Хибинские зарисовки. 04.08-19.08.13 (День 5)

Изображение пользователя Kira-Geo.
Ширина 100 со ссылкой:

Ширина 800:


Закрыть

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
10.08.13
Река Гольцовка (Меридиональный)-р. Часнайок-пер. Ю. Чоргорр-р. Кунийок-озеро под пер. С. Чоргорр недалеко от базы КСС

Пирожки… Мне снятся пирожки…Румяные такие, с пылу с жару… к чему бы это? Ах да, уже сегодня вечером мы должны встретиться с Саней lepilot-ом недалеко от базы Контрольно-Спасательной Службы, на территории которой есть не только банька, но и мини-гостиница с кафе. А там уже есть, на что потратить некоторое количество припасенных еще с поезда и, естественно, непотраченных на маршруте денег. В том числе и на пирожки… Но до них еще нужно дойти, перевалив через Южный Чоргорр и протопав по долине реки Кунийок до назначенного места встречи.
Пока ребята собирают рюкзаки, пытаюсь поймать сеть, подбрасывая мобильный вверх. Но тщетно, только возможность экстренного вызова. А я очень надеюсь, что «труба» схватит SMS от друга, который в данный момент, чисто теоретически, уже должен шагать под рюкзаком от Кировска через перевал Кукис свои 18 км до базы. Ну да ладно. Надеюсь, все идет по плану и запланированная на вечер встреча состоится.
Наконец, лагерь собран. Несжигаемый мусор забираем с собой, а на месте стоянки оставляем значительный запас дров на первое время для тех, кто сюда придет после нас. Ох, сколько раз я мысленно говорил «спасибо» предшественникам, оставившим напиленный сушняк нам, встающим лагерем в условиях непогоды, промокшим, озябшим и голодным! Так пусть и нас теперь вспомнят добрым словом. Эх, если бы каждая группа так поступала, покидая очередную стоянку на маршруте…

Время 13-20. «По коням!» -сказали рюкзаки. И туристы дружно заржали…» Река Часнайок, по которой нам предстоит подъем к перевалу Ю. Чоргорр, -это правый приток Гольцовки, переправиться через которую мне обычно «везло» только с помощью брода. Да, постоянно какие-то добрые люди строили через быстрый поток мост из поваленных елок, но именно к дате нашей переправы на тот берег спасительные жерди оказывались снесенными высокой водой. Но не в этот год! Еще раз мысленно поблагодарив создателя моста, без проблем переходим на тот берег. «Странно…Пятый день хибинского похода, а мы еще ни разу не замочили ноги» -подумалось уже на том берегу… Но, вспоминая о том, что мысли материальны, решаю гнать подальше подобные думки.


Подъем вдоль Часнайока к Южному Чоргорру, как и сам перевал, не составляет особого труда, т.к. весь маршрут пролегает по хорошо натоптанной тропе вдоль левого берега реки. Единственным препятствием могут стать карельские березки, тесно примыкающие к той самой тропе. Но с подобной проблемой сталкиваются только те путешественники, которые туристический коврик привязывают сбоку рюкзака или, что еще более «по-чайниковски», снизу поперек… Ох, сколько же, наверное, «пенок» возвратилось домой после подобного похода в виде кошачьей когтеточки!))
Поднимаясь все выше и выше, радуясь яркому солнцу и отсутствию дождя с пронизывающим ветром, невольно вспоминаю этот же путь в 2002-м году… Тогда мы со студентами геофака 3 дня отсиживались в долине «благодаря» набежавшему циклону с Мурманска, и абсолютно не видели возможности выйти к перевалу. «Если у нас на Гольцовке такая жопа, то что же творится там наверху, на Ю. Чоргорре?»- тяжелые мысли одолевали каждое утро, но «график… у меня есть график…» и во второй половине третьего дня мы все-таки стартанули. При одном только воспоминании о том маршруте при практически нулевой видимости, среди окружающей тебя дождевой стихии и гудящего ветра сейчас у меня мурашки по коже, а волосы невольно встают под туго завязанной банданой. Перевал мы тогда прошли около 4-х часов ночи. Спускались реально на ощупь…
Но сейчас идти легко. Правда, немного ветрено, зато главное-сухо! И солнце светит. И всякие веселые песенки в мозгу крутятся. И сосалька «Барбариска» приятно холодит рот. И в кармане нащупываются сэкономленные на одном из привалов НЗ-шные орехи с сухофруктами. Красота! По мере подъема все выше акцентируем внимание на постепенный переход от долинного криволесья к тундровой растительности высокогорья. «Лемминги…Где же лемминги-то?»-очередной раз всплывает вопрос. Но, увы, встречаются только их экскременты и ни одной живой тушки. Делаем кратковременный привал перед решающим броском к предперевальному озеру, где у нас запланирован обеденный перекус и, о Боги, первые намеки на появление мобильной связи! Но прозвониться пока никому не удается, зато появляется уверенность в ее присутствии там, чуть выше, в зоне почти прямой видимости признаков жизни при взгляде назад и вниз в сторону Мончегорска. Наконец, пересекаем обширный каровый цирк, на поверхности которого сотни елезаметных ручейков постепенно воссоединяются, превращаясь чуть ниже в единый поток Часнайока.

Пересекать эти водные рукава абсолютно не опасно. Скорее, есть риск соскользнуть жесткой подошвой ботинка с мокрой поверхности очередного камня, замочив ноги. Но при грамотном расчете силы собственной тяжести с рюкзаком и наличии палок в руках мы без проблем подходим к одному из озер под перевалом, где и делаем привал с перекусом. Ура! Есть связь! Каждый делает по звонку родне «на материк», сообщив о своем добром здравии, хорошей погоде и отсутствии каких-либо проблем в группе. Я же пытаюсь прозвониться Лепилоту, подозревая, что он уже должен быть в соседней долине, куда мы стремимся, и связи там практически нет нихрена. Успокаивает, что SMS от него тоже не приходит. Значит, все идет по плану и чисто теоретически сегодня вечером мы должны уже воссоединиться в условленном месте под перевалом Северный Чоргорр.
Перекусив у озера и пополнив запасы питьевой воды, начинаем траверсировать склон среди нагромождений больших камней. Вообще, этот перевал-один из самых популярных у туристов в Хибинах, т.к. проблем с его преодолением практически не наблюдается. Высота 850 м. Многочисленные школьные группы в сезон тащат рюкзаки из долины Гольцовки в сторону Кунийока, и обратно. Не раз я встречал здесь и родителей с детьми детсадово-младшешкольного возраста. Лично для меня подниматься на этот перевал гораздо проще благодаря именно траверсу по крупным камням, а не по надоедающей и местами опасной «сыпухе», как, например, на Западном Арсеньева, где периодически случается «шаг наверх и два чуть вниз»… Взгляд назад на долину, откуда пришли:

Но сегодня прыгать по камням, поднимаясь все выше к перевалу, похоже, не всем так уж и легко. Даша явно замедлила темп. Сказываются проявившиеся накануне первые признаки простудного заболевания. Общая слабость, заложенная носоглотка, похоже небольшая температура… Да чего греха таить: на следующий день уже периодические «поддохивания» и сморкания в платочек накрыли всех четверых. Похоже, сказывается близкое присутствие Гольфстрима со всеми вытекающими… В итоге, на перевальное седло выходим только через полтора часа после начала подъема. По традиции оставляем записку в каменном туре с пожеланиями удачной дороги и хорошей погоды последующим группам (с предложением читать отчет о походе на данном сайте)

«фотосессируем» загадочного Мишу,

утепленного Белка

и Олю со снежком в руке.

Наконец-то, нашли в тени между камнями остатки снежника и, как дети, позволяем себе немного им пошвыряться. В начале августа эта процедура особенно приятна и вызывает кучу положительных эмоций! А вот что для меня всегда было загадкой, так это зачем люди оставляют на перевалах различные ленточки, веревочки, браслеты и пр…

Было загадкой, пока пару днями позже я не познакомился с интересным человеком. Эстонец, турист, увлекающийся эзотерикой и всем, что с этим связано. Эвальд рассказал мне, что оставляет на каждом перевале специально привезенное перо орла, поет свою какую-то песню, играет на хомусе, разговаривая тем самым с духами гор. Человек задался целью побывать в своей жизни на максимальном количестве перевалов в различных уголках мира и везде спеть свою песню, оставив какой-либо талисман. Тем самым он хочет помочь духам гор воссоединиться друг с другом. Вот так. Каждому свое. Будем у него на этот Новый год в Таллине, постараюсь поподробнее вникнуть в суть дела.
Ну, а мы тем временем уже начали спуск с перевала

Узкий кулуар на спуске преподносит неприятные сюрпризы в виде мелкой сыпухи, скатившейся со склонов на каменные полки, по которым мы передвигаемся. Здесь нужно быть осторожным: одно дело ставить ногу всей поверхностью подошвы на каменный монолит, а другое-на сыпучий гравий, стремящийся под весом человека усвистеть вниз, увлекая за собой зазевавшегося туриста. Но в целом спуск не вызывает каких-либо отрицательных эмоций. Наконец, дошли до снежника. Помнится, в каком-то из прошлых пересечений этого перевала их было два. В этом же году наблюдаем куцые остатки одного. Рыхлого и грозящего уйти под твоим весом куда-то вниз под камни. Недаром же старожилы этих мест говорят, что в этом году в Мурманской Области аномально-жаркое лето. Можно по снежнику спускаться грамотно, страхуя себя палочками в качестве третьей точки опоры,

а можно, как Михаил, думать о сохранности гитары на плече, тщательно выверяя свой очередной шаг по снегу.

Наконец, вышли к точке, с которой открывается прекрасный вид на лежащее чуть ниже предморенное озеро и долину Кунийока. Решаем спуститься к урезу воды, устроить привал с очередным перекусом и уже оттуда постараться с минимумом остановок двигаться к месту встречи с Саней.

Но просто так отдохнуть не получилось… На берегу озера наше внимание привлек непонятный алюминиевый обломок чего-то. Хоть я и не специалист, но по обилию клепок на находке сразу сделал возможный вывод, что это обломок какого-то самолета…

Самолет? Здесь? Катастрофа? Когда и кто? Кучу вопросов вызывает данная находка… Задаемся целью по возвращению в Москву обязатительно пробить эту тему по интернету.


Забегая вперед, сразу скажу, что кое-что впоследствии выяснить удалось. Для этого пришлось не только зарегистрироваться на одном из авиационных форумов, но и вступить в переписку с кое-кем оттуда. Что удалось выяснить.
Еще в 2009-м году некто Дмитрий Тимофеев, найдя на склоне горы недалеко от перевала остатки данного самолета, задался целью восстановить историю катастрофы и, по возможности, посодействовать в захоронении останков экипажа, т.к. помимо обломков из-под камней удалось извлечь и человеческие кости. Как проводилась идентификация этого происшествия, рассказывать вам не буду. Желающие могут сами порыться в сети и почитать о всех препятствиях на пути небезразличных людей по восстановлению исторической справедливости. В итоге установлено ( дословно от пользователя с ником «Лехандр» на сайте поискового объединения «Тризна»):
«Самолет опознан - это бомбардировщик Ил-28 1144 БАП. Разбился в 1959 году.
Экипаж "найден" и "захоронен" в 1960-м году. Скорее всего прилетела комиссия на место катастрофы, сверили номера двигателей, решили, что искать нечего,т.к. он взорвался, да и год прошел после катастрофы... Закопали пустые гробы и отчитались... Все как обычно у нас в стране».

Вот так. Ну а мы, тем временем уже спустились в долину и по разбитой тракторной дороге двигаемся вдоль гремящего где-то поблизости по правую руку Кунийока. По пути попадаются многочисленные признаки некогда работавших здесь геологических партий: какие-то трубы от буровых установок, остатки вагончиков и брошенные скважины, из которых безостановочно вытекает вода из хибинских недр. Замерения дозиметром «привета с глубины» каких-либо превышений показателей не выдали. Около 0.18 мкЗв/ч

Чего не скажешь о привлекательном камушке с кристаллами эгирина, подобранном на маршруте. Вот здесь прибор попищал изрядно…


Да, забыл рассказать, что еще от озера, от которого мы спустились, открывается вид на обширную желтую проплешину далеко внизу по дороге от базы КСС к Гольцовому озеру (масштабы бедствия видны на фото, кадры вблизи будут представлены в последующих частях отчета).

Это виднеются следы крупного пожара, бушевавшего в той части долины, «благодаря» которому был введен запрет на посещение Хибин туристами, охотниками и прочими праздно-шатающимися по горам личностями до 22-го июля с.г.
Через несколько дней наша нитка маршрута будет пролегать через эту рану на теле так любимой нами заполярной природы, а пока мы бросаем взгляд назад, в сторону Кукисвумчорра и надвигающегося фронта со стороны Кировска.

Еще каких-то 15 минут и за горами появляется радуга.

Хребет Поачвумчорр окрасился в золотистые цвета.

Не дай бог еще нас сейчас непогода накроет, когда до места встречи остается часа полтора ходьбы. Но бодрые мишины песни на ходу под гитару заставляют группу отогнать подальше всякие хмурые мысли и очередной раз вспомнить уже ставшие чуть ли не гимном слова: «Спускаясь к великой реке, мы все оставляем следы на песке…»

Так почти незаметно мы приблизились к озерам под Северным Чоргорром и вдруг на тропе, как гром средь бела дня, видим:

Ааааааааааа!!! Шура! Лепилотище, дорогой! Ты здесь, ты приехал, ты нас ждешь! Но, чу… От озера помимо Сани выходит нам навстречу еще и Макс! Вот те на! Молодцы парни, вдвоем выбрались из этой шумной Москвы, чтобы продолжить с нами дальнейшее путешествие по Хибинам. Вот это я понимаю.
А дальше... А дальше мы с Олей замираем, как вкопанные, т.к. в лагере появляется еще один человек-Наташа, Navasia… Безмерный восторг от встречи с ней резко прерывается тяжелой думкой о судьбе нашего любимого кота, оставленного в городской квартире под присмотром вышеупомянутой особы. Бедный Бонифаций… Недолгие лобызания воссоединившейся группы мы прерываем допросом с пристрастием. «Натах, как ты могла? На неделю бросить нашу животинку одного в квартире без еды, питья и с грязным горшком? Да и свой рюкзак ты отдала Оле в этот поход». Но, вы не знаете Наваси-ю: как человек грамотный, она перепоручила ключи от нашей квартиры своей сестре, а рюкзак найти, как оказалось, по своим знакомым-это не проблема! Фух. Кот спасен, а мы все здесь, на озере под Северным Чоргорром…
Описывать сегодняшний вечер я, пожалуй, не буду, т.к. в наш коллектив влилась свежая кровь со свежими же «ништяками» из такого далекого социума. Да и база КСС с гостиницей и кафе неподалеку приложили свои усилия к полноценному отдыху усталых путников. Лишь ближе к утру расползлись по палаткам, не забыв пожелать и Мише доброй ночи…

Завтра кто куда, а у меня «матрасничество»…

 
Ссылка на карту:Код ссылки для вставки в блог:
   
Javascript is required to view this map.
Продолжение следует.

Комментарии

Изображение пользователя LeSold.

да, интересно

да, интересно

Изображение пользователя Yoti.

Макалгабырту -

великого духа гор и перевалов обижать никак нельзя, в знак уважения надо обязательно что-то оставить на перевале или вершине.
Читал вчера историю про ИЛ-28, очень интересно.
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Изображение пользователя cccp62.

а как бы мне

а как бы мне туда попасть? Интересный рассказ, познавательно и подробно.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Спонсоры туризма, пожалуйста, поддержите наши проекты или расскажите о Ваших достойных товарах на 4туриста.ру.
У нас есть плодотворный опыт взаимодействия со спонсорами. Обращайтесь на админ@4туриста.ру.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.4turista.ru обязательна! Copyright © 4turista.ru 2007-2017. Все права защищены.