Наш паровоз вперед летит...

Давно собирался посмотреть на гиперболоидную водонапорную башню, конструкции академика Владимира Григорьевича Шухова. А чтобы поездка получилась более насыщенной немного изучили прилегающие окрестности. Оказалось, что рядом с железнодорожным полотном, напротив здания нового вокзала установлен не менее легендарный паровоз-памятник Л-0872:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/126877939.e/0_61acb_add81f92_XL.jpg
Выехали мы только во второй половине дня, т.к. остальные участники были вовлечены в образовательный процесс. Но не смотря на это и предстоящий праздник Светлого Христово Воскресения участников дорожного движения было немного. Но как на дороге без засланных казачков и лихачей. Только съехали на Владимирский Тракт, как на тебе пара машин перегородила практически всю проезжую часть дороги:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6208/126877939.e/0_61ab5_4685523e_XL.jpg
Удивило то, что остальные водители просачивались в узкую свободную щель, уступая друг-другу место, не создавая толчеи. Прямо перед Ногиском с правой стороны нас обходит прокачанная по полной девятка. А когда нагнали ее на светофоре, то стало ясно, что ей кто-то поддал в зад для скорости:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6208/126877939.e/0_61ab8_c60d8294_XL.jpg
Какие только транспортные средства не встретишь на наших дорогах. Вот молодое пополнение доблестных Вооруженных Сил осваивает приемы вождения боевой техники в составе колонны:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/126877939.e/0_61aba_1abb852b_XL.jpg
А вот кому-то подфартило. Везут брутальный RENEGAD новоиспеченному хозяину:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/126877939.e/0_61abb_20e676d6_XL.jpg
Время в пути пролетает незаметно. И вот мы у заветной башни. Она стоит как и положено около станции в непосредственной близости от железнодорожного полотна:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/126877939.e/0_61abc_5dd1e814_XL.jpg
Совсем недавно на павильоне рядом с ней появилась вот такая табличка:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6108/126877939.e/0_61acf_ecc3d88e_XL.jpg
Которая меня очень сильно обрадовала. На ней указано, что наконец начаты восстановительные работы по ее реконструкции. И указаны довольно сжатые сроки. Мне конечно верится с трудом, что ее приведут в надлежащий вид так быстро. Но как говорится: «Загад не бывает богат.» Время нас рассудит:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/126877939.e/0_61abe_a058a619_-1-XL.jpg
Правее на заборе висит знакомая всем табличка со скудной исторической справкой:
На самом деле история у нее намного интереснее. 19 марта 1922 года со знаменитой Шаболовской башни, построенной в Москве по проекту ученого Владимира Григорьевича Шухова, началась трансляция радиопередач. Спустя всего несколько лет, в разных источниках числятся разные даты. Но будем придерживаться 1927 года. Башня по чертежам инженера Шухова появилась в Петушках. О том, что это младшая сестра знаменитой Шуховской башни на Шаболовке, догадаться трудно: основание башни в Петушках значительно ниже, причудливых пространственных изгибов оболочки почти не видно. Зато можно оценить инженерный расчет: на ажурной конструкции почти век стоят деревянные резервуары весом в 325 тонн. Сооружение предназначалось для заправки паровозов водой. В начале прошлого столетия таких в мире построили всего 200, уцелело - лишь 8.
В 1927 году Петушки были крупной узловой станции, поэтому башню построили совсем рядом с железнодорожными путями. В век электровозов потребности поездов изменилось, но башня до сих пор снабжает водой несколько улиц Петушков.
Близость к железной дороге чуть не стала для башни роковой. В 2010 году местные власти решили, что обветшавший деревянный барабан может рухнуть на проезжающие мимо сверхскоростные «Сапсаны», и нашли простой выход из положения: подписали договор о сносе вышки. Но тут, как в сказке, у башни нашлась неожиданная спасительница — Валентина Власова, ученица школы №2 города Петушки. В качестве задания по геометрии учительница предложила ей изучить конструкцию башни. Валентина изучила сооружение и увлеклась. Она обратилась с просьбой о помощи в некоммерческий фонд «Шуховская башня», к правнуку инженера — Владимиру Федоровичу Шухову. Из Москвы пришел короткий ответ: «Все гиперболоидные башни инженера Шухова охраняются законом».
Вот так в феврале 2010 появилась мемориальная табличка на заборе. Она правда мало чего изменила. Вся прилегающая территория и внутренний дворик загажены мусором. Правда на заборе появился замок. Лезть через который не входило в наши планы.
Как настоящие герои обходим здание старой постройки:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/126877939.e/0_61ace_5cfcd01e_XL.jpg
И попадаем во двор. На улице светит яркое весеннее солнце. В одном из сараев кипит работа. Семейная пара что-то ремонтирует. Запчасти от техники валяются по всюду. Люди на удивление приветливы. Видимо уже привыкли к залетным гостям с фотоаппаратурой:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/126877939.e/0_61abf_9f284987_XL.jpg
Вот только псина в вольере никак не умолкает даже по приказу хозяина. Только дома я рассмотрел рядом с собакой причудливые плетеные сани:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/126877939.e/0_61ac0_bfdd3b93_XL.jpg
Здание старой постройки на деле оказалось бывшим вокзалом. Нынче приспособленным под жилье. Оно прямо посередине пробито теплотрассой, словно причудливое насекомое ужалило его прямо в сердце:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5114/126877939.e/0_61ac1_b9526c7d_XL.jpg
Жильцы били не против, чтобы я зашел во внутрь:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/126877939.e/0_61ac2_8a0de916_XL.jpg
В квартиры я напрашиваться не стал, а на второй этаж забрался. Больше всего меня поразили стертые ступени:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/126877939.e/0_61ac3_d93e645b_XL.jpg
Чем была не довольна женщина, которая курила внизу около входа. Она просто мечтает отсюда побыстрее перебраться в новую квартиру. В подъезде очень чисто и свежевыкрашенные стены. Конечно дом старый, а чтобы обзавестись современными апартаментами нужно приложить не малые усилия. Лезть в душу к жильцам со своими расспросами я больше не стал и пошел искать паровоз.
Как выяснилось, он находится на другой стороне железной дороги, через которую имеется пешеходный переход. С него тоже хорошо просматривается башня:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6106/126877939.e/0_61ac5_f8df98ed_XL.jpg
Спустившись на другой стороне дороги мы очутились около старой трансформаторной подстанции:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6109/126877939.e/0_61ac6_4fb4b3b2_XL.jpg
Посередине в нижней части снимка виден новый вокзал. Но мне больше нравятся постройки начала ХХ-века из красного кирпича сделанные с душой. Только закрадываются порой тревожные чувства, что построены они из кирпича разрушенных храмов:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5114/126877939.e/0_61ac9_894cd1cf_XL.jpg
Делаем последний рывок по сугробам вдоль путей. И вот он во всей красе, как буд-то только с конвейера свежевыкрашенный словно денди:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6109/126877939.e/0_61aca_ac2d39a9_XL.jpg
История у паровоза довольно интересная. Пассажирский паровоз конструктора В. И. Лопушинского. Паровоз имеет литеру Л (в честь Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова и выпускавшийся с 1945 по 1955 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь. Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).
Стоит отметить, что, вопреки распространённому заблуждению, именно паровоз Л, а не П36, выпуск которых начался лишь в 1950 году, носил официальное название «Победа».
Более подробно с исторической составляющей можно ознакомиться на странице свободной энциклопедии в интернете:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%EE%E2%EE%E7_%CB
Тем временем наша программа заканчивается и нам пора возвращаться назад:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/126877939.e/0_61acc_725d2e78_XL.jpg
На память делаем последний снимок в надежде через несколько месяцев не узнать нашу красавицу и прилегающую к ней загаженную территорию:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/126877939.e/0_61ac4_cc523d8f_XL.jpg
В заключении немного про историю самого города. Город Петушки известен не только тем, что здесь пролегает знаменитый железнодорожный маршрут, описанный Венедиктом Ерофеевым в его произведении «Москва – Петушки». С этим городом связано немало интересных фактов. Взять хотя бы название населенного пункта.
Город Петушки возник как посёлок при станции Петушки, которая была открыта ещё в 1861 г. Станция получила своё название по соседней деревне. Сейчас эта деревня зовётся Старые Петушки.
Существует четыре версии, объясняющие происхождение названия города.
Первая говорит о том, что название произошло от местных игрушек-свистулек в виде петушков. Они пользовались большим спросом на Макарьевской и Нижегородской ярмарках.
Другая легенда связывает название с обычаем класть отрубленную голову петуха в угол при основании дома.
Многие жители Петушков знают, что на некоторых домах города ещё сохранились дымники в виде петухов. Но, то ли название пошло от них, то ли их форма была обусловлена названием города, установить сейчас затруднительно.
Есть интересная легенда, по-своему объясняющая название города. Говорят, будто бы на этих территориях промышляли люди Кудеяра. Кудеяр — это легендарный разбойник, который с XVI в. стал персонажем русского фольклора. Разбойники, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком. Легенда эта красивая, но из всех версий самая неубедительная.
Точек зрения на происхождение названия города много, но так или иначе все они соотносят топоним с домашней птицей. Только каждая легенда по-своему пытается осмыслить привычное многим и совсем, наверное, не кажущееся загадочным название.

