Большое путешествие на Север

Тема посвящена самой длинной нашей поездке маршрутом Орел-Мурманск-Териберка-Архангельск-Орел. В попутных городам мы смотрим местные интересности (без краеведческих музеев с нафталиновыми экскурсиями). Попутно записываем впечатления о городах, в которых бываем. На этот раз крайней точкой нашего тура стал берег Баренцева моря, он же — Северный Ледовитый океан, село с интересным названием ТерИберка (ударение на И). Ныне ставшее знаменитым благодаря фильму Левиафан. Интересно было посмотреть фильм и увидеть знакомые виды.
Суббота. 19 июля.
Выезд в пять утра. Смоленская область пройдена в 12.55. Асфальт среднего качества, но дорога очень комфортная по трафику. Машин мало.
На трассе на Псков решили объехать платный участок. Память 2012 года подсказывала, что резон есть. Реально трасса показала, что нет. За два года альтернативный путь оказался избит донельзя, плюсом там идет "ремонт". Есть открытые участки с насыпанным щебнем. И так до поворота на Великие Луки. Дальше пошла достаточно бодрая дорожка.
Псков. Въезд в 18 часов.

Первая остановка Кремль. Красиво, чисто, ухоженно. Видно, что главное место паломничества туристов стараются держать на должном уровне. В остальном же центр создает впечатление запущенности: облупленная краска на фасадах, старые заброшенные здания, грязь на тротуарах.

Ночевку искали долго. Нашли берег на реке Великой перед въездом в город.

20 июля. Воскресенье.
Утром заскочили на памятник Невскому. В 11 утра выдвинулись в Изборск. Из города нас провожал сильнейший ливень.
11.30. Изборск. Кремль. Нет слов, красиво. Особенно впечатлили мощеные булыжником улочки и массивность кремлевских стен. Не впечатлили совершенно толпы паломников: иногда приходилось протискиваться сквозь толпу, уличные торговцы сувенирами: ведут бизнес во весь голос и слишком навязчивы, напоминает рынок.

13.00 выезд из Изборска в Спб. Стандартная программа из прогулок по культовым местам и мосты на десерт. Ночевка на трассе на Выборг.
21 июля. Выборг. Городок с маленькими улочками, по которым стоит прогуляться. Мини-Европа. Вымощенные булыжником тротуары и площади создают впечатление, что попал в маленький европейский городок. Вход на замковый остров символический - 10 рублей с носа. За отдельную плату доступна башня Олафа - культовая смотровая площадка Выборга.

Напротив острова старый город с памятником отцу-основателю Кнутссону. В 50 метрах старая часовая башня, часы которой, если верить описаниям исправно идут аж с 1753 года. Хотя, думаю, если бы они и поломались, чинить бы их не стали. Судя по состоянию многих интересных памятников, за них здесь особо не радеют, хотя охотно используют на туристической атрибутике.

Посмотрели "толстую Екатерину" на главной городской площади. Увидели расписанный в граффити дом. Заскочили на рынок за сувениркой и двинулись дальше. Кстати, продукты лучше брать в Магните на вылете из города. На рынке стоит еще взять заграничного шоколада. Особенно вкусна и необычна нам показалась двухсотграммовая плитка с мятой.
Приозерск. Небольшой городок в Карелии с крепостью Корела. Вход летом платный. Около 20 рублей с человека. В небольшом музее на территории небольшая экспозиция, в сувенирной лавочке много необычных вещиц, вроде рун и тотемных изделий. На любой вкус и кошелек.

Рускеала. Классическая остановка всех паломников - водопады из фильма "А зори здесь тихие". За два года площадку перед водопадам сделали платной, но ухоженнее она от этого не стала. Заехать на парковку 30 рублей. Постоять на обочине - бесплатно :-) Старинный телефон со стоянки исчез. Зато появились пронумерованные беседки, посидеть в которых разрешается лишь при покупке еды из ассортимента местной забегаловки.

В 21-00 прибыли на Мраморный каньон. Скажу сразу - никакие фото его в реальности не передавали и не передадут. Масштаб увиденного воочию потрясает.

