Ежедневные сюрпризы Балтики. Сюрприз первый - Балтийская коса (Фрише Нерунг)

Пролог. Как тесен мир плацкартного купе…
Лучшее путешествие года в нашем семейном рейтинге начиналось как всегда спонтанно, необдуманно и на ходу. Еще ранним утром мы никуда не собирались ехать, а вечером, торопясь на последнюю тверскую электричку на дачу, с возмущающимся котом под мышкой покупали билеты в далекую Калининградскую область. Билеты на поезд до Калининграда можно приобрести в международной кассе любого московского вокзала по загранпаспорту (при отсутствии открытого Шенгена нужно оставить номер мобильного телефона на случай отказа Литвы в выдаче транзитной визы, но, по словам кассира, такого еще никогда не было). За разрешением транзитного проезда через Литовскую Республику мы вернулись лишь через две недели. За 2 часа до отправления поезда нам выдали вот такую бумажку:

Но на этом бюрократические проволочки не закончились. При посадке на поезд рядом с кипящим титаном нам следовало обзавестись анкетой, скрупулезно ее изучить, заполнить разборчивым почерком и вручить литовскому консулу, сопровождающему поезд.

Самым забавным пунктом анкеты было «имя матери», особенно этот пункт приглянулся отбывающим бабушкам и прабабушкам.

Через час после отправления консул внимательно прочитал заполненную анкету и строго под роспись в журнале (прям как в школе) обменял ее на транзитную визу через Литовскую Республику, по которой можно проехать один раз в Калининградскую область и обратно в течение 3-х месяцев.

После получения визы народ в вагоне чувствует себя более раскрепощено, начинаются обычные вагонные споры-разговоры…

«А в окнах зимний осенний лес, стыки рельс,
Звон рек мост, стук колес,
Вечер, тень, день, ночь, день,
Крики стай, вдаль…вдаль…вдаль…»

В этой дорожной кутерьме мы знакомимся с нашей соседкой – бабушкой удивительной судьбы, настоящей спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей, которая успела пожить и в Калининграде, и в Севастополе, и в Усть-Каменогорске, и даже на Камчатке. К концу вечера мы уже знали все сорта промысловых рыб Камчатки, у какой рыбы семейства лососевых самая лучшая икра, как пройти 400 километров по Камчатке с рюкзаком и ватным спальником за плечами, как солить папоротник-орляк, где лучше всего собирать белые грибы. В общем, мы знали все о Камчатке и кое-что о Калиниградской области.

Между разговорами совершенно незаметно прошла сначала белорусская таможня (ограничилась проверкой паспорта и выборочной проверкой багажа), литовская таможня № 1 (спросиллла пасппорт и визззу, на которой проставиллла штамп о въезде), литовская таможня №2 (тоже ограничилллась проверкой докккументов и штамммпппом на визззе о выезззде), российская таможня (привела служебных собак, проверила документы и багажные отделения).

По прибытии же в Калининград у нас уже появился настоящий походный товарищ, и прописка в Калининграде и на Камчатке.

Основная часть. «На свете есть столько интересного, аж шерсть встает дыбом, когда вспоминаешь об этом…» (Из мемуаров папы Мумми Тролля)

Дорога от Калининграда (Кенигсберга) до Балтийска (Пиллау) заняла около полутора часов, хотя в интернете обещают около 40 минут. Из дорожных наблюдений сквозь автобусное стекло запомнились пробки на Московском проспекте Калининграда, выросшие повсюду бутики и деловые центры, наливные яблоки в садах и бесконечные военные части с выставленной под удары стихии техникой.

Первое впечатление от Балтийска – свежий морской воздух. Второе впечатление от Балтийска – «кто так строит?», куда идти и «что делать»? Разобравшись в хитросплетениях местных дорог в стремительно надвигающейся темноте при свете одного фонаря на всю улицу мы все-таки находим нашу гостиницу, за 5 минут до закрытия вино-водочного отдела покупаем бутылку шампанского, распиваем ее под порывами западного ветра и моросящий дождь на набережной и идем отогреваться в номер.

Утро встречает нас прохладой, дождем, «приятным» известием, что карты города на ресепшене нет, а прокат велосипедов работает только по будням, в общем – добро пожаловать в Россию…давно забытые ощущения)

Мы же спешим на паром, чтобы посетить Балтийскую косу (Фрише Нерунг),

поэтому отсутствие велосипедов не считаем серьезным препятствием, благо пара ног у нас всегда с собой. Но Балтика начинает преподносить нам свои сюрпризы и радует прокатом велосипедов на пристани

От сотрудника проката Димы мы узнаем, что на косе есть множество немецких военных бункеров, на осмотр которых мы и выдвигаемся в первую очередь.
Сначала нас ждет недолгая дорога в дюны

суровое Балтийское море

не менее суровая растительность

первый бункер батареи «Нойтиф» (возможно столовая или склад)

и первые следы войны.

Далее в порыве азарта первооткрывателей мы продираемся сквозь заросли облепихи с велосипедами под мышкой к более грандиозному сооружению.

Этот двухэтажный бункер - пост управления огнем. От внешнего вида «улыбающегося» монстра становится не по себе. От этого сооружения веет опасностью и смертью. Внутрь мы проникаем через люк.

Сначала осматриваем верхний этаж,

затем по лестнице

спускаемся в нижний отсек.

Оставляем велосипеды около бункеров и прыгаем по песчаным дюнам к сползшему к морю наблюдательному посту

Далее возвращаемся за велосипедами и где-то по бетонным плитам, проложенным еще немцами, а где-то по песку, сквозь цепляющуюся за одежду облепиху и ежевику доходим до связной будки,

откуда аккурат меж двух дюн сползаем к морю, где совершенно неожиданно натыкаемся на эту дуру

Сначала впадаем в ступор, потом делаем фотосессию находки и места, где она располагается и долго решаем, куда бежать, кому звонить, кого спасать. В итоге решаем проехать чуть вперед вдоль моря до батареи Лемберг, а на обратном пути заехать в местный МЧС (забегая вперед скажу, что никакого МЧС на косе в помиме нет, разминированием занимается одна компания «Форпост» на всю Калининградскую область, которая в субботу никуда не поедет и будет в лучшем случае в понедельник, а вообще тут такого добра навалом и москвичи с выпученными глазами зря наводят панику и тычут фотоаппаратом в лобовое стекло местного депутата).

Мы же на склонах очередной дюны находим немецкий футляр для противогаза

и огромное количество останков от ящиков для миномета

рядом ветер, раздувший пески обнажил огромное количество гильз, патронов, каких-от железяк, кожаных ремешков, в общем, все, что таит эта земля после войны.

На батарее Лемберг мы осмотрели только развалившийся кольцевой орудийный дворик

Рядом с ним есть длинный бетонный коридор, уходящий куда-то в пески

и заканчивающийся дверью-входом в бункер.

В самом бункере сохранились немецкие надписи


и выход с другой стороны дюны в лес.

Обследовать всю батарею целиком мы не стали, так же как и не до ехали до батареи Каддиг, так как на это нужно очень много времени, а именно его нам категорически не хватало.

После осмотра батарей мы поехали к самому началу косы к форту Западный.
Чтобы обозреть весь масштаб происходящего,

нам пришлось залезть на смотровую вышку.


Сам форт был построен в 1869 г

К сожалению, форт сильно разрушен и продолжает разрушаться уже под натиском стихии

Понаблюдав, с валов за местным янтарным промыслом

и прокатившись вдоль южного мола к маяку,

мы поехали к очередной запланированной точке – немецкому аэродрому Нойтиф, построенному немцами в 1934-39 гг для самолетов и гидропланов с обогреваемой взлетной полосой.(схема аэродрома взята отсюда http://russian-west.narod.ru/history/voina/voina-kosa/voina-kosa-2/voina-kosa-2.1.htm )

Рядом с сельским магазинчиком можно увидеть все, что осталось от ангара 1

Чуть впереди виднеется башня управления полетами с дырками от циферблата с прилегающим к ней ангаром №2

Ангары №3

№5 и №6

По дороге можно было заметить большое количество зданий красного кирпича, явно относящихся к аэродрому, но нас торопила погода, голод и паром, отправляющийся в Балтийск через 20 минут.

Вот таким насыщенным и переполненным впечатлениями, эмоциями и информацией выдался наш первый день на территории Калининградской области и это было только начало.

Эпилог. Жди меня, и я вернусь…

Ты никогда не знаешь, сколько необычного таится там за поворотом. Тем интересней и радостней открывать этот мир заново. Готовясь к этой поездке мы совершенно не догадывались о существовании немецкий бункеров, именно поэтому они стали для нас настоящим открытием и пробираясь от одного сооружения к другому, два абсолютно счастливых человека, строили свои предположения и догадки от увиденного и чувствовали себя по меньшей мере Колумбами Балтийской косы.

Именно поэтому сюда обязательно хочется вернуться и «балдеть» от адреналина, как выразился Дима.

[gmap markers=blue::54.62735669744324,19.87153708934784 |markers=orange::54.62759798766556,19.88476037979126 |markers=purple::54.62541048516194,19.886326789855957 |markers=lblue::54.62327379909996,19.878602027893066 |markers=green::54.62029218913898,19.874396324157715 |zoom=14 |center=54.62789734717934,19.872121810913086 |width=800px |height=500px |control=Large |type=Satellite]
Синий маркер - пост управления огнем батареи Нойтиф
Оранжевый маркер - ангар аэродрома Нойтиф 1
Сиреневый - ангар аэродрома Нойтиф 2
Голубой - ангар аэродрома Нойтиф 3
Зеленый - ангары аэродрома нойтиф 5,6

Comments

Submitted bylepilot on ср, 10/10/2012 - 18:24

Ты никогда не знаешь, сколько необычного таится там за поворотом.

- лишний раз убеждаюсь, что в некоторые места есть смысл возвращаться.
как будто другое место, не то, где мы были 2 года назад.

2 года назад мы там и не были. Тогда изучили Калининград+Куршскую Косу. Поэтому при планировании данной поездки и решили прошвырнуться именно вдоль побережья.

Submitted byfotokoot on пн, 02/11/2013 - 05:55

пешеход

Мы же на склонах очередной дюны находим немецкий футляр для противогаза

это действительно футляр, только не от противогаза а от артиллерийского снаряда (размеры зависят от калибра снаряда) называется - "укупорка" его длинна начинается от 80см. :embarassed: ... просто Вам попался сохранившийся не полностью... :smil443E: