Дорога в КОСМОС.

Самым любимым занятием в детстве было перелистывание семейного альбома. В памяти отложились черно-белые фотографии начала века, на которых были молодыми наши деды. Других развлечений особо и не было. Если не считать великое множество кружков в доме пионеров и дворового футбола или хоккея. А еще играли в классики, казаков-разбойников. Одним из любимых кружков был кружок ракетостроения. Мы собственными руками клеили из картона корпуса ракет, вытачивали на коленках обтекатели, шили парашютную систему и даже снаряжали твердотопливные элементы. А потом всей дружной компанией запускали их на пустыре. В те годы велась активнейшая борьба за освоение космического пространства. На слуху буквально у всех было только одно имя, имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. И мы тогда еще пацанами даже не подозревали, что он учился и вырос совсем рядом с нами. Тогда об этом было не принято особенно распространяться. Только к окончанию школы мы прознали про Звездный городок и мотались туда на велосипедах прикупить редких экзотических сигарет DANHIL или жвачки BOOBLE GOOM. Много лет спустя на одном из семейных мероприятий мне рассказали о существовании книги:

"ДОРОГА в КОСМОС" с автографом самого автора Ю.А. Ггарина. Тогда, а это было лет пятнадцать назад, мне разрешили посмотреть фотографии и продемонстрировали автограф первого космонавта в мире. Спустя многие годы, когда многих свидетелей тех событий уже не стало среди нас, да и те кто в здравии не помнят точного течения времени тех времен книга снова по велению судьбы попала ко мне. И я решил, что ее должны увидеть не только люди, причастные к тем событиям. Меня просили крайне аккуратно отнестись к семейной реликвии потому, как спустя 52 года она находится в плачевном состоянии. Переплет потрепан, а страницы пожелтели от времени. Только автограф первого космонавта словно вчера начертан его рукой на развороте:

Откровенно говоря, я очень хотел её прочитать, но из-за ветхого состояния просто не решился на этот поступок. Поищу на просторах интернета электронную версию. а пока расскажу как разворачивались события в далеком 1963 году.
Первая официальная встреча с космонавтом состоялась в Киржаче 29 марта 1963 г. На местном аэродроме члены отряда космонавтов тренировались в парашютных прыжках, здесь бывал и Гагарин. У кружковцев Дома пионеров появилась мысль организовать встречу с первым космонавтом. Начальник аэродрома Игорь Александрович Копылов пообещал ее устроить. Школьники с энтузиазмом стали готовиться к ней – мастерили подарки, репетировали номера художественной самодеятельности.

Школьники с энтузиазмом стали готовиться к встрече – мастерили подарки, репетировали номера художественной самодеятельности. Встречу назначили на 26 марта и даже заказали пригласительные билеты. Но тут инициативу перехватил райком партии: встречу перенесли на 29 число и на нее пригласили передовиков производства, активистов. В приглашении говорилось о встрече "со знатными людьми страны", но весь Киржач был в курсе, о ком идет речь.

29 марта, после занятий по парашютной подготовке Юрий Гагарин приехал в райком партии, откуда прошел в Дом культуры. Площадь перед ДК была забита народом – любовь к герою-космонавту была всеобщей. На встрече в ДК Гагарин рассказал о своем полете, о работе космонавтов и сообщил, что и до полета и после он не раз приезжал отдыхать в киржачские леса. Кстати, любимым местом отдыха у космонавтов под Киржачем была живописная т.н. "Вшивая горка", где они купались, ловили рыбу, варили уху на костерке.
Вот только с детьми, пришедшими на эту встречу, поступили не лучшим образом. Пришедшим заранее ребятам предложили пройти в одну из комнат и там заперли вместе с преподавателями. Конечно, была обида и слезы... В зал допустили только тех, кто вручал цветы, подарки и вел фото и киносъемку. Ученик 1-й школы Саша Голованов вручил Гагарину действующую модель ракеты, но при этом уронили вазу с цветами и замочили Юрию Алексеевичу брюки.

