19-20.03.16 - Юрьев-Польский и Суздаль (Владимирская обл.) [Часть 2]

Изображения
19-20.03.16 - Юрьев-Польский и Суздаль (Владимирская обл.)

Часть 2


https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77062.jpg

Утром долго думали куда поехать. Были варианты прокатиться в соседние деревни или в усадьбу Голицыных, но в итоге решили прокатиться в Суздаль.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76652.jpg

По дороге в суздальском районе было много заброшенных церквей, посмотреть все, мы бы не успели, да и в Суздаль хотелось попасть побыстрее. Но в пару деревень мы все-таки заглянули.

Первая деревня, в которую мы заехали, с. Семеновское-Советское (бывш. Семеновское-Троицкое)

https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd3c_84e35079_orig.jpg

[QUOTE]Семеновское-Троицкое в 25 верстах от Владимира и от Суздаля в 9 верстах. Семеновское до 1764 г. было вотчиной Троице-Сергиева монастыря, почему и называется Троицким. О времени основания церкви в селе никаких исторических известий не имеется. Ныне существующая в селе церковь построена в 1805 г. на средства прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней два: главный – во имя св. муч. Симеона Иерусалимского, другой престол – в честь св. бессребреников и чудотв. Космы и Дамиана. При сей холодной церкви имеется теплая, каменная, с одним престолом – в честь Богоявления Господня; когда она построена – неизвестно.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг и исповедные росписи с 1822 г.; опись церковного имущества составлена в 1828 г. и хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 60 кв. саж., сенокосной и пахотной 31 дес.; план на землю имеется и хранится в церковной ризнице. Причта по штату не положено. Церковью и приходом заведуют священнослужители сел Вышеславского и Гавриловского; расстоянием сии села от церкви не далее полутора верст. Годового дохода от земли и требоисправлений причты получают до 200 руб. сер. В селе числится 80 дворов, душ муж. пола 234, а жен. 263.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.[/QUOTE]

https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd3b_97202536_orig.jpg

Церковь Космы и Дамиана 1805г.
https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd3d_ed20f724_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/26439/2820153.108/0_10fd3e_4db3cfcd_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/97268/2820153.108/0_10fd3f_2f3510cd_orig.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76947.jpg

Через дорогу находится другая деревня Вышеславское.

[QUOTE]Село Вышеславское от Владимира 25 верст, а от Суздаля 10 верст, при пруде. Село было вотчиной Суздальского Покровского монастыря. Церковь каменная в честь Воздвижения Креста Господня построена в 1806 г., а колокольня каменная – в 1876 г. усердием прихожан. Церковь каменная, теплая, с престолом в честь святителя и чудотворца Николая построена в 1816 г. также усердием прихожан.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг и исповедные росписи с 1790 г.; опись церковного имущества, составлена в 1851 г. При церкви земли имеется: усадебной 1 дес., сенокосной 4 дес. 360 кв. саж. и пахотной 28 дес. 2040 кв. саж. План и межевая книга на землю имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получает на свое содержание проценты с госуд. билетов 200 руб., доходы от служб и требоисправлений 180 руб. и земли 400 руб., – всего около 600 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из одного села, в коем числится 167 дворов, 473 души муж. пола и 536 жен. В селе имеется школа грамотности и помещается в доме священника.

В. Г. Добронравов, В. Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1896 г.[/QUOTE]

https://img-fotki.yandex.ru/get/45537/2820153.108/0_10fd40_8ba7d2ab_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd42_4f0748a6_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/57296/2820153.108/0_10fd43_5e7de2f3_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76966.jpg

После осмотра поехали в Суздаль, но для начала решили заглянуть в Кидекшу. Последний раз мы там были в 2009г.

Погода замечательная.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76656.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76655.jpg

Кидекша. Вид на реку Нерль от Борисоглебского монастыря.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76659.jpg

Само по себе село Кидекша – очень древнее поселение угро-финских племен. Оно появилось еще до славянской Руси. В начале XII в. именно в этом месте случилась встреча двух братьев - князей Бориса и Глеба, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты третьим братом - Святополком Окаянным и причислены к святым. С ними и связано название церкви Бориса и Глеба - одной из первых на Руси построенной из белого камня.

Суздальский князь Юрий Долгорукий получил дружину мастеров-зодчих в подарок от Галицкого князя. За короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе и в Кидекше.

Борисоглебская церковь была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Юрий Долгорукий построил свою резиденцию вдали от столичного города, но на важном месте речного пути. Рядом река Нерль, по ней можно добраться до Клязьмы, Оки, Волги.

Пробыл здесь Юрий Долгорукий недолго: в 1155 г. отправился он на Киевское княжение, где вскоре и умер. Наследники княжеского рода, занятые кровавыми междуусобицами, уже больше никогда не возвратятся в Кидекшу, и это место станет далеким и заброшенным.

Борисоглебский монастырь 1399г
https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd44_2c9ca5db_XXL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/44813/2820153.108/0_10fd45_44388cf6_XXL.jpg

На каменной колокольне Борисоглебской церкви находится древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний». Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.

https://img-fotki.yandex.ru/get/57296/2820153.108/0_10fd46_76086987_XL.jpg

Церковь Бориса и Глеба 1152г.
В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строит крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней.

«Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры.

https://img-fotki.yandex.ru/get/44085/2820153.108/0_10fd32_1b9ccf1a_orig.jpg

Фото 2009 года, до реставрации.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/31_01-01_02_09/s-24344.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/44085/2820153.108/0_10fd33_fa7dc254_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/26439/2820153.108/0_10fd34_9923f22d_orig.jpg

В Борисоглебской церкви похоронены Борис Юрьевич (сын Юрия Долгорукого), жена сына Мария и их дочь Евфросиния.

Плита надгробная XVIIв.
"Лета 7114 года (1606г) Августа 18 дня преставился раб божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра"

За плитой акрасолий. В нем был погребен князь Борис. Сын Юрия Долгорукого. Умерший в 1159 году.

https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/2820153.108/0_10fd35_d0804a68_orig.jpg

Так это место выглядело в 2009 году до реставрации.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/31_01-01_02_09/s-24364.jpg

Омфалий (XIIв) - особое место, на которое во время службы становился священник.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76992.jpg

Крест с головой Адама на стене церкви.
https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/2820153.108/0_10fd39_c711e29e_orig.jpg

Фреска 12 века.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77004.jpg

Фрески.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77009.jpg

2009 год, до реставрации.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/31_01-01_02_09/s-24370.jpg

Ну а потом погуляли по Суздалю. Поднялись на колокольню Ризоположенского монастыря.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77016.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/2820153.107/0_10fba3_41efe14d_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77030.jpg

Сверху открывается красивый вид на город.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77021.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77024.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/2820153.107/0_10fbab_d6557ca3_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77028.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76669.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76667.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76675.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77039.jpg

Когда захотели поесть, поняли, что все кафешки забиты людьми, свободных мест нет, но напротив центральной площади, к нашему удивлению, нашли пустое кафе.
Кормят тут очень вкусно да и цены не кусаются.

Наш обед)
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76673.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76677.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77042.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/2820153.108/0_10fd30_ab1e544_orig.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77048.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77051.jpg

Никольская церковь – единственная деревянная постройка в суздальском Кремле, выполненная из дерева – остальные постройки Суздаля сделаны из камня.
Никольская церковь – настоящий шедевр плотницкого искусства, и построена она была без единого гвоздя.
Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово, Юрьев-Польского района. Но в 1960 году она была перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества.
Никольская церковь предназначалась для холодной зимней службы. Состоит из двух соединенных срубов - "клетей", окруженных крытой галереей с крыльцом. Имеет четкий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму граненого алтаря, тесовую кровлю "щипцом", изящную главку, крытую осиной.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77056.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-77057.jpg

В общем, пройдясь по Суздалю, мы поняли, что в Суздале еще можно много чего посмотреть, поэтому решили, что в апреле обязательно вернемся сюда и посмотрим город повнимательнее и не спеша.

По дороге домой, был потрясающий закат, впечатление было, что это пожар.

https://img-fotki.yandex.ru/get/114704/2820153.108/0_10fd2e_9acbbe4e_orig.jpg

На этом все, всем спасибо за внимание =)

PS
Все фото с поездки можно посмотреть ТУТ

Comments

Submitted byLeSold on вс, 03/27/2016 - 19:32

Какой интересный отчет!
Этот уникальный борисоглебский-моностырь достоин быть размещенным на карте 4т.
И вообще это прекрассный шаблонный маршрут для поездки в Суздаль.
А в Суздаль обязательно надо ехать

Submitted byKira-Geo on пн, 03/28/2016 - 10:50

Когда захотели поесть, поняли, что все кафешки забиты людьми, свободных мест нет, но напротив центральной площади, к нашему удивлению, нашли пустое кафе... очень вкусно да и цены не кусаются.

как-то нас удивил то ли во Пскове, то ли в В. Новгороде: отходя от центра города, цены в кафешках, как и количество народа, увеличивались. Оказалось, что банально подходим ближе к ж/д вокзалу...

Submitted byhaurhot on ср, 03/30/2016 - 15:40

Всегда интересны подробности старинного быта. Здесь, как и в первой части приведены доходы церквей и населённость деревень. Если заглянуть в чужой карман, то получается, что церковные деятели в ориентировочно жили в 1,5-2 раза лучше крестьян, причём частично на ими же заработанные деньги . После этого очевидны мотивы катавшихся на иконах с горок при Ильиче и почему сейчас все эти красивые церкви стоят "разбомбленными". Тут даже Демьян Бедный, в качестве спички в ведро бензина, не требовался.
Кстати если сравнить с данными по Егорьевскому району МО, то там такой же ахтунг в те же годы творился. Любителям "Россиикоторуюмыпотеряли" полезно подобные сводки о тогдашней жизни почитывать.
А маршрут действительно красивый, а то обычно все несутся в Суздаль и обратно в Москву.

но сдержанностью я не отличаюсь :)
хочу отметить, что ничего не изменилось, жизнь - это спираль, все повторяется, хоть и в разном виде, но типаж один.
видимо это законы общества
всегда были и есть богатые и бедные, всегда были и есть правители и простые члены общества.
и это даже не с первого царя, Ивана Грозного, началось, а с появления человека :)
в любом обществе больше одного человека будет лидер, каждый лидер будет создавать свое общество, и будут договоренности и взятки.
в общем я хочу сказать, что в человеческом обществе всегда кто-то кого-то имеет, а кто-то позволяет или вынужден позволять себя иметь.
и всегда есть хорошее и плохое.
и в частности церкви разрушены не из-за того, что церковь крестьян имела. они сами несли деньги в церковь.
церкви разобрали на кирпичи хозяйственные люди для своих нужд.
а взорвали их люди у власти, которых церкви раздражали.
просто у них была такая возможность, делать что хотят, вот они и делали.
и священников убивали по той же причине.
и кстати после революции, крестьяне подвергались расстрелам и экспроприации всего заработанного собственным трудом на нужды содержания армии и всяких политических ячеек, которые были специально для этого созданы, в смысле разграбления богатых.
богатые крестьяне ни в чем не провинились перед бедными и красными.
они все своим трудом заработали.
единственное, в чем можно упрекнуть церковь, так это в том, что под монастыри могли землю отбирать у крестьян на нужды церкви, т.е. ведение собственного хозяйства. так ничего не изменилось. государство и сейчас отбирает землю у людей под свои нужды.
церковь всегда была и есть лидирующей "партией" в России по умолчанию.

Политики никакой и нет. Просто у современных людей часто создаётся по чистеньким музейчикам, и литературе, написанной почти на 100% дворянами, превратное представление о быте 19 и более ранних веков.
Из документов же видно, что жизнь была мягко говоря не фонтан:sad:. А погромить всегда и везде любили, только повод дай. А повод создавали многократно и все друг другу. В 17 же просто произошло обратное колебание маятника, который на протяжении столетий, когда РПЦ была государственной религией, старательно оттягивали. Кстати "раскулачивание" церкви при большевиках было не первым и не вторым по счёту. Императоры тоже этой затее отдавали должное.

На эту тему в седых годах в Англии написали Контерберийские рассказы.
И когда английский Иван Грозный забрал у церкви все, подданные не возражали. И, не знаю точно, похоже активно помогали королю.
Так что разграбление жадной церкви - это закон истории.

А как же параллели и конвергенция? Разбег между 16 и 20 веками очень большой.
Конвергенция в России выразилась в Расколе. Кстати, старообрядцы вроде были не такие жадные, они больше на протестантов и францисканцев походили, хотя я тоже точно не знаю. Да и этому созвучен факт, что культура роскоши у знати появилась в Росси только после смуты, отец Ивана Грозного жил считай в обычной избе.
Тогда получается, что Раскол был движением природного баланса к равновесию. Если в Европе жадную церковь потеснили протестанты и прочие, то в России произошло обратная рокировка.

почему именно после Ивана Грозного произошел существенный скачок любви русской знати к роскоши.
на востоке всегда роскошь отличала ранг.
а именно Иван Грозный, так сказать, включил в состав России восточные народы. Все между собой смешались, и обычаи и привычки, и переняли эту любовь к роскоши с востока и транслировали её на западные территории.
Новгородцы зарабатывали тем, что ходили грабить племена и культовые места Урала.
а т.к. племена язычники, все их подношения богам из драг. металлов.
ни у кого не было столько золота и самоцветов, сколько у восточных народностей.
всё природные ресурсы виноваты, особенность территориального расположения.
ранее такие ценности можно было только купить, что дорого, а потом это была дань, при том размер определялся за взятку сборщику.
я бы не сказала, что старообрядцы жадные или не жадные. ранее богатые люди передавая свои ценности монастырю, таким образом их сохраняли.
поэтому было принято быть куратором монастыря.
а в ряде случаев, монастыри вели финансовую деятельность и давали в долг деньги крестьянам, а те отрабатывали долги.

Может и быть так.
Но те же татаро-монголы все жили в своих юртах. Роскошь появилась только в 3-х, если не 4-х поколениях чингизидов, и быстро закончилась. Хубилай хан кстати уже в роскоши жил, но он ее от китайцев унаследовал. И это именно роскошь, а не просто богатое убранство, как у Батыя и даже у Берке. А русские князья унаследовали культуру централизованной государственности во многом от монголов. И только со смутой была привнесена западная культура с роскошью.

Прямо мои мысли с дивана про старообрядцев-никониан. Действительно это как в биологии-экологические ниши.
Хотя до раскола, в будующем старообрядцы, а тогда просто РПЦ тоже были не пусики. Молебны за ханов, привилегии от них же, проклятия на головы борцов-грабителей с игом ушкуйников:smile:
Ещё из исторических аллегорий про обратный ход маятника: во время французской революции народ массово мочил лопоухих собак бладхаундов, а вовсе не бар(те могли и шпагой проткнуть). Псари спасая ценных собак отрезали им уши и выдавали погромщикам за революционных короткоухих барбосов:laughing: У нас с церквями и монастырями такой фокус в стиле Тимафеева-Ресовского не прошёл. Вот архитектура и пала жертвой политики и алчности.

Submitted bydeletant on вт, 11/01/2016 - 09:00

прокатился я по этим храмам три года назад:

https://img-fotki.yandex.ru/get/9516/126877939.35/0_ada24_bb9b569b_XXL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/9151/126877939.35/0_ada23_2cd63efe_XL.jpg

больше понравилось в Вишеславском, буквально через дорогу:

https://img-fotki.yandex.ru/get/6715/126877939.35/0_ada22_fa799cb1_XXL.jpg

пока ходил там вокруг да около подъехал парень на AUDI, достал КЛЮШКУ, одел глухую БАЛАКЛАВУ и приступил к поиску :secret:

Ach, ihr Wege, или Эх, дороги...
deletant-co@livejournal.com