Дорога на Соловки. Сентябрь 2012г.

Мысль дойти до Соловецкого архипелага на моторной лодке родилась у меня еще в прошлом году, во время очередного "водномоторного безумия" когда мы штурмовали реки Тверской области.
Поэтому подготовка к маршруту 2012 года была достаточно долгой.
Собиралась команда, обновлялась материальная база и докупались недостающие техсредтва.
Но к сентябрю 2012 г., от 8 человек, готовых пойти в маршрут осталось только четверо.
Сразу скажу, что идти по проторенному ходу так называемого Волго-Балтийского водного пути желания не было, поэтому наш маршрут я проложил через систему рек Тверской области, которые издревле вязывали Волгу с Великим новгородом, а поздее и с Питером.
Итак, 8е сентября, Московское море, д. Малое новоселье - Старт.


Набитая гермомешками, топливом, запасным мотором, какими то мелочами и еще четырьмя туловищами отошла от берега и направилась в сторону Твери, сегодня нам нужно пройти все Мосморе и пройти максимум вверх по реке Тверца.
В этот день на Мосморе был достаточно сильный шторм, поэтому к Твери мы подошли изрядно подмокшими но довольными тем, что все таки мы вырвались из дома а впереди нас ждали приключения.
Мосморе осталось позади, мы идем по Тверце, уровень воды ниже чем в прошлом году, винт периодически цепляет дно, иногда ребята вылезают из лодки и играют в бурлаков, так как местами глубина реки не позволяет идти под мотором.
В общем к вечеру, миновав город Торжок, мы остановились на первую ночевку.
День прошел без проишествий и каких либо потерь если не считать забытое на старте весло и немного потрепаный винт,
которых у нас есть в запасе еще 3 штуки.
Ранний подъем следующим утром, и мы мчим к Вышнему волочку, благо глубина Тверцы в верхнем течении достаточна для того что бы не терять время на волоки.
В Вышнем волочке дозаправка и докупка еды и шнапса, поиск манипулятора для переброски лодки из реки Тверца в реку Мста и замена винта. В общем к вечеру мы уже прошли озеро Мстино и прошли по Мсте километров 50 вверх где и заночевали.
Утро и снова в бой, впереди "горная Мста", но до нее еще далеко, поэтому новым винтом мы смело выворачиваем дно реки и пробираемся все выше и выше, на реке иногда встечаются небольшие шиверы, но лодка уверенно держит нас на плаву, не давая камням достать до днища. Периодически приходится прижиматься к берегам - пешком провести лодку где мелкие шиверы не дают возможности опускать мотор.
К вечеру мы добрались до населенного пункта, Опеченский посад, собственно после которого и начинаются основные Мстинские пороги.
Но штурмовать пороги в наши планы не входит, конечно если бы в запасе было время, то можно было озадачится и покатушками на порогах, но порвать днище лодки о какой нибудь камень или убить редуктор мотора подставив под угрозу цель маршрута было неправильным.
Поэтому наш гонец, посланый в деревню найти какой нибудь транспорт для объезда, принес телефонный номер человека из г. Боровичи, который собственно следующим утром и забрал нас от реки на грузопассажирской Газельке.
До Боровичей около 40 км, дозаправились, разгрузились, собрали лодку, и снова в путь.
После Боровичей были еще небольшие шиверки, которые уже не так сильно нас расстраивали, но мы уже и не сильно торопились, впереди нас ожидало Ильмень озеро.
К обеду было принято решение поменять еще один винт, так как глубина реки уже позволяла дать полный газ и выйти на глиссер.
К вечеру этого дня мы вышли в Ильмень.... Справа горели огни Великого новгорода, прямо - не видно нифига. В том смысле что другого берега не видно).
Позади более 700 километров пути.... убитый винт и небольшая усталость, которую мы сняли в тот же вечер при помощи старинного дедовского метода.
Утром снова в лодку, от устья Мсты до Великого километров 20 и мы входим в реку Волхов, в городе дозаправка (благо на реке). Собственно ничего интересного, пилить по судовому ходу и пялиться на берега(
НО... Вот он Волхов и первый шлюз. И... снова приключение.
