Кольский полуостров 2012. Часть 3. "Остров"

06.08.2012
Кемь-Рабочеостровск-Лоухи-Кандалакшский залив

Ночь прошла в постоянном вздрагивании от грохота проезжающих по мосту грузовиков, а к утру организм привык и втянулся в глубокий сон. Проспали долго, выехали поздно.

Доехали до Кеми, где я благополучно приобрела магнитики. Заодно купила магнит с Рабочеостровском. Да-да, уже существуют магниты с бутафорской церковью.

В Кеми видели Успенский собор, но останавливаться не стали – собор сильно заброшен и разрушен. Но, похоже, начата реставрация. Вот только когда и закончится ли она успешно?

Рабочеостровск появился внезапно, я даже не успела заметить, как кончилась Кемь.

Наша цель – место, где снимался фильм «Остров» Павла Лунгина.

Дорога к месту не сказать, что хорошая. Достаточно глубокие ямы заставляли весело подпрыгивать содержимое багажника.

Но вот мы на месте. Погода пока солнечная, но вдалеке видно надвигающиеся тучи. Солнце то выглядывает, то прячется за облаками, будто играя в прятки. Благодаря игре солнца, получились достаточно разнообразные снимки. И так же по-разному играло восприятие окружающей среды.

Вот оно, Белое море, такое тихое, ласковое, красивое.

Приветливо колышется трава, цветы кивают своими очаровательными головками

и вдалеке так безмятежно пустила корни та самая церковь, из фильма. Кажется, что она здесь была всегда. Должна была быть…

Вот и островок с небольшим невзрачным домиком.

Фото Артема

А тем временем становилось темнее и с невероятной скоростью тучи затянули всё небо. Мы спешно стали продвигаться ближе к церкви, но не успели. Дождь хлынул так, будто туча очень долго терпела и под конец не выдержала и лопнула!

Немного подождав, пока напор небесной воды уменьшится, мы продолжили осматривать маленький полуостров. Теперь всё выглядело так, как в фильме. Мрачное небо, суровое море и такая одинокая церковь.

Бутафорские купола стремительно разваливаются, но тем не менее церковь закрыта на замок.

Мостики еще крепкие и вполне надежные.

А вот на навигационной башне, заменяющей в фильме колокольню, уже ничего не напоминает о колоколах.

О фильме с сайта http://strana.ru/journal/637712

В картине Павла Лунгина «Остров» два главных героя: Петр Мамонов и суровая, аскетичная северная природа. Рабочеостровск — место, где снимали фильм, — ворота в духовную обитель России, Соловецкий монастырь, и транзитная точка на пути в самый известный сталинский лагерь.

Камера. Мотор. Снято

Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съемочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на псковских озерах. Подходящей натуры всё не было. И совершенно случайно во время пятого выезда натура нашлась — это был маленький поселок Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации.

Вокруг — море, в котором разбросаны разнокалиберные острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство.

С башней, кстати, вышел конфуз. «Местные нам сказали, что это навигационная вышка. Но так как навигации уже почти не было, решили, что ничего страшного, если мы ее задействуем. Но когда она уже стала нашей колокольней, местные стражи порядка нас чуть не арестовали — вышка оказалась действующей. Но снять ее все-таки удалось», — рассказывает директор фильма Вадим Корюзлов.

Котельную отца Анатолия сделали в помещении старого таможенного поста. Построили еще несколько «келий» на территории Соловецкого подворья — и декорации были готовы. В картине действие происходит на острове, к которому добраться можно только по морю. Помните, «миряне» с материка плыли в больших лодках, которыми правили монахи? «Эти лодки я привез из Псковской области. Настоящие, очень тяжелые, раритет. Протекали постоянно — очень старые. Рабочим приходилось из них воду вычерпывать, чтобы ко дну не пошли», — рассказывает Вадим Корюзлов.

На самом деле, остров — это часть Рабочеостровска, которая соединена с материком перешейком, а посему считается полуостровом. Но были и сцены, снятые на настоящих островах. Например, сцена изгнания беса. Котельную снимали в два захода. Сначала в домике таможенной заставы. Но, в основном, съемки в «кочегарке» проводились в павильоне, выстроенном в ста метрах от туркомплекса «Причал», где останавливалась съемочная группа.

Келью отца Филарета, в которой по фильму случился пожар, тоже построили недалеко от берега. «Важно отметить одну деталь: даже павильонные съемки проходили на берегу Белого моря. Мы просто выстроили там павильоны. На том, чтобы мы всё снимали в одном месте, настоял Петр Мамонов: он приехал и «поселился» тут. И, чтобы съемки были органичными, мы решили не прерывать естественное течение «жизни на острове»», — открывает секреты кинопроизводства Вадим Корюзлов.

