с тех пор затягиваю колесные гайки "от ноги"

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted byAlekLych on пн, 07/23/2012 - 18:43

Вот только что прилетел с острова Родос - островное у меня лето вышло:) впервые прочел комментарии.

Путешествие вышло необычное и красивое. Столько всего накопилось, что пришлось делить на две части.
А еще ведь побывали в Рускаале- тоже надо небольшой отчетик написать - так -маленькую заметку.
А еще сколько островов не объехали - как правильно заметил Yoti - между Лахден и Сартавалой полно всего интересного.

Но главное вот что - несмотря на ледяную воду и изменчивую погоду - путешествовать по Ладоге можно и нужно. Путешествовать по Ладоге очень интересно. Перед отъездом мне говорили - да как так? там навигация приравнена к морю!
А вот так - найти правильное сочетание бесшабашности и осторожности и ехать!

Submitted byAlekLych on пн, 07/23/2012 - 19:05

У нас в дороге чуть было не произошла очень нехорошая ситуация.
Некоторые знают что случилось с Химичкой год назад в Карелии - в смысле отрывания колеса на скорости.

Так вот -едем по Твери, медленно объезжаем пробку на объездной (извините за тафтологию) и слышим неприятный звук слева сзади. Выходим. Все шесть болтов заднего левого колеса свободно откручиваются пальцами. Хотя при выезде все проверялось и затягивалось. Настораживает полное сходство с Химичкой - такой же L 200, те же тяжелые колеса STT, длинный асфальтовый перегон (Сортавала- Тверь) и тоже самое открученное заднее левое. Ехали б на скорости - не заметили.

Стоит отдельно об этом написать- предупредить?

Остатки колосса видел?? Отчет по Родосу напишегь??
Печальная картинка с L-200....Официалы как-нибудь комментируют?
ЗЫ Ладога, Онега, часть Волги под Астраханью, вроде оз. Выг приравнены к Морским путям, это означает лишь, что в удостоверении на право управления должна быть отметка МП, (впрочем, в этой конторе сейчас творится просто феерический бардак), а навигация и плаванье там не сильно отличаются. Но хочу сказать, что попасть на Ладоге и Онеге в нормальный шторм - фигня вопрос, однажды на Ладоге видел валы под 3метра - не самое приятное зрелище, посмотри статистику Карельского ГИМС на тему ЧП на воде.
Отрадно, что сообщество потихоньку осваивает водные темы.
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

У меня тоже левое заднее колесо открутилось в Карелии. Ток спасибо тебе, заметил. А тоб могло бы произойти тоже самое что и с Химичкой. Колеса перед поездкой затягивал сам, трубой.

Одни товарищи рассказывали тоже самое про ТрейлБлейзер (или просто Блейзер, не помню точно). Там после длинного перегона на одной стороне болты на обоих колёсах свободно откручивались пальцами, а на другой стороне болты открутили с очень большим трудом с помощью длинной трубы и русского мата.... Говорят, особенность какая-то.

А не промыслы это местных не любящих Москвичей да и вообще приезжих.
Может задвинем отдельную тему,поищем в инете похожие случаи.Мне лично страшно стало,теперь перед выездом всегда колеса проверять буду(в поездках естественно)

Не фиг колеса колеса нештатные ставить и лифтовать до неба- ответят официалы и будут правы.

По Родосу - нет, не напишу - отдых есть отдых, чего писать - чем в отеле кормили?:) В экстрим не ввязывался, покупался в Средиземном и Эгейском, на каяке по морю поплавал, проехал больше 500 км по острову 70 на 25 км:)

Вот и на Триале такая же фигня. Надо же:(

Местные тут исключены т.к. перед выездом проверили и поехали.

Не фиг колеса колеса нештатные ставить и лифтовать до неба- ответят официалы и будут правы.

Так вроде и у Севы и у Кирилла все с офицалами было согласовано??

на каяке по морю поплавал,

Освоил эскимос?? Готов к весенней Поломети??
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Вот и на Триале такая же фигня. Надо же:(

я, конечно, не профи... но единственное предположение, что приходит в голову:
- основной вопрос - передается ли крутящий момент на болты? если да, то в моменты разгона и торможения на болтах остается эта инерция, которая и "до-вращает" болты.
- торможения априори более интенсивнее разгонов, поэтому левые болты - откручиваются, а правые затягиваются
т.о. левые колеса - раскручиваются, т.к. колеса идут против часовой, а правые - закручиваются.
- на джипах больше вибрация, особенно на грязевой резине - это может быть катализатором процесса
эффект любопытный. на легковушках не обращал внимание на это.

=есть кто из физиков?

я бы сказал, что момент инерции у гайки ничтожен из-за ее массы. учитывая силу трения после затяжки, очень маловероятно.

слышал такие рассказы пока только про l200, может там со шпильками что конструктивно?

UPD однако энторнеты говорят о левых колесах, и теория звучит та же...