18.08-01.09.12 - Мезень 2012: Поморский край (День 9)

Изображения
Мезень 2012: Поморский край - День 9 (26.08.12)
Конещелье - Палащелье - Конещелье

Всю ночь и практически весь день шел маленький дождь.
Промокшую обувь сушили вот так.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60894.jpg

Мы с Ксюхой решили по быстренькому сгонять на родину Мезенской росписи, в Палащелье.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60856.jpg

На средней Мезени особый интерес представляет Палащелье, знаменитое своей росписью по дереву. Село первоначально занимало только высокий берег, а затем, постепенно разрастаясь, перешло в низину, где «щель пропала» или пала, отсюда и название Палащелье.

При въезде в деревню, стоит большой, старый, поклонный крест.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60853.jpg

Рядом, староверческое кладбище.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60854.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60855.jpg

В некоторых местах вдоль берега раньше можно было насчитать до шести порядков домов. Сейчас их конечно меньше.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60857.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60859.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60864.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60863.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60860.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60861.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60880.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60887.jpg

За домами, прижавшись, друг к другу, стоят амбары
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60870.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60872.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60865.jpg

Раньше тут джелали известные на всей Мезени, знаменитые Палащельские прялки, теперь промысел угас. Лет же тридцать-сорок назад кустарничали здесь чуть ли не в каждой избе, выделывали прялки, лукошки, короба, веретена, ложки. В селе жили семьи потомственных мастеров. Это Аксеновы, Новиковы, Кузьмины, Федотовы. Работали зимами. Сначала в лесу находили подходящие стволы с суками, чтобы из одного дерева можно было вырезать для прялки и лопаску, и копыло (подгузок). За день вытесывали 10—12 прялок, затем недели две их сушили. И только тогда приступали к росписи. Красную, точнее кирпичного цвета краску — «вохру» брали на берегу, у красной щели. Чтобы она «не линяла», растворяли ее на лиственничной смоле (по-местному — сера). Рисовали кисточкой, а контуры обводили пером с чернилами, которые тоже приготовляли сами, смешивая сажу с серой. Когда высохнет, олифили.

Нам посчастливилось побывать дома у одной местной жительницы. Бабулька показала нам свои прялки, которыми она до сих пор пользуется и рассказала как их раньше делали. Эти прялки ей достались еще от ее матери.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60909.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60910.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60906.jpg

В Палащелье сложилась своя, оригинальная система росписи. Основной фон золотисто-желтый (дерево, покрытое олифой). По нему — пояса геометризнрованного орнамента. Каждый его элемент имеет свое название. Пониже маковок, напоминающих главки церквей, идут бердо — сети или решетки, окруженные свободно положенными мазками — «курочками». В средней части — бегут ряды оленей и коней, по силуэту напоминающие тех, что украшают крыши домов. Народное творчество издавна сближало оленя и коня. В древности верили, что солнце в виде оленя возвращается весной из зимних стран. Поэтому оленьи рога в доме, как и конек — залог счастья. Стелющиеся по спине рога, завитки, спиральки вокруг туловищ создают впечатление стремительного движения и одновременно связывают фигурки животных с остальным узором.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60903.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60907.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60908.jpg

В центре тыльной стороны прялки, там где привязывается куделя, с детской непосредственностью изображались забавные бытовые сценки: охота, катание на санях, ловля рыбы и даже колесный пароход. Как видим, вся роспись так или иначе была навеяна впечатлениями повседневной жизни.
Палащельская утварь получалась скупой в цветовом отношении: черный и кирпичный на золотистом фоне. Но при этом орнамент, сплошным ковром
покрывающий всю поверхность, отличается почти импровизированной свободой и одновременно строгой завершенностью. В этом смысле роспись перекликается с фольклором. Известный исследователь народного искусства В. М. Василенко справедливо сравнивает бесконечно текущие узоры с протяжным напевом народной песни.

При всем единстве стиля каждый мастер отличался своим почерком, своими излюбленными темами. Один расписывает только саму ложку, другой — и ложку и ручку, третий еще прибавляет по ободку надпись: «Кого люблю, тому ложку подарю. Ложкой хлебай, подарок не забывай». Многие надписи с гордостью говорят о ремесле: «...прялка прочная, будешь держать и поминати».

С возами, груженными утварью, еще пахнущей краской и олифой, отправлялись палащелы зимним путем к зырянам, через Койнас на Печору, на Усть-вашскую ярмарку, добирались даже до Пинеги. Прялки раскупали
быстро, девки и женки норовили выбрать поузорче, чтобы потом хвалиться перед своими товарками. Маленькие, детские прялочки матери покупали для девочек, чтобы сызмальства приучать их к женской работе. Парни
выбирали для своих возлюбленных или специально заказывали как подарок к свадьбе.

Палащельские изделия еще живут на Мезени всюду. Особенно много коробов. Большие, маленькие, квадратные, круглые, овальные — их употребляют в быту как «укладки» — сундучки, а раньше брали в дорогу.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60899.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60900.jpg

После многолетнего употребления краски, как правило, не стираются, а темнеют. Расписная утварь была настоящим украшением мезенских изб.

Кстати, на одной из прялок, разгледел дату 1864г.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60913.jpg

Как возник промысел? Этого никто из стариков не знает, а первое упоминание о Палащелье как центре росписи относится только к 1904 году. Самая старая прялка имеет дату — 1815 год. Ясно одно, что серединное положение Мезени, торговый путь, по ней проходивший,
не могли не способствовать развитию этого оригинального искусства.
Наличие в узоре таких мотивов, как треугольник, ромб, квадрат, графичность рисунка заставляют предположить, что росписи предшествовала геометрическая резьба по дереву. А это говорит о древнем происхождении промысла.

Вот символы, которые используются в Мезенской росписи.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61210.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61211.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61213.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61212.jpg

Так же в Палащелье сохранилась деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи 1874г.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60898.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60866.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60869.jpg

Церковь стоит на высоком берегу.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60896.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60897.jpg

Наподелеку стоят еще несколько старых поклонных крестов.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60873.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60874.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60875.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60888.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60889.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60890.jpg

Погуляв по деревне, отправились к месту стоянки.

Взяли МД и пошли гулять по деревне.
В одном из разрушенных домов мы нашли два старинных утюга, которые видимо использовались как грузило для сетей. Удержаться не смог, утюги забрал. Один был угольный, а второй полностью металлический, такие утюги сначала нагревали на огне, а потом ими гладили.
Из монет в деревне особо ничего не нашли, только несколько советов и николашку.

На окраине деревни обнаружили еще один поклонный крест.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60916.jpg

Как оказалось потом, отсюда, из Конещелья поломники ходят на Юдину Пустынь (Иудина пустынь).

[QUOTE]В 1614 году Соловецким иеромонахом Иовом на реке Мезени возле деревни Ущелье, что в 7ми километрах от современного Лешуконского, была основана мужская обитель, ставшая впоследствии Ущельским Рождественским мужским монастырём. Обитель эта просуществовала 150 лет. В 1764 году по известному указу Екатерины Ущельский монастырь был закрыт как мелкий и маломощный. Братия разошлась по разным местам. Согласно местному преданию, один из иноков этого монастыря, Иуда, пришёл сюда, на речку Попьюгу, и основал здесь скит. С ним были ещё два брата (в монашестве, не по родству) – Иаков и Иоанникий, по-видимому, из той же монашеской братии. В скит на Попьюгу потянулись жители окрестных деревень за духовным наставлением, за советом, за утешением в трудные минуты жизни. Именовали братьев по-старинному: Юда, Яков, Аника. Когда Юда (видимо, старший из братьев) отошёл ко Господу, два других брата оставили скит и перебрались поближе к жилью. Яков устроил себе жилище в сосновом бору поблизости от соседней деревни Белощелье, а Аника (он же Оникей) ушёл сильно вверх по Мезени и поселился недалеко от деревни Латьюга. [/QUOTE]

Вот несколько фоток того, что там сейчас:
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61214.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61215.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-61216.jpg

Ну а потом посиделки у костра, приготовление грибов и т.п.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60893.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60917.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60918.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d9/i-60921.jpg

Comments

Аааааааа!!!! Как здорово! Только ради Палащелья можно проделать такой путь! Вы только у бабушки побывали или там есть какой-нить музей?

Жалко, мало видно сам дом бабушки. Вы не пытались выпросить/выкупить прялку или короб? А если пытались, что вышло? А как же сувениры? Пояснения к узорам где взяли?

Ой, стока вопросов:smil446I:

Нет, музея там нет. К бабульке попали случайно, стояли у церкви, она мимо проходила, слово за слово. В итоге речь зашла про прялки, сказала что у нее есть, и что она может показать нам их. Посидели у нее дома, она нам про соседние деревни рассказывала, как эти прялки расписывали и т.п.
Прялку конечно хотелось, но она ими до сих пор пользуется, да и как то неудобно было просить. Пояснения к узорам вычитал из книги, да и в инете по Мезенской росписи много материала есть.

PS
Прялку обязательно такую приобретем. У нас уже две самопрялки есть, а вот прялки Палащельской, не хватает ((

[right][/right]

Изображения

Хорошо что пригласила бабушка,
зачастую местные боятся залетных туристов к себе приглашать,
впрочем, все от конкретного случая зависит)

Палащелье - красота просто!