23.02.17 - Коломенский район

Изображение пользователя Shel.
Ширина 100 со ссылкой:

Ширина 800:


Закрыть

23.02.17 - Коломенский район

На праздники дома сидеть не хотелось, как и ехать куда-то далеко, поэтому решили прокатиться по Коломенскому району.

Трек, к сожалению, я не писал, трекер забыл, поэтому есть только такая карта с маршрутом (сигналка сама пишет трек, но файлик вытащить нельзя, можно только на карте посмотреть).

Первая точка - село Дарищи, там стоит Церковь Николая Чудотворца.

Кирпичный храм святителя Николая построен в 1803—1808 гг. на средства коломенских помещиков Дмитрия Похвиснева и Петра Норова, освящен в 1810 г.

Храм не имел каменной звонницы, колокола размещались на деревянных столбах. Его основная часть — мощный куб, увенчанный световой ротондой с плоским куполом. Ротонда соединяется с четвериком не обычными парусами, а ступенчатыми тромпами.

С запада к главному холодному Никольскому храму, отделенному внутри стеклянной перегородкой, была пристроена теплая трапезная с двумя приделами (от нее сохранилась лишь восточная стена с алтарными углублениями): во имя мученика Иоанна Воина и великомученика Димитрия Солунского.

В конце XIX в. настоятелем храма был священник Сергий Птенцов, основавший в деревне Новое школу грамоты для крестьянских ребятишек. В Дарищах он организовал церковно-приходскую школу.

Храм периодически поновлялся; во второй половине XIX в. он был украшен масляной стенописью, выполненной в академической манере.

Последний настоятель церкви священник Василий Вознесенский принял мученический венец: его расстреляли 26 февраля 1938 г.

Церковь разграбили и сильно разрушили.
В 1999 г. развалины храма отдали верующим. Никольская церковь является приписной к коломенскому Покровскому храму.

К сожалению, попасть внутрь не удалось, церковь начали потихоньку восстанавливать, поэтому она была закрыта.

В 1988г она выглядела так:

Потом поехали в село Грайвороны, посмотреть Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Существующая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была построена в 1850-1854 гг. по завещанию помещицы Екатерины Ивановны Норовой. Имела боковые престолы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Великомученика и Победоносца Георгия. Храм является образцом тоновского направления в художественной эклектике середины-второй половины 19в. и сочетает старую типологическую схему с приемами классицизма.

Объемно-пространственная композиция здания - "кораблем". Включает в себя ориентированные с востока на запад последовательно: полуциркульную алтарную апсиду, "настоящую церковь" типа "восьмерик на односветном четверике", прямоугольную бесстолпную зальную трапезную и двухъярусную шатровую колокольню. Достаточно скромный внешний декор весьма характерен для своего времени. Все внутренние перекрытия были сводчатые.

Храм был закрыт в 1929 г. и разорен, утрачены икорностасы. Сохранялись фрагменты масляной живописи 2 пол.19 в. с широким применением растительного орнамента. В 1995 г. церковь была возвращена верующим и впоследствии отреставрирована. В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 г. № 84/9 церковь Казанской иконы Божией Матери является объектом культурного наследия регионального значения.

Фото 1987.

Недалеко от церкви есть святой источник с купелью. Решили прогуляться до него.

Погодка была снежная.

А вот и сам святой источник с купелью.

Вода течет прямо из-под дерева.

Мини плотина перед купелью.

Теперь я знаю место недалеко от дачи, где можно купаться зимой)

Потом поехали в Богородское. Поначалу свернули не туда, немного поплутав, нашли нужную дорогу.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1790-1799 гг., освящена в 1816 г.

Храм строился по заказу кн. В.М.Голицына по единому проекту, осуществленному также в другом голицынском селе Куркине (Церковь Всех Скорбящих Радости и Иоанна Воина).

В 1856 г. по инициативе М.С.Булгаковой гражданским инженером И.А.Дагаевым вместо притвора сооружена трапезная с приделом преп. Сергия Радонежского.

Храм был закрыт в 1937 г, вновь возрождестся с 1995 г.

