Kalklinbana или По следам белого камня

Изображения

перекресток двух дорог

Существуют технические сооружения, которые по необъяснимым причинам вызывают во мне трепет. Особенно когда говорится о «самых», будь то самые старые, самые мощные или, скажем, самые смешные постройки. По мне, так Канатные дороги, безусловно, относятся к одним из них. Вы знаете, где на сегодня располагается самая старая и самая длинная работоспособная промышленная канатная дорога? Она протянулась на 41,2 километра по территории Швеции, от известнякового карьера в муниципалитете Forsby до производства в порту города Koping (примерно километрах в 120 на запад от Стокгольма). У этой дороги есть имя – Kalklinbana (в переводе со шведского “kalk” – известь, “linbana” – канатная дорога). Конечно, раньше существовали более длинные канатки, но все они были выведены из эксплуатации и разобраны, полностью или частично.

Известь в Forsby добывали сперва для местного использования, но в 1938 году карьер был выкуплен заводом Scanian Cement Ltd, и добыча мела стала производиться в промышленных масштабах. Для транспортировки породы наиболее целесообразным было признано использование канатной дороги, которую с 1939 года строила компания AB Nordstroms Linbanor силами 300 человек в темпе примерно 2,1 км/месяц. Строительство и ввод в эксплуатацию были полностью завершены в 1941 году.
Сегодня Kalklinbana функционирует условно, она была выведена из постоянной эксплуатации в 1997 году, когда потребность в известняке из этого карьера свелась к той точке, что дешевле стало перевозить его на грузовиках. За 56 лет функционирования канатной дороги, было перевезено в общей сложности 25 миллионов тонн камней.
В настоящее время систему запускают примерно один раз в году, для технического обслуживания.

Kalklinbana пересекает автомобильные и железные дороги в 8 местах и проходит над водами озера Hjälmaren и реки Arbogaån. В местах прохождения трассы над дорогой, для защиты от возможного падения камней подвешены стальные сетки.

Дорога поддерживается 235 опорными столбами. В надводной зоне установлены специальные столбы высотой до 45 метров, они полые с внешним диаметром 2,6 метров и лестницей внутри.

Те, что установлены на земле, имеют высоту до 10 метров и снабжены наружными лестницами. Ступеньки начинаются довольно высоко, но кто-то заботливо приставил деревянную сколоченную лесенку, чтобы можно было забраться на техническую площадку и осмотреть все поближе. Просто невозможно не воспользоваться таким подарком судьбы.

Система канатной дороги двухтросовая, подвесная вагонетка с помощью муфты крепится к нижнему тросу, который тянет ее, верхний более толстый трос неподвижен – на него приходится основной вес, и по нему катятся четыре колеса вагонетки (к примеру, система большинства горнолыжных подъемников имеет один трос, на котором закреплена кабина и который ее и тянет).
Сами вагонетки имеют форму ведра и висят на кронштейнах, с помощью которых при наклоне легко высыпается содержимое.
Вагонетки по размеру такие, что в них, наверное, комфортно разместились бы не более 1-2 человек, как на аттракционе «Чашки». Наверное, здорово было бы прокатиться в одной из них, над пшеничными полями, мимо скалистых ландшафтов, через лес и над темными водами судоходного озера Hjälmaren, пропуская внизу маленькие рыбацкие лодочки и более крупные промышленные суда. Правда, такое путешествие заняло бы около 4 часов, ибо максимальная скорость вагонеток 10 км/ч.
Всего на дороге используется 750 таких ведерок, каждое из которых может перевозить до 1200 килограммов груза. В 1970-х годах провели модернизацию оборудования за счет приобретения новых вагонеток с выпуклым дном, что позволило загружать их уже до 1350 килограмм.

Начальные станции на карьере и на заводе электрифицированы, именно они задают движение всей системе. На протяжении дороги функционируют 3 поворотные станции, которые меняют направление и обеспечивают натяжение верхних тросов посредством бетонных противовесов.
Поворотные станции огорожены невысоким забором, который, по большому счету, совершенно не препятствует входу внутрь.

Не смотря на то, что станции заброшены, в них до сих пор чувствуется присутствие «жизни». Да, окна местами разбиты, у рычагов управления наросли лабиринты паутины, внизу лежат перевернутые вагонетки… Но в воздухе витает особенный свежий технический запах. При свете фонарика видно, что все движущиеся детали и механизмы блестят чернотой смазки, на перилах стоит забытая масленка, у входа на солнышке оставлен стульчик...

Когда проходишь по решетчатому полу технического балкончика второго яруса и смотришь сквозь него вниз на огромные поворотные шестеренки диаметром более полутора метров, создается впечатление, что они вот-вот придут в движение.

Поворотные станции есть двух видов, стоящие на земле или поднятые на сваи. Вторые установлены вблизи более высоких столбов у озера, чтобы обеспечить нужное натяжение тросов на большей высоте.

Автодорога постоянно проходит вблизи или пересекается с канатной, поэтому проследовать от одной промежуточной станции до другой и в итоге до самого карьера не составляет труда. Здесь вход на территорию тоже отгорожен забором, но буквально в паре метров в стороне есть проход, от которого можно уже свободно дойти по тропинке до насыпных установок и далее к открытым выработкам.

Добытый камень раньше сортировали вручную, вывозили из карьера на машинах на уровень земли, и высыпали на ленту конвейера, по которому он уже автоматически поднимался в бетонные башни для хранения и загрузки вагонеток. Измельчался известняк для дальнейшего производства уже на заводе в Koping.

При большом желании можно подтянуться до лестницы и подняться внутрь башен, откуда есть проход внутрь конвейера. Но меловой пыли внутри слишком много, и залазить-вылазить не слишком удобно, так что вполне можно ограничиться осмотром снаружи.

Здесь отдыхают ряды натруженных за полвека вагонеток, многие из них украшены цветными рисунками.

Сам карьер частично затоплен прозрачной водой, но по оставленным экскаваторам можно судить, что работы здесь просто приостановлены в связи с выходным днем.

Вот так рядом с аккуратными шведскими городками и старинными церквями соседствует почти не уступающий им в аккуратности полузаброшенный индустриальный объект, который по-своему является частью культурного наследия Швеции.
Местные жители борются за сохранение это уникальной дороги, существует специальное общество «Kalklinbanans Vänner». Эта ассоциация организует экскурсии и осуществляет проведение передвижных выставок, прикрепляя к вагонеткам полотна с репродукциями произведений искусства. Представьте себе, 41 километр движущихся картин, фотографий, детских рисунков, и все это на фоне шведской природы!
Сегодняшний владелец канатной дороги пытался разобрать ее, снести столбы, а мелкие составляющие продать на металлолом, разбор был назначен на сентябрь 2012 года. К счастью в конце октября муниципальные власти поддержали петицию о сохранении, решения пока сформулированы нечетко, но есть надежда, что Kalklinbana простоит в неизменном состоянии, будет внесена в список объектов под охраной ЮНЕСКО и, быть может, станет даже более доступной для посещения туристов.

Comments

Submitted byLeSold on пт, 01/25/2013 - 10:51

Да, занятный объект. Очень своеобразный.
И странно, что он заброшен, но его не попилили.