Москва-Карелия-Архангельск 16.07-28.07.2011 (день 4) Шелтозеро и малиновый карьер

Выехав с Бесова носа, мы отправились к малиновому карьеру. Проезжая деревни, обратили внимание, что скорость ограничена до 40 км/ч. А нам больше и не нужно! Я все время просила ехать помедленнее (да простят меня обитатели сурфа, которые наверно думали – чего мы так плетемся), чтобы рассмотреть побольше интересных деталей.

А вот и деревянная церковь в д. Щелейки! Ленинградская область, Подпорожский район.

Церковь в с. Щелейки

Краткое описание http://www.temples.ru
Деревянная многоглавая церковь на подклете, построенная в 1780-1783. Четверик храма перекрыт крестчатой бочкой, на которой поставлено пятиглавие, с востока к нему примыкает пятигранный алтарь, с запада небольшая трапезная и шатровая колокольня. Придел Петроверигский. В 1834 обшита тесом, в 1868 главы обиты железом. Закрыта в 1932, в 1970-х отреставрирована с разборкой тесовой обшивки и восстановлением крыльца. Заперта, находится в аварийном состоянии.

Продолжаем путь. И тут я вижу в окно очень примечательный домик в п. Шелтозеро, на нем написано «музей». Но мы уже проехали и мне неудобно разворачивать обе машины. Ситуацию спасла Ольга. В рации раздался её гневный голос, который вопрошал:
- «Объясните мне, этакие негодяи, почему мы проехали музей???!!!»
Представив Ивана Грозного и казнь, мы разворачиваемся и подъезжаем к музею.

Около музея

Музей

Нас встречают приветливые сотрудницы и с удовольствием отвечают на все вопросы. В музее очень интересно.

Со слов сотрудниц музея – дом, в котором он находится, построен в 1814 году. Из сувениров можно выбрать магниты и нечто подобное, а можно приобрести изделия ручной работы. То есть, настоящие сувениры!!!

Шёлтозерский вепсский этнографический музей — филиал Карельского государственного краеведческого музея. Основан в 1967 г. по инициативе Рюрика Лонина, в 1980 г. музей стал филиалом краеведческого музея Петрозаводска.
Расположен музей в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.
Сегодня фонды музея насчитывают более 6000 предметов хранения, из которых экспонируются более 2000. Основу фонда составляют предметы, собранные в местах проживания северных вепсов (Республика Карелия, Вепсская национальная волость),

имеются небольшие коллекции предметов, привезенные из мест проживания средних вепсов (Ленинградская обл., Бокситогорский район). Коллекции: прялок, тканных вещей, одежды, вышивки, керамики (в основном глиняная посуда), берестяных изделий, деревянной посуды, орудий ткачества и льнообработки, кузнечных инструментов, изделий из металла, инструменты для обработки дерева.