Фото 1988г.

Неподалеку есть святой источник с купелью.

Едем дальше, в с.Гололобово.

Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения. Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789г. было разрешено подвести под неё каменный фундамент и покрыть тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Но, скорей всего, в 1790 г. вместо ветхой церкви просто поставили новую, также посвященную величайшему евангельскому событию – Рождеству Христову. По некоторым данным сруб для здания новой церкви был куплен у помещика Волконского из села Кривцы. Известно, что церкви Рождества Христова принадлежали небольшие земельные угодья. В её ведении находилась 1 десятина усадебной земли и 33 десятины земли пахотной и сенокосной. Как пишет исследователь истории Коломенского края Г. И. Бычков: «Дома священнослужителей были собственные и стояли на церковной земле. Постоянного оклада они не имели, и содержание их было «скудным»» (Г. И. Бычков «Коломенская церковь», М., 2001 г, стр. 51). К сожалению, известны имена лишь немногих священнослужителей, служивших в этом храме. Людская память сохранила до нас дорогие имена первого настоятеля храма священника Михаила и последнего – священника Александра. Некоторые имена священнослужителей мы узнали из архивных данных. В 1813 г. в нашем храме служил священник Иоанн Иоаннов, о котором известно, что он «в школах не был», то есть не имел богословского образования. В «Метрической книге для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших» Христо-Рождественской церкви села Гололобово Коломенского уезда Протопоповской волости» значится, что с марта 1829 г. в ней служил священник Василий Померанцев вместе с псаломщиком Василием Введенским, еще одним настоятелем храма Рождества Христова был священник Сергей Петрович Птенцов, который по окончании Московской Духовной семинарии в 1867 г. был рукоположен в священный сан и направлен в с. Гололобово. За обращение в Православие старообрядцев и безвоздмездное прохождение должности увещевателя и приведение к присяге мировых судей Коломенского уезда отец Сергий был удостоен церковных наград в виде архипастырских благословений. В 1879 г. его назначают благочинным, но по состоянию здоровья он не мог долго занимать эту должность, и согласно поданному им прошению был от неё освобождён, а в 1888 г. переведен в с. Дарищи. При богослужении ему тогда помогал пономарь Илья Орлов. С 1877 г. до определённого времени в нашем храме часто совершал богослужения протоиерей Виктор Давидович с диаконом Иаковом Иваницким и пономарем Трифоном Макаревичем. Протоиерей Виктор скорее всего не был настоятелем храма Рождества Христова, а всего лишь замещал больного и немощного священника Сергия Птенцова. После священника Сергия Птенцова следующим настоятелем стал отец Иоанн Карпов. С его именем связана постройка нового каменного храма и обновление всей жизни в селе Гололобово. Неутомимый труженик и ревностный пастырь, он не жалел своих сил для возрождения потерянного благочестия в народе.

