Кольский полуостров 2012. Часть 6. Властелин Севера

09.08.2012
Мурманск-Териберка

С утра первым делом мы потащились на ледокол Ленин. Непредвиденных ситуаций не оказалось и вот мы уже стоим в длинной очереди на экскурсию.
Холодный, пасмурный день, а люди одеты почти по летнему, и только я похожа на капусту. Причем трясущуюся от холода капусту)

Наконец нас запускают на палубу. Экскурсия начинается с просмотра фильма о строительстве, жизни и списании корабля.

Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.
Судно было заложено в 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.
Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».
Спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.
3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.
На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.
Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.
Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

Основная экскурсия началась со столовой, где кушала команда корабля.

После столовой нам показали сердце корабля и даже продемонстрировали работающую в 1/10 силы турбину.

Дальше мы побывали в медицинском кабинете со страшным креслом.

Затем нас провели в смотровую комнату. Там просто наблюдали за работой в машинном отделении. Кстати, радиационный фон в норме.

Следующей была резиденция капитана,

а потом рубка.

В заключение нас провели в большой конференц-зал, где и сейчас проходят конференции.

Не показали нам каюты, так как там располагается действующий экипаж корабля и не выпустили на открытую палубу.
Еще экскурсовод подметил интересную деталь. Якобы в интернете ходят слухи о том, что ледокол подготавливают к возобновлению плавания, но это всё слухи и корабль уже никогда не пойдет в рейс…

После экскурсии мы заехали отобедать в Кружку. Порции были настолько большими, что съесть все до конца просто невозможно.

После обеда мы посетили знаменитый мемориал «Алеша».

Первоначально монумент предполагалось установить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома германских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Инициатором сбора средств на сооружение памятника стал коллектив плавмастерской «Резец». Проект комплекса был разработан советским архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским.

Замечательное место. Отлично просматривается город и порт. Ледокол Ленин кажется маленькой игрушкой.

Нагулявшись по территории мемориала, Артем уехал в гостиницу собираться, а мы решили еще посетить новый строящийся монастырь. Забили в навигатор координаты и поехали. Координаты действительно привели нас к новому монастырю. Но! Он был каменный!

Неужели я неправильно что-то поняла?! Да не может быть! Ну что же делать, пошла смотреть этот. Честно, не впечатлил.

И когда я снимала последние кадры, вышла румяная, пухлая тетечка и сообщила, что здесь нельзя фотографировать. Впечатление еще больше испортилось. У меня было ощущение, что все это такое ненастоящее, не христианское.
Разочарованная монастырем, я села в машину, где меня ждал Костик с новостью о найденном в навигаторе музее самолетов вангаре. И мы туда поехали…

А музей-то оказался в Североморске, куда нас благополучно не пустили! Что поделаешь – закрытый город. Развернувшись, мы поехали в гостиницу за вещами и Артемом)

Перед выездом из Мурманска мы заехали в гипермаркет «Твой» закупиться необходимыми продуктами. И вдруг со стоянки магазина я вижу деревянные башенки монастыря! И, конечно, не могу уехать, не осмотрев его.

Сделав рожу кирпичом и нахохлившись, как пингвин, я ною, что осмотрю его по-быстренькому…
Проще было меня туда отвезти, чем потом весь день смотреть на мою кислую мину. Это почти всегда работает)))

Подойдя к монастырю, я встречаю рабочих и батюшку. Спрашиваю, можно ли походить посмотреть. Мне удивленно отвечают, что, конечно, можно! И даже можно фотографировать) Атмосфера этого монастыря была доброй и гостеприимной, светлой и солнечной. В тот момент действительно выглянуло солнышко и на душе было тепло и уютно!

Монастырь построен из цельных бревен, а площадь внутри стен монастыря выстраивается из распиленных кусков бревен.

Строительство Трифонов Печенгского мужского монастыря в Печенге
и подворья Трифонов Печенгского мужского монастыря в Мурманске
23 октября 2008 года архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон освятил малый храм нового подворья Трифонов Печенгского монастыря в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник» в г. Мурманске. Владыке сослужили игумен Даниил, наместник Трифонов Печенгского монастыря; иеромонах Геронтий, строитель монастыря; протоиерей Иоанн Баюр, настоятель Вознесенского кафедрального собора (Мочнесгорск); иерей Сергий Шерфетдинов, настоятель Свято-Никольского храма (Видяево).
Иконостас для этого храма был изготовлен из березы в ревденской колонии. Работали над ним несколько месяцев. Сама церковь хоть и маленькая, но очень уютная и теплая. На службе присутствовали жители города и журналисты. Небольшой храм не смог вместить в себя всех желающих поучаствовать в богослужении.
В своем обращении к прихожанам архиепископ Симон пояснил, что означает освящение храма: «Освятить храм — значит дать ему жизнь. А дорожить храмом — значит не только украшать его, но пользоваться им в полной мере для спасения души».

Ну, теперь всё! До свидания, Мурманск! Город в целом оставил только приятные воспоминания и впечатления. Многоэтажная застройка фантастически смотрится на фоне реки, порта, кораблей и гор…

А теперь нас ждет Териберка. Путь до поселка как всегда пролегал сквозь сказочные пейзажи.

По прибытии в Териберку почти сразу попадаем к кладбищу старых кораблей. Разлагающиеся, покрытые мхом остовы кораблей уже даже не просят о помощи. Они… они…мертвые. Очень давно…

Покидаем это унылое местечко, даже не предполагая, что сама Териберка оставит еще более унылое впечатление. Заброшенными и погибшими выглядят не только корабли, но большинство домов Териберки. Тем не менее, здесь живут люди.

Есть школа, аккуратно выкрашенная в яркий желтый цвет (пожалуй, это единственное яркое пятно в поселке),

магазин женской обуви в домике, похожем на сарай для лодок и даже после модернизации открылся рыбоперерабатывающий комплекс .

Так же в поселке есть завод по производству сжиженного природного газа (в рамках освоения Штокмановского газового месторождения). Для этого предполагалось переселить старый посёлок (348 человек) в Лодейный (около 1 тыс. человек), против чего возражало население старого посёлка. В 2007 году Газпром решил не переселять посёлок и построить завод восточней Териберки (губа Орловка, губа Завалишина), против чего население не возражало. Но, как выяснилось позже, местных туда работать не берут.

Первые упоминания о становище Териберка относятся, ориентировочно, к 1523 году. Очевидцы тех времен уже подтверждают появление постоянных русских поселенцев. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу).
Еще раньше здесь работала Большая Петровская экспедиция, о чем свидетельствуют географические названия этих мест: мыс Деплоранского, губа Завалишина и другие.
В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы (занимались в основном норвежцы, имевшие здесь свою факторию и магазин), шла довольно активная торговля треской. В конце 1920-х был организован первый колхоз, имевший, кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо. В 1938 году Териберка получила статус посёлка городского типа.
Перед Великой Отечественной войной за трудовые достижения работники МТВ и рыбаки колхоза несколько раз удостаивались чести быть направленными на ВДНХ в Москву, отмечались правительственными наградами и дипломами ВДНХ. Примерно в то же время началось строительство судоремонтных мастерских в населённом пункте Лодейном.
Наибольшего развития поселок Териберка достиг после окончания Великой Отечественной войны. В 1940-60 года здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова, на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелся стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, две школы — начальная и восьмилетняя, интернат для детей из посёлков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория.
Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок в селе начался в 1960-х годах, когда район перенесли в Североморск, появились крупнотоннажные суда, флота ушли в океан, прибрежный промысел потерял свое значение, рыбопереработка, в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в городе Мурманске, сошла на нет.
В процессе «укрупнения» был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в село Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод, так как крупные суда не могли заходить в реку.
В 1980-х годах при строительстве Териберских ГЭС было варварски уничтожено семужье стадо. В 1997 году пгт Териберка был преобразован в село.

После осмотра Териберки мы попытались проехать к морю для поиска ночевки, но единственная дорога через огромнейшую свалку привела нас к закрытому шлагбауму. Пришлось разворачиваться и ехать через мост в старый поселок. Оттуда во время отлива проехали берегом и горами в единственное место, где можно было остановиться, но там не остались.

Подумалось, что во время прилива мы отсюда не уедем, а когда прилив мы не знали.

Вот она, жизнь кочевого туриста! Опять нас ждет дорога, опять мы в пути! Когда же тут отдыхать-рыбачить? Так много всего еще впереди)

Опять мы встретили закат в пути.

Поиски водоема с хотя бы минимальными условиями проживания затянулись до поздней ночи. Благо, ночи здесь светлые, ехать веселее.
Наконец-то приземлившись, пожарили купленного в Мурманске шашлычка, выкинули курицу, ездившую с нами в целлофановом пакете черт знает где и уже имевшую неприятный трупный аромат и легли спать…

Продолжение следует>>>

Comments

Submitted byAlekLych on пт, 10/19/2012 - 20:18

Экскурсия по ледоколу напомнила мне подобную по исследовательскому судну в порту Калининграда- тогда она произвела на меня очень сильное впечатление.

А знаменитый водопад в Териберке посмотреть не удалось из-за шлагбаума?

Раз уж зашла речь о ат. ледоколах- можно вставлю видео про действующий "Ямал" с хорошей песней. (если мешает - не "отвечайте" что б смог убрать)

Красотища,
просто красотища!

В Териберке собираются построить завод по переработке сжиженного природного газа,
поставляемого из Штокмановского месторождения, но пока проект заморозили...
А сколько было бы рабочих мест.

Submitted byKira-Geo on пн, 07/29/2013 - 12:38

Музей-ледокол «Ленин» могут не пустить обратно в мурманский морской вокзал

Для прохождения освидетельствования на класс Российского морского регистра судоходства атомный ледокол-музей «Ленин», ставший символом Мурманска, отбуксировали, с морского вокзала в плавдок судоремонтного завода, расположенного в столице Заполярья, сообщили в пресс- службе ФГУП «Атомфлот».

Здесь уточнили, что судно будет на ремонте примерно полтора месяца, после чего ему могут присвоить официальный статус судна-музея. Однако вопрос о том, где ледокол будет находиться после ремонта, пока не решен. Не факт, что он сможет вернуться на морской вокзал. Вероятно, что его опять отбуксируют к причалам ФГУП «Атомфлот», поскольку у компании нет договоренности с филиалом ФГУП «Росморпорт» о том, где именно будет базироваться судно на новой набережной. Ее строят к 100-летию Мурманска, которое будет праздноваться в 2016 году.

Сотрудники «Атомфлота» полагают, что при смене места швартовки в музей будет ходить во много раз меньше людей - и все из-за пропускного режима, существующего на территории «Атомфлота».

Сейчас «Ленин», который является первым в мире атомным ледоколом, - одна из наиболее популярных достопримечательностей Мурманского региона. На борту судна часто организуют официальные мероприятия и экскурсии.

По сообщению arcticuniverse.com

После долгого ремонта ледокол поставили на место у морского вокзала. С 14 сентября 2013 г. он доступен для осмотра.
А я , блин, приехал туда 6 сентября и жестко обломался, мне еще и нахамил сотрудник Атомфлота.
Кстати, я думал "Ленин" размерчиком побольше будет....

А "Аврору" когда потащат в ремонт? Никто не знает? Обещали осенью 2013.

МУРМАНСК/ 3 мая/ БИ-ПОРТ - 6 мая на борту атомного ледокола "Ленин" состоится торжественная церемония открытия новых экспозиций. Реализованный в рамках программы приграничного сотрудничества международный проект под названием "Арктик Экспо Центр - атомный ледокол "Ленин" объединил специалистов трех стран - России, Финляндии и Норвегии. Главная тема Проекта "Атом и Арктика".
"Арктик Экспо Центр - атомный ледокол "Ленин" представляет собой мультимедийный музейно-образовательный комплекс экспозиций, посвященных истории атомного ледокольного флота России, развитию Северного морского пути, климатическим особенностям, экологии и биологическому разнообразию Арктики, а также научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике.
В числе участников мероприятия - представители областной и городской администрации, дипломатических миссий стран-участниц программы приграничного сотрудничества "Коларктик ИЕСП ПС", научного и музейного сообщества Баренц-региона.
Подробнее: http://www.b-port.com/news/item/152902.html#ixzz3ZKfbTCjJ