Кольский полуостров 2012. Часть 10. От Воренжи дороги нет

13.08.2012
Беломорканал-Беломорск-Вирма-Сумский посад-Воренжа

Очередное утро. Небо чистое и ясное. Солнышко светит в полную силу.
При выезде со стоянки у паджеро перестал крутиться руль. Костик полез выяснять причину бунта корабля. Оказалось, что открутился верхний рычаг передней подвески, и рулевой вал цеплялся за рычаг. Примерно за 10 минут Костик устранил эту неприятность. Благо, все случилось не на трассе при большой скорости!

Последняя заправка перед долгой дорогой по лесам у нас в Беломорске.

Заправляем полные баки, все канистры, закупаем продукты и заезжаем в музей купить магниты. Ведь в прошлом году я просто забыла их здесь купить! Но, музей и сувенирный магазинчик в понедельник выходные. Расспросив продавца местного магазина, я вприпрыжку отправилась через дорогу в ювелирный магазин отовариваться сувенирами. Ура!

Закончился Беломорск – закончилась и нормальная дорога. Выехав на грейдер и протряся свои зачерствевшие косточки, ребята спускают колеса.

Изначально были планы пройти Осударевой дорогой, но по карте она была слишком далеко, а времени остается мало, и мы решили пройти на юг, вдоль Сумозера и дальше на Петровский ям.

Спустя такое количество времени, какого достаточно для утряски костей, желудка и мозгов, мы въехали в Вирму и в самом начале деревни увидели великолепную церковь 1625 г.

Восхитительно сохранившаяся, без идиотских надписей про покорителей неземных вершин типа «Здесь был Петя», но, к сожалению, закрытая.

Петропавловская церковь в поморском селе Вирма (Беломорский район) – удивительно лирична и живописна. Радостно и жизнелюбиво смотрится она среди древних замшелых валунов и невысоких елей. Храм относится к возникшему в XVII веке типу кубоватых церквей: куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной, пятью или даже девятью главами. В Петропавловской церкви пять луковичных главок венчают массив четверика. Торжественность и «приукрашенность» силуэту церкви придает сочетание изогнутых линий главок с бочковым покрытием пятигранного алтаря. Оригинальна и хитроумна конструкция куба: он сложен из бревен «в реж» и установлен на внутреннем шестивенцовом четверике, который, в свою очередь, врублен в наружные стены. Внутри четверика – две пересекающиеся под прямым углом стены, создающие пространственную жесткость куба. Такая конструкция встречается только в вирмской церкви и является поэтому уникальным конструктивно-техническим памятником деревянного зодчества.
В вирмской церкви только ее центральная часть – четверик с кубовым завершением и алтарем – сохранила свою подлинную основу, именно основу, так как наружные стены, а частично и сам куб были обшиты тесом. Трапезная церкви вместе с сенями-папертью сооружена в начале XX века на месте меньшей по размерам старой трапезной. В трапезной сохранился старинный резной столб. Когда-то их было два.
Резьба столба, резьба на клиросах – выразительны и неповторимо оригинальны. Композиционный центр интерьера церкви – резной позолоченный иконостас; следов старого тяблового иконостаса не сохранилось. Живопись иконостаса была представлена великолепным собранием икон XVI-XVIII веков (вывезены экспедициями КМИИ).
Существует несколько предположений о дате постройки церкви: середина XVIII, первая треть XVII века. В пользу последней даты говорит запись в делах Сумского прихода за 1852 год, где указано, что церковь в селе Вирма «во имя Петра и Павла построена около 1625 г. при игумене Варфоломее честные обители Соловецкие…». Датировка подтверждается и надписью на резном тябле, обнаруженном в сенях при ремонте церкви в 1958 году: «Лета 7147 (1639 г.) месяца сентября в 8 день поновили храм святых верховных апостолов при игумене Варфоломее честные обители Соловецкие». Если датировка храма первой третью XVII века верна, то Петропавловская церковь в Вирме – самая древняя из всех известных на Руси кубоватых церквей.

Рядом с церковью, буквально в 20м есть памятник не вернувшимся с войны жителям Вирмы.

Осмотрев церковь, мы продолжили жесткий массаж тел в сторону Сумского посада. Сумский посад оказался крупным поселением с церковью, недавно выстроенной и магазинами на обоих берегах Сумы.

Древнее село Сумский (Сумской) Посад растянулось вдоль реки Сумы как собственное название, которое жители Карелии давно сократили до Сумпосада. Имена улиц тут тоже непростые, как из книжки: Черноручейская, Лесобиржа, Жемчужный ряд. Улицы чистые, нарядные и солнечные, современных построек мало. Рядом поморское кладбище, «жемчужный ряд» старых домов на берегу Сумы, несколько архитектурных памятников — историческое поселение.
Белое море находится всего в двух километрах. Если раньше вся жизнь Сумпосада зависела от моря, то теперь она зависит от железной дороги. В 2004 году электрифицировали последний (74-километровый) отрезок трансконтинентальной магистрали Мурманск-Владивосток: участок «Сумпосад — Маленга». Работа для сельчан есть только на железнодорожной станции. Или в школе: сюда на пятидневку приезжают дети из соседних Маленги, Хвойного и Колежмы.
В школе открыт небольшой музей истории села. Для гостей охотно проведут экскурсию по Сумпосаду, покажут амбар Соловецкого монастыря (постройки 1757 года) и рыбный двухъярусный амбар (вторая половина XIX века). Главная достопримечательность — так называемый ботик Петра, на самом деле отношения к царю не имеющий. Историческая лодка подарена селу в 1870 году великим князем Алексеем Александровичем.

Кстати, ботик мы так и не увидели.

«Где ветры морские порою шумят,
И в водах Сумы вызывают волненье.
Широко раскинулся Сумский Посад-
Поморское наше селенье.»
Процветанию Сумского Посада всегда помогала духовная сила его жителей. Историю своего села знаем и уважаем. Пришло время и духовного возрождения. Так было принято решение о строительстве Церкви в
Сумском Посаде. Инициатором строительства стал Ткаченко Сергей Владимирович. По благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила начались работы.
27 июня 2006 года был заложен камень в фундамент будущей Церкви Преподобного Елисея Сумского. Богоугодное дело было начато!
Церковь с таким престолом будет первой и единственной в России.
И так будет:
И будет новый Храм, По Божьей милости.
Спаси Господи Всех, кто сможет помочь.
Просим молитв всех православных христиан.
священник о. Сергий Михайлов
Строительство ведется на народные пожертвования и строится Церковь всем миром. Работы по устройству фундамента выполнил беломорчанин Сергей Стрельцов, сруб возводил мастер Олег Батуревич из д.Кутежма (Пряжинский район) , бригада плотников из Петрозаводска установила стропила и колокольню.
Маковки- купола с крестами- изготовили беломорчане Максим и Андрей, Анатолий и Евгений обшили их железными листами. Работы по установке окон и дверей, внутреннюю и наружную обшивку, устройство крылец выполнили сумляне Владимир Корольков и Владимир Марков.
В строительстве принимают участие Филимонов А., КарченкоП., прихожане прихода Покрова Пресвятой Богородицы с.Сумский Посад. Спонсорскую помощь оказывают предприятия: Беломорское ДРСУ, ООО «ТПК «Юрма», предприниматель Долгорукий П.А, Сумское лесничество, Сумпосадская СОШ, Сумское МТП, ЗАО «Беломорская ПМК».

Следующим было Лапино, стандартно расположившееся село на берегу озера в неповторимом северном стиле и с деревянным мостом.
После Лапино остановились у одного из множества озер, чтобы перекусить.

В это же время к нам подъехал рыбак из Лапино. Немножко побеседовали о том, о сем.В частности, о существующих и не существующих дорогах. Не существующих оказалось больше. Как вариант, мы решили пробовать путь через Воренжу.

Распрощались с рыбаком и двинулись дальше. И тут прямо на дороге в глаза бросился несчастный, покинутый и разграбленный запорожец. Он так печально смотрел на нас потухшими глазами, что мы не смогли проехать мимо.

А вот уже и Воренжа.

Деревня заброшена, но пронырливые москвичи уже и здесь прикупили себе дома.

Во время фотосессии была обнаружена малина, буйно разросшаяся вокруг брошенных домов, и с удовольствием обгложена.

Деревня Воренжа находится на юго-востоке Беломорского района (северо-восток Карелии, граница Поморской зоны и материковой части Карелии). Она расположена на обеих берегах вытекающей из Пулозера реки Сумы, неподалеку от места ее впадения в Сумозеро. К деревне ведет тупиковая дорога — ответвление длиной 3 км от транзитной (в прошлом) дороги Беломорск-Сумский-Посад-Лапино-Хвойный-Сумостров-Пулозеро.
Ильинская церковь расположена в центре деревни Воренжа на левом берегу реки Сумы и является архитектурной доминантой в застройке поселения. Она принадлежит к числу четырехчастных разношироких и равновысоких церквей с горизонтальной продольной осью развития.

Стартуем дальше. Сразу за деревней начинается лесная дорога, довольно наезженная. Грибов видимо-невидимо, а самые смелые
растут прямо на дороге!

Поначалу мы выскакивали из машины и собирали их, но когда стало понятно, что все не соберем, мы перестали обращать на них внимание, хотя азарт остался…

На карте пунктирные дороги так или иначе доходят до Петровского яма, но на пути мосты и неизвестность…

Проехали мы, значит, несколько безобидных мостиков, завалы из упавших деревьев,

и уперлись в один такой стремный мостик, длиной более 30м (длина лебедки).

Мост проложен через порожек, с весело перебегающей водичкой из одного озера в другое. Разведав обстановку, решаем ехать. Не, ну не обратно же пилить 130 км до Беломорска!

Первым пошел Артем. И все было хорошо почти до конца, но, по закону подлости, под тяжелой машиной ломаются бревна и колеса попадают в ловушку. Лебедки на УАЗе нет, а вытащить его назад – значит завершить путь.

Ребята сподручными средствами мастерят заплатки, слегка подтягивают машину лебедкой назад и Артем выезжает, опять ломая мост.

Немного подкорректировав бревна, в неравный бой вступает Костик на паджеро. Где-то на середине моста колеса проваливаются. Все. Дальше на лебедке. Машина то и дело соскальзывает с моста, желая измерить глубину озера лёжа на боку. Я с замиранием сердца наблюдаю, зажав рот ладонью, чтобы не допустить истеричных и матерных выкрикрв – ведь на борту имеются ценные вещи!

Но, вот машина уже на берегу, все страшное позади, можно продолжать путь.

Вся эта катавасия на мосту длилась не менее двух часов. А что нас ждет впереди?

Немного отъехав от моста, видим одиноко стоящий мотоцикл с коляской. Появляется тревога. А вдруг он приехал со стороны моста? Как же его хозяин теперь вернется по разломанному мосту?

Проехав еще немного, стало понятно, что дорога кончилась. Нет, дорога, конечно, шла дальше, но теперь она выглядела заросшей и заброшенной. А с одной пилой, с одной лебедкой и в три рыла ехать дальше неразумно.

И пока мы стояли в раздумьях, из леса вынырнул…не, не медведь – хозяин мотоцикла, рыбак.

Он-то и подтвердил, что дальше мы не проедем. И, естественно, он приехал со стороны моста. Все дружно разворачиваемся. Первым поехал рыбак. Доехав до моста, он долго чесал репу, глядя на поломанные бревна. Ничего другого не оставалось, как троим мужикам нежно взять мотоцикл на руки и практически перенести его на другой берег.

А я… А что я?! Я- оператор, важнейший человек в экспедиции! Меня нужно беречь)))

После переправы мотоцикла рыбак нас не бросил, а остался до конца спасательно-развлекательной операции. Бегал по мосту с тросами и лебедками получше иного штурмана! Когда все закончилось, чудо-рыбак торжественно вручил нам свежепойманную щуку. Вот Человек!

Возвращаться на трассу уже слишком поздно, и мы заночевали здесь же, влесу, на берегу прекрасного озера…

Продолжение следует>>>

Comments

Submitted byJuryS on вс, 12/16/2012 - 17:22

вообще эта серия отчетов по Кольскому впечатляет) Давай продолжение:smile:

За Сумским Посадом надо было уходить на Варандозеро, через Лапино - Хвойный дорога привела бы практически к Надвоицам, на достаточно старом ГШ эта дорога отмечена как "недействующая"
От Варандозера то же не все гладко, лучше ехать по треку, если бы не aka Pahom - то же бы плутали долго....

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Долго сомневались - Хвойный или Воренжа, остановились на Воренже. Зато там побывали. Только дОма я узнала, что в Воренже есть церковь. На фото она есть в отчете.

что Вы немного не доезжая до Варежмы повернули на лево и двигались практически на восток?
Мост был в протоке между оз. Круглое??
Кроме Урбантрипа еще есть какой нибудь источник по церкви?
Дорога от Хвойного до Варежмы нормально проезжаема?
Что с дорогой на Сумозеро??
Вспомнился мне проезд одного мостика, на Вологодчине, качество фото плохонькое, снимали на зажигалку

Был он на вид достаточно прочным, но вместе с тем с изрядным уклоном в бок....в случае чего падать на было с высоты метров 5-6....страшно было...
Имею вопрос к джиперам - практикам:
Как проезжать вот такие мостики?? Сдуваться? Подкачиваться до нормы?

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Изображения

что Вы немного не доезжая до Варежмы повернули на лево и двигались практически на восток?
Мост был в протоке между оз. Круглое??

Это надо карту рассматривать, так сразу не скажешь.

Кроме Урбантрипа еще есть какой нибудь источник по церкви?

Есть сомнения по поводу церкви? Вот здесь еще описано http://arni.petrsu.ru/index.php?mod=doma&pm=b7001&raion=1&subreg=1

Дорога от Хвойного до Варежмы нормально проезжаема? Что с дорогой на Сумозеро??

Со слов рыбака обе проезжаемы. от Хвойного с мостами неизвестность. А Сумозеро, это где часовня? Рыбак сказал, что от часовни почти ничего не осталось.

Как проезжать вот такие мостики?? Сдуваться? Подкачиваться до нормы?

Газу не давать, рулем не крутить. Сдувание на мокрых бревнах сильно не поможет.

Это надо карту рассматривать,

так сразу не скажешь.
Пожалуйста, вот карта, стрелками мосты обозначены, дальний от деревни - через р.Пинега:smile:, красная линия с права - Осударева

Есть сомнения по поводу церкви?

Сомнения всегда есть, порой не разрешимые даже спецами, глубоко погруженными в тему....

Вот здесь еще описано http://arni.petrsu.ru/index.php?mod=doma&pm=b7001&raion=1&subreg=1

Вполне авторитетно

А Сумозеро, это где часовня? Рыбак сказал, что от часовни почти ничего не осталось.

Не знаю, не был, по-этому и спрашиваю...

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Изображения

На Петровский Ям. По любому надо выезжать на грейдер Нигижма - Валдай, поворот на Петровский Ям за Валдаем, километрах в 10, вроде.
Та дорога, по которой идет трек, она на юг пойдет, но все одно - выйдет на грейдер до Валдая.
Вроде эта перемычка единственная между Варежмой и Осударевой......
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Вот фотку нашла. Это где-то недалеко до моста, у которого мы развернулись. Везде есть пунктирные дороги. И та, которой мы ехали, пересекаясь с другими, выходила к П. яму. Но на деле оказалась сильно заброшенной и заросшей. Может дальше были мосты похуже этого. К таким поездкам надо серьезно готовиться и ехать во всеоружии.

Изображения

надо выезжать на грейдер Нигижма - Валдай,

Не Нигижма, а Надвоицы, грейдер Надвоицы - Валдай, Нигижма - это из другой сказки..:smile:

Везде есть пунктирные дороги.

Это точно, полагаю, карта - 2-х километровка с ГШ или творчество Арбалета....не ездите Вы по ним, на ГШ эта дорога едва видима, и около избы в левом нижнем углу заканчивается.....указатель от курсора на фото показывает на П.Ям, но едите Вы в сторону Надвоицы.....
В любом случае инфа весьма ценная, озер много - народу мало, окунь ловится как сумошедший, щуки должно быть дофига....
______________________
Мы не думаем - Мы едем!