Онежское Поморье.

В продолжении тем об Онеге, Белом Море, Архангельской области.

Путеводитель-Онежское Поморье. ( на растерзание)
Первая часть. Летним берегом до «Летней Золотицы»

Постараюсь подробно разложить маршрут, указывая сложные места, на которые придется потратить время и силы.
Почему 4 колеса? Потому что это самое оптимальное прохождение расстояния по времени и затраченным силам. Если разложить маршрут по полочкам то на преодоления 400 км вдоль побережья, например на велосипеде, отталкиваясь от рельефа, уйдет минимум 20 дней только на маршрут. Примерно столько же времени понадобится, если вы идете в пеший поход. А вот на 4 колесах мы умудрились пролететь за 5 дней! Самое оптимальное, на мой взгляд, это рассчитывать на 10 дней. У нас просто так получилось, нас постоянно подгонял Онежский дождик.
На маршрут можно зайти с разных сторон, но оптимально, как мне представляется, заходить надо со стороны Пертоминска. Почему? Да все объясняется очень просто. Из Пертоминска на мыс Заячий ходит паром, пересекая Унскую губу. И вот этот паром имеет очень неприятную особенность очень часто выходить из строя.
И если Вы зашли на маршрут с противоположной стороны, от Пурнемы и прошли порядка 400 км вдоль побережья Вы рискуете в конце пути оказаться у разбитого корыта. Паром, конечно, отремонтируют, но на это может потребоваться не одна неделя.

Зимник Уна-Пертоминск.

Почему зимник, понять до сих пор не могу. Но все называют эту дорогу именно так. В принципе, ничего сложного из себя не представляет. Сложная первая часть пути это порядком 18 км. Глубокие колеи, удивительные лужи. Представляют из себя простую лужу, но бездонную, дно, конечно, присутствует, но на глубине 1-го метра. Вторая часть примерно 15 км, но тут и ландшафт другой тут возвышенность.
Весь этот зимник мы прошли за 5 часов, размотав пару раз лебедки по собственной глупости. Но это при наличии достаточно серьезной техники. Многое зависит от погоды, нам не повезло, нас постоянно поливал дождь. Перед нами шел уазик в Пертоминск, и в последствии мы узнали от паромщика, что мужики преодолели 35 км за 24 часа. А двумя неделями ранее Архангелогородци умудрились проехать за два часа. Так что кто соберется, закладывайте на данный участок маршрута от 5 до 24 часов.
И вот когда вы преодолеете зимник, перед вами откроется Белое море. Чувства, которые охватывают достаточно сложно передать. Еще 5 минут назад вы шли или ехали среди сосен в глухом лесу, и абсолютно ничего не располагало к тому, что вы увидите море. И вот ОНО. Сначала только запах, этот запах ни с чем нельзя перепутать, так пахнет только Северное море!! Потом приглушенные крики чаек и только затем……. Белое МОРЕ.

Пертоминск.

Уже многое было написано об этом поселке, повторяться не буду. От Пертоминска на мыс Заячий ходит паром. Время в пути минут 30 хотя расстояние невелико. Он обходит песчаные мели, и везет назад, а высадившись, придется возвращаться обратно, но уже по другому берегу.
Дальше дорога проходит через лес, даже не знаю, существует ли на данный момент дорога вдоль моря, но на старых картах она есть.
Дорога до поселка Яренга не доставит ни каких проблем она представляет собой песчаный грейдер, иногда идущий по берегу моря.
Яренга типичное поморское село с многовековой историей. Раскинулось село на берегу одноименной речушки и окружено небольшими холмами. Неподалеку от села есть озеро с названием «Соленое», но озеро пресное, давным-давно там добывали соль, так название и прикрепилось к озеру. В 17 км от Яренги находится Лопшенга. Расположено село на берегу моря в заливе. Крупное, крепкое поморское село. По берегу разрослись рыбацкие избушки-тони.

Обогнуть мыс Лопшенгский.

Дорога вдоль мыса представляет собой каменный триал. Не совершайте наших ошибок, дождитесь отлива и вам будет намного проще ехать по отливу, не прыгая по камням. Ничего в этом страшного конечно нет, 33-х колес вполне хватает, чтобы не садится на мосты. Протяженность каменного триала что-то около 4 км. Грубо говоря, почти весь Мыс Лопшенгский. Хочешь, не хочешь, а в море спустится все равно придется, так как на смену средним камушкам придут огромные валуну и передвигаться по берегу будет невозможно.

Карта приливов и отливов. Штука просто супер, тем более с этого момента она поможет Вам рассчитать время старта и время прибытия. Далее по маршруту вам придется ей пользоваться не единожды, вы будете вместе вставать и ложится спать. Наверное, есть и другие программы,но мы пользовались этой.

Карта отливов и приливов.

Программа называется WXTide32. Маленькая инструкция находится по адресу здесь: http://www.kolamap.ru/library/soft/priliv/wxtide32.html

Далее маршрут до деревни Летний Наволок пролегает в основном вдоль береговой линии, изредка удаляясь влево от Моря. Тут душе раздолье, свободно можно разогнаться до 60км в час и более, только вот надо ли оно?! Пейзажи конечно просто завораживают. Японский сад бансай среди камней, размазанный на многие километры вокруг. Вдоль берега попадаются рыбацкие избы «тони», в некоторых проживают рыбаки, но большинство пустует. Кстати на карте Генерального штаба все избушки отображены и совпадают по координатам. Ничего не поменялось с 1975года. В избушках обустроен быт. Печка, утепление потолка и стен, запас дров, столовые приборы. Если и прижмет можно переждать непогоду, и в качестве благодарности оставить, например, тушенки или еще чего-нибудь полезного. По направлению к Летней Золотице пересекаем речку Яренга в брод. Мы шли по большой воде, максимальная глубина в русле была не больше 80 см. Ширина брода 25-30 метров.Недалеко, по направлению движения от Летний Новолок находится воинская часть. Понять действующая она или нет было затруднительно. Никто не вышел, одни пустые здания, либо персоналу на приезжих напросто наплевать. Не знаю. Хотя армейский ЗИЛ нам встретился еще на мысе Заячий. Мы в одну сторону, а он в противоположную.

Летний Новолок-Летняя Золотица.

Пейзажи постепенно меняются, мы въезжаем на зимний (внутренний) берег Онежского полуострова. От Наволока до Золотицы тянется долгая лесная каменистая тропа, которая изредка выбегает на берег моря, и изящно петляя, уходит обратно в сосновый лес. Протяженность дороги порядка 40 километров. Трудностей передвижения не вызывает. Между выше озвученными населенными пунктами находится урочище Кега. В этом году силами жителей Летняя Золотица установлен памятный обелиск. Только слышно из под снега Кега-Кега-Кега….. Кега рабочий поселок заготовительный поселок ,агаровый завод…..

Перед Летней Золотицей.

Продолжение в следующей части. Летняя Золотица-Пурнема. Это уже другой берег, зимний.

Часть 2. Зимний Берег

Летняя Золотица-мыс Толстые Корги.

Как только вы преодолели брод в Летней Золотице, вы попадаете на лесную дорогу, с данного отрезка пути начинается основная бездорожная часть. Как раз до мыса Толстые Корги дорога преподносит сюрпризы. Отступлю немного от темы. Рядом с селом Летняя Золотица есть туристическая база, даже не знаю можно ли ее так назвать. Стоимость суток проживания составляет 7000 рублей, правда вас доставляют из Архангельска на катере на воздушной подушке. Как вариант, если что-то экстренно необходимо, там можно получить. Например горючее и.т.д

На картах Генерально штаба дорога обозначена как тракторная. Забегая вперед, скажу, это подтвердилось также из уст Помора Павла Пахомова, с которым мы познакомились спустя сутки. Он поведал, что в свое время на данном участке пути тонули трактора. Так вот на кусочек в 8 километров у нас ушла добрая половина дня. А на последний отрезок, который составлял всего 500 метров, пришлось затратить 5 часов. Дело в том, что под ногами сгнившая гать и под тяжелыми машинами она проваливается. Под гатью торф, и в некоторых местах глубиной больше метра. Берите как можно больше Санд треков, нам 4 штук откровенно не хватало, с ними прохождение этого участка особых проблем не составит. Маленьким машинам будет конечно попроще, нам очень много приходилось втискиваться между деревьев теряя на этом много времени. Конечно, можно брать некоторые участки ходом, но это чревато последствиями оторвать что-нибудь от машины. Почва, даже в заболоченной местности утыкана большими бульниками и полусгнившими бревнами.

Двигаемся дальше. В районе избы Конюхово ландшафт резко меняется. Здесь чувствуется перепад высот, появляются боковые крены. Местность очень понравилась, дорогу с двух сторон окружают озера, думаю, прекрасное место для разбивки лагеря. Дорога все глубже и глубже уходит на материк, срезая мыс Орлов. Опять же по картам существовала дорога вдоль побережья, возможно, она лучше по состоянию, у кого возникнет желание, может проверить. Интересно будет посмотреть.

Болота до Пушлахты. (от избы Конюхово)

А вот тут как повезет с погодой. На данном отрезке 3-и заболоченных участка. И последний, почти перед Пушлахтой самый длинный. Но пугаться, особенно не стоит. Очень прекрасно понимаю, мысли людей при слове болото. Болота бывают разные. В нашем случае нам повезло, они моховые. Чего мы опасались больше всего, не оправдалось. Через болота проложена гать, но она в очень плачевном состоянии. Тут на выбор, либо по гати, либо по ковру болота. Мы выбрали второе. Не знаю теорию мокрых и сухих болот, но ковер свободно держал 3-х тонные машины.
Что касается запасов питьевой воды, особых проблем не было. Но были дни когда, вода подходила к концу. В Пушлахте бъет кран с минеральной водой, как нам показалось. Но нас предупредили, что лучше эту воду ни пить, хотя на цвет она прозрачная. И показали колодец, где можно набрать воды, а в колодце вода рыжая, торфяная.

Пушлахта-мыс Чесменский.

Далее придерживаясь вдоль леса, огибая Пушлахскую губу, идем 14 км до мыса Чесменский. На Чесменском стоит одноименный маяк, единственно действующий на зимнем побережье. Доходим до речки Шидровка, глубокая зараза. Вот тут как раз предстоит ждать отлива. До противоположного берега в районе устья реки около 800 метров. Вдоль речки Шидровка очень живописный ландшафт, отличное место для лагеря. Так получилось, что мы проходили устье ночью, не благодарное дело ездить в ночь. Ошибка на ошибке.

Очень интересно работает программа по показанию приливов и отливов. Отлив, как и прилив два раза в сутки, будем считать, что по 6 часов. Так вот не обязательно ждать 6 часов когда вода уйдет полностью, ориентируясь на график, получается что основной уровень, например 90 см уходит за 2 часа а остальные 10-20 см воды за оставшиеся 4.

Переправились. Есть такое ужасное слово «няша» так называют песочно-илистую каменистую структуру, которая «живет» вдоль побережья ( поправят меня знатоки, если что не правильно сформулировал) Так вот, мы ночью и угодили в эту самую «няшу». Колеса моментально скрылись под этой субстанцией. Обманчивая поверхность. Сверху камни с илом и песком, а под ними сгнившие водоросли и вода. Стоишь на таком ковре, а он качается, как на болоте.

Вернусь к маяку на мысе Чесменский. Его недавно отреставрировали, обшили сайдингом, маяк стал выглядеть по-современному. К сожалению управляющих, застать дома не удалось, говорят с маяка, открывается замечательный вид на море, да и устройство маяка не оставит никого равнодушным. Возможно, удастся договориться по горючему, по крайней мере, дизельное топливо там точно есть.

Чесменский-Лямца.

По расстоянию около 55 км. Вы когда-нибудь проходили брод в 55 Км? Нет? Тогда придется. От Чесменского до Лямци заболоченные берега, и далеко не везде можно пристать к берегу, да еще ругательное слово «няша». Смотрим карту, ждем отлива и отчаливаем. По зимнему берегу очень пологое дно, и вода уходит примерно на 2 км от береговой линии, предоставляя возможность двигаться по косам на расстоянии 800-1000м от берега. Но если это был бы только песок то одно, а по местности, сплошные камни разных размеров, которые нужно объезжать. По началу было стремно, одно место сжималось, достаточно далеко от берега и прибывающая вода.

Читая роудбук Архангелогородцев вычитал, что причалить можно в районе избы Котова. Еле-еле причалили, там речка впадает в море, наши тяжелые машины чудом не засосало в ил посередине залива. Устье пролетели на скорости 50 км в час, частенько подсаживаясь. Так что поосторожнее. Там крест стоит, и церковь…….

По берегу очень много избушек, думаю, что все в отличном состоянии. Возле одной такой избушки у нас был лагерь.

Лямца-Пурнема

Песочные пляжи Лямци простираются почти до самой Пурнемы, конечной точки поездки. Как сказал мой компаньон «Если вдоль берега посадить пальмы и прибавить, немного, высоту волны то будет как в Индии.»

В Пурнеме две церкви. Одна Никольская Шатровая 1618 год и ………

На этом, наверное и завершу. От Пурнемы до сносного грейдера придется преодолеть около 5 км противной лесовозной дороги. Одни пни и лунный ландшафт. Даже фотографию выкладывать нет желания.

По топливу: у нас ушло 145 литров дизельного топлива на машину от Северодвинска до Онеги по размокшим дорогам, направлениям, бродам итд.
Все!

Comments

Так интересно!

И вот когда вы преодолеете зимник, перед вами откроется Белое море. Чувства, которые охватывают достаточно сложно передать. Еще 5 минут назад вы шли или ехали среди сосен в глухом лесу, и абсолютно ничего не располагало к тому, что вы увидите море. И вот ОНО. Сначала только запах, этот запах ни с чем нельзя перепутать, так пахнет только Северное море!! Потом приглушенные крики чаек и только затем……. Белое МОРЕ.

Я чувствовала тоже самое!!!
Судя по Вашим словам и фоткам, Вас все время преследовал дождь? Когда была поездка?
С удовольствием буду читать следующую часть!:smile:

на зимник мы встали вечером седьмого августа а ушли с маршрута днем двенадцатого. Да дождь был всегда, мы походу его туда и притащили за собой. Только один день был солнечный, но и он не дал расслабится, пришлось проторчать в болоте. Большое спасибо.

Замечательный автопробег. Отчёт - супер !!! А где же туристический быт ??? Бивуаки, грибы-ягоды-рыбалка-костёр-уха ???? Или Вы только ехали ?
Хочу, могу, умею и буду.

Не рыболовы мы и не охотники, а грибы еще не выросли. Дождик постоянно подгонял, да и автономность с излишком. Это большой компанией и уха и ягоды и грибы и костер и дневки. В этот раз получился только маршрут. На Онежском вообще, спонтанно оказались. Собирались на Урал, а очутились на Белом море.

Очень круто, зачет вам ребята прям завидую.

Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою".

первый раз увидел, что джип действительно полезен и нужен, по-другому подобный маршрут за такое время - наверное никак.....
2Pahom: Дим, есть немного вопросов:
1. Топливо - где брали и в чем везли, заправлялись где по дороге или только то, что с собой взяли?
2. Онега - Пунрема - зимник есть? Если зимой ехать, то есть на участке место, где переночевать, или только рыбацкие избушки?
3. Про дорогу Кянда - Солозеро не узнавали?
4. Покровское - Тамица - Кянда - Нижмоозеро - есть что посмотреть?, Церкви деревянные в основном интересуют....
5. Местные на чем ездят?
6. Через Унскую губу как переправлялись? Где-то в тех местах вроде осталась лесопилка с заржавевшей паровой машиной - не узнавали?
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

1) Топливо брали в Северодвинске,это последняя заправка перед маршрутом, у меня бак на 90 литров, и с собой 90. Две пластиковые канистры по 35 и одна 20. Истратил 145 от Северодвинска до Онеги. По дороге, думаю вполне можно договорится например на Тур базе в Летней Золотице или на маяке на мысе Чесменский

2) Онега -Пурнема отличный грейдер. Последние 5 км до Пурнемы лесовозка, убитая в хлам. Пни и коряги, глубокая колейность.

3),4) На эти пункты отвечу позже, карту надо посмотреть.

5) Месные ездят где? Если, например в Пертоминске Яренге и Лопшенге то на уазах, тракторах, Гранд Чироки еще видел.

6) Через Унскую губу ходит паром, но повторюсь, очень часто ломается. У меня есть статистика прошедших 3-х лет. Так что попасть на него вовремя может превратится в проблему. Паровая машина, вроде-бы где то есть, и даже видел фото( если не путаю)

Из второго пункта не понял вопрос??? " Если зимой ехать, то есть на участке место, где переночевать, или только рыбацкие избушки?"
Это к какому участку пути относится?

Кстати, можно зимник Уна-Пертоминс не проходить. А договорится с паромом что-бы в Луду причалил. Стоимость переправы,тогда возрастет с 2300 до 5000 с машины.

2) Онега -Пурнема отличный грейдер. Последние 5 км до Пурнемы лесовозка, убитая в хлам. Пни и коряги, глубокая колейность.

Зимой, наверное, не сильно жестко...., если чистят.

3),4) На эти пункты отвечу позже, карту надо посмотреть.

Яндекс рисует дорогу через эти поселки, ГШ под рукой нет, только вечером будет.
Солозеро - джиперская фича, 20км "только на ГТС", фото очень мало, еще есть полузатопленная церковь на берегу, видел только одно фото, с одного ракурса.

5) Месные ездят где? Если, например в Пертоминске Яренге и Лопшенге то на уазах, тракторах, Гранд Чироки еще видел.

УАЗ_ы стоковые? не заряжают же их там специально......

Паровая машина, вроде-бы где то есть, и даже видел фото( если не путаю)

на wikimapia

Из второго пункта не понял вопрос??? " Если зимой ехать, то есть на участке место, где переночевать, или только рыбацкие избушки?"
Это к какому участку пути относится?

Онега - Пунрема... зимой, наверное, поеду, день бы потратил на Уна - Луда - Пертоминск, день на Онега - Пунрема.
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

На участке Онега-Пурнем избушек не видел, там дачи одни понатыканы, а ближе к пурнеме один грейдер через болота. До Пертоминска грейдер и лесной зимник.

Покровское - Тамица - Кянда - Нижмоозеро - есть что посмотреть?

Посмотрел, не знаю. Зато в Пияла можно увидеть это.

И чуть подальше, на другом берегу вот.

Изображения

Зато в Пияла можно увидеть это

Не, это уже совсем другая тема будет, вдоль Онеги....
Там еще в каком-то поселке есть офигительная многошатровая, по типу Кижской, сейчас название не вспомню...
Как вариант можно и вдоль Онеги в Москву ехать, дороа то знаменитая, не уверен, что Михайло Ломоносов этим путем в Москву добирался, но что Никон топал с Соловков именно этой дорогой - исторический факт
Но и Варзогоры, Абрамовская, Малошуйка, Унежма достойны не меньшего внимания....

______________________
Мы не думаем - Мы едем!