Рация с речным диапазоном, купленная под поход отказалась включаться. Тут нужно объяснить, для того что бы прошлюзоваться, нужно связаться с оператором шлюза и собственно поставить его в извесность о том что ты хочешь пройти вниз или вверх...
Одним словом причалили и я пошел на КПП узнавать телефон оператора.
Охранник весьма удивившись моим появлением любезно назвал мне номер.
В общем, прошлюзовались по мобиле)...напрягало одно - впереди еще будут шлюзы.
К вечеру встали на ночевку недалеко от Ладоги ну а уже утром следующего дня вышли и в неё...
Идти по открытой воде до реки Свирь по Ладожскому озеру нас не возбудило, хотя был относительный штиль и погода шептала, мы все же пошли по новоладожскому каналу, просвистели его насквозь и вошли в реку Свирь.
В Свири я запрощил пощады, попросив сменить себя на румпеле, сел на борт пассажиром и к вечеру мое тело разгрузили в палатке на каком то островке недалеко от Лодейного поля, ну а с утра, меня снова впрягли к мотору и заставили ехать дальше.
Дальше нижнесвирьский и верхнесвирьский шлюзы. Снова беготьня к охране, снова договариваемся о шлюзовке по телефону...В общем к вечеру мы встали на ночевку на островке с чудненьким названием "Яма" километров 20и не доезжая до Онежского озера.
Ранним утром вышли в Онегу, дозаправившись в Вознесенье....
На озере немного болтало, ко всему прочему у меня дико разболелся зуб и идти напролом через озеро сторону Беломорканала в тот день мы не решились, посему взяли курс на Петрозаводск.
К обеду были уже там, таксист повез меня в платную стоматологию - ребята пошли за провиантом и топливом.
Часа через два мы уже снова болтались в Онеге, взяли курс на Шальский - устье реки Водла. Ближе к вечеру заштормило и мы не без труда зашли в устье реки.
По погоде да и по общей усталости от гонки по рекам было решено устроить дневку - в общем отдохнуть весь следующий день.
Собственно про отдых писать нечего, разве что съездили в магазин, докупили шнапсу из палатки соорудили походную баньку и наслаждались штормом на Онежском озере.
К вечеру ветер стих а на рассвете мы уже паковали вещи в лодку - нам оставалось 150 км по Онеге до Беломорканала.
Его мы решили не проходить, так как терять время на 20 шлюзов нам было неинтересно мы пошли сразу на Медвежегорск, собственно там на рынке мы нашли авто, которое нас за малую толику дензнаков забросило аккурат в г Кемь.
В Кеми мы вынужденно попрощались с одним и членов нашей команды, Гарика вызвали в Москву по рабочим делам. Нас осталось трое.
Там же, мы втроем сразу выкупили целое купе на обратный путь, докупили топлива и попрощавшись вышли в..... Белое море.
Уже темнело когда мы отходили от берега, поэтому нам нужно было срочно решать вопрос с ночевкой - встали на каком то островке покрытым мхом.
Снова утро, умылись уже соленой водой и решили докупить провианта в Рабочеостровске.
Вот оно - Белое море... по правде сказать, я не думал что у нас получится до сюда добраться таким образом. Но впереди еще 40 км по морю.
Вокруг островки, камни, глубины неизвестно какие хотя на навигаторе и есть морские настройки все же было немного стремновато.
Справа Кузова....Решили на них не заходить а идти сразу на Соловки. Прошли Кузова - заштормило, причем достаточно сильно, но впереди, на горизонте уже замаячила полоска земли.... Соловки!)
Поболтавшись на волнах заходим с северной части архипелага, мелко, вокруг россыпи островков из камней, вода чистейшая, мы пробираемся вглубь, на островках стоят сигнальные вехи, видимо остались еще со времен школы Соловецких юнг. Впередсмотрящий говорит мне о каких то морских звездах на дне... В общем я не верю тому что вижу. А тут как назло метрах в 50 от лодки всплыли 3 нерпы (или тюлени?).
В общем мое сознание отказывалось понимать очевидный факт что более 1700 км по воде уже за спиной и - МЫ ДОШЛИ ДО СОЛОВКОВ.....
Расположились на острове в глубине архипелага.
До паровоза в Москву оставалось 3 дня.

Comments

Submitted bylepilot on ср, 11/21/2012 - 04:32

следующий пункт - Северный полюс? )
море вопросов:
кстати, что за лодка, что за мотор?
сколько км. прошли (повесь карту - не ленись) ?
сколько литров топлива пожгли?
и вообще - что ели-то, ловили ли рыбу?
были ли поломки по дороге (кроме расходных винтов)?

респект. Игорю-кэпу - привет.

Привет!)
столько вопросов))
постараюсь ответить на все, так как в отчете все писать не стал, слишком много всего приключилось за те 2 недели)))
Лодка Beluga Black 470 PRO, достаточно хорошая штуковина, шторм на море и в Онеге прошла на ура там волны "длинные" на мосморе нас похлестало волны "короткие", но с одним косяком, пайолы у нее не из бакелитовой фанеры а из какого то г...на, поэтому задний пайол я еще летом переделал по причини его расслоения, я третий пайол треснул посередине уже на Онеге, поэтому днище лодки "парусило" на легкой воде, спасал шторм, на нем она не успевала "складываться", поэтому долетели нормально. Мотор 40 сил - Тохатсу.
Не советую никому эту марку брать для "Тяжелых" лодок, хоть он и прошел все лето на островах и прошел весь маршрут без поломок.
Запасной был Ямаха 30, вот эта марка - то что надо! но мы его ставили 1 разик на Волхове, так - мобилы подзарядить)...
Топливо - более 800 литров ушло....
Ели - закупались в городах, с этим вопросов не было а на рыбалку времени не было(( на Соловках пытались половить, но ничего не поймали.
Времени в обрез было, ведь задача была дойти до туда а не отдыхать там((((
Про поломки я уже сказал - они основные. Остальные поломки по экипу, в Сплаве ничего не покупайте для водного туризма. Ни перчатки ни гермы - не выдерживают никакой критики...
Рация Связь Р-21, - вообще не покупайте ничего из Казахстана!) ее мы оставили на камнях Волхова сразу после первого шлюза.
еще чего то ломали - но уже не помню точно что.
Прошли чуть более 1800 км по воде, карт сейчас подкину к фоткам.

И по замыслу и по воплощению!!!!
Перечитаю еще раз, будет много вопросов, пока один - разве "надувнушкам" разрешено шлюзование? Тем более вместе с регистровыми судами?

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Спсб)
По поводу запрета на шлюзовку для для надувнушек.
В правилах про это ничего не сказано, да и тем более если лодка зарегистрирована в ГИМСе, то никаких вопросов нету.
Сообщаешь номер борта - ФИО владельца - откуда куда идешь и все, вперед к рыму, шлюзуют вместе с составами))
Знаю что нельзя шлюзовать гидроциклы в канале им. Москвы, но так же знаю прецедент с человеком, который на гидрике из Москвы до Питера дошел).
единственное нужна рация с речным диапазоном для связи с оператором, про нее я уже рассказал выше. Конечно можно и как я, по телефону))) только такие сложности этот телефон узнать))))

Submitted byKira-Geo on ср, 11/21/2012 - 16:12

проявился на сайте! Сойер, приветище!!! А то иногда Пушистенькая тут напишет коммент в теме про Египет и дальше пойдет заниматься семейными проблемами...
1. ПОЗДРАВЛЯЮ тебя с 1-летием твоего сына! Надеюсь, вырастит таким же безумным (в хорошем смысле этого слова) Туристом! И жене твоей сил моральных и физических для воспитания настоящего Мужика!
2. Помнится, между Кузовами очень нехилое течение. Пободались, имея в арсенале такое утлое суденышко для моря?
3. Спинны в море кидали?
4. Причаливали на архипелаге без проблем? Нас, помнится, местные службы энную "копеечку" заставили платить...
5. Где в итоге встали лагерем-то? Выбирались обратно на "Косякове"?
Ух, вопросов море... Тыщу лет не виделись...
ПС: Фото, где ты поднимаешься по лестнице на Секирку...Вы прямо на лодке подошли по воде со стороны родника?
ППС (улыбаясь): Фото в музее на фоне Важнейших путей русских мореплавателей...ты здесь похож на Ф.Конюхова:laughing: Спонсоры были?

Спасибо за поздравления)).
Пушистая да, она такая))...Египет штука хорошая, были там надысь)
Про Кузова - после них три раза попадали в эти течения, вода аж "кипела", но мощи мотора хватало чтобы не уйти с курса, все таки 40 сил на грузовом винте дают о себе знать.
Спининги в шторм мы как то не отважились достать, я и на Кузова не повел, шторм усиливался, а на следующий день вообще с Беломорского МЧС мне звонок был, у нас связь "кончилась" на Соловках, мы же не к Кремлю пошли, а в губу, которая с севера архипелага, там 0 палок на мобиле, Пушистенькая тревогу забила...
Ну вот когда мы на следующий день связь "нашли", забравшись на Секирную гору, мне первый звонок входящий был из МЧС, типа вы где, живые?, у нас второй день шторм говорят и типа не можем человека с Кузовов забрать.......я им не стал помощь предлагать))
И вообще я удивился немного, они шторм на мосморе не видели)... вот как то так)
Так вот, там где мы встали, вообще никого нету, мы потом через лес 1.5 км выходили на Савватьево до первых людей......у нас выбора не было, вот мы на островке и встали)
До секирки пешком, сначала до Савватьево а потом еще 2 км.. с моря подходить туда в шторм опасно, мелко для мотора, камни... да я там вообще первый раз был!!! Откуда мне знать что там на дне творится) когда мы к Кремлю пришли через 2 дня, там персонал из Морского музея очень удивлен был узнав как мы вообще до них добрались в тот день....
Про Конюха Федорова улыбнуло))))), мы там ребят из музея одарили несказанно, оставили палатку, канистры, топливо масло, якорь и еще всяких мелочей), они нам за это квартирку дали на ночь...
Провели экскурсию по своему "Святому Петру" - реплика корыта, на котором Петр1й на Соловки ходил когда то.
Они на нем собираются северный морской путь идти.. Так вот я с этого "Петра" имел честь упасть за борт)), благо он на стапеле стоит и я вовремя за балкон ухватился.... а тоб сейчас я на якоре там и висел до сих пор)))..
Обратно шли на "Тумане"... Тоже кэп рейдового катера помог нас со всеми вещами забросить в Кемь - бесплатно. Да и вообще на всем маршруте люди всегда нам помогали - странно все это.
Спонсоры?...эх... где ж их найти, хотя реклама для экипа более чем была бы. Хотя один спонсор был))))... в титрах на ролике я указал))))

В правилах про это ничего не сказано, да и тем более если лодка зарегистрирована в ГИМСе,

А если нет? Тогда как будет? Вопрос скарее риторический, но напомню: до 200кг и до 10л.с, т.е "Казанку" с 9.9 Mer можно и не регить...

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Регить нужно, так как мотор должен быть вписан в судовой билет, узнавал у инспектора когда этот закон придумали. Соответственно должен быть и судовой билет на судно. И еще действующий талон ТО. Единственное - не нужны права на эту категорию плавсредств. Но если на этой лодке идти в шлюз, то права должны быть так же на руках, по тем же правилам... ( но никто в шлюзе ничего не проверяет тсссс......, но с этим лучше не шутить).
Если этот вопрос интересует, то на 100% точно я смогу ответить завтра, узнаю в центре морского права, так сказать из первых уст.

завтра, узнаю в центре морского права,

Если в том, что недалеко от м."Динамо", то вряд ли они Вам что-то скажут, в июле с.г. они сами не могли ответить на эти вопросы, да и задача у них сейчас немного другая - бизнес сохранить, ибо с августа разрешено проходить обучение экстерном и сдавать экзамены в ГИМС без справки об обучении.
ТО, опять же, для надувнушек отменен, с 25-го апреля с.г.
Собственно, есть в нашей песочнице определенный интерес к лодкам и моторам, давно хочется написать небольшой спич на эту тему, увы, времени сейчас совсем нет.....

Единственное - не нужны права на эту категорию плавсредств.

Вот в ГИМС Москвы дали прямо противоположный ответ на этот вопрос, однако в ответе есть большая доля лукавства, ибо если контора не занимается регистрацией, то и не имеет прав на надзорность, проще говоря, ГАИ не приедет в поле и не может проверить документы на квадр, снегоход или трактор, ибо регистрирующий орган в этом случае - Ростехнадзор, он и следит за порядком.
Собственно, купил лодку до 200кг весом, движок до 10 л.с. и поехал, ибо закон не требует регистрации ГИМС, а значит и знать не знаю, кто ГИМС такой, и о том, что такое правила судоходства по ВВП, МП знать не должен. С другой стороны, выходя на ВВП, нодо знать элементарные правила, т.е. иметь судоводительский билет..... а зачем он мне, если лодка не регистрируется в ГИМС, а значит и ему не поднадзорна......очень похоже на ситуацию с скутерами - "табуретками" в 50куб
В общем, министр обороны при уходе с МЧС подкинул ребятам головную боль....
Спросите, отпишитесь потом, что сказали.....
ЗЫ если чё, то ВВП - внутренние водные пути.
ЗЫЫ 2Soier Вам, безусловно, нужна регистрация, по мотору.....
______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Скажу то что знаю сам, лодку до 200кг веса регить не надо и ТО так же не надо проходить, но, если на лодку ставится мотор - сразу нужен судовой и талон ТО. Не нужны лишь права и соответственно знания правил ВП, ВВП и МП., без прав в шлюз нельзя по правилам и только.
Конечно человек на такой лодке ( к примеру тот же прогресс с мотором до 10 лс) может и не знать запрещающих знаков и пойти штурмом в какой нидь порт))) - но на это есть соответствующие службы, тут им решать))))
а в ЦМП я по своим вопросам звонить буду, заодно и про это узнаю, у мну с ними дружеские отношения. что узнаю - сразу отвечу!
мне уже самому интересно стало, так как Вы не первый кто подобный вопрос задает а я "плаваю" с ответом)))
ЗЫ
у меня все плавсредства зарегистрированы, даже гребные лодки без мотора - просто у мну работа такая, без документов (включая права на все пути) никак)))

Напишите, что специ скажут, интересно.
Кстати, от Повенца до 9-го шлюза (Телекино) есть дорога, только там ставится не удобно, заборы кругом, а к Телекино мост едва жив, потом можно было в Надвоицах снятся и до Беломорска, а оттуда до Соловков.
Еще вариант - Волгой через Рыбинское, совсем круто - через Воже - Свидь - Лача - Онега - Белое море, но Воже - страшное озеро, в 3км от берега местами глубина 20см, недаром в тех краях легенда ходит о манахе с Святого острова.
В любом случае прошли Вы офигенный маршрут!!!!
У Вас "грузовой" винт какой стоит? Какую скорось на нем развивали? У меня на Badger FL 360 - Merc 15 - 9,25x7 4л - вообще не идет, с загрузкой 300кг - 10км/ч на полном газу, на стандарте 9х9 3л - и то 12-13км/ч выжимает - винт не правильно подобран???
Есть смысл для такой связки лодка-мотор ставить "скоростной" винт? Если есть, то какой?
Для промеров глубины на ходу что-нибудь использовали? Эхолот, картплоттер??

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Интересный маршрут однако ... через Воже).. не знал о таком.
Есть еще и через ту же рыбинку, какой то канал(не помню в честь кого, но тож копали его при царе), Сухону, Северную двину ну а от Архангельска до Соловков какие то 250 км))).... об этом маршруте я задумываюсь. Может получится когда нибудь вырваться...)
По грузовому винту- никогда не смотрел на цифры шагов винта, подбирал путем проб на все свои моторы.
Тупо еду в магазин и по каталогу продавцы подбирают либо на шаг больше или меньше, в зависимости от веса лодки и планируемого режима эксплуатации и тд....я лишь не беру 4х лопастные винты - удар по редуктору.
Что касается 40 тошки с этой лодкой, при покупке стоял "средний"шаг, я купил "грузовик" следующего размера)) и поставил.
и получилось что в штиль, на стоячей воде при таком весе (700 - 800 кг навскидку) скорость была 45 км\ч max. пустая лодка шла 54 км\ч.
Что же до Вашего вопроса...странно что скорость такая слабая.
Нужно обратится к истокам - Мерк, он же Тохатсу (они отличаются только наклейками), оборотистые моторы, они "накручивают" лишние кобылы за счет увеличенных оборотов движка, в Вашем случае я думаю что мотору не хватает мощности, и винт рубит вхолостую. я бы попробовал уменьшить шаг винта добавив мотору лишней мощности -глядишь - 25 кмч пойдет!
К примеру у меня 15 ямаха была, стояла на казанке метле, скорость около 30кмч была. Я даже на вейке за ней катался....
Опять же, уверен что Вы знаете, что из за неправильного размещения веса в лодке, неправильного угла наклона ноги, неправильной высоты винта относительно среза воды и тд....скорость может не развиваться....
Мое мнение, если развесовка в лодке правильная и мотор по углам отрегулирован верно и она с такой загрузкой не выходит на глиссер - Вам нужен винт еще более мощный "грузовик".
Так...ах да))
Для промеров глубины мы уже второй год используем запатентованное нами же устройство)))!Человек-весло!))
я серьезно...со стороны смотрится достаточно умилительно - один человек свесившись на носу лодки смотрит на дно, второй с борта опускает весло на дно....если я вижу что глубина достаточная для резкого старта и вывода лодки на глиссирование, кричу фразу "а пропади все пропадом" и открываю газ....... до сих пор эта фишка проходит))) + после стольких"пробежек" по рекам уже интуитивно угадываешь, глядя на реку, где мель критическая а где и проскочить можно.
Ну и к этому походу я подбирал связку лодка-мотор ориентируясь именно на то, что самая сложная часть маршрута должна проходить по мелким рекам, поэтому намеренно взял лодку белугу серии PRO (она шире и диаметр баллона больше) соответственно осадка и высота транца выше, а мотор взял с самой короткой ногой, в результате - нижняя точка мотора относительно среза воды в режиме "глиссирование"
составляла сантиметров 25-30 максимум (точнее я не могу сказать) ...почти на винте шли...поэтому собственно мы и пробились через Тверцу и Мсту. А вот на волне, винт регулярно "хватал" воздух....поэтому приходилось играть с развесовкой, и ребята постоянно перемещались от транца к носу в зависимости от условий, ветра, волны, течения, глубины и тд....

Submitted byAlekLych on ср, 11/21/2012 - 19:57

Я когда открывал, думал - доехали да какой-нибудь Кеми на машине, а там лодку поставили. А с первых фраз просто охренел- весь путь по воде да еще и по участкам типа Мсты!
Один только замысел, замах на такое - уже вызывает уважение. Осуществить же такой замысел - нечто запредельное.
В общем - почет и уважуха на все времена:)

Спасиб)
На самом деле Мста не такая уж "страшная" как про нее пишут, туда едут только ради сплава по участку "горной мсты" и специально идут в сами пороги, но эти пороги можно обойти вдоль берега, протащить лодку по краю, сплавить по веревке, в общем много вариантов.., ничего страшного абсолютно - потеря времени и только. Тем более что в сентябре там уровень воды уже низкий, нету такого напора как весной.
Страшное самое для нас было, не пройти наш маршрут до конца, поэтому мы туда не сунулись, конечно обидно, но все таки хотелось дойти до Соловков. Да и Беломорканал не засчитан, просто экономили время...мы бы там эти 20 шлюзов 2 дня проходили - ночью маломерки не пускают в шлюз...да еще и без рации.

Сообщаешь номер борта - ФИО владельца - откуда куда идешь и все, вперед к рыму, шлюзуют вместе с составами))
Знаю что нельзя шлюзовать гидроциклы в канале им. Москвы, но так же знаю прецедент с человеком, который на гидрике из Москвы до Питера дошел).

Старая водная дорога, трассы М8 не было раньше, она появилась только в 18-веке, до этого все на Соловки этой дорогой ходили, в Чаронде на Воже жило около 13тыс народа, Каргополь процветал, Никон с Соловков именно этой дорогой шел на Москву....
Винт подбирал в соответствии с рекомендациями, про углы и высоту знаю, все варианты пробовал, просто перемудрил что-то....
Всякие штучки-дрючки, в том числе и винт брал здесь http://www.korabel.ru/yachtshop/catalog/17.html, существенно дешевле розницы в Москве, высылают наложкой, от заказа до получения примерно 2недели.

______________________
Мы не думаем - Мы едем!

Воже - интересная тема... почитаю попозже про это.
За сцылу - спсб! винты реально дешевле почти в 2 раза......
А вот что мне сказали в ЦМП насчет веса лодки до 200 кг и мотора до 10 лс.-
Регистрация судна и регистрация мотора а так же талон ТО - не нужен, никаких документов на право собственности тоже не надо иметь!..... Но нужны права. В шлюзы не пустят так как нет номеров, только прицепом.
Права на управление лодкой не нужны в случае если мотор до 5 лс...
Если владелец такого мотора(до 5 лс) совершает нарушение - штрафы как и всем, по установленным правилам.

И еще к теме, в шлюзы по правилам надувнушкам тоже нельзя как выяснилось)))))))).....
Нас пускали только из за того что я не говорил что судно надувное......а они и не думали спрашивать.
Видимо они предполагали что все кто входит в шлюз априори в здравом уме.....)
Одним словом - Россия)

Куда-куда ты, дорогой там еще собрался? :) Все равно тебя на твоем надувном матрасе в шлюзы не пустят :smil44c5:
А если честно - сидела дома с дитем и бесилась, что нет меня там.

А на счет спонсора Сойер поскромничал - он в основном и спонсировал...
__________________________________________
Не разрушайте мои нервные клетки. В них живут мои нервные тигры...

и версия ЦМП не противоречит версии ГИМС, смущает одно - если контора не является регистрирующим органом, то и спрашивать документы не может. А они случайно не сказали, где можно прочитать регламент проверки маломерных судов, не подлежащих регистрации в ГИМС. Любопытно взглянуть на сей документ, если он вообще есть.....
Ладно, продолжаем наблюдение, по слухам к новому сезону навигации ГИМС должна что-то родить на эту тему

______________________
Мы не думаем - Мы едем!