Новоиерусалимский Монастырь

http://i072.radikal.ru/1201/a1/8665cf263e14.jpg

http://s017.radikal.ru/i409/1201/5a/18cf52a3390c.jpg

http://s018.radikal.ru/i528/1201/30/2e06af666c58.jpg

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

[gmap markers=blue::55.9212674852941,36.84815526008606 |zoom=17 |center=55.921477894424946,36.845301389694214 |width=800px |height=500px |control=Large |type=Satellite]

Comments

Submitted byinessarem on вс, 01/29/2012 - 14:53

Я была в Храме в июне прошлого года.
Из Успенской церкви (действующей), что расположена в северной части собора, уровень второго-третьего этажа, сейчас, в период реставрации она отгорожена стеклянными витринами - потрясающий вид на сам Воскресенский собор изнутри. Ведутся грандиозные реставрационные работы. Просто дух захватывает от того масштаба, той красоты, которая сохранилась или уже восстановлена.
Было очень жарко в этот день, немного после полудня, наверное, людей поэтому было мало. И ощущение благодати в этом Храме - не покидало, и было желание остаться подольше.
Я вспоминаю,что совершенно противоположное впечатление на меня произвёл храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вербное воскресенье, вавилонское столпотворение, руки, передающие деньги, деньги, деньги -впечатление базара - всё перечеркивало, ощущение святости рядом не стояло.
Понятно, что после реставрации монастыря, это будет "адский баян", как скажет Yoti. Кстати, ему очень повезло, он много лет прожил рядом с этим рукотворным чудом, сам гулял, а потом туда водил гулять своих детей... Самое потрясающее время когда стоит туда поехать - этой май и золотая осень..... Найдите время, это того стоит.
P.S.
"Российская газета" - Столичный выпуск №5623 (247)
03.11.2011, 00:05
Он относится к числу самых известных и значимых русских обителей и признан одним из красивейших в России. Реставрационные работы, на которые будет израсходовано 25 миллиардов рублей, поручено курировать вице-премьеру Виктору Зубкову. Срок их окончания - 2017 год.
- Работы в монастыре идут полным ходом. Постоянно заняты почти 500 специалистов, в 2012 году их число увеличится до 1200. Всего предстоит отреставрировать и восстановить 28 объектов монастыря.

В Надвратной церкви Входа Господня в Иерусалим в декабре установят деревянный резной иконостас, а размещение икон начнется в первом квартале следующего года.

- Большие работы ведутся по главному собору, проводится колоссальная работа по утеплению самого собора для того, чтобы работать эффективно в течение всей зимы, даже при морозах до минус 25 градусов, - сказал Виктор Зубков журналистам после осмотра монастыря.

Воскресенский собор пока весь в лесах. Таким образом обеспечен свободный доступ к любой поверхности грандиозного 70-метрового сооружения, вмещающего 16 тысяч человек. Даже сквозь плотные леса видно, с какой жемчужиной имеют дело реставраторы. Храм "укутан" в так называемый тепловой контур, или попросту тепляк. Он позволяет реставраторам работать даже зимой. Без него находиться в неотапливаемом помещении собора подолгу трудно. Поэтому на поверхности лесов устроено несколько тепловых пушек, подающих нагретый воздух, а в целях безопасности по всему собору размещено около 700 огнетушителей.

Продолжаются и работы по укреплению проблемного фундамента собора. Храм расположен на огромном плывуне, который заливают раствором. Строители действуют по методу зубного врача, который ставит пломбы. Приходится "сверлить" кирпичную кладку фундамента, затем белый камень, чтобы дойти до земли. А монастырская земля хранит настоящие сокровища. В результате исследований археологической экспедиции в южной зоне территории обнаружилась системная застройка эпохи Патриарха Никона. Газон скрывал сотни квадратных метров мощеных улиц и дворов, сплошь покрытых булыжными вымостками с остатками сгоревших деревянных столбов и валунными фундаментами каменных зданий и погребов. Среди них - основания "Старого государева дворца" ("деревянные хоромы для государей", 1685-1762 годов) а также средневековые "строительные площадки".