Кадашевская слобода

Изображения

Памятник "московского барокко"

«Злые ливни веков по Москве барабанят,
но не трогают в замоскворецкой тиши
Кадашёвский тупик, Кадашёвские бани,
Кадашёвскую глушь, Кадаши, Кадаши…»

Утерян этот уголок старой Москвы и только величавый храм Воскресения Христова на Кадашах 1695 года сохранился от слободы. Он как яркое напоминание того времени, времени расцвета Кадашевской слободы.

«Кадашевская слобода, Кадаши — историческая местность в московском районе Якиманка. Впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год) и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке Кадашёвская слобода занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы.
На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея. С 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.

Традиционная московская топонимика возводит название слободы к кадь (бочка): кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Однако роль слободы в жизни города была существенно выше, чем могло бы обеспечить единственное ремесло.
В начале 17 века здесь возник центр ткацкого производства. Первые сведения о нём известны с 1613 года, а в 1622—1623 царь Михаил Фёдорович закрепил привилегированное положение Кадашей: слобода стала «государевой хамовной» (хам — льняное полотно), поставлявшей ко двору узорчатые ткани. Рядом с ткачихами и швеями (ткаческое ремесло было преимущественно женской долей) работали художники и ювелиры. Благодаря освобождению от податей и повинностей процветала торговля.»

«Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова.
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу.
Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой более 43 метров, которая получила в народе название «свеча».
Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.»

Вчера мы с друзьями посетили музейный комплекс "Кадашевская слобода". Он включает в себя храм-памятник XVII века Воскресения Христова, колокольню XVII века — знаменитую "Кадашевскую свечу", музейную экспозицию, размещённую в двух зданиях XIX в.

Осталась церковь в Кадашах,
Где мы с тобой вчера гуляли
И кадашевская «свеча»,
Куда с тобой мы залезали.
Москвы старинной тишина,
Что затаилась в переулках,
По Кадашевской слободе
Наши шаги звучали гулко.

kadashi.jpg

Comments

Женька, как всегда отличные фотографии! Не зря такую тяжесть носишь)))
С твоего позволения один черно-белый снимок вставлю в фотоотчет. Уж больно понравился :wink:

Ань, это точно, в Москве много удивительных мест. Музей "Кадашевская слобода" организует по воскресеньям в 13.00. обзорную экскурсию, в которую входит посещение храма, подъем на колокольню и две музейные экспозиции, посвещенные истории слободы)))