Другая Кострома

В нашей стране странная любовь к кольцам. Ну, например Бульварное кольцо или Садовое относятся к старой Москве и интересны с точки зрения истории города. Есть бетонные кольца вокруг Москвы, они являются историей создания ракетной ПВО. В масштабах страны – это золотое кольцо. Думаю не надо рассказывать, чем оно известно. Но вот что еще интересно, что именно в Костроме происходит пересечение Золотого кольца с кольцом стратегических наступательных вооружений. Вот об этом не сильно афишируемом кольце я немного расскажу.
В эти места я давно планировал попасть, но не решался сделать это в одиночку. Наудачу в поездке в Саратов судьба свела с человеком, тоже интересующимся этой темой. Подобрав удачный момент, мы рванули в Кострому. С погодой нам повезло. Въезд в город проходил под фанфары – попали в первую волну урагана. Мы его последствия потом встречали в черте города и в лесах. Зато днем нам улыбалось солнышко. Поскольку часть дня была потрачена на дорогу, то решили в этот день ограничиться поездкой по бетонному кольцу РВСН и осмотру брошенных позиций. Да да да, и вокруг Костромы есть бетонное кольцо, вернее полукольцо, с ШПУ и соответствующей инфраструктурой. По разным данным там стояли МР-УР-100 и РТ-23 шахтного и мобильного (БЖРК) базирования. Но это все в теории на практике там практически ничего не осталось от шахтных комплексов и их инфраструктуры, а БЖРК (пресловутый Василек) доживает последние дни.
Не теряя попусту времени, мы двинулись по намеченным точкам. На нескольких мы не стали тратить время из-за непонятности состояния и охраняемости. Первой посещенной была бывшая база обслуживания и снаряжения. На въезде бункерок охраны.

Основная база занята нархозом под лесопилку и тому подобное.

Зато рядом ждал сюрприз в виде бункера с подземными коммуникациями и подземный КП.

От КП осталось лишь одно название но…

Интересен материал стен.

Время близилось к вечеру, было принято решение искать место ночлега тк из-за урагана и ливня встать с палаткой не представлялось возможным. Даже на высотках под ногами хлюпала вода, да и не было гарантии, что ночью не будет второй серии урагана. Подались в Кострому. Здесь нас поджидала еще одна проблема – мест в отелях, санаториях, турбазах, съемных квартирах и тд небыло! Потратив на бесполезные поиски около 2х часов, рванули в сторону Ярославля в надежде в придорожных отелях найти постой. В это время наш коллега из Костромы пытался прозвонить и забронировать место в Ярославле. Итогом стало - отель в 20 км от Ярославля в сторону Москвы и 2 часа ночи! Поэтому всем кто туда планирует поездку, рекомендую заранее бронировать там номера. По пути не смогли не остановиться и сфотать Ярославский НПЗ.

Утро порадовало солнышком и немного скрасило 80ти километровый рывок обратно до Костромы. Там мы встретили нашего компаньона, позавтракали и двинулись к основным целям нашей поездки. Первой была намечена для ознакомления рекультивированная ШПУ. Ничего не осталось…

Далее нас ждет «Тридцадка» - место где стояли в ожидании составы (Огороженные пути и рядом небольшой городок). Вот они вагончики БЖРК.

Остатки былой мощи. Немного погуляли вокруг и, сделав пару кадров, решили не тратить время на городок тк пройти к нему из-за водяных потоков было сложно, а сапоги были не у всех. Двинулись к самому самому. Основная база! Там сконцентрировано все: и хранилища топлива для ракет, и хранилища боевой части, всевозможные склады, базы обслуживании и тд.
Осмотр начали с относительно брошенной части – хранилища топлива ракет, и дальше продвигаться через склады в сторону «Василька». Не рекомендую никому повторять подобное, тк территория от хранилища топлива и далее все более охраняема.
В хранилище топлива удивили масштабы электропроводки. Она уложена в трубы герметично. Вообще там всё сделано качественно, добротно и с размахом.

Изучив один один из холмиков двинули к следующему (там 4 таких).

У этого сквозного прохода не было из-за завала, и в нутрии стоял туман с кисловатым привкусом. Зная о полезности испарений ракетного топлива, я не стал проводить эксперименты и вылез обратно. Ребята, которые полезли, потом жаловались на головную боль и слабость. Вокруг ходили черные тучи, и стало цвыркать, грохотать.

Соблюдая осторожность, переместились на следующие склады, где переждали небольшой дождик.

Дальше конечная точка нашего маршрута станция «Василек».

Нам несказанно повезло дойти до святая святых – ангар для проведения регламентных работ по БЖРК. Это один из двух на территории России ангаров, где БЖРК поднимало ствол полностью.

А вот это было настоящим подарком! МЫ ВНУТРИ! Передать словами чувства охватившие нас не возможно!


Но время поджимает. На поляне пошло, какое то движение. Достаточно быстро но, качественно осмотрев и запечатлев на фото, покидаем гостеприимный ангар и саму станцию. Выходим по тупиковому пути, на котором стоял на боевом дежурстве один из составов. К этому моменту на поляне действия перешли к кульминации – кого то пытались отсечь и заловить. Видимо мы были не одни такие грибники
Второй день близиться к концу. Пока все идет по плану. Осталось еще одно место здесь и далее в сторону дома через Иваново, где хотели посмотреть и сфотографировать аэропорт и самолеты. Да и посчитали, что в случае чего там найти ночлег будет проще.
«Шестерка» отдельный огороженный жд путь, накрытый легковозводимыми конструкциями. Там стоял поезд на боевом дежурстве.

Рядом единоблочные домики для караула и тд.

Географически она пристроена к бывшей ШПУ с КП и частично использовались постройки от них. От позиции практически ничего не осталось.
Выбираемся, проскакиваем мимо путей на станцию Ромашка и основного пути.

Теперь в сторону дома.
Уже в Ивановской области догоняем грозовой фронт и это ставит жирную точку на нашу фотосессию самолетов, а также на планах прибыть в Москву в 12часов ночи.
В Москву прибываем в 3 ночи уставшие но довольные поездкой. Завтра еще один праздничный выходной день и можно будет отдохнуть, переварить информацию и помечтать о будущей поездке туда.

Comments

Submitted byDesert_Fox on чт, 07/01/2010 - 17:17

Зачетно съездили:-) жаль что все в таком раздестроенном виде, хотя это очень характерно для многих объектов:-)

Самое интересное пока не очень раздестроили. Но видимо скоро произойдет тк процесс идет активно.

Фото из ангара не видел ни разу......впечатлило...
Интересно, какое топливо там хранилоссь, если ракета на БЖРК - твердотопливная?????
ЗЫ В свое время, для доставки на территорию супостата "Кузиной мамы", боеголовки мощностью в 50МТ КБ Чаломея разрабатывало ракету УР-500. Однако осознав, чем может закончится подрыв такого заряда, от него отказались, не нужен стал и носитель. Программу свернули, точнее - перевели в несколько другую плоскость, модификация УР-500 и сейчас летает, под названием "Протон", а стартовые комплексы УР-500 законсервировали до лучших времен (Площадка 81 Байконура). Заварили люки, вент шахты, и залили внутрь помещений ракетный окислитель - амил.
Кто и когда вскрыл двери - не знаю, рядом стояли 3 в/ч стройбата.......в общем, в основном от нефиг делать полезли мы туда......вот с тех пор запах топлива ни с чем не перепутаю......а как славно мы потом рыгали и ползли в сторону нашей в\ч.........одно название - дебилы......

________________________
Мы не думаем - Мы едем!

По разным сведениям там были 12шки, МР-УР-100 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%A0_%D0%A3%D0%A0-100/) не путать с более поздними УР-100 и 23ти в обеих исполнениях.
Зы Запаха особо не почувствовал а вот резкий кислый привкус и тяжесть. Поэтому сразу на выброс.
А Вам крупно повезло что еще не гептильчику нюхнули тот поядренее будет, да и амин тож ничего. Хорошо без последствий.