Отвесные обрывы, монументальные разработки мрамора, подземная штольня особенно потрясает, еще более особенно летом, когда освещение не включают, и внутри приходится идти на свет. Маршрут долгий, поэтому стоит запастись терпением и средством от комаров. Особенно нужно второе, если в нагромождении камней вы захотите остановиться и запечатлеть родной город, выложив его название из камушков, как делают многие туристы.

Ночевали на Ладоге на одном из съездов.
22 июля. Водопад Белые мосты. Дорога вне комментариев. Хотя за два года все же изменения случились: повесили много указателей на водопады. Последние три километра до водопадов седанам с небольшим клиренсом без потерь не преодолеть, так как торчащие из земли валуны бывают слишком высоки.

13.30 путь на Петрозаводск. Единственное, что нас интересовало - набережная. Остальное мы посмотрели еще два года назад. Хотели взглянуть на чудо-скульптуры, которые надарили Петрозаводску города-побратимы. Впечатление, конечно, интересное... В голове все время крутилась пословица о бесплатном сыре и мышеловке и мысль о том, что современного искусства мне не понять.

Зато определенно понравилось уже местное изобретение - тренажеры прямо на берегу в зеленой зоне. Хотите спорта? Да пожалуйста, занимайтесь на здоровье. Их много: и для новичков, и для профессионалов. Вес легко варьируется, тренажеров всем хватает. Отличная мысль была у устроителей такой зоны. Отдельно скажу о наличии велосипедных и пешеходных дорожек. Очень удобно и главное - правильно.
21.00 стоянка на Сямозере.

23 июля. На путешествия в этот день мы отвели немного. Единственное запланированное для посещения место - водопад Кивач. Скажу отдельно об изменениях. Вход теперь 120 рублей с человека (два года назад плата была только за въезд и составляла 60 рублей со всех). Местных торговцев сувенирами из многочисленных палаток, судя по всему, изжили. Остался один магазин с заоблачными ценами. Но даже несмотря на это, туристов на Киваче высаживают автобусами даже в будни, а в магазине покупатели выстраиваются в очередь за чудодейственными травяными сборами и камнем шунгитом.
А водопад все такой же величественный, мощный и красивый. Очень атмосферное место...

К вечеру поехали выше по трассе. За поворотом на Гирвас уже примеченное нами озеро Пальеозеро. До него уже тоже добрались недобросовестные туристы, к сожалению. Вокруг на пляже кучи мусора и остатки бурных посиделок в виде недопитых бутылок/недоеденных шашлыков. За два года место испортила наступающая цивилизация.

24 июля. Марш-бросок на север. 700 км до Мурманска.
Ближе к северу и деревья, и небо становятся ниже. Ночуем на подъезде к городу на пляже реки Кола. Холодно и грязно, но выбора особого у нас нет. Запираемся в машине и засыпаем до утра.
25 июля Мурманск. Начали осмотр с сувенирной лавки на площади пяти углов. Сама площадь из себя ничего особенного не представляет, а вот сувенирная лавка - нечто. Там столько всяких разностей по демократичным ценам. Один из лучших магазинов, что попадались мне на туристическом пути по соотношению цена/ассортимент. После сувенирки - время достопримечательностей. Первая - сквер с памятником погибшим подводникам с атомной подлодки Курск.

В небольшом сквере стоит рубка подлодки и церквушка. А со смотровой площадки открывается красивый вид на залив и город. Сюда на фотосеты приезжают молодожены, поэтому без толпы желающих запечатлеть торжественный момент жизни смотровую площадку в сезон не посмотреть. Вообще в Мурманске очень много удачных смотровых площадок, с которых можно рассмотреть как весь город, так и его отдельные части. С той же строящейся сейчас объездной дороги открываются просто шикарнейшие виды. Главное, еще на дорогу внимательнее смотреть - никаких ограничителей над уходящим вниз обрывом нет.

Далее - памятник Алеше, городской парк и новый памятник Ждущей.
В этот же день выдвигаемся в крайнюю северную точку нашего путешествия - берег Баренцева моря, оно же - Северный ледовитый океан.
Поселок Териберка, где это все и располагается, находится в 130 км от Мурманска.
Первые 90 км прошли практически на одном дыхании: много красивых видов, горные озера и относительно спокойная дорога, позволяющая держать 90 км/ч.

А дальше - развилка и поворот на Териберку, где асфальт заканчивается и начинаются 40 километров тряски по щебенке. Особенно трудные подъемы и повороты усыпаны песком. Пейзаж за окном дичает, на глазах сменяясь тундрой. На высоких точках в горах из растительности - только мох. Вокруг валуны, камни и небо. Кажется, что если сюда кто и заезжает, то по совершенной случайности. Иногда кажется, что места вообще необитаемы и мы едем в пустоту. Особенно хорош народом созданный пост ДПС на этой дороге. В сумерках остов машины и фигура с косой смотрятся зловеще. Зато, как потом окажется, точнее некуда передадут суть увиденного нами в умирающем поселке.

Через час тряски мы наконец въезжаем в Териберку. Первое, что нас встречает - кладбище кораблей. Зрелище даже после виденного на Соловецких островах, потрясает. В затоне у поселка медленно гниют доски, смешиваясь с пылью и превращая некогда гиганты в труху.

Подъем на гору и мы уже в Лодейном. Это Новая Териберка. Строили ее специально под проект Газпрома, который собирался возвести здесь завод по производству сжиженного газа. Но проект закрылся не успев начаться. То же произошло и с поселком. Начавшееся было строительство домов быстро заморозили. В тех, что успели выстроить, остались жить люди. Недострои быстро растащили местные жители для своих нужд. Старые же дома население постепенно покидает. Поэтому следующее, что встречается на пути - кладбище старых домов. Двухэтажки медленно разваливаются. Пустые глазницы окон - первое, что встречается в Новой Териберке.

В середине июля здесь около 14 градусов. Редкие прохожие кутаются в плащи, спасаясь не столько от температуры, сколько от промозглого ветра. Щебенка постепенно переходит в каменистую грунтовку. В конце поселка мы неожиданно выезжаем на тлеющий мусорный полигон. Приходится даже свериться с картой - туда ли завернули. Но навигатор упрямо ведет мимо мусорных останков дальше к берегу.
И вот за последним перевалом открывается крайняя точка нашего северного путешествия. Берег моря. Горизонт. Камни. Брызги воды. Пронизывающий ветер, высокое солнце... Нет слов. Это океан.

03.00 ночевка под Мурманском.
26 июля. Атомный ледокол Ленин в Мурманске. Экскурсия небольшая, так как сейчас вовсю идут реставрационные работы на ледоколе. Но даже масштаб увиденного впечатляет. Посмотрели, рассказали, показали. Прекрасная экскурсовод. Чувствуется, что она свою работу любит, хотя ей и приходится пересказывать историю несколько раз в день. Но очень душевно. Пожалуй, ее рассказ был даже более впечатляющим, чем то, что мы увидели.

16.30. Предстоит обратный марш-бросок по Мурманке. Всю дорогу нас сопровождает дождь.
27 июля. Утро. Выезд со стоянки в сторону Каргополя. На очереди - Архангельская область. Ехали через Медвежьегорск и Плесецк. Дорога местами убитая в хлам. На стыке областей начинается 60 км грунтовки. И все бы ничего, но местами она переходит в грейдер. Но и после Плесецка он не заканчивается. Судя по карте, дорогу чинят районами. Вдоль Онеги вообще нет дорог. Только петляющий серпантином грейдер. С грехом пополам все-таки выскочили на федералку М8 к трем часам ночи и заночевали за 50 км от города.
28 июля. Утро. Малые Карелы.

Вход по будням 100 рублей с человека. Побродить-походить - занятие на несколько часов. Комары не спят, поэтому на входе нам настоятельно посоветовали намазаться кремом. На огромной территории раскинулись поселения 18-20 века. Деревянные дворы, ветряные мельницы, бани по-черному, амбары-ледники... Есть и промышленные объекты вроде кузницы и салотопильни.

