18.08-01.09.12 - Мезень 2012: Поморский край (День 11)

Изображения
Мезень 2012: Поморский край - День 11 (28.08.12)
Конещелье - Печерский тракт (маленький отрезок) - республика Коми

Утром, продолжили путь в перед, судя по карте, в Усть-Кыме будет переправа. Расписание мы не знаем, так что едем и надеемся, что ждать долго парома не придется..

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60965.jpg

По дороге, перед деревней Усть-Кыма, проезжаем деревню с интересным названием, Чучепала.
Селение с таким, странным на первый взгляд названием, сохранило любопытное предание. Рассказывают, что будто бы на высоком холме около деревни стоял в давние времена чудский городок. И вот пришли в эти края новгородцы и поселились поблизости. Однажды зимою они внезапно напали на город и погнали чудь к полынье на Мезени. Там и погибли почти все чудские люди, оттого сенокос у этого места до сих пор называют Кровавым плесом или Крово. Оставшиеся в живых подались
в верховья. Другое предание говорит, что чудь под землю в щели ушла, закопалась. И следы этого — глубокие ямы на Остром холме у Чучепалы. Так название деревни — чудь пала — сохранило память о долгой и кровопролитной борьбе Великого Новгорода за Мезень.

Приехав в Усть-Кыму, находим паром, дорога к нему конечно стремная, уж очень большой угол в некоторых местах. Смотрим расписание, через час должен пойти, но вокруг парома подозрительно пусто, только одна бабулька стоит, рыбачит. На вопрос работает ли паром, она ответила, что раз он тут есть, значит работает.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60966.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60968.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60969.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60970.jpg

Пока стояли ждали паром, вдалеке увидели, как у реки разгружают КАМАЗ, и на лодке продукты перевозят на другой берег, решили подойти к ним и узнать на счет парома. Ответ был таким, река обмелела, паром не работает.
А как же быть? Обратно возвращаться совсем неохота, а дорога проходит по противоположной стороне реки.
Но тут один из ребят, которые были на КАМАЗе, сказал: если мол проехать вдоль берега, потом через брод и т.п, то можно попасть в д.Койнас, ну т.е. на противоположный берег, там у нас знакомый с паромом есть, мы с ним договорились, что он нас там переправит через реку, так что подождите нас, сейчас мы разгрузимся и вместе поедем.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60971.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60972.jpg

Прождали их наверно час, и тут КАМАЗ заводится, уезжает в горку и пропадает, хотя по их словам они должны были подъехать к нам. Мы в небольшой растерянности. Дороги дальше нет, куда ехать?
Тут к берегу подплывают мужики, мы спрашиваем у них дорогу, в ответ один говорит: Езжайте по берегу, ночью тут буханка проезжала, видимо тоже из Койнаса. Мы начали уточнять, как там дорога и т.п., как оказалось никто ничего не знает, т.к. туда никто не ездит.
Ну что, делать нечего, едем по берегу. Дороги нет, только немного прижатая трава от вчерашней машины.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60975.jpg

Едем просто наугад, т.к. на карте дороги нет.
Выползаем на берег реки, дорога уходит в воду.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60976.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60977.jpg

Первым поехал я.

Проехав реку, замечаю, что на другой стороне по берегу летит какая-то буханка, видимо догоняет нас, как оказалось, там парни с этого КАМАЗа. КАМАЗ они оставили в деревне, а сами поехали на буханке. Т.к. дорогу они эту тоже не знают, КАМАЗом было решено не рисковать.

Потом Стас и Руслан

Дальше мы ехали в компании с буханкой, правда, они поначалу от нас отстали, в броде у них разорвало вентилятор охлаждения. Ну, они по-быстрому заменили его и догнали нас.

Дорога начала понемногу портиться. Конечно, на первый взгляд было страшно, но как оказалось, колеи везде мелки и ехать было не трудно.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61090.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61091.jpg

Тут Стас произнес фразу, которая засела в голову на всю оставшуюся поездку: Всем кажется что это пиздец или только мне?