Comments

Submitted byMasarini on ср, 09/05/2012 - 19:38

До революции такая же башня стояла и в городе Ефремове Тульской области. Но от неё осталась только эта фотография в местном Краеведческом музее.

Изображения

Вы знаете башне на станции в Петушках просто замечательным образом повезло, что ее начали реставрировать, а не пустили под нож. Я не смею утверждать, но в России, по-моему, осталось их совсем мало. Еще одна в Лобне, но до нее пока не доехал. Я вообще довольно сильно их уважаю, м.б. из-за того, что моя работа когда-то была с ними связана на прямую. И даже одну посторили при моем непосредственном участии. Правда не такую красивую, но пока она снабжает водой целый поселок.
А вот оригинальной баше на территории винзавода Фанагория повезло меньше. Сначала в ней планировали устроить дегустационный зал при заводе и небольшой ресторан, а потом приняли решение снести и построить новые корпуса.
Вот так она выглядела в 2011 году:

А 2012-ом году от нее осталось только изображение на упаковке, и то только для вина в бутылках:

Видимо в ближайшее время руководству придется задуматься о смене дизайна упаковки, чтобы не возникало лишних вопросов у потребителей.

Не удалось найти ничего про эту башню. Если только она не на территории РВСН-овской учебки. А там побывать пока не удалось, надо сделать попытку проникновения с блогерами.

Про эту башню ничего не слышала.

А была на трех:
Под Нижним Новгородом:

Тульская область, п. Полибино:

Укранина, г. Николаев: