Хибины - край, где комары уносят туристов в гнездо

Нитка маршрута:
Москва-Аппатиты-оз.Малый Вудьявр-пер. Рамзая-долина реки Белая- ручей Ферсмана-пер.Восточный Арсеньева-ручей Меридиональный - пер. Юмикор - ущелье Аку Аку - река Гольцовка - пос. Имандра - Аппатиты - 25 км - база КСС - вдп. Красивый - пер. Южный Рисчорр - оз Академическое - Кировск - Аппатиты- Москва
Участники: Mephis & AnColly

Комары - единственные кто нас встречает на озере Малый Вудьявр в 2 часа ночи. Они же подгоняют быстро переодеваться и в путь, благо ночь в Хибинах, не каждый день в нерезиновой такой светлый. Шорты, футболки - нафиг.... быстрее в штаны, куртку, ботинки и шапку с антимоскитной сеткой... В считаные секунды их слетелось несметные полчища... Километра три мы резво, вприпрыжку скакали в сторону Рамзая, чтоб они хоть немного отстали.
За тридцатичасовой переезд мы выспались, благодаря этому, к рассвету (это если по нашему, по мАсковски) мы уже топтали снег Рамзая, периодически проваливаясь в него по колено. Ну а че, такой вот июль!

С восходящим солнцем появились и первые облака, и уже казалось, что день в ближайшие часы перестанет быть теплым и ярким. Нет, этот день был великолепен - солнечный, жаркий, гостеприимный... Заманивал, с..ка, поглубже в хибиня. Больше такого дня у нас не было. Погода была “так себе”, плохая, очень плохая и просто погода - когда стоя по щиколотку в луже, AnColly держала парящую в воздухе палатку в которой были спальники и пенки.
Но пока на перевале стоял погожий денек, вернее утро, быстренько перекусили. Надо же заглянуть, что там за ним, за Рамзаем. Бывалы туристы говорили: “В Хибинах, за каждым перевалом новый мир, другой, не похожий на тот что уже пройден”
За первалом Рамзая нас ждала долина реки Малой Белой. Действительно многое поменялось. Иначе светило солнце, многочисленые ручьи с кристально чистой водой и ледяные озера, луга в обрамлении гор… Не поменялись лишь комары!

В этом раю мы решили провести первую ночь. Спустившись и пройдя часть долины до кромки березовой рощи разбили лагерь. Собрали дровишек, окунулись в подогретую на мелководье воду безымянного озерца, сообразили ужин и провалились в сон. Незаметно пролетело 20 часов, как мы сошли с поезда.

Утро второго дня нас встречало облаками, из-за которых за нами переодически подсматривало неуходящее в ночь солнце.

Путь лежал по Белой, через причудливую березовую рощу, населенную неисчисляемым количеством некусачих,но от этого не менее противных, белых мошек к ручью Ферсмана.

Затем вверх по ручью, через лес по тропе на перевал Арсеньева Восточный. Ближе к истоку пересекаем Ферсмана вброд, выходим на плато, идти легко и приятно. Уже на подходе к перевалу нас настигает облако… На раз два три с неба капают первые капли, потом ленивый дождь, потом шквальный ливень, град, ветер… сидим радуемся как дети, хорошо остыть перед перевалом. Спасибо тебе погода Хибиней, по жаре Восточный Арсеньева был бы … Вот здесь стоит подробнее!
Опытный товарищ нас предупреждал: “Хибинах есть два вида камней: сыпуха и курумник...”

Курумник – камни размером от футбольного мяча и больше, беспорядочно наваленые друг на друга и часто непредсказуемо подвижны…

Неудачно наступил и ты уже не двуногий турист))

Так вот, Восточный Арсеньева это набор высоты в 600 метров с уклоном от 60 до 80 градусов по курумнику, с седловиной из курумника и со спуском из курумника
Поднимаясь я вспоминал Адыгею, вспоминал как год назад, с горечью представлял о таком же предстоящем утром подъеме после вечернего армянского гостеприимства… фигня, все это фигня по сравнению с курумником. Я шел и ненавидил Хибины! Я вспоминал всех опытных товарищей, чьи рекомендации были полезны, но никак не могли сделать мой путь легче. Курумник… Хибины… Красоты… ни за что и никогда не поеду в хибиня я… больше…
Насте, как то неудачно в начеле подьема травмировавшей ногу, этот подъем отдавался болью в каждом шаге… Но параллельно шла группа детей с хасками, перед собаками было стыдно, и мы шли…вверх по арсеньеву, по седловине, и вниз… Спустившись к Меридиональному ручью начали ставить лагерь. Настиному счастью снять ботики не было предела, поставив палатку мы уже предвкушали капельку Бехеревки и консерву… осталось лишь растянуть палатку на камни! В это самое время, с уже пройденого перевала на нас свалился хибинячий подарок… Палатка взмыла в воздух и собралась лететь в сторону Мурманска, почти в ту же секунд с неба хлынули потоки воды... AnColly понимая, что ее теплый свежеподареный на ДР спальник может вместе с палаткой улететь в неведомые края, смертельной хваткой вцепляется в ее край. Знаете ли, палатка в тот момент напоминала воздушного змея, по габаритам способного не только долететь до Мурманска, но и Настю прихватить с собой. В это время я укутывал все раскиданое в гермочехлы рюкзаков. Несколькими минутами позже борьба Насти против палатки першла в решительную атаку со стороны человека. Палатка была приземлена, ловкой подсечкой сложены дуги и с победоносным криком Настя в одних носках притаптываем поверженную палатку к земле. Ветер не стихает, дождь льет, проигравшая битву палатка – мстит. Она не пропускает воду, и Насте приходится стоять в ледяной луже. Но дождь дает нам перерыв, все оттяжки надежно намотаны на камни, вещи закинуты внутрь… Еда, сон и ненависть к Хибинам и курумнику… так встречаем утро третьего дня.
Наш путь лежит по Мередиональному ручью вниз… Как и обещали, за перевалом снова другой мир. Сначала это мир камней – неживой, суровый, потом мир смешаного леса по которому нам надо срезать один км по азимуту, вместо того чтоб 1 км идти вниз по Меридиональному и потом 1км вверх по безымянному, к вечеру нас ждет Юмикор – ущелье Мертвых.
Это уже вечером, а пока мы идем по ручью вниз. Идти вниз легко и беззаботно. Рассуждаем о нелюбви к курумнику, сравниваем разные горы, обдумываем изменения, которые вносим в маршрут по причине травмированой ноги. В планах был Северный Чоргорр и выход на КСС, теперь это не представляется возможным. Решено – идем на Имандру. Время летит незаметно и уже надо поварачивать в лесную чащу: а там комары, цепляющиеся танцующие березы с полчищами белых мошек, а еще под ногами свежий помет косолапого… а идти лишний км с набором высоты лень. Человеческая лень это самое сильное чувство, сильнее страха столкнуться с медведем, сильнее отвращения от березовых мошек: а комары так даже в этом списке не значатся. Пройден лес, пройден подъем к подножию Юмикора и мы начинаем подбем в Ущелье Мертвых.
Красотища!

Потрясающие виды и отсутствие курумника возращают утраченую любовь к Хибинам. И уже нога Насти болит меньше, и подъем не столь труден, а вид на озеро Имандра с седловины перевала захватывает дух.
Хибины – Вы потрясающие горы!

Юмикор ( правильное написание Юмъекорр) сам по себе впечатляющий перевал. Набор высоты 600 метров с углом до 50 градусов, под ногами достаточно жесткая тропа вдоль уходящего вниз ручья, местами сыпуха, незначительные россыпи курумника. Когда поднимаешься с востока, со склона открывается живописные виды на Хибинские просторы. Да и само ущелье как с картинки. Трудности первых дней сразу забываются. Начинаешь получать удовольствие от маршрута, от окружающих красот, даже от усталости и легкого голода. Обойдя очередной завал, открывается вид на озеро Имандра. У таких как мы, которые не видели озеро с вершины Юдычвумчорра, вырывается крик восторга. Зрелище не подающиеся описанию, лучше один раз увидеть. Увидеть не на фото, увидеть собственными глазами, преодолев путь от Москвы до этого перевала.
Если идти вниз до самого озера, а это где то полдня пути, можно выйти на один из полустанков железки на Мурманск. Станция Нефелиновые пески отмечена на картах как нежилая. За день проходит три пассажирских поезда с остановкой одна минута. Два раза в неделю ходит электричка, рано утром проходит рабочий поезд. Но как говорят, пару человек все же там живут. Мы не проверяли, на пол пути к Пескам, мы поворачиваем направо. Наш путь в одно из самых посещаемых мест - ущелье Аку Аку.
И снова новый мир? Непременно!
Ущелье Аку Аку изменчиво за каждым поворотом. Всю дорогу нас сопровождает дождь и нет ни одной фотографии. Поверьте на слово, если 500 метров назад в узком месте где бурный ручей среди нагромождения скал и густого леса, казалось ещё живут древние люди, то сейчас, на поляне с ковром из густого мха и причудливыми мохнатыми цветами, с мелкими и прозрачными ручьями живут феи, просто дождь их распугал и они укрылись в скальных расщелинах.
Силы на исходе, дневной переход приближается к 20 км, осталось немного. Впереди легендарное озеро где мы предполагаем встать на ночлег. Километр... Шестьсот метров... Вот оно! И мы разбиваем лагерь.

Скажу честно, свинотуристы загадили единственное место для стоянки непосредственно у озера. "Артефакты" их пребывания повсюду. К сожалению, и в озере тоже. Но оно все равно величественно и красиво. Заполнив все пространство ущелья вносит интригу в маршрут идущего. Обойти его можно либо карабкаясь круто вверх по сыпухе на высоте около 40 метров или пройдя пару тройку метров по узкой полке на отвесной скале на высоте с десяток метров над голубкой и прозрачной как слеза, гладью озера. Наш отве El Camino Del Ray ... Ну и "Крым наш" само собой! Раз все наше, так истопчем все что можем. Я с великим удовольствием и налегке, с фотоаппаратом в руках, тестирую возможные варианты обхода.

День четвёртый. Поздно встаём, в надежде, что будет солнце и мы подсушим вещи, окунёмся в прохладу озера... Погода этого не хочет. Собираем вещи, перетаскиваем рюкзаки по "полке" и на "удачу" все время вниз и в хорошем темпе идём в посёлок Имандра. Почему "на удачу"? Потому что...
Посёлок Имандра отличается от Нефелиновых песков почти ничем. И попасть в Аппатиты можно только по жд, а билетов у нас нет, кассы там тоже нет... Поэтому будет удача если мы выпьем фанты (с) и поймаем попутный поезд.
Идти вниз это не то, что идти вверх. Резво спускаемся до реки Гальцовки, и даже ненадолго выглянувшее солнце даёт возможность окунуться, в так кстати оказавшемся поблизости мелком и почти теплом озерце и спокойно без "экстрима" перекусить. Но такой темп делает своё дело, подскальзнувшись я остаюсь без одной трекинговой палки. Зато на двух ногах. Горы позади мы идём по густому лесу, старая колея безошибочно подсказывает путь. Впереди последнее испытание перейти Гальцовку вброд. И если все предыдущии реки и ручьи мы проскакивали не снимая ботинок, здесь этот номер не пройдёт.
У насосной станции п. Имандра глубина выше колена. Упираясь оставшейся палкой с трудом справляюсь с бурным потоком. Вода ледяная... Очень!

Имандра пуста и казжется безжизненной. Потрёпанные десятилетиями дома, сгнившие заборы, руины на окраинах. Посёлок огибает высоковольтка на деревянных опорах!!! Звук радиоприёмниках и мотивчик 80-х - это признак жизни. Людей не видно и как то жутковато и не по себе. Цивилизацию выдаёт железная дорога и стоящий на ней товарный состав. Может быть это наш "билет" в Аппатиты? Пройдя через посёлок до станции так и не встретили не одной живой души. Дома, домики, лачуги во дворах полусгнившие "Москвичи 412" и "запорожцы", которые нашли свой последний приют, и уже никогда не покинут посёлок даже если встанут на ход. Но что удивило, много мотоциклов с колясками, даже возле домов по окна вросших в землю. На часа 16:00, а людей нет.
Станция со стороны озера - руины, со стороны посёлка - двухэтажное индустриальное здание. Ожидания оправдались, кассы нет, станция закрыта... Где то на заднем дворе хлопает железная дверь... Бегу туда. Толстушка с макияжем "завидуйте индейцы" и оранжевой жилетке РЖД спешно закрывает дверь. На мои вопросы про поезд и Аппатиты бурчит что то невнятное убегает в сторону тепловоза. Прощальный гудок и товарняк отправившись оставляет нас в одиночестве.
Туристическая удача - великая вещь. К нашей радости в посёлке есть магазин - но он уже закрыт. И что бы решить главную задачу квеста как уехать с Имандры в Аппатиты ближайшим, а это поезд в час ночи Мурманск - Москва, нам необходимо попасть в магазин. А в магазине есть все, чтоб повысить мозговую активность туриста. И мы отправляемся на поиск подсказок. Что не сделаешь ради глотка холодного пива. Была найдена продавщица магазина,по доброй воле распахнувшая нам врата в магазин. Эх, спасибо этой милейшей женщине. И уже после глотка бодрящего напитка, мы послушали рассказ о жизни посёлка, и то что Имандра переводится как Мачеха и ещё с полчаса просто поболтали по душам, с благодарностью отпустили доброго человека по своим делам. Укрывшись тентом от проливного дождя, под его шум и хмельной напиток мы коротали время на берегу гостеприимного озера.
Кто знает читателя, тот ничего для него не делает(с)
Внимательный читатель задаст вопрос, как же мы попали на поезд?
Да не попали мы на него!

Шутка!
Сотовая связь в посёлке работает, поэтому позвонив Настиной сестре мы решили вопрос с билетами.
Поезд шёл с опозданием, его остановка, как пояснила проводница, была только ради нас - единственных пассажиров на станции в этот поздний час.
А если бы у нас не было билетов? Несмотря на строгие правила РЖД, проводница глазами показала, что все равно нас взяли бы, но только в том случае если поезд сделал бы положенную остановку.

Через сорок минут мы были в Аппатитах, ещё спустя полчаса на 25 км в Кировске. Опять подгоняемые комарами и дождиком промчались с пяток километров до смотровой на Кукисвумчорре, и там же из последних сил поставив палатку погрузились в сон.

Дождь лил всю ночь и встречал нас утром. Несмотря на это, одинокая группа цивилизованных туристов, укрывшись в полиэтиленовые дождевики проходя мимо нашей палатки с возгласами удивления, шла посмотреть на дорогу Хибины 4х4 уводящую взгляд через горы в самое сердце Хибин - базу спасателей и гостиницу Коэльпорр. Это место для тех кто без рюкзаков или на полном приводе обязательно к посещению. Поэтому полпути к базе откровенно загажено, поэтому лишено возможности поделится водой с испытывающих жажду и еле влачащих ноги после вчерашнего туристов- рюкзачников.

Как вы помните, Наше ночное приключение привело нас на смотровую. запасы воды иссякли к утру, по природной лени мы решили спустится по азимуту со смотровой прямиком на дорогу. Как заметка на полях, скажу, не соглашайтесь на советы таксиста в Аппатитах, что он довезет вас до 25 километра, мол оттуда все начинают маршрут. Просите его довезти до озера Малый Вудьявр если идёте на Рамзай или до отвалов, если идёте на КСС. Это позволит сэкономить силы и лишит удовольствия топать по грязному и пыльному грейдеру около 3 км.
К тому же, раз за разом на отвалы и обратно едут самосвалы поднимая пыль или как в нашем случае водяную взвесь.
Нам немного повезло, в этот день лил дождь, но возвращаясь мы в полной мере ощутили прелесть трекинга по этой дороге.
Пожалуй на этом приключенческая часть нашего похода закончилась. Добравшись до Коэльпорр, перешли на "план Б" нашего похода, если быть точнее поели пельменей и яичницу, запивая холодненьким... Тёплая ванна... Белые простыни... Ну его нафиг этот туризм.
Да не было не какого "плана Б".... Три дня это как раз на Коэльпорр, день на радиальный выход и обратно. Вот и мы просушив барахлишко отправились на водопад Красивый и на перевал Южный Рисчорр.

Все!
130 км за 7 с половиной дней.

Comments

Непонятно.
Обычно помогает вторая попытка загрузить фотки.

Браузер не виноват. Во всех так бывает.

Submitted byKira-Geo on чт, 08/11/2016 - 21:21

Добро пожаловать в клуб любителей Хибиней! Удивительно, что местные комары встретили вас так недружелюбно:smile:
А ты уверен ,что шел именно через Восточный Арсеньева? По описанию больше на Западный похоже.
Рассказывай, по возможности, поболее: в следующем году двухлетнюю дочь уже туда поведу...

Более чем уверен)) Западный еще хуже.

Вообще, если поеду еще туда, то не плохо бы было пройти по хребту Юдычвумчора и спустится за Орлиным перевалом, и за Арсеньевым соответственно. Местные сказали, что такое возможно

Геморроидальный-да. Но интереснее и красивее. Если в след. году реализуется детский выход, думаю разделить сначала группу: часть с детьми от Имандры до Гольцовки (в месте впадения Часнайока), встают лагерем. А часть взрослых от ст. Хибины вверх по М. Белой через р. Ферсмана и пер. З. Арсеньева дня за 2-3 к ним присоединяются.
Вариант с Юдычем+Орлиный со спуском в долину Меридионального рассматривали в позапрошлый выход еще с Тангутом. Показалось сложновато без веревок и т.п.
Да, и мне в лс написал Fremd (а он есть в ЗЗ). Алексей говорит, что ты что-то намудрил с правами: как гость он отчет видит, а как юзер-нет. Соответственно, не может и коммент оставить...

Шо мы не видели осыпающихся камней (неинтересной породы)? И на фоне комаров? Тоже не хочу в Хибины. Покорять, а лучше ИСКАТЬ можно и другое. И всеж берегите себя. И собачку жалко... И Настю.

Собачку просто кто то укусил за лапу - не смертельно. Настя стойко преодолевала трудности и была счастлива. А в Хибины хочется не меньше чем в другие горы; Хибины хороши, по своему, но хороши. Мое мнение - это горы для компании: стоянки в лесу, костерок, гитара

"Лыжи у печки стоя-яя-т" (пою) :laughing:

что там орлов нет? Хищных птиц там предостаточно (идентифицировать не получалось), как и зайцев, куропаток, леммингов и пр. живности, служащей пищей для оных.
А перевал так называется, т.к. внешне похож на размах орлиных крыльев.

9 августа 2016, по данным ЦУКС Главного управления МЧС Росси по Мурманской области, в главном горном массиве Кольского полуострова находятся более полутысячи человек, из них свыше 200 детей...