Много информации на стендах у домиков. А в некоторые строения можно зайти и поглазеть на экспозиции. Очень познавательно, очень интересно, очень удивляет. В общем, вылезли мы оттуда полные впечатлений.

Кстати, о сувенирке там можно не беспокоиться, ее можно купить и в Архангельске. Хороший сувенирный магазин в торговом центре Центр на первом этаже. На пешеходной улице сувенирные лавки работают плохо, а в привычных киосках Роспечати выбор слишком скуден.
На Архангельск мы отвели оставшийся день и вечер дня.

Побродили по набережной. Увидели памятник тюленю, Петру, обелиск Севера...
Неприятное впечатление оставили плохие дороги и часть набережной. Город активно строится, все места с видами на Северную Двину выкуплены местными предпринимателями. Поэтому пройти туда нереально. Остается довольствоваться маленьким кусочком благоустроенной набережной.

Там же в центре идет еще одна большая стройка - возводят кафедральный собор. Что-то похожее по архитектуре я уже видела в Йошкар-Оле, поэтому не удивлюсь, если задумка уже что-то дублирует.

29 июля. Утро. Дорога вниз по М8. До Вологды. Вечерний город. Пустынная площадь с редкими туристами, сиротливый Кремль, провинциальная набережная с одиноко качающимся теплоходиком - вот и все, чем запомнилась Вологда. Еще плохой организацией движения с непонятными пересечениями дорог и отсутствием в важных местах светофоров.

30 июля. Под Ярославлем почувствовалась близость людей к федеральным трассам. Ночью какой-то шустряк в поисках легкой наживы проверял, заперли ли мы двери в машине. После суровых северных трасс почувствовалась близость средней полосы с ее плотностью населения.
Ярославль. Город осматривали пешком. Сначала Кремль. Плата за вход на территорию 25 рублей с человека. Это чтоб просто осмотреть архитектуру поближе. В городе много храмов, часовенок... Да и просто виды, приятные глазу. Это, пожалуй, единственный город из Золотого кольца, в котором, есть на что посмотреть. Набережная просто шикарная. Все приличествует большому городу: тут вам и символ города - медведица, и поющие фонтаны, и красиво усаженные газоны, и венчающая стрелку скульптура.

Если обернуться, то можно увидеть макушку местного великана - свежего кафедрального собора, который еще при строительстве был немало критикуем за масштабность форм, не присущих основам средневолжской архитектуры.

На противоположном берегу набережной из кустов скромно выглядывает еще одна церквушка. Памятник архитектуры, между прочим, но поскольку находится не в центре, то и вниманием должным обделена.
Сувениры продаются на всем пути следования туристов, так что мимо торговцев местными самоделками точно не промахнешься.
После - дорога на Кострому. Дороги весьма посредственны. Припарковались у торговых рядов. Очень самобытный комплекс с современными торговыми лавочками. Старый стиль сохранен, особенно понравились двери: это вам не современный пластик, а настоящие деревянные ставни.

В центре увидели самый массивный памятник Ильичу. Особенно поразил постамент. На первый взгляд показалось, что его возвели будто в насмешку над религией на фундаменте из храмов. При ближайшем рассмотрении таблички, что была рядом с памятником, выяснилось, что Ильич и впрямь стоит на основе другого памятника. Изначально это был постамент для памятника 300-летию дома Романовых. Но царский режим был окончен, а вместе с ним свернули и строительство монумента. Заготовленные бронзовые фигуры были переплавлены в Ильича, а храмы приспособили под фундамент красного лидера.

31 июля. Путешествие окончено. В центральной России стояла адская жара, поэтому мы решили пока не возвращаться. Для отдыха и перерыва отправились обратно в Карелию, благо погода позволяла там вполне комфортно отдохнуть. И снова Пальозеро. Мы приехали в четверг, а к шести часам пятницы мы поняли природу столь бурных залежей мусора: лес ломился от желающих отдохнуть среди сосен и озер. Пляж оказался прямо усыпан людьми, как на море. Машины, лодки, шашлыки. К вечеру воскресенья лес начал пустеть. На берегу осталось всего две машины да горстка молодежи, которая показывая удаль молодецкую, умудрилась увязнуть в песке и ждала подмоги из города. Ночью уехали и они.

Постскриптум.
Это путешествие мы проделали втроем (я, муж, дочка 7 лет) на Фольксвагене Туране. Ночевки у нас были в машине, благо задние сиденья и багажник под вечер у нас превращались в весьма неплохое спальное место. На стекла одевались самосшитые москитки, т.к. в прошлом году под Уфой мы оставили окна слегка приоткрытыми и к нам налетело столько мелких букашек, что мы полночи их выкуривали. У нас была с собой палатка (на всякий случай), но мы ей так и не воспользовались. Лень было раскладывать, спальное место же машине транформировалось в считанные минуты. Для удобства прогулок по городу для дочки брали самокат. Готовили еду на стоянках на портативной газовой плите, там же заливали термос и горячий чай/кофе на 12 часов были нам обеспечены.

Comments

Submitted byKira-Geo on сб, 02/28/2015 - 10:28

Вот так просыпаешься с утра в выходной день, заходишь на сайт и вместе с автором мысленно проделываешь долгий путь по таким уже ностальгически-знакомым местам нашей Необъятной, заряжаясь позитивом на все два дня.
Красиво написано, умно спланировано, грамотно реализовано... Надеюсь, понравилось не только Вам, но и дочурке?
Оконцовка несколько неожиданная: вроде, уже и пора домой, ан нет, "ну его этот Орел, поедем-ка снова в Карелию!" Браво.

как я это понимаю - "а поехали обратно!". От мошек и комаров - берём таблетку фумитокса, поджигаем на спичке, огонёк гасим, оставив тлеть угольком. Размахиваем в разных местах. Операцию можно повторить. Комары и мошка куда-то исчезают. Залегаем. Спим.

Да, очень понравилось. Дочка любит с нами кататься. А концовка была такой из-за жары: чего в средней полосе было делать в плюс 40. Когда Питер проезжали, заскочили в парк, так у меня там чуть ноги не расплавились от асфальта. И мы решили махнуть опять на озера, там хорошо, комфортно и воздух свежий)

Submitted bycccp62 on вт, 03/03/2015 - 23:55

Отчёт хороший, сжато, но всё по делу и сразу делаешь зарубки в своих планах- сюда едем, туда не едем...
Многие впечатления совпадают с моими, так как некоторые точки совпадали, в других местах оставил зарубочки, что стоит съездить. Интересно. Хотя грустно местами.

Вот насчёт дорог в Карелии не согласен. Вполне нормальные, да и на Белые мосты дорога не дико жуткая, главное, особо не разгоняться, а то на поворотах по камням таскает...

Для нашей машины дорога на Белые мосты была все-таки сложной. Два года назад не так размыта она была. А сейчас очень валунов много по дороге, которые нереально объехать.
Касаемо дорог в целом - комфортна основная трасса Мурманка, мы от Питера на Петрозаводск ехали через Сортавалу, попали на ремонт трассы, а там щебенка, трясет и пыли немерено. Люди, кто без кондея, ехали как бедуины: с открытыми окнами и платками закутаны - одни глаза виднеются) И скорость не наберешь - пыль, не видно ничего, и трясет, аки на лошади скачешь

Дальше Уральских гор пока не ездили. А так, конечно, Байкал. Этим летом не получится, вероятнее всего, далеко выбраться, т.к. сейчас вторая дочка появилась, а она маловата будет для длинных поездок. Хотя.... кто знает)

Submitted bylepilot on ср, 03/04/2015 - 10:00

отличный отчет: сжато, по делу = молодцы вдвойне! :smil443E:
Некоторые места знакомы и впечатления полностью совпадают. Особенно про водопадики и мраморный карьер.