С сайта http://geo.1september.ru
Шелтозеро — центр района компактного проживания вепсов, древнего угро-финского народа, известного в истории под именами веси и чуди. Вепсы — автохтонное (коренное) население Северного Межозерья — района, расположенного между тремя озерами: Ладожским, Онежским и Белым. Ранее, правда, ареал расселения вепсов был более обширным, сейчас от него остались лишь отдельные островки в Ленинградской и Вологодской областях, а также в Карелии (последний наиболее известен).
Считается, что древнейшее упоминание о вепсах оставил остготский историк Иордан в VI в. (он писал о племени вас), вепсы были известны и арабам под именем вису. Древнерусские племена, бок о бок жившие с древней весью, также оставили сведения о ней в своих литературных источниках (о существовании племени весь в русских летописях говорится с XI в.). В дальнейшем весь, наряду с другими соседними народами финского корня, упоминается под собирательным названием чудь, очевидно потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом «весь» — «село»**. О старом русском имени этих народов ныне напоминает лишь Чудское озеро, в последнее время снова ставшее пограничьем между славянским и финно-угорским миром, между Россией и Эстонией.
Вепсы, как и остальные древние племена Русской равнины, бывшие язычниками, постепенно христианизировались сначала республиканским Новгородом, а после московскими правителями. Вместе с православием в быт вепсов стали проникать русский язык и русская культура. Со временем все меньше вепсов продолжали отождествлять себя со своим этносом, народ медленно и мирно ассимилировался русскими, да и карелами тоже, ареал вепсов сузился, стал забываться уникальный язык.
Как и все жители российского Севера, вепсы никогда не теряли личной свободы, в этих краях рискованного земледелия крепостное право не получило развития. В петровские времена вепсы стали считаться государственными крестьянами, а посему были приписаны к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам и Лодейнопольской судостроительной верфи. По мере развития в России капиталистических отношений среди вепсов получило распространение отходничество, главным образом на лесозаготовки и лесосплав, Шокшинские каменоломни и бурлацкий промысел на Свирь. Иногда в поисках работы вепсские мужчины уходили и дальше — вплоть до Петербурга, Ревеля и Финляндии.
После октября 1917 г. в среде вепсов, как и других народов многонациональной России, усилилось национальное самосознание: этноним «чудь» постепенно стал вытесняться более древним самоопределением «вепсь», были предприняты попытки создания вепсской письменности (на латинской графической основе). Абсолютизируя идею национально-территориального строительства, применяя ее буквально к любому этносу, советские власти стали создавать на вепсских землях национальные районы (в том числе Шелтозерский в Карельской АССР, Винницкий в Ленинградской обл.) и национальные сельсоветы.
В конце 30-х годов в связи с ухудшением отношений с Финляндией, приведших в итоге к так называемой зимней войне 1940 г., все формы национального самоуправления вепсов были упразднены, а народ был фактически репрессирован, однако при этом не депортирован, как, например, поляки, чеченцы, ингуши или соседние финны-ингерманландцы, а отправлен в «ссылку по месту жительства». Финляндия, оккупировавшая север вепсских земель (Прионежье до Свири) в 1941 г., пыталась воспользоваться обидой вепсов на советский строй и сделать ставку на финно-угорские народы Карелии как на свою «пятую колонну». Вепсы, карелы, финны-ингерманландцы получили привилегированный статус, им были предложены гарантии национального возрождения, изданы новые национальные буквари (перенасыщенные чисто финской лексикой), открылось множество национальных школ. Русское население оккупированных районов Карелии сгонялось в специальные поселки-гетто, где подлежало мобилизации на работы в пользу оккупационного режима. Память об этих поселках до сих пор жива в Петрозаводске и других районах республики. Финские идеологи планировали создание Великой Финляндии, в которую они замышляли включить большинство финно-угорских территорий СССР. К чести вепсов и карел, практически никто из них не разделил этих экспансионистских устремлений. Православные вепсы и карелы, многие столетия жившие рука об руку с русскими и напитавшиеся русской культурой, сами стали выступать против оккупантов, уходя в партизанские отряды, устраивая диверсии на военных объектах.
Несмотря на неоспоримые факты проявления вепсами лояльности к советскому строю, их национально-территориальные единицы после войны не стали восстанавливать. Сельские районы расселения вепсов в послевоенное время были классическими ареалами депрессивного российского Нечерноземья. Очередной виток усиления интереса к национальным корням совпал с перестроечными процессами конца 80-х годов. В некоторых школах региона снова было введено преподавание вепсского языка. Стремление вепсов воссоздать свою культуру и местное самоуправление нашло официальное признание лишь в январе 1994 г., когда был подписан указ об образовании особой административной единицы в рамках Республики Карелия — Вепсской национальной волости.
Волость охватывает совсем небольшое пространство — 820 км2. На территории волости проживают всего лишь 3,6 тыс. чел., из них вепсы составляют 44%. Эта земля, несмотря на относительную близость к Петрозаводску, даже по карельским меркам считается «медвежьим углом»: густота дорожной сети — 0,12 км/км2, что ниже, чем в соседнем Прионежском районе. Здесь, по сути дела, проходит единственная автомобильная дорога. Трасса полутупиковая: она не имеет мостового перехода через исток Свири, в Вознесенье (Ленинградская обл.) действует только паромная переправа. Это тормозит развитие транспортного луча, который при других обстоятельствах помог бы прочнее связать Карелию с Вологдой и Верхневолжьем.
Хозяйственный потенциал вепсской автономии очень невысок. Экономическая активность сосредоточена в сфере природоэксплуатирующих отраслей. Здесь ведутся разработки облицовочного и строительного камня (Шокша), лесозаготовки (леса занимают 92% территории — самый высокий показатель в Карелии). Сельское хозяйство и рыболовство (в основном в Онежском озере) имеют главным образом потребительское значение.
Вепсы — народ малый даже по меркам Северной России: переписью 1989 г. выявлено всего 12,5 тыс. человек, осознающих себя частью этого древнего народа. Этническая территория вепсов ныне расположена в трех субъектах РФ. В Карелии проживает почти половина этноса (6 тыс.), треть вепсов населяют Ленинградскую обл., остальные — на Вологодчине. По данным той же переписи, примерно равные доли вепсов живут в городе и деревне. Вепсский язык считают родным 37,5% представителей народа в Карелии и 69,6% в Ленинградской обл. Для остальных родной язык — русский. Основная часть карельских вепсов (до 80%) проживает в Петрозаводске.
За последние 150—200 лет численность вепсов, как и многих других малых народов, сокращалась. Но при этом трудно согласиться с некоторыми авторами, утверждающими, что сокращение это — итог сознательного «культурного геноцида» в отношении этноса, посмевшего сохранить свою культурную специфику. В конце концов, даже в XIX в. вепсов было не так много (15,6 тыс. в 50-х годах, 12,5 тыс. в 80-х, по переписи 1897 г. — 16,1 тыс.). Резкое увеличение численности народа в 20-х годах ХХ в.
(до 25 тыс. чел.), видимо, связано не столько с реальным естественным приростом (годы были голодные, послевоенные), сколько с «приписками» местных советских органов (тогдашняя национальная политика была направлена на выискивание как можно большего числа представителей этноменьшинств). Дальнейшие потери вепсов связаны с деградацией сельского расселения в России (в городах представители финно-угорских народов быстрее переходят к русской самоидентификации) и нарушением по этой же причине демографической структуры народа (преобладает население средних и пожилых возрастов). В последние годы для вепсов, так же как и для большинства народов России, включая русских, характерна естественная убыль населения — тенденция тревожная и труднообратимая.

Распрощавшись с сотрудницами музея, продолжили путь.
А вот и церковь в д. Вехручей. Карелия, Вепсская национальная волость. Эту церковь мы видели на фото в музее. Есть фото не разрушенной церкви,

разрушенной


и фото, сделанные нами.

Церковь в п. Вехручей

Краткое описание http://www.temples.ru
Кирпичная церковь в стиле эклектики, построенная в 1914 в самой большой деревне Брусинского прихода. Однокупольный храм, в плане крестообразный, переходом связанный с колокольней. Закрыта в 1931, разобраны купола. Заперта, пустует.

Теперь Шокша. Поворот на п. Кварцитный. В самом конце поселка находится малиновый карьер. Это единственное в мире месторождение шокшинского малинового кварцита. Крутой берег Онежского озера в этом месте буквально испещрен каменоломнями. Камень добывается здесь карьерным способом.

Малиновый карьер

Шокшинские каменоломни эксплуатируются с XVIII в., когда камень удивительной расцветки понадобился для отделки храмов и дворцов Санкт-Петербурга. Изначально эти «ломки» назывались Брусненскими, по имени здешнего Брусненского монастыря (на Онего-озере есть остров Брусно). Каменные глыбы доставлялись на место обработки и установки водным путем по Онежскому озеру, Свири и Неве. В 1847 г. Николай I отправил 27 блоков шокшинского кварцита во Францию на сооружение саркофага Наполеона I в Доме инвалидов. Ирония судьбы — великий завоеватель нашел вечное упокоение под камнями той страны, которая сыграла в его судьбе роковую роль. Малиновый кварцит из Шокши можно увидеть во многих местах обеих российских столиц. В Москве он как основной материал использовался при сооружении Мавзолея В.И. Ленина, Могилы Неизвестного Солдата, им же отделаны некоторые станции московского метро (например, «Бауманская»), здания Дома Совета труда и обороны (ныне — Госдума) в Охотном Ряду и издательского комбината «Правда», вновь отстроенный Храм Христа Спасителя. В Петербурге малиновый кварцит можно увидеть в отделке стен Инженерного замка, пола Казанского собора, он нашел применение и при сооружении монумента прорыва блокады Ленинграда на площади Победы. В карельской столице Петрозаводске из шокшинского камня сделан мемориал погибшим в Великой Отечественной войне.

Начитавшись про ощущения, будто находишься на Марсе, немного разочаровались. У нас таких ощущений не возникло. Но, все равно – красиво!

В Петрозаводск прибыли уже вечером.

Петрозаводск

Голодные, на очень грязных машинах. Первым делом – мойка! А на мойке нас отказались мыть! Во, дела… Потом сжалились, и позвали начальника. Начальник распорядился нас помыть, и разрешил выбросить наш четырехдневный пакет с мусором в их помойку.
После мойки решаем посмотреть набережную и этим ограничиться. На набережной у причала множество «ракет». Так вроде они назывались в детстве, когда меня возили в Парк Горького по воде))) На Петрозаводских написано «комета».
Очень хотелось прокатиться, но последний рейс уже был.

На набережную с современными скульптурами не пошли. Не пошли – и все тут!

А теперь – опять в путь! Находим симпатичное озеро и встаем на ночь.

А снится нам Медвежьегорск и Беломорские петроглифы…

Продолжение следует…

Comments

Submitted byYoti on ср, 08/17/2011 - 10:05

Где-то в Шелтоозере должно быть подворье Ионо-Ящезерского монастыря, в Рабреке - карьер габро-диабаза, гранита радикального черного цвета, на берегу - финские оборонительные сооружения. Вообще район между Онегой и Свирью крайне интересен, и возможно, хранит очень много интересного...
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Необследованные районы оставляют надежду на возвращение:laughing:

Мне надо было перед отъездом еще раз прочитать Ваш пост.:smile:

В плане мало дорог - много леса, и мало народа, правда Петрозаводские предпочитают туда ездить на охоту рыбалку. По некоторым слухам, сейчас есть дорога Ладва-Ветка - Пай - Ревсельга - Токари, что открывает возможность прямого выезда на Свирьское кольцо (ряд деревень, объединенных кольцевой дорогой с деревянными церквями), на Вачеозеро и в Свирьский укрепрайон. Но территория в западу от Ивинского разлива еще долго будет оставаться terra inkognito.....
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Submitted byknopka80 on чт, 08/18/2011 - 11:51

Большое спасибо за такое подробное описание музея и истории вепсов. Очень познавательный и наглядный отчет получился.

Мне этот музей показался самым интересным из всей поездки, поэтому ему уделено много внимания))) Вся информация о вепсах, представленная в посте, тоже мне кажется очень интересной, поэтому не стала сокращать до минимума:smile:
Спасибо, что читаете!

нужно высказать своё СПАСИБО именно организаторам данного музея, благодаря которым мы можем это все узнать.:smil443E::smil443E::smil443E: Наверняка, там еще и школьники, студенты и пр. молодежь способствовала?

Бесспорно, огромное спасибо всем людям, принимавшим участие в организации музея, а так же сотрудникам и всем, кто изготавливает сувениры ручной работы для музея. На всех изделиях ручной работы стоят имена автора.

А вот про школьников и молодежь затрудняюсь ответить. Может быть, это так.

Ксюх, на работе писать невозможно - нет фоток, а дома тоже время не всегда есть, а когда есть, бывает лень:laughing:
Но следующая часть готова, осталось только загрузить:wink: