Острова северо-западной Ладоги. Часть 1. Остров Кухка.

Изображения

С чего начинаются все путешествия. Что бы там не говорили сторонники романтической спонтанности, все начинается не с первого шага, а с подготовки к этому самому шагу. В одном случае достаточно надеть шлепанцы, в другом – приходится, подобно безумному трехмерному тетрису, по граммам собирать рюкзак.

[gmap line=61.51950263330017,30.207767486572265 + 61.50844978812469,30.22836685180664 + 61.49681959172747,30.24759292602539 + 61.4869878662584,30.27059555053711 + 61.47551359353014,30.303726196289062 + 61.46132882836379,30.349388122558593 + 61.455505465518485,30.363807678222656 + 61.45140385272645,30.364665985107422 + 61.44754784454875,30.362606048583984 + 61.44196809482953,30.355052947998047 + 61.43236530591285,30.344066619873047 + 61.42596180401603,30.339946746826172 + 61.41963910914885,30.332393646240234 + 61.414957847569,30.32398223876953 + 61.41241160355769,30.323123931884765 + 61.40583969178263,30.319175720214843 + 61.40008813432339,30.306987762451172 + 61.39047245216761,30.29977798461914 + 61.385129127737464,30.304412841796875 + 61.38488249070945,30.314369201660156 + 61.38874624724187,30.321578979492187 + 61.390143658580335,30.333938598632812 + 61.388828449638495,30.340633392333984 + 61.38603344685743,30.344581604003906 + 61.3813471461197,30.342693328857422 + 61.38504691561101,30.34801483154297 + 61.38373149218075,30.356597900390625 + 61.38027824229931,30.36724090576172 + 61.37723577754507,30.379257202148437 + 61.372219175712765,30.391788482666015 + 61.36966944668607,30.390071868896484 + 61.36851788802345,30.37891387939453 + 61.366296905161164,30.361576080322265 + 61.36547427889736,30.338916778564453 + 61.364404832414166,30.31625747680664 + 61.36185446634028,30.29754638671875 + 61.36185446634028,30.281238555908203 + 61.35889248999279,30.273170471191406 + 61.35362606191801,30.27660369873047 + 61.34827643873121,30.28432846069336 + 61.34465463640867,30.28707504272461 + 61.344572317850144,30.28106689453125 + 61.34383144108409,30.271453857421875 + 61.34234963495986,30.2728271484375 + 61.34095008700885,30.28158187866211 + 61.33790379582901,30.288105010986328 + 61.335845323225506,30.28879165649414 + 61.33304558336803,30.277118682861328 + 61.330904436976624,30.276432037353515 + 61.33230443387051,30.269908905029297 + 61.33279853548385,30.26235580444336 + 61.33535126966955,30.254459381103515 + 61.339138814453875,30.250167846679687 + 61.34333751350085,30.245018005371093 + 61.34679484296744,30.245018005371093 + 61.35049870091103,30.243473052978515 + 61.35263850798791,30.235919952392578 + 61.3529676960934,30.22390365600586 + 61.35790510223449,30.219097137451172 + 61.36325307993096,30.216693878173828 + 61.36720176906657,30.21738052368164 + 61.3719724368268,30.214977264404297 + 61.37460421792032,30.219440460205078 + 61.38225157465406,30.224590301513672 + 61.39178759192485,30.223045349121093 + 61.401320700080774,30.218582153320312 + 61.40592184921639,30.222530364990234 + 61.41191875815004,30.225276947021484 + 61.416025565515554,30.223731994628906 + 61.42275956021075,30.223731994628906 + 61.42341645752357,30.226821899414062 + 61.41931062246744,30.234203338623047 + 61.41405436539914,30.249309539794922 + 61.40945441441785,30.268707275390625 + 61.40181371276629,30.287418365478515 + 61.39688323574038,30.287933349609375 + 61.38389592313676,30.29651641845703 + 61.382827106461825,30.30801773071289 + 61.38628007480399,30.321407318115234 + 61.38849963875476,30.33222198486328 + 61.386691117057204,30.340290069580078 + 61.384060353227866,30.34252166748047 + 61.3813471461197,30.344581604003906 |line=61.355930233250035,30.22510528564453 + 61.35609481042543,30.23815155029297 + 61.35658853675885,30.256690979003906 + 61.35790510223449,30.273513793945312 |markers=blue::61.3800726796825,30.340847969055176 |zoom=11 |center=61.43843920832588,30.265960693359375 |width=600px |height=600px |control=Large |type=Hybrid]

Чтобы полюбоваться просторами Ладожского озера достаточно приготовить небольшой автомобиль, погрузить в него восьмидесяти килограммовый лодочный мотор, запастись 100 литрами бензина и отправиться за 1000 километров, в город с труднопроизносимым почти неприличным названием Лахденпохья.

Ну и перед этим арендовать лодку, обзавестись картами для морского навигатора и не забыть миллион мелочей, необходимых для путешествия по воде и автономной жизни на земле. Потом все проверить и не забыть еще один миллион мелочей, которые отделяют понятие «жизнь» от «борьбы за выживание».

Все готово – мотор с помощью монтировки и получаса грубой силы и грубых слов установлен на транец, бесформенная груда вещей вперемешку с канистрами бензина и баррелем пива погружены в лодку. Мы покидаем Большую землю, 10 километров по Яккимваарскому заливу и мы выходим в открытую Ладогу.

Озеро пугает. При выходе из залива виден странный туман, стелящийся над водой, даже на расстоянии он кажется очень холодным. Несмотря на слабый ветер по озеру идет волна, от которой старенькая алюминиевая лодка скрипит всеми клепками. Только что, у берега, была жара и хотелось снять пропотевшую футболку. Сейчас спешно надеваю водолазку, рубашку, свитер, куртку, роюсь в вещах в поисках шапки. Отходить далеко от берега страшно – случись что, в спас жилете не утонешь, но знакомство с гипотермией наступит раньше знакомства с берегом.
На рабочей карте еще дома, при помощи гугл планеты, викимапии и туристической литературы, отмечены достопримечательности и места, подходящие для стоянки. Сверяем карту с навигатором и направляемся к острову Кухка, на берегах которого со спутника видны несколько пляжей. На первом пляже стоит дом – единственное жилье на острове. Северо-восточная бухта безлюдна и хорошо защищена от ветра. Высаживаемся на прекрасную стоянку – массивный стол с лавками, костровище, дрова – в пяти шагах, на краю пляжа журчит среди мха кристальный ручеек. Осталось поставить палатки и натянуть тент и можно поднимать бокалы за приезд.

Северная Ладога не только край удивительной нетронутой природы, но и место кровопролитных боев Великой Отечественной войны. Ее следы – на каждом шагу. Вот в десяти метрах от берега лежит старый изрешеченный бакен, а в ста метрах прямо на пляже – пустой корпус противолодочной мины.

Тут я грубо нарушу незыблемое правило травелогов – презрю хронологию и выброшу ее за ненадобностью. Случилось так, что наш остров мы исследовали в первый, третий и пятый день поездки. И чтобы не скакать с одного непроизносимого географического названия на другое, а после – обратно, буду перепрыгивать во времени.

День третий – вокруг острова Кухка.

Узкие проливы между Кухкой, материком и соседними островами дадут фору лабиринтам улочек средневековых городов. Но, в отличие от них, тут необходимо следить еще и за глубиной. Тут ощущаешь всю прелесть навигатора с подключенным эхолотом – только с ним появляется возможность не только не заблудиться в этом лабиринте, но и двигаться по нему с уверенной скоростью. Иногда попадаются старые финские знаки, показывающие фарватер – сделаны на века – бетон на гранитных глыбах.

Проносимся мимо скалистых берегов, высаживаемся на небольшие красивые острова. Середина июня – разгар весны. Цветет все, что способно цвести – брусника, вереск, маленькие низкорослые цветочки ткут на гранитных валунах разноцветные ковры. В бухтах прибивает к берегу сосновую пыльцу, создающую на воде причудливые желтые узоры.

День пятый- скала.

Прямо перед нашей стоянкой, прикрывая нас от ладожских ветров, как гигантский зверь на отдыхе, прилегла отвесная, местами с отрицательными углами, сорокаметровая скала – самая высокая точка острова. Все пять дней мы смотрели на нее с нашего пляжа, она служила нам надежным ориентиром при подходе с воды. И в последний день мы собрались с духом и поползли вверх.

Встречали нас деревья, похожие на животных и причудливо изогнутые кольцом.

На вершине встретил деревянный триангуляционный знак и потрясающие виды на наш лагерь (на фото можно разглядеть мою миниатюрную палатку, пяти метров длины) и на соседний архипелаг Кильписаарет, о котором и пойдет речь во второй части.

Для второй части остались – божьи коровки островов Кильписаарет, затонувший дебаркадер и маяк Рахмансаари, легендарная штольня Кугрисари, запретный радиоактивный остров Макаринсари и бескрайние пляжи в заливе Терву. (а теперь быстро прочтите этот абзац несколько раз вслух – если вы нигде не запнулись – вам открыта дорога в дикторы)

Напоследок – полторы минуты видео без всякой смысловой нагрузки, лишь как попытка передать ощущения от передвижения на лодке со скоростью под 60 км/ч при небольшом бризе – примерно как катить сидя в железном тазу по Красной площади.

PS. Спасибо Yoti за полезные ссылки.
Огромное спасибо Rik75, который был вдохновителем, организатором, водителем, штурманом, капитаном, спонсором и всем, всем, всем этой поездки.

Comments

..сидишь тут на работе...как этот... тихо завидуешь...))
Саня, молодцы, захватывающе! Не даром у тебя паспорт экстремала есть:smile:

Submitted byAlekLych on вт, 07/03/2012 - 10:20

Действительно очень красиво- фотографии мыльницы конечно не передают.
Видео поправил

Саш, очень впечатляет! И идея и ее воплощение впечатляет! Класс!
а нужно ли какое-либо разрешение на управление такой лодкой по озеру?
п.с. это вы с Кириллом?)

но у нас их никто не спрашивал, в Лахденпохье дали лодку без всяких документов, правда с номером на борту. В первый же день трое мужичков на моторке подплыли к стоянке метров на 50 - посмотрели на лодку, видимо признали "свою" и больше не появлялись.
Да, с Кириллом.

а ты уверен, что на фото бакен??? Они бывают или цилиндры, или усеченные пирамиды, или шары (что очень редко)
Мне дивайс мину напоминает....
Видее где???
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

которые конические - бакены, ибо видел такие "действующие" в заливе у Лахден, и металл у них -листовая жесть.
который круглый - мина, я так и написал - она вся в отверстиях с резьбой под детонаторы, металл слишком толстый для бакена, с торца - большое отверстие под закладку взрывчатки, сейчас открыто, без заглушки - я, конечно, не спец, но по всем признакам- мина.
А лежали - прямо в лагере нашем- где маркер.
Фото со мною для масштаба-

Изображения

у вас будет противоположный ракурс - с берега на воду. Тоже очень красиво.

И будьте внимательны - пока ехали по Приозерскому шоссе и небольшой участок по Питерской КАД - пять или шесть аварий- пара опрокинутых фур, две фуры в лобовую с трупом, еще в одной - семь участников - просто свалка, труп мотоциклиста под ГАЗелью...
Манера вождения в нашей "культурной столице"оставляет за собою горы трупов. В Москве такого за неделю не увидишь.