16-18.07.10 - р. Дон "Епифанские Шлюзы"

Изображения
http://www.4turista.ru/files/0001_0.jpg

Решили мы на выходные прокатиться ко мне в деревню, на р.Дон, а за одно и проверить одну информацию.
Еще от деда я слышал что этот участок реки рыли в ручную, что мол погибло при строении этого канала огромное количество людей.

Эта инфа меня очень заинтересовала. Порывшись в инете нашел кое-какую информацию. Хотя странно получается, такое строительство там кипело, а инфы в инете очень мало.
Вот что я нашел (из книги Андрея ПЛАТОНОВА "Епифанские шлюзы"):

В 1696 г. Россия захватила турецкую крепость Азов и получила выход к Черному морю. Однако прямого водного пути к морю из центра страны не было. Царь Петр Алексеевич увлекся идеей создания судоходного канала между Доном и Окой. Центром гидрологических работ становилось Иван-озеро (ныне – Шатское водохранилище, 30 км севернее Епифани), из которого, как тогда думали, вытекали Дон и Шат (последний является правым притоком Упы, впадающей в Оку).

По заданию Петра английский инженер Джон Перри (прототип Бертрана Перри в повести Платонова) приступает к сооружению канала. К весне 1702 г. заготовлены необходимые материалы, мобилизовано более 20 тыс. человек, закипает большая и спешная работа.

Сначала было очищено и углублено Иван-озеро. Затем приступили к устройству канала шириной 12 саженей (около 25 метров) и глубиной 2 аршина (1,5 метра). Землю, вынутую из прокопа, укладывали по сторонам, возводя крепкие дамбы. Дамбы по бокам укрепляли сваями и бревнами, чтобы изолировать канал от болотистой местности. Для прочности на них в два ряда высаживали деревья.

Уровень воды в реках Шат, Упа и Дон поднимали искусственно с помощью шлюзов. Стены шлюзов были каменной клади, залитые известковым раствором, а пол выкладывался из сосновых бревен и досок. Однокамерный шлюз был снабжен двумя воротами, сбитыми из толстых дубовых досок с известковой заливкой посредине, они вращались на дубовых опорных столбах с пятками из красной меди весом 56 кг каждая.

Людей было велено не жалеть. Работали и в холод, и на пустой желудок. Тех, кто пытался бежать, ловили и били кнутом. В четыре следующие года (1703-1707) эашлюзовали Дон и Шат. Всего к весне 1707 г. было построено 24 каменных шлюза (впоследствии их стало 33) и углублено русло Дона. В том же году по каналу прошло около 300 судов, но с очень большими затруднениями: оказалось, что воды в канале не хватает даже весной, в половодье. («Что воды мало будет, про то все бабы в Епифани еще год назад знали, поэтому все жители и на работу глядели как на царскую игру и иноземную затею…»).

В 1711 г. Петр совершает неудачный поход против Турции, отдает Азов, и Россия лишается выхода к Черному морю. Все эти причины заставляют его бросить грандиозное гидротехничесоое сооружение, занимавшее в России по масштабам второе место после Ладожского канала. Все шлюзы были разобраны и использованы на нужды тульского оружейного завода и церковное строительство… Епифаньские шлюзы (другое название Ивановский канал), а точнее их останки просуществовали до 1910 г.. На немецких картах Ивановский канал значится до сих пор.

Епифань производит впечатление полуживого города.
Почти весь трудоспособный народ на пятидневку уезжает в Москву.
В будни тут только старики, алкоголики и бездомные собаки.
Кошки тоже есть, они, пожалуй, выглядят самыми счастливыми.
Но зато в выходные тут кипит жизнь. На местную ярмарку съезжаются люди с ближайших деревень торговать овощами, мясом и т.п.

Между тем, поселок Епифань (бывший уездный город) имеет более чем 400-летнюю историю. Город был основан как форпост на южной границе Московского государства. Более ста лет здесь, на Дону, епифанские стрельцы и казаки доблестно отражали стремительные набеги вероломных крымских ханов, прикрывая собой кузницу русского оружия - Тулу - и столицу Руси - Москву. Именно отсюда берут свое начало корни донского казачества, прославившегося в веках своей ратной славой.
Бурным выдалось начало истории города, основанного князем Ивана Мстиславским. Набеги крымчаков, походы отрядов Лжедмитрия II, Ивана Заруцкого и других авантюристов Смутного времени как в калейдоскопе сменяли друг друга в период ХVI - ХVII вв. Город не раз брался штурмом, горел, оставлялся жителями, но возрождался вновь.
В эпоху Петра I Епифань была центром строительства Ивановского канала, который должен был стать одним из звеньев, соединяющих Дон и Волгу. Для этого в Епифани было создано Адмиралтейство. На протяжении XVIII в. город, находящийся на перекрестке дорог, постепенно приобретает торгово-купеческий облик. В 1777 г. по указу Екатерины II Епифань становится центром уезда со своим гербом.

XIX в. - начало ХХ в. стали эпохой расцвета Епифани. Город быстро рос и богател хлебной торговлей, открывал заводы, проводил торговые ярмарки. Последние, как правило, проводились между Медовым и Яблочным Спасами. Фамилии епифанских купцов Брежневых, Расторгуевых, Пучковых, Оводовых имели всероссийскую известность. Неповторимый облик Епифани придал величественный Николаевский собор, построенный в 1810-1850 гг., возможно, по проекту Монферрана или одного из его учеников.

Несмотря на разрушения в годы немецкой оккупации в 1941 г.(Епифань одна из первых была освобождена в ходе битвы за Москву), пейзажи города и планировка ХVII в. во многом сохранилась до наших дней. Недаром в советское время Министерство культуры РСФСР включило Епифань в список исторических мест России.

В Смутное время Епифань волею обстоятельств стала на несколько месяцев альтернативной столицей государства: в ней разместился двор коронованной царицы Марины Мнишек....

Немного отклонился от темы, все по порядку…. =)
И так, приехали мы на место 16.07.10, встали на стоянку, прямо на берегу реки, остальные ребята должны были приехать попозже.
Выйдя из машины, мы поняли, что тут не так уж и жарко как в Москве, а скорее на оборот. В Москве вечерами духота и жарко, а тут, прохладно, да нет, даже не прохладно, а просто холодно и свежо!
Надев теплые шмотки мы легли спасть.... Утром было в планах проплыть хоть немного по этому каналу.

http://www.4turista.ru/files/0002.jpg

http://www.4turista.ru/files/0003.jpg

Проснувшись утром я первым делом стал надувать лодку. Очень мне хотелось поплавать по реке.

http://www.4turista.ru/files/0004.jpg

http://www.4turista.ru/files/0005.jpg

http://www.4turista.ru/files/0006.jpg

http://www.4turista.ru/files/0007.jpg

http://www.4turista.ru/files/0008.jpg

http://www.4turista.ru/files/0009-2.jpg

Становилось все жарче, солнце жарило беспощадно, а купаться в том месте, где мы остановились, было не очень удобно, поэтому мы решили переместиться на другое место.

http://www.4turista.ru/files/0010.jpg

http://www.4turista.ru/files/0011.jpg

http://www.4turista.ru/files/0012.jpg

http://www.4turista.ru/files/0013.jpg

Пришло время купаться, и я на время забыл про то, что хотел проплыть по каналу.....

http://www.4turista.ru/files/0014.jpg

http://www.4turista.ru/files/0015.jpg

http://www.4turista.ru/files/0016.jpg

Вода была как на заказ, не очень холодная, и не очень теплая... Короче просто сказка =)

http://www.4turista.ru/files/0017.jpg

http://www.4turista.ru/files/0018.jpg

В какой-то момент, в лодку запрыгнула прикольная, большая лягушка =)

После кваканья, она тут же была отпущена в воду без причинения ущерба.

http://www.4turista.ru/files/0019.jpg

http://www.4turista.ru/files/0020.jpg

Погода была просто сказочная....

http://www.4turista.ru/files/0021.jpg

Как только солнышко стало жарить меньше, мы с Ксю решили поплавать по каналу.

http://www.4turista.ru/files/0022.jpg

http://www.4turista.ru/files/0023.jpg

Но через минут 5 гребли, я понял что мне, мягко говоря, пипец.... Плечи жгут, грудь жгет, короче обгорел по полной. Хорошо Ксюха умеет грести (я даже об этом не знал), и она остаток маршрута катала меня она.

http://www.4turista.ru/files/0024.jpg

http://www.4turista.ru/files/0025.jpg

Мы честно попытались проплыть на лодке по этому участку реки. Сразу становиться видно, что этот участок рылся вручную, дон на этом участке ровный, без изгибов, словно струна.

Берега с обеих сторон одинаковые, высокие с валом наверху. Дядька рассказал мне, что когда тут обрабатывали землю (пахали и т.п.) натыкались на большое количество человеческих черепов и костей. Так вот, проплыть хотя бы до середины канала не получилось, т.к. там все заросло кувшинками. Т.к. это лето выдалась жарким, то дон в тех местах обмелел, там где мы пытались проплыть, глубина была примерно в метр, а на некоторых участках, у берега, глубина достигала около 2 метров.

http://www.4turista.ru/files/0026.jpg

http://www.4turista.ru/files/0027.jpg

http://www.4turista.ru/files/0028.jpg

Кстати, совсем забыл, вниз по течению на реке имеется разрушенная плотина, которая поддерживает уровень воды на этом участке реки.

http://www.4turista.ru/files/0029.jpg

Т.к. проплыть дальше у нас не получилось, мы решили отправиться обратно, к месту стоянки и продолжить отдыхать =)

http://www.4turista.ru/files/0030.jpg

http://www.4turista.ru/files/0031.jpg

http://www.4turista.ru/files/0032.jpg

Вечерело, становилось все прохладнее и комфортнее.... Где то вдалеке начал греметь гром, и мы уже подумали, что скоро начнется дождь, но все ограничилось получасовым сильнейшим ветром, который чуть ли не унес наши палатки.

http://www.4turista.ru/files/0033.jpg

http://www.4turista.ru/files/0034.jpg

http://www.4turista.ru/files/0035.jpg

http://www.4turista.ru/files/0036.jpg

Закат. Ветра нет. Тишина...

http://www.4turista.ru/files/0037.jpg

http://www.4turista.ru/files/0038.jpg

Из воды прыгает рыбка, но клевать из-за жары не хочет.

Потом от одного берега к другому проплыла ондатра, их там много, пока мы плавали на лодке, видели пару штук. Даже ребята заметили, что ондатры и раки (раков там много, только из-за жары как и рыба все попрятались) это показатель очень чистой воды! Да и откуда там быть грязной воде, если от истока всего лишь 40 км, и через города она за эти 40 км не протекает. Да что говорить стоя по шею в воде, видно свои коленки!

http://www.4turista.ru/files/0039.jpg

На следующий день в планах было прокатиться на машине вдоль канал и посмотреть русло старого Дона.

На утро брат предложил вытащить какую то телегу, которая лежала почти на середине реки. В свое время, лет 15 назад ее пытались вытащить, но увы, не получилась, она была глубоко в илу.
Тут на помощь пришла лебедка =) Зацепив трос за телегу, мы начали тащить ее...

http://www.4turista.ru/files/0040.jpg

Тащили ее долго. Как только мы подтащили ее к берегу, поняли, что это не телега, а что-то другое. Причем это что-то другое уперлось в берег и нехотело вылезать =)

Ребята при помощи блока усиления соорудили что-то вроде крана, и мы начали тащить дальше.
Морда машины началась подниматься, а дерево наклоняться и хрустеть, поэтому я решил отъехать подальше.

-->

-->

http://www.4turista.ru/files/0041.jpg

Как оказалось, это была не совсем телега.
Дядька рассказал, что лет 30-40 назад на таких штуках по льду на другой берег реки перевозили еду для скота в ближайший колхоз, и вполне возможно, что лед однажды не выдержал, и ЭТО провалилось под воду.

Ну, хоть находка и не ценная, но зато немного очистили реку =)

После этого ребята поехали в Москву, а я поехал вдоль Дона.
И вот этот канал перед нами, во всей красе!

http://www.4turista.ru/files/0042.jpg

http://www.4turista.ru/files/0043.jpg

http://www.4turista.ru/files/0044.jpg

Правда он весь заросший до такой степени, что создается впечатление, что по кувшинкам можно пройтись и не провалится....

http://www.4turista.ru/files/0045.jpg

http://www.4turista.ru/files/0046-2.jpg

http://www.4turista.ru/files/0047.jpg

Дальше дон снова начинает уходить в глубину и кувшинки пропадают..

http://www.4turista.ru/files/0048.jpg

А вот и старое русло р. Дон.
Сейчас и не понять, что тут течет река, больше это похоже на заболоченный ручей.

http://www.4turista.ru/files/0049.jpg

http://www.4turista.ru/files/0050.jpg

На этом наша поездка закончилась, и мы выехали в Москву.....

Ну и на последок, немного об истоке р. Дон --> Исток р. Дон в древности и сейчас....

PS
Вдоль берегов мы копали в предыдущие разы, нашли немного, но все-таки нашли =)

PSS
Если кому интересно, книгу Андрея Платонова "Епифанские шлюзы", можно скачать и прочитать в формате PDF ТУТ