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60978.jpg

Эта дорога мне казалось бесконечной. Едем не понятно куда, связи нет, с одной стороны река, с другой стороны тоже река и плюс болото. В общем весело.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61093.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61094.jpg

Потом был еще один брод.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61095.jpg

Руслан

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61097.jpg

И Стас

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61098.jpg

Потом дорога внезапно стала хорошей. Буханка втопила и улетела как самолет.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60980.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60981.jpg

Была и такая дорога по лежняку
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60983.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60985.jpg

Бескрайнее болото
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60984.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60987.jpg

И тут, выбираемся на берег!!! Нашему счастью, не было предела =)
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60989.jpg

На берегу нас уже ждут.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60990.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60994.jpg

Паром, небольшой, влезли только две машины.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60991.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60996.jpg

Ребята свою буханку переправлять не стали, а оставили на берегу. В Койнасе, их уже ждал другой УАЗ =)

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60998.jpg

В знак благодарности, за то, что ребята нам так помогли, дарим им бутылку Джина, они были очень даже довольны.

Как оказалось, то, где мы ехали, был кусок Печерского тракта, вычитали это мы в одной статье, которая была у нас распечатана.

[QUOTE]Печорский тракт это очень древняя дорога соединяющая Архангельскую область с Коми. В свое время по тракту спасались бегством староверы, благодаря им В Коми появились старообрядческие поселения.
Сейчас это забытая богом дорога.
Последнее упоминание о Печорском тракте встречается в отчетах об испытательном пробеге снегоходов "Буран" в 1974 году. Уже тогда участники экспедиции говорили о серьезных трудностях и препятствиях, встретившихся на их пути. Полотно таежной дороги почти не сохранилось и местами заросло молодыми деревьями. На сегодняшний день дорога не видна на спутниковых снимках, а её преодоление осложняется ещё и необходимостью пересечения водораздела бассейнов Мезени и Печоры - Тиманского кряжа
[/QUOTE]

Вот карта.
Желтый, это как идет дорога, по которой мы должны были ехать, если бы паром работал.
Красный, как поехали мы. Кусочек Печерского тракта.
Кликабелно

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61220.jpg

Ну а пока Стас еще на том берегу, мы с Ксю поехали в Койнас, смотреть на самую старую церковь на Мезене.

[QUOTE]Койнас – название не русское. Даже по своему звучанию оно заметно выделяется среди остальных. Это слово из коми языка. В буквальном переводе оно означает “волки”. До современной территории Коми отсюда 45 километров по прямой и около 80 вдоль реки по дороге. Не столь уж дальнее расстояние, и наиболее естественно было бы предположить, что такое название села связано с пребыванием в этих местах коми-зырян. Здешняя округа, правда, в конце XV века входила административно в состав Коми края, но уже во второй половине XVI-го отошла к Кеврольско-Мезенскому уезду. Тем не менее, название Койнас – не единственное свидетельство связи с землёй Коми. Более чем очевидна перекличка названий Пысса – Кысса: одно на исторической территории Коми, другое – чисто русское поселение. [/QUOTE]

Койнас – одно из первых русских поселений в Лешуконии. Согласно архивным материалам, в 1554 году был открыт койнасский церковный приход. В XVII веке после Никоновской церковной реформы, спасаясь от преследования, в эти далёкие труднодоступные края потянулись многочисленные ряды раскольников-старообрядцев, поборников древлеправославной веры. По мере того, как их вытесняли и с этих мест, они уходили дальше, вверх по притокам Мезени, либо через волоки в бассейн соседней Печоры.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61013.jpg

Село Койнас стоит на левом возвышенном берегу Мезени. Место очень красивое: река здесь разливается и выглядит достаточно широкой, метров 300-400. Противоположный берег низкий и лесистый, с великолепным огромным пляжем, песчаной отмелью. С другой стороны, сразу же за селом, череда живописных холмов, дальше лес.

Едем по селу, дорога, делая зигзаг, пересекает овражек с ручьём и многочисленными крышами банек и амбарчиков, выстроившихся прямо на откосах. Поднявшись от ручья, дорога сразу же выходит к старинной деревянной Никольской церкви.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61001.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61007.jpg

Ей уже более 300 лет, она 1657 года постройки, сейчас это самое старое деревянное сооружение на Мезени. В ней по преданию в 1667 году бывал известный проповедник древлеправославной веры протопоп Аввакум Петров. Он тогда направлялся через Койнас в пустозерскую ссылку. О Никольской церкви писал Сергей Максимов, видный писатель-этнограф, посетивший Койнас в 1856 году, бывал в церкви и северный сказочник Степан Писахов в 1912 году. Кроме Никольской, зимней церкви, в селе была ещё одна, летняя, тоже деревянная, XIX века, и пять старых обетных крестов по округе. Летняя церковь не сохранилась, а из пяти старых крестов уцелел только один.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61002.jpg

Никольская церковь, 1657 года постройки. Церковь была с колокольней. В 1851–1860 годах был произведён капитальный ремонт: сделаны новый фундамент, новая крыша, новые шатры и главы (значит, и у колокольни было завершение шатёр с главкой), и церковь была обшита. В 1891 году сделана новая ограда. Койнасский приход охватывал обширнейшую территорию: от Белощелья (45 километров в сторону Лешуконского) до Цилемских выселок (километров 200 по Печорскому тракту в сторону Усть-Цильмы). Когда в 1929 году разоряли церковь, дело происходило под руководством одного школьного учителя. Он тогда самолично спиливал крест, и одна бабка в порыве негодования крикнула: “Чтоб у тебя ноги отсохли!” И так оно и случилось. Учитель тот после этого скоро слёг, ноги у него отнялись и перестали работать, и он довольно быстро покинул сей мир.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61003.jpg

У входной двери на стене висит старая фотография церкви табличка с надписью “Памятник архитектуры. Охраняется государством”.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61005.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61004.jpg

Фотка плохая, но представить какая она была раньше, можно.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61219.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61006.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61008.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61009.jpg

Рядом строят новую церковь.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61012.jpg

Тем временем переправлялся и Стас.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61088.jpg

После того, как переправили Стаса, поговорили с дедом, который нас переправлял. Говорит, что он перевозками не занимается, иногда перевозит своих, а если незнакомые люди, то может и не перевезти. Так что нам повезло, что парни с ним заранее договорились о переправе, без них бы у нас ничего не получилось. За переправу взял по 500р с машины, для своих, 400р.

Отправляемся дальше, впереди еще одна переправа, но дедок сказал, что мы на нее не успеем. Расписание мы все равно не знали, так что решили ехать до переправы, не успеем, так не успеем.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61014.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61015.jpg

Такие штуки, называются прясло. Это высокие стойки, соединенные продетыми в них редкими прогонами — жердями, на которых обычно сушатся снопы жита, ржи или сено.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61017.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61018.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61019.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61021.jpg

Дорога вполне хорошая, бывало и хуже =)
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61023.jpg

Местами дорога настолько широкая, что похожа на МКАД.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61025.jpg

На пути множество маленьких речек, через некоторые мостов нет.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61027.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61028.jpg

В некоторых местах дорога идет по болоту, видимо раньше тут был лежняк, а потом это все засыпали песком.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61030.jpg

На холмах открываются потрясающие виды.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61032.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61033.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61039.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61040.jpg

Эту табличку мы сначала проскочили мимо, но как только поняли, что на ней было написано, то вернулись. Не сфоткаться с ней мы не могли.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61046.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61054.jpg

Когда приехали к переправе, мы увидели, как паром плыл по реке, метрах в двухстах от нас, не успели совсем немного. Расписания нет, не понятно, пойдет ли он обратно?

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61065.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61066.jpg

А пока, над деревней на другом берегу (Малая Пысса), появилась радуга. Кстати мы находились в Большой Пыссе =)

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61099.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61062.jpg

На другой стороне реки, было слышно, как местные говорят на языке коми.

Пока разглядывали радугу, заметили, что паром плывет к нам, вот это повезло.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61100.jpg

Расписание парома
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61101.jpg

Закат на реке был очень красивый.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61107.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61109.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61112.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61069.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61074.jpg

Даже когда начало темнеть, радуга все равно была видна.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61076.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61078.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61082.jpg

Деревни тут вроде бы, такие как на Мезени, но чем-то они отличаются. Тут деревни какие то компактные что ли, да и домики по-аккуратнее.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61083.jpg

Хотя дороги и там и тут, плохие.
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61084.jpg

Церковь Петра и Павла 1894г в Политово. В настоящее время используется для хранения сена.

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61116.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61085.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-61087.jpg

На ночевку остановились в прекрасном лесу, вся земля там была покрыта ягелем, выглядело очень красиво.

Трек поездки за день можно скачать ТУТ:
http://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/mez-2012_d11/i-60191.jpg