Снимать пришлось быстро — нельзя было допустить, чтобы Белое море сковал лёд. Уложились буквально в месяц — начали в октябре, закончили в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съемки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной. «Снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река», — признается Вадим Корюзлов. Еще одну сцену — когда Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде — снимали на Рижском вокзале в Москве.

За кадром

Павел Лунгин, режиссёр: «Если вы заметили, там показана система островов, от каждого острова виден следующий остров и дальше следующий. Эта цепь бесконечных островов и есть душа человека»

Съемочная команда оставила все декорации в Рабочеостровске. Сохранились и возведенные для фильма мостки, по которым герой Мамонова катил тачку с углем, и хозяйственные постройки, и церковь. Ее, кстати, вопреки слухам, освящать не стали. Так бы она и разрушалась под ледяными ветрами, если бы через некоторое время после окончания съемок там не поселился некий Виктор, который туристам представляется отцом Варсонофием. На самом деле Виктор не монах, а лицо без определенного места жительства или, как он сам себя называет, «отшельник».

Несмотря на отсутствие прописки и священного сана, Виктора из бутафорской церкви выгонять не стали. А какой смысл? Церковь после отъезда киношников стала ветшать, а Виктор ее любовно поддерживает в порядке и охраняет. Кроме того, он с удовольствием устраивает экскурсии для туристов, показывает гроб, в котором по фильму хоронили отца Анатолия, импровизированный алтарь. Некоторым он даже рассказывает о собственном житье-бытие на Афоне. Отметим, что Виктор хоть и не требует, но призывает туристов оставлять пожертвования на поддержание «храма». Давать их или нет — личное дело каждого.

Точка на карте

Рабочеостровск — это больше, чем просто место, где снимали «Остров». И больше, чем точка на пути туристов на Соловки. Поселок до 1933 года назывался Красный остров, а еще ранее Попов остров — по имени самого большого острова у побережья Белого моря. Поселение было основано в 1888 году, когда в Кеми открылся Лесопильный завод. Организовали его архангельские купцы. Место было выбрано не случайно — бухта у Попова острова очень удобна для захода судов, которые могут подплывать прямо к берегу. Поселение было соединено с Кемью узкоколейкой, по которой пускали вагонетки с лесом.

До прихода рабочих завода постоянного местного населения тут не было. Будущий Рабочеостровск был лишь транзитной точкой. На том самом месте, где сейчас стоит Соловецкое подворье, в течение нескольких столетий был приход Соловецкого монастыря, где останавливали монахи по пути на материк. Ведь путь по морю с Попова острова — самый быстрый способ добраться до Соловецких островов.

Дорога на Соловки

Вадим Корюзлов, директор фильма: «Мне очень хочется еще раз съездить в Рабочеостровск. И атмосфера, и люди там совершенно особые»
Предполагалось, что люди будут приезжать на Попов остров лишь на сезонные работы. Однако рабочие оставались, постепенно образовался посёлок на несколько тысяч человек. Самым страшным для них оказался 1923 год — на Соловках был устроен Лагерь особого назначения — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов. И, поскольку Попов остров к Соловкам был ближе всего, он и был выбран в качестве транзитного пункта пересылки.

«Нам об этом времени мало что известно, старожилы говорить о тех страшных годах не любят. Однако они рассказывали, что в Кемь заключенных привозили на поезде, потом они шли в Рабочеостровск пешком, а это 12 километров. Приходили они всегда ночью, звук кандалов во тьме врезался в память старикам. Арестованных заводили в бараки, где им давали передохнуть до прихода баржи. А потом переправляли их на Соловки. И всё ночью, быстро, люди даже из окон боялись выглянуть», — рассказывает Нина Николаевна Иванова, начальник Управления культуры и спорта Кемского района.

С 30-х годов сохранилась лишь та самая вышка, которую для съемок переделали в колокольню. По словам Нины Ивановой, во времена функционирования Кемского пересылочно-распределительного пункта, это могла быть вышка смотрителя. Возможно, там стоял часовой, который следил за арестантами во время пересылки.