- Ну вот, - рассмеялся Гагарин. - В космос летал – репутации не замочил, а в Киржач приехал – подмочил! Обратите внимание на улыбку на лице Гагарина.

Космонавт подписал несколько десятков только что вышедшей своей книги "Дорога в космос", дал автографы.

Затем должен был состояться концерт художественной самодеятельности. Но что-то пошло не так. Чудом уговорили сделать групповой снимок. Каждый хотел быть как можно ближе с первому человеку, которому удалось покорить космос или хотя бы до него дотронуться. Сами понимаете это было практически невозможно. Юрий Алексеевич вел себя как настоящий английский джентльмен:

Кстати в книге раскрываются очень интересные факты из жизни Гагарина. Например я узнал, что он был воспитанником Люберецкого ремесленного училища, которое находится совсем рядом на Октябрьском проспекте, а потом был студентом Саратовского индустриального техникума:

Одним словом жизнь его покидала по стране. А март месяц был много значимым в его судьбе.
Мой рассказ будет не полным, если не упомянуть про 12 апреля...
12 апреля весь мир отмечает день Космонавтики и Авиации. Это особенный день -день триумфа человеческой мысли над силой земного притяжения. 12 апреля 1961 года состоялся ПРЫЖОК во ВСЕЛЕННУЮ. И капитаном первого звездолета стал НАШ СОВЕТСКИЙ гражданин. Весь мир рукоплещет ЮРИЮ ГАГАРИНУ. Он сказал "ПОЕХАЛИ"... и махнул рукой...
А в ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта принято решение отмечать 12 апреля как день авиации и космонавтики. Хотя правильнее сказать, что в России мы отмечаем День Космонавтики, в других странах отношение к этому празднику более чем лояльное. Оно и понятно, ведь именно в Россия, а более правильно сказать СССР стал первой космической державой. В СССР этот праздник был установлен указом президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Полет первого космонавта длился всего 108 минут, но эти мгновения стали прорывом в освоении КОСМОСА.
И только спустя пол века 7 апреля 2011 года, на 65-й сессии ООН Генеральная ассамблея приняла резолюцию о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Ассамблея признала, что "это историческое событие открыло путь для исследования космического пространства на благо всего человечества".

И все от мала до велика мечтали стать космонавтом и совершить свой полет к звездам. Вот и наша младшенькая решила выступить в роли Генерального Конструктора. Построила свою первую ракету. Конструктивные изменения в летательный аппарат вносила старшая дочь. А космодром представила племянница. Вот так благодаря коллективным усилиям и мои деFFFчонки стали ближе к звездам. Пусть мечты сбываются.
А в этом году еще и главный православный праздник пасхи-ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО совпадает с Днем Космонавтики. И вполне уместно будет выражение -Гагарин первым побывал в космосе-ВОИСТИНУ ПОБЫВАЛ- И вполне возможно, что появится новый праздник - ДЕНЬ ПАСХОНАВТИКИ :-) Уважаемые верующие, не сочтите эту шутку за оскорбление своих чувств с моей стороны. Я уважаю и чту оба праздника.

P.S. В марте мы празднуем день рождения первого в мире космонавта. Вот 4 факта, показывающих, что Гагарин был нормальным мужиком, а не памятником. И его полет — настоящий подвиг.

1. Дрался на пустырях
Саратов, 1952 год. Толпа молодых людей идет на толпу, горожане разбегаются в стороны. 18-летний студент Саратовского индустриального техникума, будущий литейщик-технолог, орудует ремнем, пряжкой нанося отметины на лица противника. Побоища в переулках, схватки на пустырях — обычные вещи в послевоенном СССР. Дрались район на район, второкурсники с первокурсниками, деревенские с городскими. «А «индустрики» славились драками в Саратове и даже за его пределами. Когда начиналась где-то схватка, из общежития на выручку выбегали все студенты, в том числе и Гагарин», — вспоминал один из сокурсников первого космонавта.

2. Не справлялся с учебой
Гарнизон Ветелки, аэродром Оренбургского военного авиационного училища, 1956 год. Тот, о ком через шесть лет восторженно запоют газеты, понуро бредет по летному полю. Все курсанты, кроме Гагарина, уже освоили МиГ-15 и вылетают в небо самостоятельно. А вот Юрию самолет не дается, раз за разом он совершает ошибки. Одна из самых критических — «высокое выравнивание профиля посадки». Это бывает с невысокими летчиками — от того, что они слишком низко сидят в самолете (рост Гагарина — 162 см). «Три раза я тестировал Юру, и три раза он не мог сам посадить самолет», — вспоминал его преподаватель Иван Полшков. Документы на отчисление из училища уже готовы, но Гагарин умолил инструкторов дать ему шанс. Подложив под сиденье подушку и крепко натренировавшись, он сажает самолет на землю.

3. Попер на «авось»
Кто-то сформулирует вежливее — мол, Гагарин «решился на риск». В любом случае он типично «наш человек»: ввязался в опасную историю, надеясь, что «пронесет». СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить в космос человека. «Восток» вообще изначально не был предназначен для пилотируемых полетов. Это была копия разведывательного комплекса «Зенит-2»: чтобы впихнуть кресло с Гагариным, оттуда просто убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Буквально за сутки до старта выяснилось, что суммарный вес корабля и Гагарина в скафандре на 14 кг больше положенного. Что сделали советские инженеры? Да просто срезали кабели и датчики, которые посчитали необязательными (с чем связывают последующие проблемы в полете). А за час до старта выяснилось, что люк «Востока-1» закрывается неплотно, виновник — неисправный контакт. За считанные секунды космический корабль разбирают вручную, словно жигули: контакт на месте, сигнал верный.

4. Чудом выжил
Из-за нештатного срабатывания третьей ступени «Восток-1» вылетел на орбиту на 100 км выше расчетной; если бы тормозная система не сработала (а резервной на корабле не было), сход с такой высоты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять не 5–7 дней, как рассчитывало руководство полета, а 20-50. Гагарин бы просто умер в космосе без воздуха и пищи. Тормоза, слава богу, сработали, но не на 100% хорошо: автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков, так что 10 минут перед входом в атмосферу «Восток» беспорядочно вращался со скоростью 1 об/сек. «...Сцепив зубы и закрыв глаза, я подумал — «будь что будет...», — позже напишет Гагарин в докладе (ближе к Земле корабль развалился сам). На высоте 7000 м Юрий катапультировался, но воздух в шлем не поступал — что-то там пережало парашютными стропами. Шесть минут, болтаясь в воздухе, Гагарин боролся с одеждой — и, наконец, задышал. Герой! Но не железный, конечно. В момент, когда он говорил свое «Поехали», его сердце выдавало 150 ударов в минуту. Ничего, справился.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино (Смоленская область). Окончил Школу рабочей молодежи и получил специальность формовщика-литейщика. Занимался в Саратовском аэроклубе, окончил Оренбургское авиационное училище. Разбился в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года, в 34 года.

Comments

Космонавты такие же обычные люди как и мы все. Им не чуждо ничто человеческое. Из личных бесед известно, что он втихаря даже коньячок протаскивали на корабль, ну а пасхальные яйца так это вообще НАШЕ ВСЁ. А вот чтобы святая ПАСХА совпадала с днем КОСМОНАВТИКИ, такого на моей памяти не было.

Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com

В жизни Гагарина очень много малоизвестных фактов. Добавил в конце немного малоизвестного. А еще будет продолжение истории связанное с его гибелью.

Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com

Честно стырено с просторов:
Космический аппарат «Зенит-2» – первый отечественный фоторазведчик военного назначения был разработан в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Конструктивно-аппаратурная база космического аппарата «Зенит-2» аналогична базе пилотируемого корабля «Восток». В спускаемом аппарате фоторазведчика такой же формы и такого же размера, что на пилотируемом корабле, вместо космонавтов и систем их жизнеобеспечения размещалась длиннофокусная фотографическая аппаратура для детальной съемки отдельных участков местности и широкозахватная короткофокусная аппаратура для обзорной съемки громадных площадей земной поверхности. Приборно-агрегатный отсек космического аппарата «Зенит-2» был увеличен за счет цилиндрической вставки между двумя конусами базового отсека корабля «Восток». Бортовой комплекс управления «Зенита-2» был значительно сложнее и «умнее», чем на корабле «Восток». И это понятно почему. На корабле «Восток» основное назначение бортового комплекса управления – обеспечить ориентацию космического корабля перед спуском и стабилизацию космического корабля при выдаче тормозного импульса. Бортовой комплекс управления космического аппарата «Зенит-2» должен, кроме того, обеспечить программу съемки с необходимой точностью наведения линии визирования на заданные объекты и территории с высоким уровнем стабилизации космического аппарата в моменты съемки во избежание недопустимых смазов изображения на фотопленке.

Update с тех же просторов:
К апрелю 1960 года в ОКБ-1, (руководитель С.П. Королёв), был разработан эскизный проект корабля-спутника "Восток-1", в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника фотоэлектронной разведки "Восток-2" (2К) (для маршрутной съёмки и радиоразведки средств противовоздушной обороны, в дальнейшем получил наименование «Зенит-2») и спутника "Восток-3" (3К) — для полёта человека.

В общем, для космонавта был свой корабль, история №3 - байка :)

Submitted bykruso3 on пн, 04/20/2015 - 17:22

Ответ на от Fremd

Интересный рассказ с док. фото. Только ценная КНИГА (с автографом!) в каком то непотребном виде... Детям малым давали что-ли вместо игрушки?!
И подробности с первым запуском интересные...
Вот, например, первый совецкий пассажирский самолет (реактивный) ТУ-104 туполевской шарагой был переделан из дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16. Поэтому споначалу и без удобств:laughing:

что не сажали Гагарина в макет "Зенита-2", а делался штатный корабль для пилотируемых полётов. Такой фигнёй, как строить разведчик, а потом его перестраивать никто не страдал.

Кстати, поделитесь источником

Поэтому споначалу и без удобств

про Ту-104. Что-то я не нашёл, что на серийных машинах удобств не было.

... а делался штатный корабль для пилотируемых полётов. Такой фигнёй, как строить разведчик, а потом его перестраивать никто не страдал.

Я жил в энтом развитом социлизме, конкретно. Поэтому...
Вы летали в Ту-16 (серийном) или в Ту-104 ??
Тогда Интернетов с Ютубой не было. А была цензура... Поэтому воспоминания конкретики тех времен, как у Deletanta и интересны и познавательны.
Выдержка из форума авиаторов:
<... И я знаю.
Когда я, курсант, спросил своего инструктора с Ту-134ш, как решается вопрос с туалетом
на Ту-16, типа - как "по-большому", то он мне ответил - "В боевой авиации засранцы не нужны!".
Конечно, я сразу отреагировал - "Их оставляют инструкторами в училище?", но смысл мне был понятен.>:laughing:

А вот чертежи читать как-то научился :laughing:
Ту-16 - военный самолёт, Ту-104 - пассажирский. В отличие от военного, на пассажирском было всё, что положено, и даже больше. Включая удобства :smile: И если почитаете историю создания, то увидите, что Ту-104 довольно сильно отличается от Ту-16.

Завершая злостный оффтоп, хочу сказать, что нашей истории хватает действительно удивительных вещей и событий, не стоит "засорять" её такого рода "неточностями", байками и т.п. И, это... миру мир, и всё такое. За сим дискуссию предлагаю свернуть, как не совсем (или совсем не) туристическую.

Книга из семейного архива, а не музейный экспонат. Детям малым не запрещали ей пользоваться. Фотографии делал бывший военный корреспондент, который прошел всю ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ с камерой на перевес.

Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com