Голутвинский карьер - разведка на месте

Голутвинский карьер - разведка на месте (20.09.2009)
Совместно с LePilot'ом, сделавшим большую часть фотографий.

Отчет LePilota об этой поездке "Голутвинский карьер - лирическое настроение..." здесь
Мой предыдущий отчет о находках прошлых лет "Самоцветы Голутвинского карьера" здесь

Заезд

Едем по Новорязанскому шоссе до Коломны. На объездную НЕ сворачиваем. Проезжаем через всю Коломну по главной дороге насквозь, не забыв полюбоваться фрагментом стены и краснокирпичными башнями некогда могучего Коломенского кремля. После моста через Оку справа от дороги видим трубы Щуровского цементного завода, а вскоре и соответствующую монументальную надпись у обочины. Вскоре после нее поворачиваем направо, следуя маршруту автобуса №6. Продолжаем ему следовать по главной дороге, делающей несколько поворотов, и через пару километров доезжаем до остановки "Поляны" в одноименной деревне. Здесь главная дорога делает крутой поворот направо, и мы тоже. Выезжаем из деревни, минуем небольшой лесок и выскакиваем на асфальтированную дорогу, соединяющую Цементный завод с карьером. Продолжаем движение по ней, вскоре с левой стороны появляется небольшая промзона, у проходной которой находится конечная остановка автобуса №6 "Заречье".

На дороге пустынно, по крайней мере сегодня (в воскресенье) - лишь изредка проезжают легковушки то ли дачников, то ли грибников. Миновав промзону, вскоре видим щебёночную дорогу, отходящую направо через железнодорожные пути в пойму Оки.
Больше для очистки совести, решаем сначала попытаться проехать по основной дороге до карьера или докуда получится. Она постепенно заворачивает влево, в покрытии появляются пропуски. На единственной развилке едем прямо, направо должен быть, если верить Викимапии, карьерский склад взрывчатки, на который нас уж точно не пустят. Встречаем первую запретительную табличку.

Справа за лесом начинает просвечивать пустота - там должен быть старый уступ карьера и за ним территория, давно им перерытая и уже рекультивированная. Дорога впереди нас немного расширяется, и тут происходит первое яркое событие этой поездки. Оказывается, что там стоит штук двадцать легковых машин, среди которых копошится довольно много народу с детьми. На дальнем конце этого скопления стоит Уазик с двумя дядями в пятнистом, которые всем говорят, что дальше ехать нельзя. Еще немного впереди виднеется у дороги будка, а за ней в отдалении - высоченные стенки карьера и какая-то копошащаяся под ними техника. Пока я фотографировал вид, закралась мысль, что этот флэшмоб случился из-за моего текста про самоцветы, и сейчас вся толпа выйдет из машин и ломанётся в карьер их добывать. Однако LePilot выяснил тем временем у его участников, что это - выезд некоего "детского палеонтологического клуба при музее" (вероятнее всего, Палеонтологический музей у метро Коньково). Причем они договаривались с карьерским начальством, но в последний момент их всё-таки почему-то не пустили.

у главного въезда в карьер

Лично нас никто вроде бы не гонит, но место для стоянки слишком бойкое, да и заходить в карьер с парадного входа после этой истории не кажется хорошей идеей. Решаем вернуться к жд переезду и попробовать проехать поймой Оки к юго-западному углу карьера, тем более что на Гугл-снимке там видна вполне наезженная дорога.

рельсовый путь к карьеру

Возвращаемся к съезду неподалеку от промзоны, переезжаем пути, сразу поворачиваем налево на грунтовку (основная дорога идет прямо к каким-то дачам) и видим перед собой ту же колонну детских палеонтологов, ведомую Уазиком охраны. Пристраиваемся к ним и едем так пару километров. Дорога идет между лесом слева и луговой террасой справа, причем чем дальше - тем больше на ней грязи. Перед особенно неприятной лужей бросаем взгляд на GPS и спохватываемся, что забрали уже порядком южнее карьера. Палеонтологи скрываются вдали - похоже, их отправили на давно заброшенный небольшой карьер у дома отдыха. А мы пробираемся назад к тому месту, где идущая вдоль края леса небольшая ЛЭП резко поворачивает на восток в просеку. Оставляем машину, общаемся некоторое время с отставшими клубными палеонтологами и со свежеподъехавшими частными, а также пытаемся разглядеть Оку сквозь заросли на другом краю поля.

угол ЛЭП и просека

После чего входим в просеку, проходим по ней с полкилометра и (хоть и не вполне неожиданно, но все равно приятно) - обнаруживаем себя над краем широкого и довольно глубокого карьера. Самый верхний уступ здесь совсем небольшой и пологий, к тому же по нему идет ЛЭП. Спускаемся на ближайшую террасу и почти сразу встречаем среди щебня и грунта куски окаменевшего коралла - можно приступать к основному занятию.

Верхний ярус: cобираем ракушки

Самый верхний уступ карьера - вскрышной. Попросту говоря, всё, что лежит выше известнякового массива, сгребают экскаваторами в Белазы и сразу же отвозят на другую сторону карьера - на засыпку уже выработанной территории. (Может быть, часть глины все-таки идет в цементное производство.) В наше посещение эта деятельность в Голутвинском карьере происходила весьма интенсивно: на верхнем уступе стояло несколько экскаваторов, а Белазы подъезжали к ним примерно раз в минуту.
Хотя высота вскрышного уступа меняется, он, в отличие от отработочных, один, и весь сложен одинаково. Под тонким слоем дерна лежит песок, перемежающийся с принесенной ледником галькой - гранит, вездесущий малиновый "шокшинский" кварцит и обломки кремня, среди которых попадаются красивые пестрые и полупрозрачные. Ниже лежит слой темно-коричневой рыхлой глины, в котором по Воларовичу (http://www.geo-rus.ru/golutvin.htm) должны встречаться "чертовы пальцы" и аммониты; мы в этот раз, однако, их не увидели. Под глиной лежит желто-бурый доломит в виде больших плит и их обломков. Здесь изредка попадаются раковины брахиопод и корочки мелких кристаллов кварца.

Вскрышной уступ: песок - глина - доломит

Ниже вскрышного уступа находится широкая терраса - верх первого отработочного уступа. В наше посещение напротив конца просеки недавно закончились взрывные работы, и эта ступень была вся разворочена. Каменный массив раздроблен в куски - крупные или мелкие, оставшиеся на месте или далеко разбросанные. Местами зияют глубокие щели. Вид не менее дикий, чем на какой-нибудь ледниковой морене в кавказском высокогорье. В кусках породы здесь встречается много кораллов - колониальных, одиночных, полностью замещенных кремнем, частично или совсем не замещенных. Ракушек-брахиопод на этой террасе почему-то нет совсем, но попадаются другие интересности - беллерофоны, иглы морских ежей, колонии мшанок (для справок обращаться на ammonit.ru). Здесь же можно найти обломки красивого разноцветно-полосатого кремня.

колониальный коралл Petalaxis

колониальный коралл Chaetetes

Беллерофон какая-то гастропода игла ежа

одиночный коралл(Bothrophyllum?) слева и незнамо что справа

кремень брахиоподы

Западнее и несколько ниже этого каменного месива на разрабатываемую поверхность выходит какая-то порода, похожая скорее не на камень, а на зеленоватую плотную глину (мергель?). И здесь ракушек как раз навалом - по нескольку штук на квадратный метр; правда все они в большей или меньшей степени поломаны при взрывном дроблении.
Здесь же можно наблюдать буровые установки, мирно стоящие в ожидании приказа на разбуривание очередной ступени.

буровые установки

Средний ярус: ищем халцедон

Отработочных уступов в Голутвинском карьере несколько - от трех до пяти. По сравнению с верхним ярусом, ниже камень более плотный и в нем чаще встречается кремень - коричневые желваки или сплошные серые массы. Кое-где окремненный слой настолько толст, что его выбирают отдельным уступом в метр высотой - и сразу же увозят в отвал, чтобы не мешался в известняке.

Работа спорится: бурят - взрывают - грузят - отвозят

В глыбах известняка нередко попадаются большие округлые дырки, вероятно выеденные еще в геологической древности какими-то палеозойскими камнеедами :). Обычно стенки этих полостей - просто шероховатый известняк, но нередко на них отлагается мелкокристаллический кварц или разноцветный тонкий мутный халцедон. Походив взад-вперед некоторое время (в зависимости от навыка и везения), можно найти глыбы камня, где такие полости затянуты красивыми темно-оранжевыми корочками халцедона с явственно видимой натечной структурой. При большем везении, можно найти корочки, неплотно спаянные с известняком, которые можно вынуть просто пальцами.

Темно-коричневый сплошной кремень в Голутвинском карьере встречается в огромном количестве и на всех ярусах - хотя обычно он совсем непрозрачный, в отличие от сфотографированного в предыдущем отчете. Кое-где, однако, точно такие же на невнимательный взгляд желваки при ближайшем рассмотрении оказываются жеодами цветного халцедона. В местах, где встречается эта красота, среди прочих каменных обломков попадаются и куски, сплошь состоящие из слившихся корок халцедона вперемежку со слоями кристалликов кварца. При правильной распиловке-шлифовке из них получатся разноцветные просвечивающие пластинки, как на фото из предыдущего отчета. Если повезет, можно найти кусочки, отломившиеся аккуратно и не требующие обработки, или корочки, сросшиеся в правильную кольцевую структуру - агат. Мы, однако, в этот выезд на такое везение не напрашивались.

желваки коричневого кремня в слое серого

в этой куче встречается халцедон

добыча

Нижний ярус: разглядываем экскаватор

Спускаясь по ступеням карьера вниз, замечаем, что камень становится более белым и однородным, окаменелости пропадают, как и нетривиальные разновидности кремня. Впрочем, в действующем карьере интересные камни могут встретиться в самых неожиданных местах.

ступени справа - разработки карьера, насыпь слева - засыпка и рекультивация

С северной стороны карьера, напротив разработки, находится его рекультивируемая часть - на снимке из космоса она выглядит как редкий лес, а со дна - как уходящая в небо насыпь из щебня и грунта; еще в ней встречается строительный мусор, какой-то спекшийся шлак и разного рода глыбы камня, не приглянувшиеся цементному заводу. Среди них тоже можно искать (и, возможно, находить) цветной халцедон и агаты, однако при этом есть риск попасть под булыжник, скатившийся с двадцатиметровой высоты.

На дне карьера нам встретился экскаватор в рабочем состоянии, но, в отличие от своих более шустрых сородичей, стоящий без дела и даже без экскаваторщика. Так что можно было вдоволь поразглядывать данного монстра вблизи. Выпущен он был Уралмашем в 1991 году, судя по табличке. В ковше почти без труда поместился LePilot и осталось еще свободное место - кубометра два. Особенно интересной подробностью является толстый кабель, тянущийся к нему от ближайшего столба - эта разновидность экскаваторов работает на электричестве и при этом издает характерный гудяще-воющий звук, как разгоняющийся троллейбус. Кабина, похоже, была не закрыта, но искушать судьбу мы не стали - ибо прогулка явно пришла к концу и хотелось уже возвращаться к машине без лишних приключений. Что вскоре и было сделано.

Карта

[gmap markers=green::55.03027722689519,38.7688060324707 |markers=blue::55.035400843865574,38.78826141357422 |markers=orange::55.04566522689519,38.8190760324707 |markers=blank::55.052022604297036,38.78551483154297 |markers=white::55.051059600719835,38.781398974365234 |markers=gray::55.03087692196961,38.76128060913086 |markers=purple::55.0319447936932,38.76869974169922 |markers=pink::55.0553657936932,38.79924774169922 |zoom=13 |center=55.041106130794745,38.782081604003906 |width=700px |height=400px |control=Large |type=Hybrid]

Оранжевый - остановка "Поляны" автобуса №6 со станции Голутвин
Розовый - выезд на дорогу Цементный завод - карьер
Красный - конечная остановка "Заречье" автобуса №6
Белый - съезд в сторону Оки
Синий - основной въезд в карьер, КПП
Серый - начало просеки с ЛЭП
Зеленый - современное положение фронта карьера, конец просеки
Фиолетовый - здесь мы нашли халцедон

Comments

Так все подробно, прямо руководство к действию для начинающего геолога )))

Submitted byRuf on пн, 09/28/2009 - 10:15

Я не большой любитель ископаемых (или как корректней? :smile: ), но очередной отчет читаю с интересом и удовольствием, спасибо!

Submitted byMarvel on пн, 09/28/2009 - 14:52

Очень интересно, познавательно и, честно говоря, захотелось там побывать! Если соберетесь еще - зовите!

Submitted byvik on пн, 09/28/2009 - 15:02

Спасибо. Очень интересно и позитивно.
Внимательно слежу за вашими отчетами. Может присоединюсь по возможности

Заинтриговали... Решено - еду 3 октября. Однако я человек неискушенный и меня волнует вопрос, который опытным товарищам может показаться смешным. На красненькой табличке что-то было написана о взрывных работах. Как узнать, куда именно нельзя соваться, чтобы под взрыв не угодить или под камнепад ненароком. Или в выходные совсем не взрывают? Очень не хотелось бы взорваться....И еще. Можно ли на внедорожнике подъехать вплотную к карьеру, если ехать по грунтовке вдоль Оки?

Хорошая темка. Взрывы на карьерах бывают не каждый день и даже не каждую неделю. Я вот ни разу не попадал. Те, кто попадал, говорят, что сначала воет сирена, потом земля подпрыгивает, а потом камушки сверху сыплются. Раньше почти на всех карьерах взрывали между 16:00 и 16:15, сохранился ли этот обычай - не знаю.
Подготовленная площадка имеет очень характерный вид - над скважинами кучки щебня конические в полметра высотой, такими аккуратными рядами по всей ступени (постараюсь выложить фотку). Если там буровые установки виднеются - еще не готово, а если их нет и кучки имеют вид несколько помятый - может и готово. Тогда на прямой видимости от этого места лучше не стоять, при взрыве камни размером с кирпич летают метров на 50, мелочь - еще дальше.

Про заезд. В такую погоду, как сегодня, по грунтовке на легковушке я бы не поехал, и вообще под дождем сырые камни собирать противно. На внедорожнике и без дождя - можно было бы попробовать докуда получится, а дальше пешком. Все равно ближе, чем из деревни, и спокойнее, чем через КПП. И все равно резиновые сапоги нужны.

От центра снимка вниз и вправо видны характерные ряды белых кучек щебня. Это свежепробуренные скважины, в которые потом заложат взрывчатку. Если увидите всю ступень, покрытую такими кучками, и без буровых вышек - там может быть уже все готово к подрыву. Близко не подходите, на прямой видимости не стойте.

У меня есть остаток позвонка, четверть окаменелого сустава и раковина маллюска. И еще непонятное образование в форме ножки маленького слоника. Да, и каменный топор. Так что я разбираюсь.

хочу покопаться в этом карьере если соберетесь в ближайшее время сообщите пожалуйста icq: 178334898 Skype: Y44nik44 Николай

Submitted byГдея on ср, 05/04/2011 - 10:49

кто ездил, подскажите, пожалуйста, как подъехать к карьеру на авто максимально близко (булыжников больших в авто надо загрузить для альпийской горки на дачу).

Submitted byJuryS on ср, 05/04/2011 - 11:19

Ответ на от Гдея

[gmap line=55.05089114183296,38.781609535217285 + 55.05117385678804,38.781094551086426 + 55.05032570593464,38.77931356430054 + 55.04977255439526,38.77798318862915 + 55.049686507913506,38.77703905105591 + 55.05004298499137,38.77615928649902 + 55.04967421554387,38.774356842041016 + 55.04910876246193,38.772146701812744 + 55.04872769175104,38.77083778381348 + 55.046932308174725,38.76804828643799 + 55.04553085735326,38.76706123352051 + 55.04385765746955,38.76517295837402 + 55.04139875061097,38.76482963562012 + 55.0374617262879,38.762855529785156 + 55.03480567632147,38.7626838684082 + 55.03342839590665,38.77229690551758 |line=55.032936498571,38.772125244140625 + 55.032936498571,38.772125244140625 |zoom=13 |center=55.040663508296234,38.77641677856445 |width=800px |height=500px |control=Large |type=Hybrid]

Правда на пузотерках. Следовательно, до самого карьера прогулялись метров 100-200. На вашем монстре можно и вплотную подъехать. Охрана не бездействует. И взрывработы ведутся. Так что внимание.
Поворот к самому карьеру я ну ооочень примерно указал. Там смотрите сами - налево пойдет просека довольно широкая. По ней и подъезжайте.