В 1936 году Рабочеостровск перестал быть пересылочным пунктом. Завод, на котором работало почти всё местное население, закрылся в начале 90-х годов. На данный момент в поселке живут чуть более 2-х тысяч человек.
По-прежнему Рабочеостровск остается одной из главных точек транзита на Соловецкие острова. Летом здесь много туристов, которые также приезжают посмотреть на уникальные отливы и приливы Белого моря. Они сменяют друг друга каждые шесть часов, и можно подгадать так, чтобы увидеть, как вода отступает на десятки метров, и местность становится еще более суровой и аскетичной, но не менее прекрасной.

Виктория Головкина

Осматривая поселок издалека, я заметила еще несколько церквей. Оказалось, в Рабочеостровске существует Соловецкое подворье.

Кемское подворье находится на берегу Попова острова (современное название – остров Октябрьской Революции), недалеко от порта в поселке Рабочеостровск. У берега моря, на узкой полосе между храмом и водой, сохранилась насыпь бывшей лагерной железной дороги. По ней проходили заключенные Соловецкого лагеря. Среди них были священномученик Иларион Троицкий, священномученик Петр (Зверев). Этим путем прошли отец Павел Флоренский, Георгий Осоргин, Олег Васильевич Волков. В полукилометре от Подворья установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь находился Кемский пересыльный пункт Соловецкого лагеря Особого назначения».

Распрощавшись с этим магнетическим местом, мы, мокрые и замерзшие погрузились в машины и направились дальше по маршруту. А в это время выглянуло солнышко, которое спрятавшись на время нашего пребывания у церкви, будто дало нам прочувствовать атмосферу фильма, суровое и аскетичное бытие монахов.

Фильм я еще не пересмотрела, но обязательно это сделаю в ближайшее время. Мне кажется, я увижу что-то новое, почувствую что-то близкое…

Уже на дороге от нас отстал Артем. По рации выяснили, что он уже успел потерять защиту. Будьте внимательны на пузотерках! Лучше оставьте их в поселке и прогуляйтесь пешком, если позволяет погода!

После оперативного возвращения защиты на законное место, доехали до п. Сокол и посмотрели самолет Су-15.

О поселке из инета известно только то, что рядом секретный аэродром, а сам поселок является военным городком. Аэродром там действительно есть, но, естественно, прохода нет.

Википедия:

Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и принимал участие во множестве инцидентов, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известный такой инцидент с участием Су-15 произошёл в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747.

Самолет предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500–3000 км/ч и высот 500–23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с РГС осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.

Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель Сорокин И. Ф., которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 22,03 м
Размах крыла: 9,34 м
Высота: 4,843 м
Площадь крыла: 36,6 м²
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°
База шасси: 5,942 м
Колея шасси: 4,79 м
Масса пустого: 10 874 кг
Нормальная взлётная масса: 17 194 кг
Максимальная взлётная масса: 17 900 кг
Посадочная масса: 12 060 кг
Масса топлива во внутренних баках: 5 550 кг
Объём топливных баков: 8675 л
Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300
Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)
Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
у земли: 1300 км/ч
на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (2,16 М)
Скорость отрыва: 370 км/ч
Посадочная скорость: 285–295 км/ч
Боевой радиус: 725 км
Практическая дальность: 1380 км
Перегоночная дальность: 1700 км
Практический потолок: 18 500 м
Скороподъёмность: 228 м/с
Нагрузка на крыло: 397 кг/м²
Тяговооружённость: 0,82
Длина разбега: 1000–1100 м
Длина пробега:
без тормозного парашюта: 1050–1150 м
с тормозным парашютом: 850–950 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g
с ракетами Р-98: +3,0 g
с ракетами Р-60: +5,0 g

Вооружение

Точки подвески: 6
Боевая нагрузка: 1500 кг
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»:
2 × Р-98
2–4 × Р-60
Неуправляемые ракеты: 2 × блока УБ-16-57 с С-5 или 2 × С-24
Бомбы: 2 × ФАБ-250 (вместо ПТБ)
Пушечные контейнеры: 2 × УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (по 250 снарядов)

Авионика

РЛС: «Тайфун-М»
Дальность обнаружения цели:
на большой высоте: 65 км
на малой высоте: 15 км
Дальность захвата цели:
на большой высоте: 45 км
на малой высоте: 10 км
Угол сканирования:
по углу места: +30°/−10°
по азимуту: ±70°

Интересные факты

18 июля 1981 года майор В. А. Кулапин (по другим данным, Куляпин) на самолете Су-15ТМ в небе Армении таранил аргентинский самолёт-нарушитель Canadair CL-44 и благополучно катапультировался.

Су-15ТМ — рекордсмен по посадочной скорости — около 300 км/ч.