В 1877 г. Иоанн Карпов, окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу при Старо-Голутвинском монастыре г. Коломны, где проводил долитургийные беседы с народом. В 1887 г. он был посвящён в священнический сан и назначен настоятелем «храма Рождество Христово с. Гололобово, Протопоповской волости, Коломенского уезда». В то время это был бедный приход, не смотря на то, что Гололобово было знатным селом и имело своих ямщиков. Первое на что обратил внимание отец Иоанн, когда стал настоятелем церкви Рождества Христова, было неудовлетворительное духовное состояние жителей: повальное пьянство, редкое посещение церковных служб и равнодушие к церковной жизни. Ко всему этому в селе царила бедность – ведь крестьяне несли деньги в кабак. Казалось, что вдохнуть церковную жизнь в стены заброшенного храма, просветить светом Христовым темных, заблудших людей было не под силу. Нужно было что-то необычайное, то, что заставило бы людей отойти от пагубных пристрастий. И вот, отец Иоанн решил строить новый храм, каменный и необычайно красивый. Деревянный храм, в котором до этого времени служили, стал ветхим. Вдобавок в нём не было отопления, поэтому зимой молящиеся мёрзли, а из-за небольших размеров в нём было ещё и тесно. В 1888 г. на средства местного помещика Гридина, который являлся церковным старостой, и его жены, землевладелицы Аполлинарии Дмитриевны Гридиной, был заказан проект у известного тогда московского архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова. Дмитрий Евгеньевич Виноградов в 1885 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и был членом Московского архитектурного общества.
За четыре года строительства на месте ветхого храма возвысилась красивая каменная церковь, существующая до настоящего времени. Построенная в стиле позднего классицизма, она представляла собой сложное архитектурное строение. Венчал храм шатровый купол с кокошниками и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над западной и южной папертью. У храма имелась просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из посаженных деревьев и обнесённых канавой. Помещик Гридин, как врач, хотел, чтобы престол построенной им церкви был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Но священный Синод отклонил его просьбу, и по существующей церковной традиции постановил освятить церковь, как и прежде – в честь Рождества Христова. В новый изящный храм потянулись люди. Но шли они не только в красивое здание, они шли к дорогому батюшке, в котором видели своего духовного руководителя и заботливого отца. А заботы о своей пастве отец Иоанн проявлял немалые. В 1890 г. он открывает Общество трезвости, в 1896 г. – церковно-приходскую школу (в 1901 г. для неё был выстроил отдельное здание, затратив и свои собственные деньги), в 1897 г. – приходское попечительство о бедных. Для того, чтобы народ окончательно отучить от пьянства и привить ему культуру трезвого общения в 1903 г. батюшка на средства Московского губернского комитета попечительства о народной трезвости построил чайную (на её месте сейчас стоит магазин), в которой сам стал распорядителем. Заботясь о воцерковлении своей паствы, при храме был организован любительский церковный хор, который существовал до революции в течение 25-ти лет. Эти заслуги отца Иоанна Карпова не остались не замеченными. В 1891 г. Коломенское земское собрание выразило ему благодарность за успехи в деле народного просвещения и распространение трезвого образа жизни среди прихожан. В 1890 г. был награждён набедренником, в 1906 г. – камилавкой, а в 1910 г. – наперсным крестом. В 1907 г. назначен благочинным 3-го округа Коломенского уезда, в 1914 г. за успехи в преподавании Закона Божия награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В 1916 г. отец Иоанн был возведён в сан протоиерея. Прихожане любили своего батюшку. И 15 ноября 1912 г. всем селом отмечали 25-летие служения настоятеля церкви Рождества Христова. У отца Иоанна и его супруги Екатерины Матвеевны было двое сыновей: Сергей (род. 1884 г.), окончил Московскую Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей; и Николай (род. 1892г.), учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета. Вместе с отцом Иоанном служил диакон Антоний Димитриевич Пашков и пономарь Илья Орлов. Церковным старостой был дворянин, помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов. Записи сделанные в Метрической книге рукой протоиерея Иоанна Карпова обрываются в декабре 1918 г. Далее он служить не мог по старости и по причине болезней. Богослужения вместо него совершали приходящие время от времени разные священники. В 1926 г. он мирно отошёл ко Господу, и был похоронен на почётном месте – за алтарём построенного им храма. Не так давно была обнаружена его могила. Теперь в возрождающемся храме возносится за протоиерея Иоанна постоянная молитва. Вечная ему память! До первой четверти ХХ-го века оба храма, каменный и деревянный, простояли вместе. Рядом с деревянным храмом находилось церковное кладбище. На нём в 2004 году были обнаружены могильные плиты приблизительно XVI века. Здесь же находились могилы действительного статского советника А. Н. Сазонова, генерал-лейтенанта Ф. А. Преображенского и генерал-майора П. И. Вельяшева, помещика Бьорка.


Спонсоры туризма, пожалуйста, поддержите наши проекты или расскажите о Ваших достойных товарах на 4туриста.ру.
У нас есть плодотворный опыт взаимодействия со спонсорами. Обращайтесь на админ@4туриста.ру.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.4turista.ru обязательна! Copyright © 4turista.ru 2007-2017. Все права защищены.