А теперь нам надо найти приличное место для обеда, если уж завтраки не входят в наши планы.

Среди непрерывных болот нам все-таки удается найти приятное место в лесочке у трассы и мы распологаемся в предвкушении вкусного завтрака-обеда.

Пока вода закипит, можно поохотиться с фотоаппаратом за местными достопримечательностями.

Из разнообразного мха, переливающегося всеми цветами зеленого оттенка, кокетливо выглядывают молодые подосиновики, а за ними сурово наблюдают их старшие сородичи, будто предостерегая из-под темно-бурой шляпы от нашествия людей.

На обед поели гречку с тушенкой и наконец-то я добралась до вожделенных тефтелек. Попили кофе с печеньем, собрали пожитки и двинули дальше.

Где-то на пустой трассе с обочины, чуть ли не под колеса, выскочил мужик на дорогу и отчаянно замахал руками. Остановились, сдали назад и выяснили, что у ребят не хватило солярки до Лоухов. Поделились 20 литрами из канистры и поехали дальше.

А дальше наш всемогущий навигатор сообщил, что ближайшая заправка в Лоухах (интересно, я правильно склоняю название города?), примерно в 10км от трассы. Доверившись этому исчадию ада, мы едем на заправку. Печальное зрелище, но цена стандартная – 31 р., а вот 95-ого нет. А он нам и не нужен)))

Из окна машины успела снять только деревянную церковь, похоже – новодел.

Выезжаем на трассу и сразу после поворота за кучей песка видим новенькую благоустроенную заправку! Ах ты, шельмец! Свозил нас в Лоухи! Хряпнуть бы тебя по холке дубасиной!!!

После Лоухов нормальная дорога кончается и начинается а-ля ремонт.

Через какое-то количество км дорога стала хорошая, новая. И…опять закончилась… И опять началась новая))) Вот так выглядит трасса М-18 «Кола».

«А дорога серою лентою вьётся,
Залито дождём смотровое стекло
Пусть твой грузовик через бурю пробьётся.
Я хочу, шофёр, чтоб тебе повезло.
Hе страшны тебе ни дождь, ни слякоть,
Резкий поворот и косогор.
Чтобы не пришлось любимой плакать,
Крепче за баранку держись, шофер.
Ветер за кабиною носится с пылью.
Слева поворот. Осторожней, шофёр!
Как-нибудь дотянем последние мили,
Твой надёжный друг и товарищ - мотор.»

По пути сделали остановку, чтобы сделать фото как увсех))) Всё ж таки Полярный Круг!!!

Следующей остановкой стал родник на 1110 км или около того +- пара км. За 400м будет соответствующий знак. Это такой кранчик из которого водичка льется, черная, на синем фоне)))

На сегодня, наверно, хватит.

В предчувствии поиска ночевки, меня прошиб пот, а потом озноб, но я взяла себя в руки и спокойно приняла предстоящее действо. Скажу только, что мы ехали вперед, потом назад, и только потом нашли место на берегу Кандалакшского залива. (вполне вероятно, что это не он, но судя по карте, вроде он)

Фото Артема

Место оказалось очень живописным. На берегу желтая полоса песка сменяется красной, маленькие волны тихо плещутся о мокрые коряги, а грибы и ягоды манят своими спелыми формами.

Фото Артема

Этой ночью мы не смогли разжечь костер. Нарубленные дрова оказались настолько мокрыми, что ни солярка, ни бензин не были способны просушить и разжечь этих бесчувственных чурбанов!

Продолжение следует>>>

Comments

Submitted byShel on вт, 09/11/2012 - 00:38

Да, остров уже не тот.... ( В 2008 году там было намного красивее....

[right][/right]

Да, не тот. Декораций намного меньше. А может просто фото сделаны не так... Но мне там все равно очень понравилось)

вожделенных тефтелек в студию:smil447P:
я вот теперь их тоже хочу! читаю отчет и голодаю вместе с тобой :laughing:

:laughing: Нет фото, проворонила)))

На 4-й странице фото со столиком, крайняя справа банка, видно, что уже пустая, но это были тефтельки:smil447P:

Честно говоря, не знаю. Поехали в Ашан, взяли, что было. Тефтели рыбные, а я рыбу не люблю. Но тогда безумно их хотелось, и кушались они на ура, я еще в томат хлебушек мокала. Неприятных последствий никаких не было)))

у нас тоже всегда, что из консервов не востребовано обычно, в поездках кажется самым вкусным :laughing:
буду с нетерпением ждать поездку в Ашан за тефтельками :smile: